Слайд 1Константин Дмитриевич Ушинский
Слайд 2
"Педагог живет до тех пор, пока он учится»
К. Д. Ушинский.
Основным условием развития воспитания
К.Д.Ушинский считал,
во-первых, соответствие его целей и содержания общественным потребностям,
во-вторых, широкое участие общества в решении
педагогических проблем.
Слайд 3Взаимосвязь Федерального государственного стандарта
Слайд 4
Принцип ФГОС ДО :
приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям
семьи, общества, государства.
К.Д.Ушинский :
принцип-народность образования.
К.Д. Ушинский упорно боролся
за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе
на родном языке.
К.Д.Ушинский доказал, что система воспитания, построенная
соответственно интересам народа,
развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты
и моральные качества – патриотизм
и национальную гордость, любовь к труду.
Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста,
усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком,
знакомились с произведениями устного народного творчества.
Слайд 5Принцип ФГОС ДО :
«Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности»;
И К.Д.Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают
только из самостоятельно приобретенных знаний
о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка.
Он считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира
и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей
в их порывах к самостоятельной деятельности,
продуманно и умело руководить ими, не допуская
ни чрезмерного напряжения сил детей,
ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут
содействовать появлению у них лени, пассивности.
Слайд 6Принцип ФГОС ДО :
Сотрудничество с семьей.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей.
И К.Д.Ушинский
считал, что для большинства населения страны
наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников является семья.
В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания,
навыки и привычки, развивают свои задатки.
Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка
играют родители и воспитатели,
пример их жизни и поведения.
"Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский,
- приготовить из своих детей полезных для общества граждан;
одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание".
Слайд 7
Принцип ФГОС ДО :
Возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований
и методов
возрасту и особенностям развития);
и цель воспитания по К.Д. Ушинскому:
развитие и укрепление характера для вхождения во взрослую жизнь.
«...Важнее и полезнее всех этих открытий и изобретений, часто не делающих человека ни на волос счастливее прежнего, потому что он внутри самого себя носит многочисленные причины несчастья, было бы открытие средств к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».
Слайд 8
Образовательные области ФГОС ДО:
Социально –коммуникативное развитие направлено на усвоение норм
и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;…
И К.Д. Ушинский
создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными и утверждал: « Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
«В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений». «Игра есть свободная деятельность дитяти... В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля».
Слайд 9
Образовательные области ФГОС ДО:
Речевое развитие включает владение речью
как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря;…
И К.Д.Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам, произведениям народного творчества:
пословицам, прибауткам и загадкам.
Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость.
Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной живой беседе.
Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.
Слайд 10
Образовательные области ФГОС ДО:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности
и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
К.Д.Ушинский описал сократический метод в образовательной деятельности детей.
«Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, а обращал вопросами внимание ребенка на сходство или различие тех представлений, которые уже были в его голове, но никогда не сходились вместе. Сократический метод, внеся вопросами свет в тёмную голову, сводит мало-помалу в рассудочную систему, ясную для сознания, всё, что хранилось во мраке этой головы, и, тем самым, отдаёт во власть разумного сознания материалы, случайно и отрывочно накопленные памятью. Из этого уже ясна сама собою великая польза сократического метода при учении детей».
Слайд 11
Образовательные области ФГОС ДО:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
И К.Д.Ушинский высоко оценивал значение хорошего пения как одного из средств эстетического воспитания детей, в то же время освежающего их жизнь, помогающего объединить их в дружный коллектив.
Ценным занятием с точки зрения эстетического воспитания и общего умственного развития детей считал он и рисование.
К.Д.Ушинский в деле воспитания детей дошкольного возраста
видное место отводил природе – "одному из могущественных агентов
в воспитании человека".
Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка.
Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию.
Слайд 12Образовательные области ФГОС ДО:
Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности
детей;…становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами…
И К.Д.Ушинский уделял большое внимание
режиму детской деятельности,
сохранению нервной системы ребенка,
«смены умственных упражнений телесными, прогулок…»