Корпоративная социальная ответственность презентация

Содержание

Структура курса Теоретические основы корпоративной социальной ответственности. Уровни развития КСО Структура корпоративной социальной ответственности Мировой опыт практики реализации корпоративной социальной ответственности Отечественный опыт организации работ в области корпоративной социальной ответственности

Слайд 1Лекция по КСО
К.э.н., доц.Васильева М.В.


Слайд 2Структура курса
Теоретические основы корпоративной социальной ответственности.
Уровни развития КСО
Структура корпоративной социальной

ответственности
Мировой опыт практики реализации корпоративной социальной ответственности
Отечественный опыт организации работ в области корпоративной социальной ответственности
Макрорегуляторы корпоративной социальной ответственности
Корпоративный сектор в социальной системе России
Управление корпоративной социальной ответственностью
Перспективы развития корпоративной социальной ответственности


Слайд 3Из истории
В XIX развитие КСО происходило преимущественно в форме филантропии и

носило локальный характер – отдельные благотворительные акции поддержки и мероприятия. Первоначально, это в большей степени касалось социальных гарантий для собственных работников, а также спонсирования полезных общественных и властных начинаний.
Так, в 1884 году в Чикаго по инициативе двух обеспеченных американок Джейн Аддамс и Гейтс Старр открывается первый “Hull House” – дом, оказывающий социальную поддержку иммигрантам и их детям. В заведении была организована вечерняя школа и ряд других специализированных образовательных курсов.
Помимо этого, была создана система бесплатного питания.
Позже «Hull House» получил в пользование еще несколько помещений и, в итоге, разросся в целую сеть домов социальной поддержки.

Слайд 4КСО в бизнесе
В 1977 г. специалисты из Университета штата Виржиния провели

обследование 1/5 американских компаний, численность сотрудников в которых превышает 500 чел.
Выяснилось, что около 90% таких компаний имели четко формализованные этические кодексы. Причем 40% из них приняли такие документы еще до 1967 г. Интересно, что раньше, чем у других, своды этических правил появились в компаниях, занятых в сфере страхования и услуг. Мелких фирм, принявших кодексы поведения, в эти годы было значительно меньше – всего 45%.
Инициаторами и авторами кодексов в основном были представители высшего управленческого персонала. Текст утверждался Советом директоров или исполнительным директором. Только четверть кодексов была адресована всем служащим, в основном они предназначались менеджерам.
В 1980 г. все кодексы запрещали служащим вступать в конфликты интересов, брать взятки и принимать подарки. Только в 62% из них запрещалось злоупотребление служебным положением, использование активов и внутренней информации фирмы в личных интересах. В 60% случаев особое внимание уделялось честности в предоставлении информации и в рекламе.


Слайд 5Почему КСО становится приоритетом для развития компаний
1. Снижение роли государства. Во

многих странах, особенно небольших и развивающихся (то есть там, где государство не в состоянии нести бремя социальной ответственности), решение вопросов охраны природы, развития человеческого капитала практически полностью ложится на крупные мультинациональные корпорации.
2. Увеличение требовательности со стороны потребителей. Все большее количество корпоративных и частных потребителей идут на долгосрочные отношения с той или иной компанией, будучи уверенными в «социальной благонадежности» поставщика, который не наносит вреда природе, не нарушает прав человека.
3. Распределение ответственности между партнерами и давление инвесторов. Немало социально ответственных компаний отслеживают, чтобы в их производственной цепочке не было социально безответственных партнеров, поскольку это может повредить их имиджу. Сильное давление на них оказывают и социально ответственные инвесторы, использующие свои права акционеров для изменения политики компаний.

Слайд 6Что такое КСО
НА ПРАКТИКЕ: принцип этики бизнеса,
В НАУКЕ: составная часть

более общей философской дисциплины - этики.
Система принципов этики своими корнями уходит в древнегреческую философию, где впервые были подняты вопросы о соотношении морали и разума, однако движение за этичность бизнеса получило широкое распространение лишь в конце XIX - начале XX веков.
Возникновение самой концепции социальной ответственности на западе относят к началу прошлого века, при этом сам термин КСО появился лишь в 1953 году, благодаря книге американского экономиста Говарда Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена».

Слайд 7Хоуард Р. Боуэн 1908 - 1989 достижения:
Четырнадцатый президент Университета штата Айова, 1964-1969,

и президент Гриннелл колледжа 1955-1964
Преподавал экономику в университете штата Айова с 1935 по 1942 год
Получил степень бакалавра степень в Государственном колледже Вашингтона в 1929 году, и степень магистра и докторскую степень от Университета штата Айова в 1933 и 1935 годах соответственно
Ассоциация исследований высшего образования установила премию его имени, награда, ежегодно с 1991 года.
Проводятся ежегодные лекции (по методам Говард Боуэн) в колледже Типпи бизнеса и Клермонтского университета.

«К обязательствам предпринимателя относится проведение такой политики и принятие таких решений, которые являлись бы желательными с точки зрения целей и ценностей нашего общества» [Bowen, 1953]


Слайд 8Джон Морис Кларк 1884-1963
цель управления - «сбалансированное общество», в котором частная

деятельность в сочетании с правительственным контролем могли бы обеспечить равновесие между эгоистическим интересом и общественными интересами.
Свободные люди должны работать сообща, чтобы возобладало чувство ответственности, поскольку только при этом условии существующая система (общество, государство) может выжить.
Он считал неизбежным применение понятия благосостояния в экономическое мышление, так как экономика связана с представлением людей о ценностях, а значит, этические критерии должны составлять её неотъемлемую часть.
Нравственные начала человеческого общежития становятся средством максимизации общественного благосостояния.
Развитие цивилизации на основе социального сотрудничества людей предполагает активное участие населения и бизнеса в решении задач как мелких локальных сообществ, так и на общегосударственном уровне.


Слайд 9Милтон Фридман 1812-2006
по мере своего развития концепция разделила общество на два

противоборствующих лагеря сторонников и противников КСО.
К последним относился известный экономист, полагавший, что социальная ответственность бизнеса заключается лишь в эффективном использовании ресурсов с целью увеличения прибыли и в соблюдении «правил игры» - 1971 г.
Несмотря на это, КСО стала активно внедряться американскими и европейскими компаниями, которые видели в ней возможности повысить конкурентоспособность.
Дополнительными факторами, повлиявшими на становление концепции КСО, стали осмысление человечеством глобального уровня экологических проблем, а также поиск альтернативных источников энергии.

Слайд 10КСО –политика компании
выходящая за рамки установленных национальным законодательством норм ведения бизнеса,


предполагающая симбиоз экономических, социальных и экологических аспектов деятельности
нацеленная на достижение финансовых и стратегических целей компании (повышение капитализации и прибыльности, рост деловой репутации и конкурентоспособности).
Основными задачами КСО являются
выработка стратегии управления репутационными рисками компании
поддержание стабильности на нескольких уровнях: внутри предприятия, в определенном рыночном сегменте и в обществе в целом.

Слайд 11Концепции ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА К социально-ответственному бизнесу: 1)теория корпоративного эгоизма
наиболее традиционная подчеркивает,

что единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была высказана Милтоном Фридманом и может быть названа теорией корпоративного эгоизма.
Она признает, что существует единственная социальная ответственность бизнеса – использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли и осуществляемых в рамках закона.

Слайд 122)Теория корпоративного альтруизма
появилась одновременно с опубликованием нашумевшей статьи Фридмана в «New

York Times» и принадлежала Комитету по экономическому развитию (the Commitee for Economic Development).
В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни.


Слайд 133. «центристская» теория разумного эгоизма
утверждается, что социальная ответственность бизнеса –

это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли.
Тратя деньги на социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли.


Слайд 14теория стейкхолдеров
сформулирована в середине 80-ых годов пошлого века экономистом Р.Фриманом.


Под стейкхолдерами подразумеваются любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие существенное влияние на принимаемые фирмой решения или оказывающиеся под воздействием этих решений
Компания должна активно строить гармоничные отношения со всеми стейкхолдерами, несмотря на наличие конкурирующих целей у каждой из групп.

Слайд 15модель иерархии КСО
представляет социальную ответственность в виде пирамиды, состоящей из

трех уровней: базового, продвинутого и высшего
модель позволяет продемонстрировать различия между обязательными требованиями общества относительно соблюдения компаниями социальных стандартов и законодательно закрепленных норм и добровольным вкладом компании в развитие человеческого капитала и окружающей среды.

Слайд 16модель четырех уровней воздействия КСО
позволяет разграничить те сферы, на которые

ориентированы социальные программы компании.
В соответствии с ней можно выделить:
внутрикорпоративный уровень,
уровень рыночного воздействия,
уровень общественного воздействия
уровень глобального воздействия
На каждом уровне – свои задачи, однако в то же время определенные стратегии КСО могут осуществляться на нескольких уровнях одновременно.
Так, например, внедрение инноваций может не только способствовать экономическому прогрессу общества и укреплению позиций компании на рынке, но и оказывать положительное влияние на экологию, выходя тем самым на глобальный уровень воздействия.

Слайд 17Пирамида Арчи Кэрролла
подход опирается на разграничение того, какого вида ответственность существует

у корпорации.
Кэрролл выделяет четыре вида ответственности компании – экономическую, правовую, этическую и филантропическую

Слайд 18теория 3P
В соответствии с моделью 3P – Люди, Планета, Прибыль

(от англ. People, Planet, Profit) – между тремя её элементами происходит постоянный симбиоз, и развитие одного из компонентов приводит к развитию остальных компонентов модели
Теорию 3P в литературе также называют «принципом триединства»
«Принцип триединства» был впервые использован как термин в 1994 году англичанином Джоном Элкингтоном – соучредителем агентства SustainAbility и одним из крупнейших исследователей концепции КСО.

Слайд 19теория сфокусированной социальной ответственности Майкла Портера, род. 1947 г, автор теорий

по менеджменту, КСО - 1999

подразумевает внедрение стратегии КСО, направленной на конкретные группы стейкхолдеров с целью реализации социальных проектов, которые бы оптимизировали достижение как финансовых, так и социальных целей в деятельности компании.
Основными задачами, по мнению Портера, становятся, во-первых, определение тех областей, в которых компании следует сфокусировать свою социальную ответственность для улучшения конкурентоспособности, а во-вторых, поиск эффективных путей реализации КСО.


Слайд 20Принципы КСО


Слайд 21Стандарты КСО
Стандарты КСО разрабатываются международными организациями или специальными агентствами и используются

компаниями при раскрытии информации о своей деятельности в области устойчивого развития.
На основе анализа мировых тенденций и имеющихся научных и практических наработок, автором была разработана и предложена научная классификация стандартов, существующих в области КСО.

Слайд 22Стандарты КСО
Стандарты по составлению и верификации нефинансовой отчетности. Данные стандарты представляют

определенный формат для составления нефинансового отчета и его верификации. Наиболее известными и распространенными стандартами в этой области являются стандарты GRI и AA1000.
Экологические стандарты. К данному виду следует отнести рекомендации различных международных и национальных экологических организаций (Greenpeace и WWF), Европейские принципы экологического менеджмента и аудита (EMAS) , Руководство по измерению экоэффективности, разработанное ООН. Одними же из наиболее известных международных стандартов в сфере экологического менеджмента являются стандарты серии ISO 14000.
Стандарты по безопасности и улучшению условий труда. Наиболее известными международными стандартами в данной области являются стандарты «Социальная ответственность» SA 8000 и стандарт «Система менеджмента здравоохранения и безопасности» OHSAS-18001.

Слайд 23Стандарты КСО
Рекомендации по охране прав человека и решению глобальных проблем. Разрабатываются

авторитетными международными организациями. Следование подобным рекомендациям позволяет компаниям, помимо всего прочего, получить эффект «переноса имиджа». В качестве наиболее известных руководств в данной области следует выделить Глобальный Договор ООН и Руководство ОЭСР для ТНК.

Стандарты ответственного корпоративного управления. В настоящее время этика корпоративного управления и прозрачность компании являются одними из важнейших условий доверия акционеров и, как следствие, благополучия всего бизнеса. Среди известных стандартов и рекомендаций в области корпоративного управления следует выделить американский закон Сарбейнса-Оксли, Рекомендации ЕБРР по внедрению рациональных деловых норм и корпоративной практики, Принципы корпоративного управления ОЭСР, Критерии Международной сети по корпоративному управлению, Принципы корпоративного управления Евроакционеров и др.

Слайд 24Стандарты КСО
экономики. В качестве примера можно привести Руководство по добровольной отчетности

в области устойчивого развития для компаний нефтегазовой отрасли, разработанное Международной ассоциацией нефтегазовой промышленности по сохранению окружающей среды (IPIECA). В автомобильной промышленности - Руководство по КСО для японских автопроизводителей, в химической промышленности – международная инициатива по выработке стандартов КСО «Ответственная Забота» и др.
Национальные стандарты. В России к такой инициативе можно отнести Социальную хартию российского бизнеса
Кроме того, в 2007 году Всероссийской организацией качества был создан стандарт ВОК-КСО-2007 «Социальная ответственность организации. Требования».
В Великобритании в 2007 году было создано Руководство по отчетности в области устойчивого развития под эгидой принца Уэльского, а в Австралии существует национальный стандарт по КСО – AS 8003.

Слайд 25Стандарты КСО
Собственные стандарты компаний. Практически каждая крупная компания, особенно если она

транснациональная, в обязательном порядке создает собственные стандарты деловой практики, которым должны следовать не только все сотрудники, но и деловые партнеры компании. Например, Общие Принципы компании «Шелл» существуют с 1976 года, а в компании «Нестле», помимо общего свода деловых принципов, прописаны отдельные принципы и стандарты компании по вопросам правильного питания, качества продукции, охраны и безопасности труда, взаимоотношения с потребителями, обеспечения охраны прав человека.

Слайд 26В международной практике наиболее распространёнными сферами регулирования корпоративных кодексов этики являются
конфликт

интересов, подарки и иная выгода;
взаимоотношения с конкурентами и партнёрами;
взаимоотношения с органами государственной власти;
соблюдение законодательства;
защита собственности и ресурсов компании;
инсайдерская и конфиденциальная информация;
ведение финансовой отчётности и управленческого учёта;
охрана труда, техника безопасности, защита окружающей среды;
политическая деятельность компании, участие сотрудников в деятельности политических, религиозных и общественных организаций.


Слайд 27Стандарты КСО
Рекомендации и стандарты, не имеющие официального статуса. Наряду с признаваемыми

в качестве официальных стандартов КСО в мировой экономической практике существует ряд неформальных нормативных документов, разработчиками которых могут быть даже отдельные граждане. Среди подобных инициатив можно назвать стандарты «Саншайн», принятые в 1996 году американской некоммерческой организацией Альянс стейкхолдеров, глобальные принципы Салливана (опубликованы в 1999 году американским священником Леоном Ховардом Салливаном) и стандарт Good Corporation, разработанный в 2000 году одноименной британской консалтинговой компанией.


Слайд 28Структура КСО
корпоративная этика;
корпоративная социальная политика в отношении общества;
политика в

сфере охраны окружающей среды;
принципы и подходы к корпоративному управлению;
вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом;
политика в отношении персонала.


Слайд 29Типы социальной ответственности бизнеса
Отношения, которые складываются у бизнеса с обществом по

вопросам социальной ответственности можно представить в рамках нескольких типов.
бизнес и государство: эффективная фискальная политика;
бизнес и потребитель: предложение качественной продукции и услуг;
бизнес и человеческий капитал: оптимальная занятость и человеческое развитие;
бизнес и регионы: реализация региональных стратегий развития;
бизнес и внешний рынок: укрепление международной конкурентоспособности.


Слайд 30Индикаторы КСО
К экономическим индикаторам относятся: производство качественного товара, вклад в развитие

персонала, добровольное пенсионное обеспечение.
Экологические индикаторы включают: долю используемого вторичного сырья, энергосбережение, снижение выбросов парниковых газов, контроль выброса загрязняющих веществ в атмосферу, рациональное использование пресной воды, инициативы по смягчению воздействия продукции и услуг на окружающую среду и масштаб смягчения воздействия.
Социальные индикаторы представлены: медицинским страхованием, уровнем травматизма на производстве, случаями дискриминации, взаимодействием с органами власти в области общественно значимых задач (социально-экономического развития территории присутствия организации) и др.


Слайд 32Виды ответственности в КСО
Ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами. В отраслях,

характеризующихся интенсивной конкуренцией, отношения с партнерами, например, поставщиками, а в некоторых случаях даже с конкурентами, могут иметь решающее значение для достижения преимущества.
В результате развития долгосрочных отношений и работы в тесном сотрудничестве с партнерами по бизнесу компаниям удается сократить объем затрат, а также повысить качество. Отбор поставщиков уже не проводится исключительно на основе конкурентных заявок.


Слайд 332. Ответственность в отношении потребителей
☺) логично, что компания

должна быть ответственной перед потребителями, ведь именно они приносят деньги.
Успешно работающие компании строят длительные отношения с клиентами за счет концентрации своего внимания на их нуждах и обеспечения высокого качества работы с ними.
Это означает взгляд на вещи с точки зрения клиента во всех видах деятельности: исследовательской, инженерной, производственной и финансовой, а также в работе по продаже и маркетингу.


Слайд 34Модели социального партнерства
предполагает активное участие государства в регулировании социальной политики, т.е.

жестко регламентируется в рамках действующего коммерческого, налогового, трудового, экологического законодательства;
предполагает регулирование взаимодействия бизнес – общество практически без вмешательства государства. Такое регулирование осуществляется самостоятельно корпорациями под воздействием специально установленных стимулов и льгот;
третья (наиболее эффективная) модель объединяет две предыдущие.


Слайд 36Основные этапы внедрения КСО


Слайд 37Структура управления КСО


Слайд 38Социальный пакет
В РФ есть гарантированные выплаты, осуществляются независимо от статуса

заведения: как бюджетной организации, так и коммерческой фирмы.
К ним можно отнести следующие льготы:
• Очередной отпуск;
• Оплата больничного листа;
• Выплата декретных пособий.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ: дополнительные бонусы, которые дает фирма своим сотрудникам, при этом сама оплачивает их.
социальный пакет - это не всегда стандартный набор предоставляемых услуг.
Каждая фирма составляет его на свое усмотрение, обычно учитывая интересы своих сотрудников.

Слайд 39Структура социального пакета
Компенсационная часть призвана компенсировать сотрудникам затраты, связанные с выполнением ими

служебных обязанностей – например, оплата мобильной связи.
При использовании личного автомобиля в служебных целях возможна оплата топлива и компенсация амортизации.
Компенсационная часть соцпакета может также включать помощь в обустройстве и предоставление жилья сотрудникам из других городов, компенсацию транспортных расходов сотрудникам, которые работают в ночную смену, частичную или полную компенсацию затрат на обучение и т. п.

Мотивационную часть социального пакета работодатель предоставляет сотрудникам за свой счет и по собственной инициативе:
медицинская страховка (для сотрудника или для сотрудника и членов его семьи);
система премий, награждение подарками и другие материальные поощрения;
пенсионное обеспечение для сотрудников;
корпоративные мероприятия (походы в кино и театр, пикники, экскурсии, вечеринки и пр.);
предоставление кредитов на льготной основе;
бесплатное питание в офисе;
льготные путевки на отдых (лечение в санатории) для сотрудников и/или членов их семей;
повышение квалификации за счет работодателя;
предоставление абонемента в бизнес-центр;
и другие льготы.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика