Слайд 1ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Изучает общество и общественные отношения.
Слайд 2Человек и общество.
Тема «Человек и общество» проходит через все подсистемы общества:
духовную, экономическую, политическую, социальную.
Человек – единственный элемент относящийся и к природе и к обществу.
Слайд 3Основные задачи общества.
Самосохранение.
Самосовершенствование.
Слайд 4Функции общества.
Воспроизводство и социализация человека.
Производство материальный благ и услуг.
Распределение продуктов труда
(деятельность).
Регламентация деятельности и поведения людей и управление ими.
Духовное производство и регулирование активности людей.
Слайд 5Взгляды на происхождение человека.
Религиозная теория (теократия).
Теория палеовизита (космос).
Естественнонаучные / материалистические
Ч.
Дарвин (биологическая эволюция человека).
Ф. Энгельс (труд создал человека).
Слайд 6Человек.
Биологическое существо.
Социальное существо.
Появился в обществе в результате длительного процесса антропосоциогенеза. (антропогенез
-процесс становление и развития человека; социогенез – общества).
Слайд 7Общество и природа.
Общество- обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная
часть материального мира.
Способы взаимодействия людей.
Формы объединения людей.
Природа- весь окружающий нас мир в бесконечном разнообразии его форм и проявлений.
Слайд 9Общественные отношения.
Многообразные формы взаимодействия людей, а так же связи, возникающие между
различными социальными группами и внутри этих групп.
Слайд 10Общественные отношения.
Материальные (производственные, экологические, отношения по делопроизводству).
Духовные/ идеальные (моральные, политические, правовые,
художественные, философские, религиозные).
Слайд 11Подсистемы/элементы общества.
Духовная сфера.
Экономическая сфера.
Политическая сфера.
Социальная сфера.
Слайд 12Исторические типы обществ.
Традиционное / доиндустриальное.
Индустриальное.
Информационное/ постиндустриальное.
Слайд 14Основные институты общества.
Институт общества – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной
деятельности людей, регулирующая определённые функции в обществе, главная из которых удовлетворение социальных потребностей.
Слайд 15Основные институты общества.
Экономические: собственность, хозяйственные отношения, деньги, обмен и др.
Социальные: семья,
брак, кровная месть, наследование, материнство и др.
Политические: власть, разделение властей, парламентаризм, мсу, партия, суд, армия и др.
Духовной сферы: религия, образование, общественное мнение, СМИ и др.
Слайд 16Основные пути общественного развития.
Прогресс.
Регресс.
Реформы (прогрессивные, реакционные).
Революции (кратковременные, долговременные).
Модернизация.
Инновация (одноразовые улучшения).
Слайд 17Человек.
Индивид (конкретный носитель природно обусловленных свойств).
Индивидуальность (неповторимое своеобразие. «Я – концепция»).
Личность
– (субъект сознательной деятельности, реализация в общественной жизни).
Слайд 18Потребности человека.
Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие
его существования.
Биологические.
Социальные.
Духовные.
Слайд 19Сознание.
Способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мыслительных, идеальных) образах.
Слайд 20Психика человека.
Сознание (воля, интеллект, эмоции, мотивация.
Подсознательное.
Бессознательное.
Самосознание- осознание человеком самого себя, как
индивида и как личность, своего внутреннего мира, отношения к окружающему миру.
Функции сознания.
Познавательная.
Целеполагающая.
Управляющая.
Оценочная.
Слайд 21Мышление.
Активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждения, теориях и т.д.
Типы
мышления.
Образное.(характерно для людей первых земных цивилизаций).
Понятийное/ теоретическое (современные люди).
Знаковое (современная наука).
Слайд 22Деятельность человека.
Структура.
Мотив.
Цель.
Средства достижения цели.
Действия направленные на достижения цели.
Результат (прямой, побочный).
Характер деятельности.
Сознательный.
Продуктивный.
Преобразующий.
Общественный.
Слайд 23Основные виды деятельности человека.
Игра.
Общение.
Учение.
Труд.
Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое,
никогда ранее не существовавшее.
Слайд 24Познание мира.
Активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека; процесс приобретения
и развития знаний, основанный на практической деятельности.
Слайд 25Познаваем ли мир?
Гностицизм- мир познаваем!
Агностицизм – невозможность познания объективной действительности!
Скептицизм –
есть сомнение, познание мира ограничено…
Слайд 26Основные направления в познании.
Чувственное/ сенсуализм. Осуществляется органами чувств. Формы:
Представление
Восприятие
Ощущение
Рациональное/ рационализм. Абстрактное
или логическое мышление. Формы:
Умозаключение (вывод).
Суждение (мысль утверждающая или отрицающая что-либо).
Понятие (мысль утверждающая общие свойства предмета).
Слайд 27Виды познания.
Научное.
Объективность
Рационалистическая обоснованность
Системность знаний
Проверяемость знаний
Праксеологизм (результаты должны проверятся на практике)
Специальные методы
Ненаучное.
Социальное.
Самопознание.
Слайд 28Методы научного познания.
Всеобщий / философский (исторический, логический).
Общенаучный (эмпирический, теоретический).
Частные (свой для
каждой науки).
Слайд 29Общенаучные методы научного познания.
Эмпирические:
Наблюдение
Эксперимент
Моделирование.
Теоретические:
Анализ(целое дели на частное)
Синтез (соединяем элементы в целое)
Индукция.(от
частного к общему)
Дедукция (от общего к частному
Слайд 30Формы научного познания.
Эмпирического
уровня.
Научный факт.
Эмпирический закон.
Теоретического уровня.
Проблема.
Гипотеза.
Теория.
Слайд 31Ступени научного познания.
Вопрос.
Проблема.
Гипотеза.
Теория.
Концепция.
Слайд 33Истина.
Истина процесс верного отражения действительности в сознании человека.
Объективная: относительная, абсолютная.
Конкретная.
Субъективная.
Правда может
быть «у каждого своя», истина всегда одна!
Слайд 34Критерии истины.
Практика.
Разум.
Теория.
Чувственный опыт.
Слайд 35Знание- результат познания, отражение реального мира.
Виды знаний:
Научные - ненаучные.
Донаучные – паранаучные.
Лженаучные
– антинаучные.
Обыденно-практические – личностные.