Слайд 1ПРОБЛЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ЦЕННОСТЕЙ
Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ
Ценности – это вещи, принципы, идеалы (личностные, социальные, политические), нравственные
нормы и т.п., которые обладают для человека определенной значимостью, выполняют регулятивную функцию в отношении его выбора, приоритетов и т.п., причем эта значимость определяется и задается самим человеком.
Слайд 3ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТЕЙ
Ценности имеют особую двойственную субъективно-объективную природу. С одной стороны,
выбор ценностей субъективен, поскольку он связан с самоопределением человека. Однако сами ценностное измерение человеческого бытия дано самому человеку изначально, да и сами ценности имеют объективное значение, что особенно заметно в случае моральных (нравственных) социальных и политических ценностей.
Ценности имеют особую – духовную – природу, то есть существуют только для человека - существа, обладающего разумом и свободой.
Ценности лежат в основе морали: мораль – особая, сравнительно с природным, форма человеческого бытия, имеющая в качестве предпосылки способность к различению добра и зла.
Ценности обладают неясным бытийным и познавательным статусом, поскольку невозможно сказать однозначно, открываются ли ценности наподобие того, как открываются законы природы, или же, напротив, придумываются, создаются и задаются самим человеком.
Слайд 4СУТЬ ВОПРОСА
СУТЬ ВОПРОСА. Имеют ли ценности не только субъективную, но и
объективную природу, т.е. существует ли независимо от человека (объективно) некоторый особый «мир ценностей» из которого человек черпает свои знания об этих ценностях, т.е. открывает их по аналогии с тем, как он открывает, а не придумывает законы природы?
Слайд 5ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСА
ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСА.
Если существует объективный «мир ценностей», то, следует признать,
что ценности имеют не только субъективное, но и объективное значение в том смысле, что они могут быть ценностями правильными и неправильными, истинными и ложными, полезными и вредными и т.п., а человек, оставаясь свободным в своей субъективной оценке ценностей, обязан осознавать свою ответственность за выбор правильных ценностей.
Если существует объективный «мир ценностей», а сами ценности имеют духовную природу, то это означает, что наряду с природной, существует иная, духовная реальность, в качестве каковой следует полагать высшее разумное и свободное существо – Бога.
Слайд 6НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
Ценностное измерение человеческого бытия – исходная данность. Человек по своей
природе обречен быть свободным, обречен на выбор, и это – выбор разумного существа. Спрашивается, что тогда является критерием выбора? Если ценности существуют только субъективно, то сам вопрос о выборе утрачивает остроту и по существу оказывается бессмысленным, а ценности перестают быть чем-то значимым для человека. Спор о ценностях приобретает смысл только в том случае, если они имеют объективную природу. А познание ценностей следует понимать не как их создание, но именно как открытие. Но поскольку ценности связаны со свободой, они в любом случае не могут иметь природного измерения. Поэтому ценности можно рассматривать как окно в мир трансцендентной реальности.