Презентация на тему Макс Вебер. Основные социологические понятия

Презентация на тему Макс Вебер. Основные социологические понятия, предмет презентации: Обществознание . Этот материал содержит 12 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Макс Вебер
Основные социологические понятия

Издание: Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост. Общ. Ред. И посл. Ю.Н.Давыдова; - М.: Прогресс, 1990. – 808 с. – (Социологич. Мысль Запада)

Основные социологические понятия – 602-643 стр.


Слайд 2
Текст слайда:

Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер (1864-1920) - немецкий социолог, философ, историк, политический экономист. Идеи Вебера оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности - социологии. Наряду с Эмилем Дюркгеймом и Карлом Марксом Вебер считается одним из основоположников социологической науки


Слайд 3
Текст слайда:

Социология есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие.

"Действием" мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл.

"Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

I. Понятие социологии и «смысла» социального действия


Слайд 4
Текст слайда:

Методологические основы

смысл, действительно субъективно предполагаемый действующим лицом в данной исторической ситуации, или приближенный, средний смысл, субъективно предполагаемый действующими лицами в определенном числе ситуаций

теоретически конструированный чистый тип смысла, субъективно предполагаемый гипотетическим действующим лицом или лицами в данной ситуации

1) СМЫСЛ


Слайд 5
Текст слайда:

2) Невозможно провести четкую границу между осмысленным и реактивным поведением

3) Всякая интерпретация стремится к «очевидности»
Очевидность может быть рациональной и эмоциональной

4) В своем исследовании Вебер выделяет несколько видов понимания:
непосредственное
объясняющее

5) Понимание означает интерпретирующее постижение предполагаемого или смысловой связи


Слайд 6
Текст слайда:

6) “Мотивом” называется некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия
“Адекватным смыслу” мы назовем единое в своих проявлениях действие в той мере, в какой соотношение между его компонентами представляется нам с позиций нашего привычного мышления и эмоционального восприятия типичным (мы обычно говорим, правильным) смысловым единством
“Каузально адекватной” мы назовем последовательность событий, если в соответствии с опытными правилами можно предположить, что она всегда будет таковой

7) События и единообразия, которые, будучи в при­нятом здесь смысле непонятными, не могут быть опре­делены как «социологические факты» или закономер­ности, конечно, не становятся от этого менее важными

8) Метод так называемой "органической" социологии направлен на то, чтобы объяснить совокупность социальных действий, отправляясь от "целого"


Слайд 7
Текст слайда:

9) Вебер определяет социологические законы- представляют собой подтверждение наблюдаемых вероятностей того, что «при определенных усло­виях социальное поведение примет такой характер, ко­торый позволит понять его, исходя из типических мотивов и типического субъективного смысла, которыми руковод­ствуется действующий индивид»

10) Социология отличается от истории тем, что «конструирует типовые понятия и устанавливает общие правила явлений и процессов». История же в свою очередь «стремится дать каузальный анализ и каузальное сведение индивидуальных, обладающих культурной значимостью действий, институтов и деятелей»

В социологическом ис­следовании, объектом которого является конкретная ре­альность, необходимо постоянно иметь в виду ее отклоне­ние от теоретической конструкции; установить степень и характер такого отклонения — непосредственная задача социологии


Слайд 8
Текст слайда:

Понятие социального действия

Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других.

Внешнее действие не может быть названо социальным в том случае, если оно ориентировано только на поведение вещных объектов. Внутреннее отношение носит социальный характер лишь в том случае, если оно ориентировано на поведение других.

Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других.

По Веберу единообразное поведение многих и воздействие массы на индивида не являются социальными.


Слайд 9
Текст слайда:

II. Мотивы социального действия

Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть:

целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели,
ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или другую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;
аффективным, прежде всего эмоциональным, т. е. обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;
традиционным, т. е. основанным на длительной привычке.


Слайд 10
Текст слайда:

III. Социальное отношение

Социальным «отношением» мы будем называть поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это.

Признаком данного определения будет служить «степень отношения одного индивида к другому» Содержание этого отношения может быть различным: дружба, любовь, борьба, уважение, рыночный обмен, выполнении; уклонение или отказ от соглашения; сословная, национальная или классовая общность.

Вебер выделяет «одностороннее» и «двустороннее» социальное отношение.


Слайд 11
Текст слайда:

IV. Типы социального поведения. Нравы. Обычаи

 Социология занимается такими типами поведения, которые похожи друг на друга, то есть присутствует некое единообразие.

Если в установке социального поведения присутствует единообразие, то это нравы, по мнению Вебера. Но только в том случае, если такое существование внутри определенного круга лю­дей, которые в свою очередь, объясняется привычкой.
 
А нравы мы будем называть обычаями, но только тогда, когда привычки укореня­лись в течение длительного времени. 


Слайд 12
Текст слайда:

V. Понятие легитимного порядка

Поведение, особенно социальное поведение, а также социальные отношения могут быть ориентированы индивидами на их представление о существовании легитимного порядка. Возможность такой ориентации мы будем называть "значимостью" данного порядка.

VI. Типы легитимного порядка: условность и право

Вебер определил два класса гарантий легитимности, а именно: условность и право.
        Легитимность порядка внутри этих классов, которые выделяет автор таковы: 
1) чисто аффективно: эмоциональной преданностью,
2) ценностно-рационально: верой в абсолютную зна­чимость порядка в качестве выражения ценностей (например, нравственных), 
3) религиозно: верой в зависимость блага и спасения от сохранения данного порядка.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика