Слайд 1«Внедрение в процесс преподавания технологии новых педагогических технологий, основанных на
личностно- ориентированном подходе к обучению»
Преподаватель технологии
Чернышева Татьяна Ивановна
МОУ СОШ п. Красноярка
2010 год
Слайд 2Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить
образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования.
Слайд 3Предыдущая аттестация по должности « учитель» проходила в 2005 году, по
итогам ее получены следующие рекомендации: внедрение в процесс преподавания технологии новых педагогических технологий.
Поэтому в межаттестационный период я определила цель :
изучить ,внедрить в процесс преподавания предмета технологии новые педагогические технологии, основанные на личностно- ориентированном подходе к обучению.
Слайд 4В межаттестационный период я поставила следующие задачи:
2005-2006 уч.год - изучение
теории по данной проблеме.( Селевко Н.Г.,интернет ресурсы)
2006-2007 уч. год - использование метода проекта на уроках технологии в 5 классе, апробация данной технологии через участие в школьном марафоне открытых уроков.
2007-2008, 2008-2009 уч. год - внедрение в образовательный процесс технологии блочного обучения (тема «Кулинария», «Электротехника»).
2009- 2010 уч. год - проведение мониторинга внедрения данных технологий в образовательный процесс. Выявление противоречий. Определение задач, планирование работы на новый межаттестационный период.
Слайд 5
Основные цели и задачи образования, отражены в Законе Российской Федерации «Об
образовании» ( от 10.07.1992 №т3266-1), областном законе «Об образовании в Свердловской области» (от 16.07.1998 № 26-оз): «Формирование у обучающихся знаний и практических навыков в профессионально-практической сфере»
Нормативно- правовая документация
Слайд 6Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования.
По мнению ряда, ученых понятие “инновация” возникло в девятнадцатом веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновация – это внедрение нового.
Слайд 7Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к
научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.
Слайд 9Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать
многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.
Слайд 10Для всех технологий характерны определенные общие признаки:
Осознанность деятельности учителя и
учеников Эффективность
Мобильность
Валеологичность
Целостность
Открытость
Проектируемость
Самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени Индивидуализация.
Слайд 11Важной особенностью образовательной области “Технология” является направленность на творческое развитие учащихся.
Главная цель – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитии и воспитании широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.
Слайд 12Среди самых активных методов обучения весьма эффективным являются деловые игры.
Деловая
игра вносит некоторое разнообразие в традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. Применения деловых игр способствует сокращению разрыва между теоретическими знаниями учащихся и их практическими применениями.
Слайд 13Игровые технологии стали основой для использования следующего активного метода – метода
проектов.
В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, оказывает влияние на прогресс в учении.
Слайд 14Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит
в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.
Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.
Слайд 15
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник
еще в начале нынешнего столетия в США.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века.
Немного об истории метода проектов.
Слайд 16Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для
создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.
Слайд 17Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с
учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.
Слайд 18В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Слайд 19Роль учителя при выполнении проекта
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя.
Она различна на разных этапах проектирования. Взаимодействие учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения, на процесс применения имеющихся знаний. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.
Слайд 20Роль учащихся в выполнении проекта
Выступают активными участниками процесса.
Деятельность в рабочих
группах помогает научиться работать в «команде».
Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.
Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию.
Слайд 21Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.
Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.
Приложение
Слайд 22Педагогические технологии, используемые учителями школы для достижения высоких образовательных результатов, позволяют
обеспечить дифференциацию, личностную ориентацию содержания образования, его деятельностный характер, направленность на формирование способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности, формируют ключевые компетенции – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Слайд 23Качество знаний с 2005 по 2010 учебный год
Слайд 24ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
в межаттестационный период:
В течение 2010-2015гг. я ставлю цель- продолжить
максимально использовать метод проектов в профессиональной деятельности учителя технологии с использованием не только программ Microsoft Word, MS Excel и Microsoft Publisher, Microsoft Office PowerPoint, но и с помощью интерактивного оборудования( программа SMART BOARD), представлять педагогический опыт в методической работе школы, ГМО учителей технологии, научно - практических конференциях с проектами обучаемых.
Слайд 252011-2012- изучение научной, методической литературы по вопросу «Работа с интерактивным оборудованием»
2012-2014-
внедрение в образовательный процесс учебных проектов с использованием мультимедийного, интерактивного оборудования.
2014-2015- выявление противоречий при внедрении и реализации метода проектов на уроках (анализ деятельности)