Группы. Виды, структура, правила презентация

Содержание

Виды групп Группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу индивидов, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и желания. Социальная группа – это общность людей, выделяемая из целостной социальной

Слайд 1Группы. Виды, структура, правила


Слайд 2Виды групп
Группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу индивидов,

в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и желания.
Социальная группа – это общность людей, выделяемая из целостной социальной системы на основе определенного признака.

По численности:
1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся в непосредственном личном контакте и взаимодействии;
2) средняя группа – относительно многочисленная общность людей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии;
3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.


Слайд 4Время существования группы
кратковременные
долговременные группы
Малые, средние и большие группы могут быть как

кратковременными, так и долговременными. Например, этническая общность – это всегда долговременная группа, в то время как политические партии могут существовать веками, а могут сходить с исторической сцены очень быстро, в течение нескольких месяцев. Такая малая группа, как например, бригада рабочих, может быть либо кратковременной – люди объединяются для выполнения одного производственного задания и после его завершения расстаются, либо долговременной – люди в течение нескольких лет работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.

Слайд 5Структурная целостность группы
Первичная группа – это неразложимое на дальнейшие составные части

структурное подразделение официальной организации, например: школьный класс, бригада, отдел, лаборатория и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа.
Вторичная группа есть совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, относится к вторичной группе, поскольку состоит из более мелких структурных подразделений – цехов и отделов. Вторичная группа – практически всегда средняя группа, то есть организация.

Слайд 6Развитие группы в континууме «групповость»


Слайд 7Условия образования малых групп
Почему люди объединяются в группы?

Функциональный подход рассматривает образование

групп в аспекте тех функций, которые выполняет группа для человека. Ученые выделяют целый ряд потребностей, которые могут быть удовлетворены только посредством принадлежности к группе: потребности в выживании (физического и психологического плана) и социальные потребности.
Ситуационный подход описывает ситуационные характеристики, наиболее важными из которых являются: сходство окружающих людей с нами, географическая близость, физическая привлекательность человека.


Слайд 8Группообразование
– это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу.

Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий.

Условия же таковы:
1. Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи, необходима.
2. Непосредственный контакт - необходим для знакомства, установления официальных и неофициальных взаимоотношений между людьми. Общение людей друг с другом – это непременное условие их совместной деятельности.
3. Время взаимодействия. Установление прочных контактов и трудовых связей не происходит мгновенно. Для развертывания динамики группового взаимодействия необходимо время.
4. Численность группы.
5. Целеполагание. Задачи, поставленные перед трудовыми, учебными, игровыми группами, определяют их деятельность.
6. Совместная деятельность. Деятельность, ради которой и образуется группа.


Слайд 9Численность
Количество членов группы является переменной, оказывающей влияние на групповое поведение.
Эффективность группы

и динамика групповых процессов зависят от ее численности.
Группа, состоящая из четырех человек, будет иметь иную динамику, чем группа из двадцати.

Три критических момента:
7 ± 2 члена группы
14 ± 2 члена группы
21 ± 2 члена группы

Слайд 107 ± 2 члена группы
конформизм и конфликтность
принятие группового решения
целостность или раздробленность

на группировки.

С. Аш: конформизм (подчинение отдельного члена группы мнению и решению всех остальных, с наибольшей вероятностью (70 % случаев) проявляется в группе, состоящей именно из 7 человек.
К. Хайер (К. Haire): конфликта скорее можно ожидать в группе, состоящей из 3-4 человек, чем в группе из 5 человек, так как уменьшение взаимодействия в группе снижает ее эффективность.
В. Квинн (V. Quinn): конформизм резко растет при составе группы из 5 человек и намного медленнее, когда число членов группы превышает 8 человек. Феномен конформизма и конфликтности, в свою очередь, влияет на процесс принятия группового решения, поэтому группа, состоящая из 7 человек, легче приходит к согласованному решению, чем группа с меньшим или большим количеством членов (менее подвержена делению на группировки).

Слайд 1114 ± 2 члена группы
большой спектр индивидуальных интересов, мнений, оценок, предложений,

возможностей для функционального распределения ролей
добивается эффективности не за счет конформизма ее членов, а в результате группового обсуждения
повышаются общие возможности и возрастает вероятность того, что найдется такой член группы, который предложит наилучшее решение
статистическое уменьшение вероятности случайной ошибки
эффективность обучения в группе, состоящей из 14 человек, выше, чем в большей или меньшей группе


Слайд 1221 ± 2 члена группы
предел функционирования группы как единого целого: при

большем количестве членов группа обязательно распадется на подгруппы
возможно разделение на две-три подгруппы, которые сопоставляют свои мнения и позиции по широкому кругу вопросов
больше возможностей для взаимозамены: при прочих равных условиях бригады, состоящие из 21 человека, добиваются большей производительности труда и имеют более благоприятный психологический климат, характеризующийся взаимовыручкой и дружескими отношениями, чем бригады, в которые входит больше работников. Подобные выводы сделал и Л. И. Уманский в результате своих многочисленных исследований организаторской деятельности в группах школьников.


Слайд 13Задача и цель группы
Задача группы – это всегда внешний, объективный фактор,

проблемная ситуация, поставленная перед членами группы, или трудности, с которыми они столкнулись. Задача может быть поставлена перед группой двумя путями: во-первых, извне, то есть другими группами; во-вторых, изнутри, то есть самой группой. Задачи могут быть трудовыми, учебными, игровыми и т. д. В ходе деятельности задача решается не всегда.
Цель группы представлена степенью мотивации решения задачи и порождает целеустремленность (степень субъективного принятия людьми задачи и их желания решить ее). Реакции членов группы на задачу могут варьироваться от полного отрицания, что чаще бывает при задаче, навязанной извне, до активного принятия и инициативы, что чаще бывает в том случае, когда группа самостоятельно ставит задачи и разрабатывает план их решения.

Слайд 14Цель группы. Целеустремлённость
Целеустремленность членов группы в решении задачи определяют следующие факторы:
а)

характеристики задачи (знания и опыт членов группы в решении подобного типа задач определяют ее трудность для группы);
б) соответствие новой задачи предыдущим целям группы;
в) функциональная взаимосвязанность членов группы (в условиях взаимосвязанной деятельности задача решается на основе «эффекта синергии», то есть интеграции индивидуальных усилий; в условиях невзаимосвязанной деятельности – на основе простого суммирования индивидуальных усилий);
г) особенности взаимоотношений в группе (от степени сплоченности членов группы зависят единство их внутренних целей и активность при решении задачи);
д) количество членов группы.

Слайд 15Структура группы
– это упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности.
Элементом

структуры малой группы является статус отдельного члена группы по отношению к остальным. Статус человека в группе определяется его положением (позицией, местом) в системе групповых взаимодействий и взаимоотношений. В групповой динамике выделяют два типа статуса: формальный (официальный) и неформальный (неофициальный). Следовательно, структуру группы классифицируют на формальную и неформальную.


Слайд 16Формальная структура


Слайд 17Неформальная структура
формируется на основе межличностных взаимоотношений и состоит из следующих статусных

позиций:
Лидер – член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, то есть пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.
Принятые – члены группы, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить групповую задачу. Быть хорошим членом группы – значит следовать за лидером.
Изолированные – члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причинами такого самоустранения могут быть личностные особенности (например, застенчивость, интровертность, чувство неполноценности и неуверенность в себе).
Отвергнутые – члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно
или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых проблем


Слайд 18Статус
Статус можно определить как «престиж позиции». Статус относится к формальному аспекту

группы и подразумевает, что в группе существуют разные уровни статуса, или иерархия статусов. К. Ойстер (К. Oyster) рассматривает следующие аспекты статуса:

Статусное согласие – это согласие между человеком и группой по поводу его положения в группе. Отсутствие консенсуса по данному вопросу может стать источником конфликта. Статус выражает формальный аспект группы, положение человека в организационной структуре;
Власть – это возможность влиять на поведение других. Иначе говоря, статус – это то, как должно быть, власть – это то, как есть на самом деле


Слайд 19Роли в группе
Восприятие роли – это понимание того, как человек должен

себя вести в конкретной группе в конкретных обстоятельствах.
Ролевое ожидание – это то, какого поведения ждут от человека окружающие.
Проигрывание роли – выполнение роли конкретным участником взаимодействия.
Комплементарность ролей – согласованность выполнения ролей между участниками взаимодействия.


Слайд 20Ясность ролей
Степень ясности ролей – понимание требований к ролевому исполнению. Люди

часто сталкиваются с некоторой неопределенностью при выполнении роли, особенно в первые дни вхождения в эту роль. Важно, чтобы окружающие объяснили правила поведения в новой или непредвиденной ситуации. Постепенно, по мере приобретения опыта, человек чувствует себя в своей роли все более уверенно. Эту уверенность может придать ему поведение других (возникновение комплементарности).
Ролевая неопределенность служит одной из причин того, почему многие люди избегают вступать в новые группы. Никто не знает, что говорить, что делать, все испытывают чувство неловкости. Многие группы распадаются, едва сформировавшись, именно потому, что люди не понимают, как им себя вести.

Слайд 21Роли выбранные и предписанные
Выбранные роли – это роли, в той или

иной мере подвластные человеку. Люди работают, чтобы продвинуться по службе. Они учатся в школе или в институте, желая стать дипломированными специалистами и получить более престижные роли. Люди выполняют различные пробы, заполняют тесты, пытаясь получить конкретную роль. Они выставляют свою кандидатуру на выборах, чтобы занять тот или иной пост и приобрести более высокий статус.
Предписанные роли – это ролевые требования, основанные на том, кем человек является, а не на том, что он делает. Половая, расовая принадлежность, возраст – это характеристики, на основании которых можно навязать человеку ту или иную роль. Такие характеристики не подвластны самому человеку, однако окружающие люди часто требуют от него определенного поведения, исходя из существующих стереотипов

Слайд 22Типы поведения в неформальной группе
Поведение, ориентированное на решение групповых задач:
– инициатор

предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы, а также способы преодоления трудностей при решении задач;
– разработчик детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы;
– координатор комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы;
– контролер направляет группу к ее целям, подводит итог уже сделанному, выявляет отклонения от намеченного курса;
– оценщик критически оценивает работу и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи;
– погонщик стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы создать больше уже сделанного.


Слайд 23Типы поведения в неформальной группе
Поведение, ориентированное на поддержку других:
– вдохновитель поддерживает

начинания других, говорит о понимании чужих идей и мнений;
– гармонизатор служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, таким образом сохраняя в группе гармонию;
– примиритель поступается своим мнением, чтобы привести к консенсусу мнения других, таким образом сохраняя единство и целостность группы;
– диспетчер создает возможность для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения;
– нормировщик формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов;
– ведомый пассивно следует за группой, выступает как зритель и слушатель в групповых дискуссиях и при принятии решений



Слайд 24Формальная и неформальная структура
Формальные и неформальные структуры группы тесно связаны между

собой, но не всегда синхронизированы, что может мешать нормальному функционированию группы. Формальная структура связана с правилами, законами, регламентациями.
Высокая степень формализованности требуется для эффективной работы полицейских и пожарных подразделений, хирургической бригады, армии. Все перечисленные виды групп объединяет выполнение задач в чрезвычайных, стрессовых условиях.
Низкая степень формализованности характеризуется отсутствием прописанных правил и регламентации. Хорошим примером таких групп являются подростковые группировки, в которых на первом месте стоит вопрос о завоевании популярности.


Слайд 25Модель усвоения роли по Борманну


Слайд 26Модели развития группы


Слайд 27Образование группы
Напряжение людей очень велико.
Нормы пока не выработаны, люди не знают,

чего ожидать от группы.
Уровень доверия еще низок. Люди знают, что они будут зависеть от ответственности и компетентности других членов группы, но не знают, насколько те ответственны, компетентны и надежны, относятся с подозрением к тем, кто пытается прибрать власть к своим рукам.
Конфликта как такового еще не существует, поскольку каждый изо всех сил старается вызвать симпатию у остальных членов группы. Каждый ведет себя как будто бы он “в гостях”. Все представляются не такими, какие они есть на самом деле.
Конфликт влечет за собой риск подвергнуться остракизму.
Все члены новой группы знают друг о друге относительно мало или вовсе ничего, суждения могут базироваться на стереотипах. Всевозможные расовые, тендерные и возрастные стереотипы имеют огромное значение.
При пополнении группы новыми членами усложняется протекание групповых процессов – коммуникации, координации, принятия решений, распределения ролей.

Слайд 282. Разделение на подгруппы
Люди быстрее сближаются с теми, с кем у

них есть что-то общее.
Сходство часто приводит к сближению на первых групповых встречах.
Уровень напряженности в группе падает и посредством формирования коалиций начинает повышаться уровень доверия.
Открытого конфликта еще нет, однако коалиции могут начать маневрировать с целью захватить власть в группе. В одиночку человек начинает подобные маневры крайне редко, поскольку для захвата власти необходима сила.
Из-за подобного маневрирования и установившихся отношений продуктивность группы на данной стадии достаточно низка, равно как и качество произведенного продукта.
Несмотря на поверхностное спокойствие, возрастает несогласие.

Слайд 293. Конфронтация
Группы, пытающиеся проскочить или смягчить данную стадию, миновать эту стадию

могут навсегда застрять именно на ней, поскольку люди будут бояться конфронтации и стараться отгородиться от нее.
Вступление в стадию конфронтации является позитивным признаком, а не предвестником того, что группа сбилась с пути. Хотя уровень напряженности в группе снова стремительно возрастает, переход на эту стадию – признак установления доверительных отношений между членами группы. Люди вступают в конфронтацию, если не могут предсказать реакцию или считают, что реакция будет неадекватной. Определив наиболее вероятные поведенческие реакции друг друга, снизив уровень неопределенности, люди успокаиваются.
Теперь они знают, чего можно ожидать друг от друга, и готовы приступить к конкретной работе. Возникновение конфликта свидетельствует о том, что группа развивается нормально. Теперь можно сместить акцент с социальных проблем группы (проблем взаимоотношений) на ее деловые проблемы. Члены группы уверены, что смогут и в дальнейшем эффективно разрешать конфликты.

Слайд 30Три типа конфликтов
Первый тип конфликта – ложный, или аутический, возникающий в

результате недопонимания между людьми. Этот тип конфликта возникает из-за ошибок коммуникации, то есть, по сути, никакого конфликта не существует.
Второй тип конфликта – случайный конфликт, детерминированный ситуацией. Случайный конфликт возникает, когда поведение человека или всей группы создает проблемы для одного или нескольких ее членов – например, кто-то постоянно опаздывает. Таким конфликтом уже пренебречь нельзя, и для того, чтобы он разрешился, нарушители должны изменить свое поведение.
Третий тип конфликта – эскалационный. Речь уже не о единичном инциденте, а о череде кажущихся и реальных конфликтов. Подобный конфликт может возникнуть из-за скрытой борьбы за лидерство в группе. Противоборствующие стороны открыто не афишируют свои притязания на власть, поэтому члены группы вначале могут не распознать истинных причин конфликта. Группа потеряет очень много времени, пытаясь разрешить каждую из возникающих проблем. Время и энергия будут тратиться не на задание, а на взаимоотношения. Группа может распасться. На этой стадии люди довольно часто покидают группу.




Слайд 31! Какой бы ни была основная причина конфликта, ее необходимо выявить,

обсудить и решить совместно в группе. Только после этого группа сможет продолжить существование.



Слайд 32 ! Нередко стадия конфронтации и начинается с какой-либо дисфункциональной нормы, выработанной

на первых стадиях и мешающей группе эффективно работать. Как только эта норма попадает в поле внимания членов группы, начинается ее пересмотр.
→ Выработка внутригрупповых норм начинается с первых секунд существования группы, однако часто эти нормы специально не оговариваются.



Слайд 334. Разработка норм
Напряженность довольно низкая, навыки разрешения конфликтов группа уже получила.
Доверие

держится на стабильно высоком уровне, поскольку каждый член группы проявил себя на стадии конфронтации. Члены группы верят, что при возможном конфликте они не пострадают, а смогут его оперативно разрешить.
люди развивают чувство единения и цели, начинают идентифицировать себя с группой и заботиться об общем успехе группы. Люди покидают группу только в том случае, если вынуждены сделать это (заканчивается совместная учеба, закрывается отдел и пр.).
В группе повышается производительность труда, поскольку внимание и энергия направлены на дело, а не на взаимоотношения.
Групповые роли распределены в соответствии со статусом каждого члена.
Нормы, модели поведения и взаимодействия ясны и справедливы.

Слайд 345. Сотрудничество
На этой стадии группа стала уже довольно зрелым коллективом.
Пик развития:

уровень напряженности между членами группы очень низкий, а уровень доверия – высокий.
Все конфликты выявлены и эффективно разрешаются.
Производительность достигает максимума.
Разделение труда основывается на умениях каждого, даже роль лидера временами переходит к тому, кто при выполнении определенного задания выполнит лидерские функции лучше всех.
Такая ситуация не может длиться вечно.

Слайд 356. Распад
Запланированный распад. Когда человек поступает в вуз, учится в школе

или идет служить в армию, он знает, как долго продлится его членство в данной группе. У него есть время подготовиться к выходу из группы. Лидерам временных групп важно иногда говорить о грядущем распаде группы и увеличивать частоту напоминаний по мере приближения распада. Это поможет людям легче пережить распад группы. Группа может принять решение о том, какими будут отношения в дальнейшем, будут ли они встречаться в будущем.

Незапланированный распад группы (внезапный конец) – это самое страшное, что может с ней произойти. Возникает некая психологическая незавершенность. Негативные эмоции и шок от внезапного распада группы зачастую омрачают весь совместный опыт и достижения группы.


Слайд 36Стадии развития группы и психологические задачи


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика