Сегодня акцент сместился с аналитики самих реалий информационной эпохи на определение отношения к тем переменам, которые они знаменуют.
Оценки этого отношения полярно разнятся: для приверженцев одних позиций становление и развитие века информации означает факт тотального контроля над сознанием людей, для других – максимальные свободы; одни видят утверждение преимущества высокообразованных слоев, другие – затруднения когнитивного развития человечества; вместе с приветствием принципиальных изменений традиционных социальных практик существуют сомнения в эффективности этих изменений.
«Слишком многие практики…решили, что могут быстренько осознать социальные и экономические последствия, которые, судя по всему, неизбежно наступят: труд будет трансформирован, в сфере образования произойдет переворот, корпоративные структуры переживут новое рождение, демократия подвергнется переоценке – и все это благодаря информационной революции». (Уэбстер, 2004 г.)
В определении понятия «информационное общество» исследователи апеллируют к разнопорядковым критериям его идентификации.
Таких критериев обычно пять:
технологический;
экономический;
связанный со сферой занятости;
пространственный;
культурный.
Те, кто используют технологический критерий, считают, что нарастающий объем технологических инноваций должен привести к социальным трансформациям.
Смещение исследовательского интереса от анализа информационного общества в целом к анализу проблемы человека в нем было фактически предсказано в футурологических работах рубежа 50-60 гг.
Как соотносятся теоретические прогнозы и реальность информационного мира?
Согласно ряду работ, посвященных анализу современных макросоциальных процессов, реальность информационного мира оказалась весьма отлична от изначальных футурологических прогнозов.
Переход экономических и социальных функций от капитала к информации:
Соединение науки, техники и экономики;
Увеличение информоемкости производимых продуктов, сопровождающееся увеличением доли инноваций, маркетинга и рекламы в их стоимости;
Высокий уровень автоматизации производства, освобождающий человека от рутинной работы.
Производство информационного продукта, а не продукта материального станет движущей силой образования и развития новых структур.
2. Не собственность, а уровень знаний как фактор социальной дифференциации.
Рост сферы услуг за счет сферы материального производства, вызывающий преобладание в высших социальных слоях людей, которые специализируются на выработке систематически организованного знания;
Больший удельный вес инноваций, что предъявляет повышенные требования к уровню знаний работника;
«Современное общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями».
Формирование новых социальных элит, основанное на уровне полученного образования.
3. Симбиоз социальных организаций и информационных технологий.
Создание тех или иных алгоритмов действия – принятия управленческих решений, выбора в неопределенной ситуации или в ситуации риска и т.д.
Результат – новая рациональность, основанная на идее рациональности интеллектуальных технологий, позволяющая осуществиться мечте об упорядоченности социальной жизни.
Во-первых, информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько новыми формами коммуникации.
Глобализация средств массовой информации и коммуникации , которая задает «мировой информационный порядок» (Э.Гидденс).
Трансформация структуры коммуникативного опыта человека: необходимость «достраивания» образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним.
Возможная потеря научным дискурсом своего привилегированного положения.
Обострение традиционных проблем коммуникации, например, проблемы доверия/недоверия к передаваемой информации.
Итого: не информация, а коммуникация оказывается «смыслообразующим» стержнем информационного социума.
Во-вторых, роль знания как основы социальной стратификации претерпела изменения.
Степень доступа к информационным кодам как основание социальной стратификации
ИЛИ
Доступность источников информации как таковых (неравномерность их распределения ведет к разным информационным возможностями отдельных социальных групп или индивидов).
Само возрастание скорости информационных потоков требует большей быстроты принятия решений. Для этого требуется меньше коллегиальности и больше конфиденциальности.
Итого: не уровень знания, а характер отношения к информации становится основанием нового социального неравенства.
В-третьих, возможность алгоритмизации и программирования социальных процессов тоже не соответствовала реальности.
Становление сетевых форм организации производства и связанное с этим распространение сетевого принципа коммуникации затрудняет любую алгоритмизацию.
Перенос значительной части информационных потоков во Всемирную паутину затрудняет контроль над ними со стороны социальных институтов.
Формируются новые центры влияния – «информационные брокеры».
Децентрализация субъекта электронной коммуникации ставит под сомнение возможность управления им.
Итого: на смену идее о грядущей интеллектуальной рациональности человека информационного века пришло утверждение его принципиальной иррациональности, незавершенности и неопределенности.
2. Неотделимое от современного этапа социального развития накопление объемов информации предъявляет повышенные требования к их смысловой интерпретации субъектом.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть