Характеристики информационного общества: теория и реальность презентация

Содержание

Теоретические представления об информационном мире претерпели метаморфозы. Они сопровождались практически мгновенной популяризацией и вульгаризацией принципов бытия нового, информационного мира. Сегодня акцент сместился с аналитики самих реалий информационной эпохи на определение

Слайд 1Характеристики информационного общества: теория и реальность
Супик Алла, 1 маг. соц.


Слайд 2Теоретические представления об информационном мире претерпели метаморфозы. Они сопровождались практически мгновенной

популяризацией и вульгаризацией принципов бытия нового, информационного мира.

Сегодня акцент сместился с аналитики самих реалий информационной эпохи на определение отношения к тем переменам, которые они знаменуют.

Оценки этого отношения полярно разнятся: для приверженцев одних позиций становление и развитие века информации означает факт тотального контроля над сознанием людей, для других – максимальные свободы; одни видят утверждение преимущества высокообразованных слоев, другие – затруднения когнитивного развития человечества; вместе с приветствием принципиальных изменений традиционных социальных практик существуют сомнения в эффективности этих изменений.


Слайд 3Эти оценки сходятся в том, что информация играет особую роль в

современном мире. Однако, как отметил Ф.Уэбстер, один из известных аналитиков социальных теорий информационной эпохи, подобная оценочность грешит поверхностностью.

«Слишком многие практики…решили, что могут быстренько осознать социальные и экономические последствия, которые, судя по всему, неизбежно наступят: труд будет трансформирован, в сфере образования произойдет переворот, корпоративные структуры переживут новое рождение, демократия подвергнется переоценке – и все это благодаря информационной революции». (Уэбстер, 2004 г.)


Слайд 4На сегодняшний день в равной степени используются термины «информационное общество», «постиндустриальное

общество» и «постмодернистское общество». Подобная неопределенность терминов свидетельствует прежде всего о принципиальной множественности реальности, отражаемой ими.

В определении понятия «информационное общество» исследователи апеллируют к разнопорядковым критериям его идентификации.

Таких критериев обычно пять:
технологический;
экономический;
связанный со сферой занятости;
пространственный;
культурный.

Те, кто используют технологический критерий, считают, что нарастающий объем технологических инноваций должен привести к социальным трансформациям.


Слайд 5У исследователей возникают такие вопросы, как:

Какова «человеческая составляющая» нового мира –

мира массовых коммуникаций, наукоемких технологий, электронных средств связи?

Как меняются деятельность, общение и сознание человека в обществе, основным капиталом, средством производства и ресурсом развития которого становится информация?

Смещение исследовательского интереса от анализа информационного общества в целом к анализу проблемы человека в нем было фактически предсказано в футурологических работах рубежа 50-60 гг.


Слайд 6Ст.Лем в работе «Сумма технологии» (1968) отмечал, что основной проблемой будущего,

информационного, века станет не решение тех или иных технократических задач, а психологическая профилактика возможного аксиологического коллапса, потенциального разрушения самих мотивационных основ человеческого поведения. Причиной подобной ситуации может стать недооценка агрессивности новой информационной среды по отношению к человеку, ибо вторжение технологии «в психику, проблемы, связанные с синтезом и метаморфозами личности…лишь в настоящее время относятся к пустому множеству явлений. Это множество заполнит дальнейший прогресс. Тогда исчезнет масса моральных императивов, рассматриваемых сегодня как нерушимые…»

Слайд 7Динамика общих ориентиров, задаваемых теоретиками информационного социума, определила для прикладных его

исследований и основные концептуальные «рамки» анализа, и «знак» ценностного отношения исследователей к изучаемым реалиям.

Как соотносятся теоретические прогнозы и реальность информационного мира?
Согласно ряду работ, посвященных анализу современных макросоциальных процессов, реальность информационного мира оказалась весьма отлична от изначальных футурологических прогнозов.


Слайд 8Классическая характеристика информационного общества, оформившаяся на рубеже 60-70-х гг. ХХ века

включала в себя следующие основные параметры:

Переход экономических и социальных функций от капитала к информации:
Соединение науки, техники и экономики;
Увеличение информоемкости производимых продуктов, сопровождающееся увеличением доли инноваций, маркетинга и рекламы в их стоимости;
Высокий уровень автоматизации производства, освобождающий человека от рутинной работы.
Производство информационного продукта, а не продукта материального станет движущей силой образования и развития новых структур.


Слайд 9Классическая характеристика информационного общества, оформившаяся на рубеже 60-70-х гг. ХХ века

включала в себя следующие основные параметры:

2. Не собственность, а уровень знаний как фактор социальной дифференциации.
Рост сферы услуг за счет сферы материального производства, вызывающий преобладание в высших социальных слоях людей, которые специализируются на выработке систематически организованного знания;
Больший удельный вес инноваций, что предъявляет повышенные требования к уровню знаний работника;
«Современное общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями».
Формирование новых социальных элит, основанное на уровне полученного образования.


Слайд 10Классическая характеристика информационного общества, оформившаяся на рубеже 60-70-х гг. ХХ века

включала в себя следующие основные параметры:

3. Симбиоз социальных организаций и информационных технологий.
Создание тех или иных алгоритмов действия – принятия управленческих решений, выбора в неопределенной ситуации или в ситуации риска и т.д.
Результат – новая рациональность, основанная на идее рациональности интеллектуальных технологий, позволяющая осуществиться мечте об упорядоченности социальной жизни.


Слайд 11К чему привела реальная практика воздействия новых информационных технологий на социальную

структуру общества?

Во-первых, информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько новыми формами коммуникации.

Глобализация средств массовой информации и коммуникации , которая задает «мировой информационный порядок» (Э.Гидденс).
Трансформация структуры коммуникативного опыта человека: необходимость «достраивания» образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним.
Возможная потеря научным дискурсом своего привилегированного положения.
Обострение традиционных проблем коммуникации, например, проблемы доверия/недоверия к передаваемой информации.

Итого: не информация, а коммуникация оказывается «смыслообразующим» стержнем информационного социума.


Слайд 12К чему привела реальная практика воздействия новых информационных технологий на социальную

структуру общества?

Во-вторых, роль знания как основы социальной стратификации претерпела изменения.

Степень доступа к информационным кодам как основание социальной стратификации
ИЛИ
Доступность источников информации как таковых (неравномерность их распределения ведет к разным информационным возможностями отдельных социальных групп или индивидов).

Само возрастание скорости информационных потоков требует большей быстроты принятия решений. Для этого требуется меньше коллегиальности и больше конфиденциальности.

Итого: не уровень знания, а характер отношения к информации становится основанием нового социального неравенства.


Слайд 13К чему привела реальная практика воздействия новых информационных технологий на социальную

структуру общества?

В-третьих, возможность алгоритмизации и программирования социальных процессов тоже не соответствовала реальности.

Становление сетевых форм организации производства и связанное с этим распространение сетевого принципа коммуникации затрудняет любую алгоритмизацию.
Перенос значительной части информационных потоков во Всемирную паутину затрудняет контроль над ними со стороны социальных институтов.
Формируются новые центры влияния – «информационные брокеры».
Децентрализация субъекта электронной коммуникации ставит под сомнение возможность управления им.

Итого: на смену идее о грядущей интеллектуальной рациональности человека информационного века пришло утверждение его принципиальной иррациональности, незавершенности и неопределенности.


Слайд 14От классических концепций информационного общества остались два опорных тезиса:
1. Любые технологические

изменения требуют адекватного ответа со стороны человека и общества.

2. Неотделимое от современного этапа социального развития накопление объемов информации предъявляет повышенные требования к их смысловой интерпретации субъектом.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика