Слайд 1Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе
Слайд 2
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют
силы, бесполезно богатство и бессилен разум»
Геродот
Слайд 3 Понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью
и неоднородностью состава. Исчерпывающие рациональные дефиниции здоровья остаются делом будущего.
Слайд 4Здоровье – это социокультурная характеристика человека, которая интегрирует системные элементы действенно-практической
и смысловых сфер личности и проявляется в успешности жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия (физического, душевного, социального и духовного).
Слайд 5Задачи современной модели образования
Формирование базовых компетентностей:
Информационной
Коммуникативной
Самоорганизации
(умение ставить цели, планировать,
ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать
личностные ресурсы)
Самообразования
Слайд 6Здоровьесберегающее образование –
это целенаправленная деятельность образовательного учреждения как
комплексная системная работа по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья.
Слайд 7Школьные факторы риска (ШФР)
Стресс
Несоответствие методик и технологий обучения
Интенсификация учебного процесса
Нерациональная организация
учебного процесса
Некомпетентность педагогов в вопросах функционального развития и здоровья детей
Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
Сверхраннее начало образования
Не всегда обоснованное и адекватное использование так называемых здоровьесберегающих технологий
Слайд 8Система здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
Направления здоровьесберегающей деятельности
Инфра-
структура
ОУ
Рациональная
организация
учебного
процесса
Рациональная
организация
физкультурно-
оздоровительной
работы
Формирование
ценности
здоровья
и здорового образа
жизни
Просветительская
работа
(ученики, учителя,
Родители)
Профилактические
оздоровительные
мероприятия
Слайд 9Здоровьебезопасное
образование
Здоровьеформирующее образование
Слайд 10Здоровьеформирующее образование –
дополнение традиционной здоровьесберегающей деятельности школы социально-психологическими
технологиями поддержки личностного развития школьников для достижениями ими психофизиологического и социально-личностного благополучия.
Слайд 11Цель здоровьесберегающего образования – укрепление жизнеспособности школьников и формирование у них
готовности к ее совершенствованию.
Цель здоровьеформирующего образования – изменение смысловых установок личности (внутренней картины здоровья) и формирование компетенции здоровьеформирующего поведения.
Слайд 12Поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки
зрения не является безусловной ценностью.
Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле,
но наипаче о душе,
а в итоге – о целостном составе личности.
По слову Самого Спасителя, он врачевал "всего человека" (Ин. 7. 23).
Основы социальной концепции Русской православной церкви (официальный текст).
Слайд 13 “Забота о здоровье — это важнейший
труд учителя”.
В.А. Сухомлинский
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Ее главная отличительная особенность — приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.
Слайд 14Принципы здоровьесберегающей педагогики:
Принцип ненанесения вреда — «No nocere!»
Принцип приоритета действенной
заботы о здоровье учащихся и педагогов
Принцип многоаспектного представления о здоровье
Принцип непрерывности и преемственности
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
Комплексный междисциплинарный подход
Слайд 15Комплексный междисциплинарный подход
Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих
педагогических воздействий
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями)
Приоритет активных методов обучения
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье
Принцип отсроченного результата
Принцип контроля за результатами
Слайд 16Здоровьесберегающая технология –
это система различных целенаправленных воздействий на
целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.
Слайд 17Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий
— такая организация образовательного процесса
на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Слайд 18Систематика здоровьесберегающих технологий, используемых в работе образовательных учреждений:
Медико-гигиенические технологии (МГТ).
Физкультурно-оздоровительные технологии
(ФОТ).
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
Слайд 19Классификация здоровьесберегающих технологий (по характеру действия)
Защитно-профилактические технологии.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии.
Стимулирующие технологии.
Информационно-обучающие технологии.
Слайд 20Образовательные здоровьесберегающие технологии
организационно-педагогические технологии
психолого-педагогические технологии
учебно-воспитательные технологии
социально адаптирующие и
личностно развивающие технологии
лечебно-оздоровительные технологии
Слайд 21Психолого-педагогические технологии:
Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения
Технология личностно-ориентированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология ненасильственного обучения
Технология эффективной речевой деятельности
Технология диалогового обучения
Технология рефлексивного обучения
Модульное обучение
Технологии проектирования и моделирования
Технологии игровых форм обучения
ИКТ
Технологии развития творческого мышления
Технология коллективного обучения В. Дьяченко
Технология “опорного уровня” обучения
Слайд 22Система нетрадиционных уроков:
интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях, уроки в форме
соревнований;
уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (интервью, репортаж, лингвистическое исследование);
уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, урок-презентация);
уроки с использованием фантазии (урок-сказка);
уроки с имитацией публичных форм общения (пресс-конференция, аукцион, бенефис, телепередача);
уроки, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений (заседание ученого совета, дебаты в парламенте);
уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, урок-путешествие, гостиная, урок-театр)
Слайд 23”Orandum est utsit mens sana in corpore sano”
“Надо молить, чтобы в
здоровом теле был здоровый дух”
Строка Х сатиры римского поэта Ювенала