Начальный этап развития социологии в США презентация

Содержание

Слайд 1Начальный этап развития социологии в США

Особенности развития американского общества во второй

половине ХIХ века.
Чикагская социологическая школа.
Колумбийская школа социологии.


Слайд 2Особенности американского общества в конце ХIХ в. – начале ХХ в.
Колонизованная

Америка представляла собой пространство, не имеющее четких “идеологических” и географических границ.
Американское государство было образовано на “пустом” месте, не имевшем истории и являвшемся лишь придатком европейских государств и, следовательно, фрагментом их истории.


“Общество” состояло из иммигрантов в первых поколениях, большинство из которых до сих пор жили общинами, объединенными по принципу национально-религиозной идентичности, среди которых преобладали протестанты.


Слайд 3
Урбанизация разрушала замкнутость соседских общин, “первичных групп”, ввергая всех в новую

городскую жизнь с ее специфическими соблазнами:
атомизация и дезинтеграция общества,
социальная дифференциация и сегрегация (отделение)
превращение религиозных сообществ в “сообщества потребителей”,
увеличение неанглосаксонского населения

Слайд 4Идейные основы институционального порядка американского общества
Сердцевиной американской идеологической традиции является общее

согласие по поводу двух основополагающих политических идей:
1 - демократическая форма правления – наилучшая из возможных,
2 - американская история - история прогресса и достижений.

=>

Для ранней американской социологии не существовало политических проблем.
Ее лидеры видели свою задачу в научном обосновании преимуществ или реформирования существующей политической и социальной системы.


Слайд 5Особенности психического склада и мышления американцев, их влияние на развитие социологии
Опыт

переселенца, вынужденного постоянно вести борьбу с природой, уповая на “милость божью”, но, надеясь только на самого себя, сформировал особый тип личности – не склонного к отвлеченным рассуждениям с так называемым “горизонтальным” мышлением.
Идея “исхода” из существующего несправедливого социального порядка.


Слайд 6Американское общество не имело многоступенчатой иерархической структуры, сравнимой по “глубине” с

европейской.
Американец привык оперировать категориями индивидуализма, действовать в одиночку и взваливать на себя бремя ответственности за свои поступки. Поэтому в США “классовые” теории никогда не находили себе достаточного количества сторонников.


Слайд 7
Социология “означала для американца решение непосредственных технических задач общественной жизни”
Демократическая

государственность и демократические общественные институты породила недоверие к авторитетам и “проверенным” традиционным научным системам.
С одной стороны, американская наука могла развиваться легче и свободней, особенно в направлениях, вызванных практическими нуждами
С другой стороны, не было стремления к созданию революционной теории.


Слайд 8Влияние протестантизма на развитие социологии


Слайд 9 Протестантизм в Америке – не только множество религиозных групп.

Он стал образом жизни, “нормативным каркасом”, который позволяет поликультурной стране сохранять социальную интеграцию.
Члены локальных общин, конгрегаций, сект, жившие по своим правилам, имевшим, тем не менее, много общего, составляли большинство политически и социально активного населения США.

Слайд 10Социологически это означало, что через образование, контроль над учебными заведениями, экономическую

и филантропическую деятельность происходила “протестантизация” процесса вторичной социализации.
Иммигранты оказывались перед выбором: либо ассимиляция через усвоение языка, правил и норм поведения, либо изоляция и замкнутость внутри этнических общин.

Слайд 11В культуре американского
общества результат социальной активности
протестантских церквей проявился
в

распространении основных
традиционных ценностей протестантов
на все слои расово, этнически, национально,
культурно и экономически
дифференцированного общества
через проникновение в
общенациональные мифы,
“американскую мечту”.

Слайд 12Особенности американской социологии
Доминирование эмпирической и аналитической социологии (в ущерб теоретической).
Считается,

что именно в Соединенных Штатах родилась традиция систематических “обзоров” общества с помощью анкетирования, опросов, деловой статистики, исследований, проводившихся с практическими целями.
Практическая ориентация

Слайд 13Их результаты предполагалось ориентировать на выработку практических решений ( “как” сделать

то, что должно быть сделано; при этом то, “что должно быть сделано”, известно заранее), то есть в большей степени на “технологию.
Ориентация на управление.

Слайд 14“Социология стремится к знанию и господству, используя методы социальной науки и

воспитывая способных к творчеству социологов, вместо того, чтобы пытаться формировать новое общество с помощью идеологии и пропаганды»
Деидеологизация социального знания

Слайд 15 Ориентация на проблемы «маленького человека»


Слайд 16Основные направления американской социологии

Эволюционно-
догматическое –
представлено У. Самнером


и его ученицей С. Келлер.

Социально-психологическое направление
(Л. Уорд, Ф. Гиддингс)
Внимание к микроуровневой проблематике, изучение непосредственных контактов между индивидами в рамках “первичных групп”.
Их идеи были в дальнейшем подхвачены и развиты символическим интеракционизмом

“Компромиссное” направление (дуалистичное).
Рассматривая социальную структуру в категориях органической и эволюционистской парадигм, его участники
“психологизировали” свои теории, обращая первостепенное внимание на межиндивидуаль-
ные взаимодействия и признавая сознательную роль человека в эволюционном процессе.


Слайд 17Особенности институционализации социологии в США
Сразу получила доступ на университетские кафедры
Первый курс,

носивший название «Социология», был прочитан Уильямом Самнером в Йельском университете в 1876 г.
Первую кафедру социологии и социологическую специализацию в мире открыл в Чикагском университете в 1893 г. Албион Смолл.
В 1901 г. уже 169 американских университетов и колледжей предлагают своим слушателям курсы социологии.
В 1895 г выходит журнал «Amerikan Journal of Sociologi.
В 1905 г. возникло под председательством Лестера Уорда Американское социологическое общество.



Слайд 19
7. К 1909 звание “полного профессора” по социологии имели 50 человек.


8. К 1916 г. в стране было издано двадцать шесть учебников
9. Отцы-родоначальники американской социологии не были исследователями (священников и журналистов было более всего).
10. Не все исследователи пользовались термином «социология», используя понятие «социальная наука» (Уильям Самнер).
11. Не всегда исследователи были знакомы с трудами других американских социологов. (Трудности в обмене информацией).



Слайд 20Этапы развития классической социологии в США
Предсоциология.
Работа А. Брисбейна "Социальная судьба

человека, или Ассоциация и реорганизация промышленности" (1840) как пример ранних эмпирических исследований.

Институцианализация ранней американской социологии. Образование Американской ассоциации социальных наук (Нью-Йорк, 1862) и начало издания "Обозрения социальной науки". Первый социологический факультет в американском университете - Чикагский университет.

Университетская и практическая социология начала ХХ века (заканчивая 20-ми годами ХХ века)


Слайд 21Американские социологические школы
Чикагская школа социологии
Особенности Чикагской школы социологии:
1) методика- анализ

личности
2) государственный заказ
3) конкретика и прагматизм
Основы идей:
протестантская религиозная традиция
идеи реформизма
эмпиризм
прагматизм (Джон Дьюи)

Колумбийская школа социологии
Ранние статистические исследования под руководством Франклина Гиддингса в Колумбийском университете.
Использование Ф. Гиддингсом статистического анализа для прикладных социальных исследований.
Первые прикладные исследования по урбанистике в Колумбийском университете.



Слайд 22 Чикагская школа социологии
Возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного

с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году.
Университет основан семейством Рокфеллеров, в нём принят приоритет ценностей филантропии и баптизма,
В практическом плане преобладали власть частного капитала и требование следовать установившимся образцам американского образа жизни.

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА


Слайд 25Исследования проблем американского социума
жизнь этнических групп иммигрантов в США (японцев, чехов,

итальянцев, шведов, немцев, евреев, китайцев, эстонцев);
положение чернокожих американцев и отношение к ним, включая рабство, прессу, семью, теологические семинарии, предрассудки, расовое сознание и бирасовые организации;
социология семьи, молодежи и пола,
становление личности,
социальная самоизоляция,
игровые движения,
дезорганизация семьи,
женская мобильность,
контроль над рождаемостью,
межнациональные браки, развод,
демографическое поведение.

Слайд 26Практические исследования для муниципальных властей
девиантное и маргинальное поведение, изучаемое на примере работы

тюрем графств, суда для несовершеннолетних,
выполнение закона о бедности.
Объектом исследования являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяги, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания, «сухой закон», религиозные секты.
формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации


Слайд 27средства массовой информации;
коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности

газет, религиозных организаций, кино, радио;
экономические факторы и институты, такие, напримep, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю.
Много внимания уделялось этническим труппам. Так, широкую известность получили работы по изучению еврейского гетто в Чикаго, финской общины в Мичигане, поселений меннонитов в Канзасе.

Слайд 28Теоретические основы Чикагской социологической школы
Идеи американской философии прагматизма - концепции

Чарльза Пирса, Уильяма Джемса, Джона Дьюи.
Первой Чикагской научной школой в области социального знания была не социологическая, а философская школа прагматизма и инструментализма, которую возглавлял Дж. Дьюи.
Одна из центральных идей Дж. Дьюи заключалась в том, что общество можно создавать и развивать только посредством воспитания людей.
Цель воспитания - формирование у человека стремления к достижению успеха как универсального образца поведения.
Эта теоретическая установка отражала развитие США на рубеже веков, которое было тесно связано со стремлением всего общества, каждого конкретного человека к практической полезности и действий и достижениям в любой сфере деятельности как самоцели.

Слайд 29Периодизация деятельности Чикагской школы социологии
Подготовительный период - с основания школы


до первой мировой войны.
Лидер - А. Смолл, декан департамента и главный редактор
«Американского журнала социологии».
Сотрудничали:
Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Торстейн Бунд Веблен.
Большая заслуга - установление связей с городским правлением

Второе поколение - между первой мировой войной и
серединой 30-х годов XX века.
Лидерами были Роберт Парк и Эрнест Берджесс.
Основная проблематика - различные аспекты урбанизации,
социология семьи, социальная дезорганизация.


Слайд 30Четвертое поколение - от начала 50-х годов до нашего времени.

Лидеры - Герберт Блумер и Моррис Яновиц.
Г. Дж. Блумер - представитель психологического направления, сформулированного Дж. Г. Мидом.
Он продолжает традицию Уильяма Томаса и Роберта Парка, изучая «Я», эго.
Ему принадлежит термин «символический интеракционизм».

Третье поколение - (середина 30-х - начало 50-х годов)
Лидер - Уильям Огборн (1886-1959) был деканом
с 1936 по 1951 годы.
В 1929 году - президент Американского
Социологического общества, с 1937 по 1939 гг. руководил
Исследовательским советом социальных наук.
Основная проблематика: исследования личности
на стыке с психологией


Слайд 31Представители Чикагской школы социологии
А. Смолл
Дж. Винсент
Ч. Хендерсон
У. Томас


Л. Уорд
У. Самнер
Ф. Гиддингс
Э. Росс
Ч. X. Кули

Школа существует и сегодня.
Но с конца 1930-х годов она теряет исключительное положение в социологической науке США.
Причины:
развитие социологии в других центрах,
уход в 1934 году тогдашнего лидера школы Р. Парка,
возникшие разногласия о методах исследований,
кризис концепции локализма как главного направления развития американской социологии,
к тому времени в Чикаго не было общепризнанных крупных теоретиков как П. Сорокин или П. Лазарсфельд.


Слайд 32Албион Вудбери Смолл (1854-1926)
Был первым в США профессором социологии.
Вместе с Л.

Уордом и Ф. Гиддингсом считается ученым, внесшим решающий вклад в признание социологии в американских академических кругах. Образование богословское в колледже Колби и в Баптистской Ньютоновской теологической семинарии.
В 1889 г. два года провел в университетах Берлина и Лейпцига, изучая труды Г. Шмоллера, А. Вагнера, А. Шеффле, К. Маркса. Вернувшись в США, преподает историю и политическую экономию в колледже Колби.
В 1889 году защищает докторскую диссертацию в университете Джона Хопкинса

Слайд 33А. Смолл
В 1889 году становится президентом колледжа Колби
с 1892 года занимает

пост первого в США декана социологического департамента вновь созданного Чикагского университета. Профессорами социологии он назначает Джорджа Винсента, Уильяма Томаса, Чарльза Хендерсона, а чуть позже Роберта Парка и Эрнеста Берджесса.
Совместно с Дж. Винсентом Албион Смолл пишет первый американский учебник по социологии, опубликованный в 1894 году.
В 1895 году он основал «Американский журнал социологии»
В 1905 году был одним из организаторов Американского социологического общества и был его президентом в 1912 и 1913 гг.
А. Смолла больше помнят как энергичного организатора социологической науки, чем теоретика

Слайд 34Основные идеи А. Смолла
Задача социологии в стимулировании и разработке социального планирования,

в формулировании содержания секуляризованной социальной этики.
Концепция социального процесса: Групповая деятельность основывается на элементарных человеческих интересах, и неизбежный конфликт этих интересов придает динамику социальному процессу.
Концепция социального конфликта.
Схема человеческих интересов.
Положение о государстве как посреднике и медиаторе в урегулировании конфликтных групповых интересов.

Слайд 35Именно первое поколение Чикагской школы — А. Смолл, Дж. Винсент, У.

Томас, Ч. Хендерсон утвердили либерализм в качестве основной социально-философской доктрины социологической школы. Либерализм понимается в США как идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индивида, а также на вере в возможность социального прогресса и улучшения качества жизни с помощью изменений и инноваций в социальной организации общества


Чикагская школа развивала корпоративную разновидность либерализма: без политического регулирования экономической жизни капитализм будет разрушен классовыми конфликтами.
Чикагская школа выступила против неограниченной экспансии капиталистического господства, за цивилизованность, рациональность форм такого господства.


Слайд 36
В мировую социологическую классику вошла пятитомная работа этого периода Чикагской школы

«Польский крестьянин в Европе и в Америке» (1918-1920), опубликованная Уильямом Айзеком Томасом (1863-1947) и Флорианом Витольдом Знанецким (1882-1958).
Изученные в ней процессы миграции и социальной адаптации впервые строились на основе строгого качественного и количественного анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий поляков, как переехавших в США, так и остающихся в Польше).

Слайд 37
У. Томас сформулировал концепцию социальной ситуации, которую он делил на три

важнейшие составные части:
1) объективные условия, заложенные в существующих социальных теориях и ценностях;
2) установки индивида и социальной группы;
3) формулирование существа ситуации действующим индивидом.

В совместной работе с Ф. Знанецким У. Томас детально исследовал именно систему социальных установок и показал, что конфликты и социальная дезинтеграция с необходимостью возникают в случаях, когда индивидуальные определения ситуации личностью не совпадают с групповыми ценностями.

Слайд 38
Социология - наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются активных

взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым её членом и всей группой в целом.

Флориан Знанецкий (18821882-1958).


Слайд 39Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие

с окружающей средой.

Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек - адаптируясь к обществу.

Разработал концепцию социального действия: социальное действие - это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия - приспособление и оппозиция.

Слайд 40Роберт Парк (1864-1944)

Социология - наука о коллективном поведении.


Слайд 41
Общество - это организация социального контроля.
Социальный контроль - общество символов, знаков

и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие.

В работе «Город» рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экология позволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами.
Социальную экологию интересует значение позиций во времени и пространстве.

Расселение по принципу борьбы за существование. («Самое лучшее для самых лучших»).

Посредством порядков в обществе поддерживается динамическое равновесие, степень свободы уменьшается.
Центральная проблема социальной экологии - проблема равновесия и кризисов.

Слайд 42Уильям Филдинг ОГБОРН
(1886-1959)

Американский социолог.

Один из создателей
социологии науки
и

социологии техники.
Доктор социологии,
профессор

Слайд 43
В 1910, ещё студентом, познакомился с идеями З. Фрейда и в

1915 познакомил с ними К. Паркера.
Работал социологом в Чикагском университете.
В 1918 прошел дидактический психоанализ у Т. Барроу.
В 1919 исследовал психологические основания экономического понимания истории.
Использовал теории неврозов Фрейда и индустриальных психозов Паркера.
Оказал большое влияние на внедрение психоанализа в американскую социологию.
Считал, что ведущим фактором социальных изменений являются «материальная культура» (или техника), развивающиеся быстрее «нематериальной культуры».
Создал концепцию «культурного отставания».
Развивал идеи о том, что именно достижения науки и техники влекут за собой изменения социальной и культурной жизни.
Доказывал, что урбанизация и индустриализация ведут к сокращению и распаду семьи.

Слайд 44Итоги по вкладу Чикагской школы в общественное использование социологического знания

А. Смолл

сформулировал, что долг социолога - открывать новое знание и передать его так, чтобы справедливое и гармоничное общество управлялось во всеобщих интересах.
У. Томас стремился улучшить средства, имеющиеся в распоряжении социальных инженеров, чьей основной задачей является помощь людям в развитии личностного контроля, благодаря которому можно будет преодолеть индивидуальную нищету, материальную и духовную.
Р. Парк изучал баланс потерь и приобретений цивилизации с точки зрения социального порядка и наиболее полной реализации сущности человеческой природы.
Л. Вирт разрабатывал для социологов стратегии достижения общественного консенсуса, которые не просто делают доступными соответствующие знания, но и обязывают социологов брать на себя профессиональную ответственность за формирование общественного мнения.
У. Огборн концентрировался на рассмотрении последствий социального знания прежде всего для достижения индивидуальной свободы и личного удовлетворения и, уже потом, для достижения коллективной гармонии.
М. Яновиц детально идентифицировал эффективные средства личности и социального контроля.

Слайд 45Колумбийский университет, находящийся в Нью-Йорке, - одно из наиболее престижных учебных

заведений в США
Первым официальным профессором социологии в США стал в 1894 году Ф. Гиддингс здесь, в Нью- Йорке.
Созданный вторым (после Чикагского) Колумбийский департамент социологии в начале XX века был единственным его соперником как в области профессиональной подготовки кадров, так и в академической разработке социологической проблематики.
Однако серьезным и крупным исследовательским центром международного значения он становится с 30-х годов XX века, с появлением в нем таких фигур, как Роберт Мак-Айвер, Джекоб Морено, Пауль Лазарсфельд, Роберт Мертон.


Колумбийская школа социологии


Слайд 47Колумбийская школа
Франклин
ГИДДИНГС
(1855-1931)

Американский социолог,
Президент Американского
социологического общества.
Первым в США получил
должность «полного
профессора»

социологии в
Колумбийском университет
в 1894 г.

Слайд 48В ранний период научной деятельности примыкал к психологическому эволюционизму.
Как и другие

представители этого направления, стремился сочетать органицизм Спенсера с идеалистической интерпретацией общественной жизни.
Общество - есть физико-психический организм, особого рода организация, "представляющая отчасти продукт бессознательной эволюции, отчасти результат сознательного плана".
Социологический анализ общественных процессов должен сочетать в себе изучение объективно-природных и субъективно-психологических факторов.

Слайд 49Поль Феликс ЛАЗАРСФЕЛЬД
1901-1976

Американский социолог
позитивистского направления.
Участник крупнейших
эмпирических исследований,
проводимых в США по


анализу роли средств
массовых коммуникаций и
формировании общественного
мнения.

Слайд 50
Разрабатывал качественные и количественные методы в социологии.
Социологи изучают человека вообще,

а методолог — социолога в работе.
Полагал, что такая методология может возникнуть только при развитии социологии.
Требовал единства количественных и качественных методов, чтобы не разделять теорию и практику.


Слайд 51Якоб Леви МОРЕНО
1892-1974

Американский психиатр,
социальный психолог.
Окончил Венский
университет по двум
специальностям:
философия и

медицина.
С 1925 г. работал в США.
С 1940 г. – руководитель
основанного им же
Института социометрии и
психодрамы.

Слайд 52
Основоположник нового направления на стыке социологии, психологии и философии - социометрия (исследование

малых групп).
Социометрию можно назвать антипозитивизмом. Это новый, подход к изучению социальных явлений.
Свою процедуру Морено противопоставляет психоанализу.
Социальная реальность по Морено - это совпадение внешнего представления общества и социометрической матрицы.

Слайд 53Роль социологии США в классический период развития социологии
Удалось добиться главной цели

- привлечь внимание американского (и не только) общества к социологии.
Реализовать задачу ее ииституционализации.
Создать необходимые предпосылки для плодотворных творческих исследований на следующем этапе социологии.
Были сформулированы профессионально-этические установки социологической деятельности и обучения ей.

Слайд 545. Американская социология (в лице Чикагской школы) оказалась подготовленной к появлению,

вслед за теоретической линией развития, эмпирической ветви исследований в качестве самостоятельного их направления.
6. Благодаря работам школы в этот период американская, а вслед за ней и мировая социология оказались на пороге нового витка развития, связанного с полномасштабным проведением конкретных эмпирических исследований и разработкой методологии, методики и техники их осуществления.
7. Социологическая наука постепенно вступает в новый этап своего развития.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика