Возможности игромоделирования как метода квазипрофессиональной направленности обучения презентация

Содержание

«SAPERE AUDE!»- «Решись быть мудрым» Иммануил Кант Надпись при входе в университет в Кёнигсберге(XIX) век

Слайд 1ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОМОДЕЛИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Доктор социологических наук, к.п.н., профессор

Шурупова Раиса Викторовна

2015г.





Первый Московский государственный медицинский
университет имени И.М.Сеченова


Слайд 2 «SAPERE AUDE!»- «Решись быть мудрым» Иммануил Кант
Надпись при входе

в университет в Кёнигсберге(XIX) век

Слайд 3 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 Учебно-деловая игра, её сущность, структура и

правила её организации.
Разновидности и возможности использования проблемно-аналитических деловых игр.
Проектирование и проведение игры.

Слайд 4О развитии деятельности
ООбразовательный процесс организованный как увеличение объема знаний, не формирует

у выпускника способности действовать самостоятельно.

Слайд 5Способности специалиста
организовывать деятельность,
проектировать,
осуществлять рефлексию,
самостоятельно ставить цели и задачи,
разрабатывать

и принимать управленческие решения.

Слайд 6 Развитие способностей
Для каждого человека важно находится в нескольких пространствах –

в пространстве производства и учебной деятельности. В этом пространстве человек становится личностью, покидает свое функциональное место, самоопределяется к действию, действует и проводит рефлексию своих действий.

Слайд 7Формы организации образовательного процесса
нужны особые формы организации образовательного процесса, особенно в

условиях компетентностного подхода при возросших требованиях не только к теоретической и практической подготовке выпускника учебного заведения, но и к его личностной составляющей, определяющих в совокупности на базе подготовленности, гарантированную готовность к осуществлению профессиональной деятельности.


Слайд 8Игромоделирование
Участвуя в игромоделировании и тренируя свои способности, обучаемый за счет модельного

эффекта имеет возможность понять и почувствовать себя как бы в реальной ситуации своего участия в будущем в производственном процессе (квазипрофессиональная деятельность).

Слайд 9Имитация реального производственного процесса
игромоделирование позволяет имитировать реальный производственный процесс, участвуя в

котором модельно, обучаемый понимает каких знаний и способностей ему не хватает и сознательно занимает позицию развития и тренировки способностей.

Слайд 10
Тем самым «искусственным образом» выделяется профессионально-познавательная потребность, ведущая позиция которой определяет

оптимальность структуры мотивации учения

Слайд 11Формирование оптимальной мотивации профессионально-учебной деятельности предполагает формирование интереса и мотивов профессионально-учебной

деятельности через информированность, и как следствие формирование профессиональных потребностей. Информированность создает «учебное поле» для развития интереса и как результат начинают формироваться профессиональные потребности.

Слайд 12Определение игры
«Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание

и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных
действий, в предметах науки и культуры.

Слайд 13Игра
В игре, как особом виде

общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.


Российская педагогическая энциклопедия

Слайд 14Концепция Б.Г. Ананьева
Игра занимает ведущее место в социальном формировании человека, как

субъекта познания и деятельности.

Слайд 15 Концепция Б.Г. Ананьева
В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные

и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков.

Слайд 16ИГРА-задумано и сделано
«Игра есть то, что задумано и сделано;
то, что есть,

что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат» П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров

Слайд 17Игра для совершенства
«Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных

на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Г.К. Селевко

Слайд 18Азы существования в обществе, правила кооперации и борьбы
“Игра -

прекрасный пример процесса, в котором участники, преследуя разные и даже противоположные цели, но подчиняясь общим правилам, в результате достигают всеобъемлющего порядка” (Хайек. 1992)

Слайд 19 Инобытие игры
“Переодеваясь или надевая маску, человек

“играет” другое существо”
И. Хейзинга




Слайд 20Игра как феномен культуры в творчестве Хейзинги
"О границах игры и серьезного

в культуре". "Игровой элемент культуры".

Слайд 21  Й. Хейзинга. Homo Ludens.В тени завтрашнего дня.
… человек играющий
... человек

смеющийся
... человек импровизирующий
... человек наслаждающийся

Слайд 22 Игра как феномен
культуры,
философии,
психологии,
поэтики,


истории

Слайд 23Игровая терминология
«давайте проиграем ситуацию»,
«роли распределены неправильно»


Слайд 24Значение слова «игра»
«играют блики солнца»;
игра света
«играет волна»;
«судьба играет человеком»;
играет женскими

сердцами;
«играют цены на рынке»;
«художник играет оттенками
цвета»;

Слайд 25Значение слова «игра»
игра ума
«актеры играют на сцене»;
«ребенок играет в песочнице»;
проиграть

ситуацию

Слайд 26Трактовка игры в истории философской мысли
игра есть подражание деятельности,

поэтому ее следует поддерживать и развивать в ребенке (Платон);
это источник душевного равновесия, гармония души и тела (Аристотель);
творящее начало, рождающее мир культуры (Ф. Шиллер);


Слайд 27Трактовка игры в истории философской мысли
деятельность, имеющая «гигиеническое» назначение (Ч.

Спенсер);
способ отдыха и психической разрядки (М. Лацарус);
первичная форма приобщения человека к социуму (К. Гросс);

Слайд 28Трактовка игры в истории философской мысли
деятельность, формирующая фантазию, воображение, интеллект

(Ф.Я. Бейтендейк);
вид индивидуального или коллективного поведения (К. Рейнуотер);
форма творчества с определенной целью (Ж.Пиаже);

Слайд 29Трактовка игры в истории философской мысли
способ самореализации индивида, структура его

поведения, основа коммуникации и межличностного общения(Э. Берн);
компонент деятельности, модель коммуникации или конституции текста, в которой воспроизводится непротиворечивый контекст и слова употребляются в строго определенном смысле (Л.Витгенштейн)

Слайд 30 Функции игры
Важные для культуры

нашего современного публичного общения:
снятие агрессивного состояния,
возможность примирения конфликтующих сторон,
необходима индивиду как биологическая функция,
необходима обществу в силу заключенного в ней смысла, в силу своего значения, своей выразительной ценности, а также духовных и социальных связей, которые она порождает.

Слайд 31Предназначение игр
как особого механизма развития состоит в их использовании в качестве

средства преобразования людей, их субъективных черт, психофизических и психических механизмов.

Слайд 32Инструментальная роль игры
преобразование обучающихся, сталкивающихся с затруднениями,
совмещение механизма игры

с мотивацией студентов к деятельности

Слайд 33 Типы игр
деловые,
инновационные,
организационно-деятельностные,
ролевые


Слайд 34Три типа игр в медицинских вузах :
-управленческие игры (например, на кафедре

общественного здоровья и здравоохранения), помогающие студентам научиться научной организации деятельности врача;
ролевой тренинг, в логике которого студенты отрабатывают практические умения и навыки врача или среднего медицинского персонала;
клинические деловые игры, позволяющие создать производственную ситуацию, близкую к реальной.




Слайд 35Возможности деловых игр
состоят в том, что они как инструмент
формируют личность

специалиста
активизируют учебный процесс,
оказывают влияние на поиск управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности.
Деловая игра представляет собой наиболее четко выраженную, овеществленную форму контекстного обучения.

Слайд 36Моделирование систем отношений
ДДеловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального

содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого, таким образом происходит своего рода апробирование наиболее успешных моделей поведения.

Слайд 37 принципы:
Принцип имитационного моделирования конкретных условий производства и игрового моделирования профессио­нальной деятельности.
Принцип

проблемности содержания деловых игр.
Принцип коллективной совместной деятельности в условиях ролевого взаимодействия.

Слайд 38По мнению Д.Н.Узнадзе, «серьезная деятельность опирается на силы, развитые в условиях

игры».

Слайд 39Принципы
Принцип диалогичности общения и взаимодействия партнеров.

Принцип двуплановости игровой учебной деятельности, в

которой серьезное профессиональное содержание реализуется в имитационно-игровой форме.



Слайд 40Задачи деловых игр
формирование умения точно ориентироваться в профессиональной ситуации, быстро и

правильно принимать решения;
предотвращение реальных ошибок, возможных в будущей профессиональной деятельности;
определение и корректировка собственных знаний и умений.


Слайд 41 Механизм

игромоделирования

Игра включает в себя:
демонстратора действий (актера);
заказчика на эти процедуры (зрителя);
проектировщика вторичного бытия (сценариста);


Слайд 42Механизм игромоделирования
разработчика критериев реализации заказа в его содержательной и ценностной составляющих

(идеолога);
организатора воплощения сценарных проектов, позволяющих достигать желаемых результатов (режиссера).


Слайд 43Моделирование в развивающих деловых играх (организационно-деятельностных играх)
предполагает прохождение пути от ознакомления

с ситуацией, порождающей затруднения в той или иной деятельности, до развивающей трансформации этой деятельности и необходимости преобразования деловых способностей.

Слайд 44 Этапы моделирования
Первый этап — изучение нормативной основы (цели, проектов, планов

и т. п.) деятельности и норм, регулирующих становление, функционирование, развитие ее структуры. Строят предварительные версии характера и причин затруднений, определяют пути выхода из затруднительной ситуации.


Слайд 45Этапы моделирования
Предварительные результаты являются основой замысла предстоящей игры, ее структуры, включая

состав персонажей, сюжет и сценарий.


Слайд 46Второй этап
проектирование игры, совмещение зафиксированных ситуационных представлений о бытии организации,

деятельности основных участников с абстрактными представлениями об организационно-деятельностной игре. В рамках абстрактного представления разрабатывают концептуально-технологическую и функционализированную схемы игры.

Слайд 47Третий этап
рефлексия первых двух этапов фазы в группах. Выявляют характерные

затруднения в решении задачи, их причины и обращают внимание как на объективные стороны причин, так и на субъективные, индивидуальные, групподинамические. Создаются версии причин и путей их преодоления

Слайд 48Четвертый этап
методологическое консультирование как особое реагирование на рефлексивные вопросы групп.

Специфика работы консультанта состоит в том, чтобы не только разъяснить сущность приобретенного опыта рефлексии, но и подчинить мышление игрока необходимости увидеть ход игры, неслучайность движения и перспективу следующей фазы, а также игры в целом

Слайд 49Методика подготовки и проведения деловых клинических игр
I, Подготовительный,
1. Выбор курса и темы.

Предпочтительнее проведение деловой игры на старших курсах, а также с интернатами, ординаторами, врачами ФУВ, т.к. для успешного проведения игры требуется большой объем базисных знаний и умений. Темой деловой игры лучше выбрать ситуации экстремального и неотложного характера, а также ситуации, требующие привлечения врачей многих специальностей (консилиум).

Слайд 50Определение целей игры:

какие знания и умения должны быть продемонстрированы и сформированы

в игре.


Слайд 51 Составление сценарного плана:
а) выбор ситуации профессиональной деятельности (реальной, актуальной, типичной);
б)

определение набора ролей, необходимых для проведения деловой игры и подготовка карточек с названием специальности и должности;

Слайд 52Составление сценарного плана:
в) определение мест действия (квартира больного, машина скорой помощи,

приемное отделение и т.д.);
г) подготовка реальной медицинской документации (анализы, рентгенограммы, ЭКГ и др.), обеспечение игры приборами, фантомами, муляжами, таблицами и пр.

Слайд 53Повторение базисных разделов из предшествующих параллельно изучаемых дисциплин

Студентам предлагается для повторения

список литературы: учебники, лекции, монографии, статьи, справочники

Слайд 54II Ход игры
Ведущий-преподаватель начинает игру с исходной врачебной ситуации и назначает

первого студента, например, на роль матери больного, которая вызывает участкового врача - другого студента; тот, в свою очередь, выбирает врача скорой помощи и т.д.

Слайд 55Это дает возможность преподавателю не просто задействовать студентов в определенных деловых

ролях, а еще увидеть истинную расстановку социальных ролей в коллективе, дружеские и деловые предпочтения и т.д.


Слайд 56III. Разбор игры
Экспертами проводится анализ удачных и неудачных решений и действий

всех участников игры. Каждый из студентов также может изложить свою точку зрения на проигранные ситуации, определить оптимальность их реализации.


Слайд 57Констатация
1. Важность отработки нравственно-деонтологических качеств будущих врачей в процессе взаимодействия

участников деловых игр;
2. Переход хорошо знакомых деонтологических принципов в тренинг конкретных методов коммуникации исполнителей различных ролей, с четкой проекцией на их ролевую специфику;
3. Наглядность коррекции деонтологического поведения всех участников игры и проецирование этого поведения на свои личностные возможности.

Слайд 58Сюжет для деловой игры «Два сердца»
Участникам дается установка, что они в

данной игре - кардиохирурги, профессионалы высокого класса. У каждого из них есть свой пациент. Причем всем пациентам в равной степени необходимо срочно провести операцию по пересадке сердца. Операцию можно выполнить любому из пациентов, независимо от пола и возраста. Но на данный момент в клинике всего два донорских сердца для пересадки.


Слайд 59Инструкция
Вы сейчас все - профессиональные хирурги крупной американской клиники. Каждый из

вас ведет своего пациента, которому необходима срочная пересадка сердца. Но ситуация осложняется тем, что сейчас в клинике в наличии только два сердца, годных к пересадке. Через 30 мин обсуждения, которое вы проведете так, как считаете нужным, вам необходимо принять решение, каким двум пациентам будет сделана операция по пересадке сердца. Решение необходимо обосновать и сообщить родственникам всех пациентов.


Слайд 60 Краткие характеристики пациентов:
женщина, китаянка, 35 лет, руководитель группы врачей, занимающихся

разработкой лекарства против СПИДа;
женщина, бельгийка, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешных операций на сердце;

Слайд 61Краткие характеристики пациентов:
мужчина, американец, отец троих детей в возрасте трех, пяти,

семи лет. Воспитывает детей один;
японская девочка 12 лет, выдающаяся пианистка;
врач-онколог, женщина, 33 года, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови;

Слайд 62Краткие характеристики пациентов:
русский мальчик, 11 лет, за него ходатайствует крупный российско-американский

медицинский центр;
афроамериканец, олимпийский чемпион по бегу, 25 лет;
французская писательница, 40 лет, автор всемирно известных романов, учредитель крупного благотворительного фонда, собирающего деньги для лечения больных детей;


Слайд 63Краткие характеристики пациентов:
девушка, 19 лет, на ее иждивении двое младших братьев

восьми и десяти лет. Дочь умершего сенатора США;
священник, 50 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в Канаде и США.

Слайд 64Работа в минигруппах по разыгрыванию деловой игры « Два сердца»
Главная цель

каждого из игроков – показать свое мастерство и за четыре минуты довести беседу до нужной точки доказывания.


Слайд 65Заключительная часть Обсуждение
1.Каким образом учитывалась система ценностей игроков при принятии решения?

2.Участники в большей степени ориентировались на прагматичный или гуманистический подход?
3.Кому было важно любой ценой отстоять своего пациента и добиться, чтобы именно ему была проведена пересадка сердца? Что для этого было сделано, какие аргументы применялись, насколько они были действенны?

Слайд 66Обсуждение
4.Кто уступил коллегам в выборе пациента для пересадки сердца, чем обосновано

такое решение?
5.Кто взял на себя ответственность за доведение результата обсуж­дения до родственников пациентов, которым не планировалась пересадка сердца?
6.Каким образом распределялись роли в ходе групповой дискуссии? И с какой ролью было легче справиться?



Слайд 67Итоги занятия, оценка работы


Слайд 68 Вдохновляющая история « Неизвестный скрипач»
Задание.
1.Прочитайте текст « Неизвестный скрипач»

2. Ответьте на вопросы:
Можем ли мы в будничной атмосфере, в погоне за деньгами, в поисках еды, сна и развлечений ощутить красоту высокого порядка?


Слайд 69Вдохновляющая история « Неизвестный скрипач»
Сможем ли мы заметить настоящую ценность, сможем

ли мы ее почувствовать понять и оценить?
Как влияет темп современной жизни на развитие вашей креативности как педагога, ваше вдохновение? Дайте развёрнутый ответ.

Слайд 70Обособленность игры от

жизни

Временная и пространственная замкнутость.
Её течение заключено в ней самой. Движение вперед и назад, завязка, очередность, развязка, повтор связаны с заложенными в ней правилами и не имеют прямого отношения к реальному времени. С точки зрения места, всякая игра протекает в заранее ограниченном игровом пространстве.


Слайд 71 Игровые пространства
Арена,
игральный стол,
магический круг,
храм,

сцена,
киноэкран,
судебное присутствие.


Слайд 72 Игровые пространства
По форме и функции игровые пространства
отчужденная

земля,
обособленные, выгороженные, освященные территории, где имеют силу свои особые правила.
Это временные миры внутри мира обычного, предназначенные для выполнения некоего замкнутого в себе действия.




Слайд 73 ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ В

ИГРЕ

Очевидное временное устранение реального мира в игре приводит к тому, что внутри нее "законы и обычаи обыденной жизни не имеют силы".


Слайд 74 Игротехник
«Организатор – постановщик

игропроцессов, режиссер группового мышления, общения, взаимодействия»

О.С. Анисимов

Слайд 75Игротехническая деятельность
особый вид педагогической организационно-управленческой деятельности: системное использование особых мыслетехнических, психотехнических,

группотехнических, рефлексотехнических, коммуникативных и других процедур

Слайд 76Игротехническая деятельность
развитие личностного потенциала обучающегося и подготовка его к исполнению разнообразных

жизненных ролей

Слайд 77 Отличительные особенности игротехника по сравнению с традиционным преподавателем:
1. работа в

условиях неопределенности;
2. стрессоустойчивость(психологическая и физическая);
3. повышенная собственная рефлексивность и умение ее организовывать;
4.работа в разноуровневой и разнопараметральной аудиториях;
5.двуплановость поведения (раздвоение, растроение);
6. психологическая открытость;



Слайд 78Отличительные особенности игротехника по сравнению с традиционным преподавателем:
7.    умение перевоплощаться (актерство);


8. неполная идентификация игротехника с обучающимся: доброжелательная дистанция, профессиональная отстраненность, взгляд «с вертолета», не «менеджер-игрок»;
9.  синергетическое мышление и поведение;
10.   широкий ассортимент процедур, техник, технологий(психологических, организационных, интеллектуальных);

Слайд 79Отличительные особенности игротехника по сравнению с традиционным преподавателем:
11.технологическая гибкость как

умение соединять между собой в логическое целое техники, процедуры, технологии;
12.проектирование образовательного процесса на основе режиссуры (как спектакль), (от лат. regere – режиссер).

Слайд 80Тьютор должен уметь :
Организовывать, сотрудничать в процессе интенсивной коммуникации, деятельности с

различными типами, группами студентов;

Слайд 81Тьютор должен уметь :
                учитывать особенности моделируемой ситуации, предметного содержания;
·               

моделировать процессы деятельности с использованием различных технологий, процедур, приемов активного деятельностного обучения, в том числе игровых;
·           конструировать, оформлять и описывать собственные образовательные технологии, разрабатывать конструкции, новые методы, формы, приемы и средства деятельности, мышления, способы получения знаний;

Слайд 82Тьютор должен уметь :
выявлять и формулировать, создавать, системно решать проблемы;

вырабатывать предварительный мыслительный проект, сценарий;
создавать условия для самоопределения участников деятельности (личностного, операционно-действенного, группового, игрового и т.п.), самоопределяться самому;

Слайд 83Тьютор должен уметь :
действиями обеспечивать условия для мотивации обучающихся к

их изменению, саморазвитию;
адекватно реагировать на нестандартные ситуации, перестраивать свое поведение, взаимодействие студентов, деятельность, быстро приспосабливаться к новым сферам, типам, видам деятельности;
управлять процессом любой деятельности, игровым режимом, собой;

Слайд 84Тьютор должен уметь :
     использовать различные средства, способы организации мышления, языки

описания;
   использовать различные средства, способы и формы организации рефлексии;
   критически оценивать себя, группу обучающихся, ситуацию, деятельность других;
 оперативно находить, выявлять, обрабатывать и использовать информацию, владеть современными методами.


Слайд 85Игра- свободная деятельность

Й.Хейзинга отмечал: «Всякая Игра есть прежде всего и в

первую голову свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра».

Слайд 86 Литература
1. Маркова А.К. Психология профессионализма – М., 1996.
2. Анисимов

О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М.: Экономика, 1991.
3. Анисимов О.С. Игровые формы обучения профессиональному мышлению. – М.: ВВШУ, 1989.
4. Борисова Н.В., Бугрин В.П. Игротехнические качества педагога как условие использования инновационных образовательных технологий // Проблемы качества образования. Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. – М. Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
5. Бугрин В.П., Борисова Н.В. Артистизм и технология – интеграция в педагогической деятельности // Материалы Ч Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. – М. Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
6. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. – М., 1991.
7. Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2000.

 


Слайд 87
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика