Этносоциологическая методология междисциплинарного анализа миграции и адаптации иммигрантов презентация

Содержание

Ключевые аспекты методологии междисциплинарного анализа адаптации иммигрантов Социальная адаптация иммигрантов - процесс приспособления личности и социальной группы к условиям жизни, социального взаимодействия и общения в новой культурной среде, адекватный

Слайд 1 ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО АНАЛИЗА МИГРАЦИИ и АДАПТАЦИИ ИММИГРАНТОВ
Лекция доктора социологических наук,


профессора МГУ
Маликова Наиля Рамазановна


Слайд 2Ключевые аспекты методологии междисциплинарного анализа адаптации иммигрантов
Социальная адаптация иммигрантов - процесс

приспособления личности и социальной группы к условиям жизни, социального взаимодействия и общения в новой культурной среде, адекватный для достижения нейтрального и/или позитивного взаимного восприятия с представителями большинства принимающего сообщества.
Исходные методологические принципы – признание: 1) объективного характера процесса миграции, 2) социальной обусловленности процесса, 3) осознание актуальности общественной потребности в исследовании и обеспечении социальной адаптации иммигрантов.
В мире - более одного миллиарда мигрантов, 214 миллионов - иммигрантов. МОМ - каждая страна мира зависит либо от трудовых ресурсов, навыков и квалификации мигрантов, либо от денег, которые они зарабатывают и пересылают домой и/или инвестируют в экономику страны пребывания.
Проблема адаптации мигрантов – не вопрос субъективного выбора, это вопрос объективной необходимости (в РФ ежегодно убывает миллион трудоспособного населения)


Слайд 3Миграциология - перекресток «предметных полей»
Общий арсенал методов и социальных технологий/исследовательских практик



Опора на методы статистического анализа социальной демографии – (для определения масштабности и направленности миграционных потоков);
Методы социологии, этносоциологии, культурной антропологии (соотнесение социально-демографических, профессиональных и социально-культурных характеристик иммигрантов, с социальным составом населения; степень участия мигрантов в воспроизводстве демографического и социально-трудового ресурсного потенциала принимающего сообщества) + методы социальной работы с иммигрантами;
Методы социальной психологии (как соотносятся ценностные ориентации, стандарты поведения, этнические стереотипы иммигрантов и большинства россиян принимающего сообщества?



Слайд 4 МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ МИГРАЦИИ
4) Методы социологии права сравнительного законодательства, с

привлечением методов кампаравистики, межстрановых, социально-правовых исследований (о различиях законодательств в сфере иммиграционной политики и правоприменительных практик).
5) Практико-ориентированные методы педагогики, вследствие актуальности образовательно-психологической поддержки детей-мигрантов (преодоление дезадаптации, фрустрации, недостаточного знания русского языка, культурных особенностей новой среды социализации).
6) Социальная потребность в разработке принципиально новых методов арт - психологии, арт -терапии и арт – педагогики, социальных технологий, для обеспечения позитивной адаптации иммигрантов, развитие социальных навыков и умений, готовности к открытию/восприятию социальных и культурных инноваций
7) Ответ на неоднозначный вопрос о мере продуктивности, для успешной адаптации и последующей интеграции иммигрантов, методологической ориентации на реализацию принципов мультикультурализма, как концепции, идеологии и практики?


Слайд 5Смена парадигм в исследовании проблем адаптации мигрантов
От структурно-функционального анализа, с опорой

на количественные методы, к признанию мультипарадигмального подхода в познании «текучей» мультикультурной реальности жизни «глокальных» диаспор иммигрантов;
Осознание значимости анализа формирования конкурирующих уровней социальной и культурной идентичности мигрантов/иммигрантов;
Обращение внимания к осмыслению степени соотнесенности цивилизационых ценностных ориентаций иммигрантов и принимающих сообществ, роста парадоксальных этнокультурных феноменов массового сознания (ЭКФ), символического социально-психологического восприятия внутренних мигрантов и иммигрантов.


Слайд 6МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ
От сторонников постмодернистской ревизии (подходы с позиции микросоциологии, ориентация

на анализ практик, дискурсов, фреймов, отдельных нарративов), отказ от обобщений ( Н. М. – достаточо ли для анализа потенциала адаптации иммигрантов?)
За апелляцией к мультипарадигмальной «мозаичности» - лишь эклектичный набор «доктрин» и «школ», не берущихся за интегративное осмысление транснациональной миграции в условиях глобализации.
Еще более сильный вызов - идеологические мотивы в объяснении этнокультурных феноменов массового сознания восприятия иммигрантов в принимающих сообществах. Что стоит за этим: - замещение содержательной научной интерпретации в исследовательских практиках - идеологическими метафорами?
«Большие социальные проблемы» (адаптация иммигрантов) требуют социетального уровня междисциплинарного анализа и интерпретацию - на языке анализа институциональных систем, сравнительного анализа проблем массовых социальных трансформаций, происходящих в процессе глобальной миграции.



Слайд 7Этнокультурные феномены массового сознания
Феномены: «культурная диффузия», «культурный шок», «культурная травма»,

выбор «культурного образца» (избирательность способов удовлетворения культурных потребностей), «авторитарное раболепие»; авторитарная агрессия», «этнокультурная стереотипизация», визуализация «этно агрессивности», «проекция комплекса негативной идентичности на иммигрантов», «социально-культурная адаптивность», «социальная конформность», «культурная сегрегация»/автосегрегация; семантика ксенофобной лексики, «стигматизация» представителей определенных иммигрантских субкультур, как «этнических парий».
ЭКФ, создавая барьеры в межкультурной коммуникации, проявляются не только в открытых конфликтных действиях, но и латентно, в социальных практиках повседневности; публичное конструирование ЭКФ (от управленцев до интеллектуалов политологов, политтехнологов, академическое сообщества).
Негативные ЭКФ, в условиях актуального экономического кризиса, с ростом конкуренции, умножаются, закрепляются в институциональных и символических формах, распространяясь в СМИ и электронных средствах массовой коммуникации – TV и Интернет.



Слайд 8СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Распространение конкурирующих «двусмысленных» этнокультурных, субрегиональных идентичностей, «смутных» консервативных идеалов, не

способствует культивированию продуктивной почвы для социально - политической интеграции, формирования гражданской идентичности, инновационного социального развития.
Рост уровня конфликтности, проявляющийся в многообразии негативных ЭКФ, разно векторной направленности ценностных ориентаций, обратно пропорционален росту «социального капитала», рождающему чувство общности, доверия, открытости культурно-информационного обмена, откытой социальной мобильности.
Есть ли в нашем распоряжении объективные научные методы познания?


Слайд 9Основные методологические подходы и концепции
Концепции этноцентризма/национализма (У. Самнер, Э. Геллнер, Дж.

Армстронг, Дж. Берри), конструктивистский и культурно-символический концепты в анализе «воображаемых сообществ» (Б. Андерсон, Э. Смит В. А. Тишков); институциональный подход (Р. Брубейкер, Л. Гринфельд, К. Дейч); неоструктурализм («школа» Ю.В. Арутюняна), аксиологические концепции (А. Турен, В. А. Ядов, Л. М. Дробижева, Н. М. Лебедева). Привлекают интерпретативные возможности концепций феноменологической социологии (А.Щюц и др.), концептуальные идеи «глокальности» «двусмысленных иднтичностей» (Р. Робертсон, П. Бергер, С. Бенхабиб, Н. Р. Маликова).
Доказана продуктивность интеграции концептуальных идей психологии и этносоциологии, методологический потенциал концепции «социального капитала» (Дж. Големан, А. де Токвиль, Р. Патнэм, П. Бурдье, П. Штомпка, А. Татарко, Л. Г. Почебут).
Несостоятельность опоры на концепцию мультикультурализма, попыток масштабной программы реализации ее принципов в иммиграционной политике на практике.

Слайд 10«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Если взаимное отталкивание, «разбегание» основных ценностных ориентаций и

жизненных стратегий будет углубляться, превращаясь не только в идеологическое, но и в психологическое противостояние, дезинтеграция общества станет опасной, поэтому важно искать механизмы, обеспечивающие интеграцию разных систем поведения в единое целое (Н.Ф. Наумова)
Обоснованно ли беспокойство тем, что в эпоху постмодерна, существование в одном социальном пространстве множества семантически не совместимых ценностных ориентаций и взаимоисключающих тенденций способствует эффекту аннигиляции, уничтожая возможность появления интегрирующего смысла совместного бытия? (Ф. Лиотар)/«Запад, есть Запад, Восток, есть Восток. И вместе им, не сойтись!» (Р. Киплинг)?
Мегаполисы, Россия в целом, (1/6 планеты, где сошлись Запад и Восток, Европа и Азия), - потенциал интеграции иммигрантов, зависит от ресурсов социального и культурного капитала (ключевой интегратор – КУЛЬТУРА, степень владения русским языком, включенности в осовение профессиональных форм культуры)


Слайд 11Максимально востребованные методики в исследованиях адаптации иммигрантов
Модифицированные методы психосемантики: ТРР (Келли)

и множественного семантического дифференциала; опросные методы, с интеграцией методики ранжирования системы ценностей, по С. Шварца и У. Билски; метод С. Бадлера «Толерантность в неопределенности», с включением теста рисунчатой фрустрации Розенцвейга; методики Г.Л. Бардиер: «Культурный шок», «ВИКТИ», «КЭТИ»; методики Л. Г. Почебут: «Виды агрессивности» (адаптация метода Басса-Дарки), «Тест культурно-ценностных ориентаций» (на основе метода Ф. Клакхон и Ф. Стробека), «ПИК» (показатели индивидуализма-коллективизма, на основе описания культурных синдромов Г. Триандиса); методы контент-анализа, ивент-анализа, дискурс–анализа, методы сравнительной кампаравистики и визуальной социологии (по П. Штомпка) и мн. др. методы познания.



Слайд 12Эмпирическая база комплексного междисциплинарного анализа адаптации иммигрантов
Данные общероссийских социологических исследований:

«Двадцать лет реформ глазами россиян» (ИС РАН, 2011, 58 пунктов, в том числе Москва, Санкт-Петербург, N=1750, 11 социальных групп); результаты исследования «Новая Россия: десять лет реформ» (ИС РАН, Рук. НИП академик РАН М. К. Горшков), репрезентативные данные массовых опросов общественного мнения известных научно-исследовательских центров, таких как «Левада-Центра», «ВЦИОМ», «ФОМ».
Количественные показатели мы сопоставляем с данными, полученными с помощью качественных методов сбора социальной информации и с результатами межстрановых социологических мониторингов:



Слайд 13Международные межстрановые социологические мониторинги
«Евробатрометр»– с 1973 года, «Барометр новых демократий», «Барометр новой

Европы» (Босния, Эстония, Латвия, Литва), «Барометр новой России», в 2000-е годы его наследником стало исследование «Евразийский барометр», «Латиноамериканский барометр»(Latinobarometro), «Африканский барометр», «Азиатский барометр», «Арабский барометр»(Arab Barometer) - основан в 2005 году «Евразийский монитор»/«Барометр интеграции» (руководитель – К. Херпфер);
Европейское Социальное Исследование (ESS), с 2001 года (N=30000, по 1500-2000 от стран, каждые два года). РФ -с 2006 (Н. И. Лапин, А. В. Андреенкова)
В филиале НИУ - «Высшая школа экономики» в С.- Петербурге - "Лаборатория сравнительных социальных исследований" (ЛССИ) во главе с профессором Мичиганского университета Рональдом Инглхартом - занимается изучением ценностей в сравнительной перспективе: между Россией и другими странами, в рамках исследований World Values Survey Association (WVSA), со-руководители лаборатории кросс-культурной этнопсихологии НИУ ВШЭ (С. Шварц, Н. Лебедева)


Слайд 14Проблема валидности методов
Это - проблема корректного обращения с зарубежными концепциями, и,

соответствующим им, ориентированными на практику методам и методикам (их следует адаптировать к целям исследования);
Это проблема недобросовестной экстраполяции данных, полученных на микро-выборках на большие сообщества и группы, когда «выдаются» макросоциальные обобщения и прогностические «сценарии» о социальных последствиях транснациональной миграции;
Это, принципиальная не репрезентативность, не верифицируемость, не валидность данных, полученных в результате использования не апробированных квази-методов, не имеющих должного методологического обоснования.
Необходимо соблюдение процедуры триангуляции и экспериментальных методов соблюдения валидности методов, в частности эксперимента “ex post facto”


Слайд 15Актуальные задачи междисциплинарного анализа проблем адаптации иммигрантов
Адекватными методами изучать реалии

жизнедеятельности социального взаимодействия иммигрантов и россиян, социально-психологических ресурсы взаимной адаптации:

выявлять роль основных социальных институтов в конструировании символических барьеров в межкультурной коммуникации;
раскрывать социальную обусловленность ЭКФ, влияющих на потенциал формирования негативной этнической и интегративной идентичностей;
характеризовать социально-культурные среды социализации, социальные практики повседневности, создающие барьеры к социальной адаптации и последующей интеграции;
показывать ситуативность конструируемых образов «плохого чужака»-мигранта;
определять зависимость негативных этнических стереотипов, конфессиональных и этнополитических предубеждений от доминируюших ценностных ориентаций;
демонстрировать взаимозависимость между негативной этнической идентичностью, с отсутствием позитивной стратегии социальной адаптации, дефицитом социального капитала и потенциалом ксенофобии;
исследовать эффективность социальных технологий формирования межэтнической толерантности, институциональных изменений (в системе образования, массовой культуре и телекоммуникациях) в отношении к мигрантам.


Слайд 16 Что делать?
Развивать практико-ориентированные методы междисциплинарного анализа проблем миграции, содействовать институциональным изменениям

(в сфере образования, политики, культуры), направленным на повышение уровня этнокультурной компетентности, межкультурной коммуникации;
Стремиться к формированию методологической грамотности будущих поколений исследователей, но и тех, кто их обучает (тренинги, ИПК);
Добиваться обязательной аттестации и конкурсного замещения государственных должностей, с предварительным тестированием (военных, полиции), реализации целевых тренингов (для журналистов, сотрудников ФМС).
Участвовать в организации эффективного социального контроля: предоставление структурам исполнительной власти и гражданского общества консультаций, экспертизы по актуальным проблемам миграции.
Способствовать созданию новых информационных каналов межкультурной коммуникации, специальных Интернет - порталов, целевому расширению интер-клубной деятельности среди молодежи, организация адекватного культурно-информационного обмена и межкультурного взаимодействия в сферах досуга, образования, творчества (наука, искусство) в мегаполисах России.


Слайд 17Задачи психолого- педагогического сопровождения адаптации детей мигрантов
Реализация программ «Психолого-педагогического сопровождения адаптации детей

мигрантов» - первоочередные задачи:
Осуществлять целевую подготовку педагогов для обучения не только детей - мигрантов, но и взрослых иммигрантов русскому языку, для лиц слабо владеющих, любо не владеющих русским языком;
Разрабатывать и внедрять программы инклюзивного обучения, тренинга социальных умений для социально-психологической реабилитации и социально-педагогической поддержки детей – мигрантов;
Содействовать реализации комплексной совместной деятельности педагогов и психологов, инспекторов по делам несовершеннолетних, специалистов ФМС, практически ориентированной на адаптацию детей-мигрантов, в дошкольных детских учреждений, специализированных центрах культуры, образования, досуга и рекреации, в детских пеницитарных заведениях (детские приемники - распределители, колонии для несовершеннолетних).


Слайд 18МЕЖСТРАНОВЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Информация о ЕСС в России – Режим доступа: www.cessi.ru;

www.ess-russia.ru; Электронные обучающие программы - (ESS EduNet); Норвежский Архив Данных Социальных Наук : http://ess.risd.uib.no
Eurobarometer : http://en.wikipedia.org/wiki/Eurobarometer
Tabular History of International Comparative Survey Research Projects: http://www.gesis.org/en/services/data/portalslinks/comparative-survey-projects.
Results of the Arab Barometer Surveys:http://arabbarometer.org/reports/countryreports/com arisonresutls06.html
SHARE - Survey of Health, Ageing and Retirement in Europe: http://www.share-project.org
Tackling the Demographic Challenge: The Survey of Health , Ageing and Retirement in Europe: http://www.shareproject. org/t3/share/fileadmin/SHARE_Brochure/sh are_broschuere_web_final.pdf
The Anchoring Vignettes Website: http://gking.harvard.edu/vign
World Value Survey: http://www.worldvaluessurvey.org/index_findings)
 


Слайд 19 ЛЕВАДА-Центр: Россияне о миграции и межнациональной напряженности (экспресс информация 05.11. 2013)


Слайд 20Левада-Центр о сопряженности проблем миграции и МЕЖНАЦИОННОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ по месту жительства
Опрос

проведен 25-28 октября 2013 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1603 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%


Слайд 21Левада-Центр о соотнесении мигрантофобии с ростом национализма
ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД,

СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ С НЕЛЕГАЛЬНЫМИ ИММИГРАНТАМИ ИЗ СТРАН "БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ"?
легализовать их, помогать получить работу, ассимил-ся в России - 15%;
выдворять за пределы России - 73%;
затрудняюсь ответить 13%;
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИДЕЕ "РОССИЯ ДЛЯ РУССКИХ"?
поддерживаю, её давно пора осуществить -23%;
её было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах – 43%;
отрицательно, это настоящий фашизм -19%;
меня это не интересует -9%;
затрудняюсь ответить - 6%;






Слайд 23Левада-Центр о потенциале насилия в МК


Слайд 24Сопряженность этнофобии и мигрантофобии
Как вы думаете, какой политики должно придерживаться правительство

России: : пытаться ограничить приток приезжих – или не ставить никаких административных барьеров и пытаться использовать на благо России?
пытаться ограничить приток приезжих – 78%;
не ставить на пути притока приезжих административных барьеров и пытаться использовать его на благо России – 14%;
затрудняюсь ответить – 8%;


Слайд 25РОСТ КСЕНОФОБИИ


Слайд 27Уровень открытости к внутренней миграции





 


Слайд 28Левада-Центр: россияне о событиях в Западном Бирюлово


Слайд 29Потенциал МК


Слайд 30«РУССКИЙ МАРШ»
Слышали ли Вы о том, что 4 ноября проводятся

«РУССКИЕ МАРШИ» под лозунгами защиты прав русских в России?
Да -20%;
Нет- 75%;
затрудняюсь ответить -5%;
Как Вы относитесь к идее проведения таких «РУССКИХ МАРШЕЙ»?
определенно положительно -11%;
скорее положительно -29%;
скорее отрицательно - 19%;
определенно отрицательно -7%;
ничего не знаю о нем/затрудняюсь ответить -35%;




Слайд 32Дорогие студенты, СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! nrmalikova@mail.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика