Слайд 1Виды тестов
Зинченко н.Н., методист МАУ ИМЦ г. Томска
Слайд 2Типы и формы тестовых заданий
Слайд 3Виды тестовых заданий
1) вербальные (вопросы, утверждения и задания, выраженные словами) невербальные
(картинки, слайды, схемы (без словесного описания))
2) стандартизированные и индивидуально-ориентированные;
3) статические и динамические;
4) фиксированные и переменные;
5) случайные и с обратной связью (содержание и форма текущего тестового задания зависят от ответов испытуемого на предыдущее).
Слайд 4Задания открытого типа
К заданиям открытого типа относятся два вида – задания
дополнения и задания свободного изложения.
Тестовые задания открытого типа наиболее эффективно использовать при проверке следующих видов конкретных действий ученика:
перечисляет правила и принципы (знание);
даёт устное или письменное словесное описание явления, факта, представляющее точное значение или существенные его характеристики (знание);
приводит конкретный случай в пояснение изученного материала (понимание);
объясняет, как производится вычисление (понимание);
объясняет частичное исправление, поправку (понимание).
Слайд 5Задания открытого типа
В заданиях открытой формы готовые ответы не даются: их
должен придумать или получить сам тестирующийся (ученик). Иногда вместо термина «задания открытой формы» используют термины: «задания на дополнение» или «задания с конструируемым ответом». Для открытой формы принято использовать инструкцию, состоящую из одного слова: «Дополните».
Слайд 6Задания дополнения
После дополнения задания особым образом получается истинное или ложное высказывание,
например:
(1). АВТОРОМ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ СЧИТАЕТСЯ ___________________
(2). ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД ЯДРА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧИСЛОМ_________________
(3). УРАВНЕНИЕ БЕРНУЛЛИ ДЛЯ ПРОСТОЙ СИСТЕМЫ ИМЕЕТ ВИД__________________
К тем принципам, которые уже известны, следует добавить несколько общих логических принципов, характерных не только для заданий открытой формы, но и других.
Слайд 7Задания дополнения
Задания на дополнение бывают двух заметно отличающихся видов:
1) с ограничениями,
налагаемыми на ответы;
2) задания со свободно конструируемым ответом, в котором необходимо составить развернутый ответ (например, в виде микросочинения).
В заданиях с ограничениями заранее определяется, что однозначно считать правильным ответом. Обычно он бывает достаточно кратким - одно слово, число, символ и т.д. Иногда - более длинным, но не превышающим двух-трех слов. Естественно, что регламентированная краткость ответов выдвигает определенные требования к сфере применения, поэтому задания первого вида в основном используются для оценки достаточно узкого круга умений.
Отличительная особенность заданий с ограничениями на дополняемые ответы заключается в том, что они должны порождать только один, запланированный разработчиком правильный ответ.
Слайд 8Задания дополнения
Задания второго типа со свободно конструируемым ответом не имеют никаких
ограничений на содержание и форму представления ответов. За определенное время учащийся может писать что угодно и как угодно. Однако тщательная формулировка подобных заданий предполагает наличие эталона, в качестве которого обычно выступает наиболее правильный ответ с описывающими его характеристиками и признаками качества.
Слайд 9Задания дополнения
Главной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение основного
требования к тестовым заданиям - наличия однозначного правильного ответа.
Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения являются:
1) краткость и однозначность ответов;
2) необходимость воспроизведения ответа по памяти;
3) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
4) простота формулировки вопросов;
5) простота проверки;
6) невозможность угадать ответ.
Основное преимущество этих заданий - невозможность угадать ответ, а основной недостаток - сложность формализации правильного ответа.
Слайд 10Задания свободного изложения
Отличительной особенностью заданий свободного изложения является то, что для
их выполнения испытуемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.
Главной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение основного требования к тестовым заданиям – наличия однозначного правильного ответа.
Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения являются:
краткость и однозначность ответов;
необходимость воспроизведения ответа по памяти;
отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
простота формулировки вопросов;
простота проверки;
невозможность угадать ответ.
Слайд 11Принцип логической определенности содержания задания
Смысл его можно определить так: задание является
логически определенным, если оно способно продуцировать у знающих учащихся правильный ответ и если содержание и форма задания помогают организовать мыслительный процесс нахождения такого ответа.
Нарушением принципа логической определенности являются примеры:
1). ДОГОВОР АРЕНДЫ ЯВЛЯЕТСЯ_______ (ответ – «взаимным»)
Первая мысль (а зачастую и единственная) о том, ЧЕМ является договор аренды, а не КАКИМ.
2. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ДОГОВОРУ ДОЛЖНЫ ИСПОЛНЯТЬСЯ ___(ответ – «одновременно»).
Испытуемый может не понять, на какой вопрос отвечать: исполняться КЕМ или исполняться КАК.
3. ПЕРВАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ БЫЛА СОЗДАНА В _____. (Где или когда?)
Между тем, любое задание должно пониматься с первого прочтения.
Слайд 12Принцип вариативности (фасетности) содержания задания
ФАСЕТ – это форма записи нескольких вариантов
одного и того же задания. Применение фасета позволяет в процессе контроля исключить списывание и другие искажения, известные из опыта проведения экзаменов, зачетов и др. традиционных форм проверки знаний. Идея фасета ассоциируется с известной практикой создания нескольких вариантов одинаково трудных заданий для проведения контрольных работ. Принцип фасетности является главным при композиции профессионально разрабатываемых тестовых заданий; он позволяет создавать сразу несколько вариантов одного и того же задания, а, следовательно, вариантов теста.
СВЯЩЕННАЯ КНИГА {христиан, иудеев, кришнаитов, буддистов, мусульман,…} НАЗЫВАЕТСЯ _____________________________.
Использование фасета может быть в символьном виде:
ТОК СИЛОЙ {I}, ПРОХОДЯ ПО ПРОВОДНИКУ {R} ЗА ВРЕМЯ {t} СЕКУНД ВЫДЕЛЯЕТ ____ ДЖОУЛЕЙ ТЕПЛА.
В задании №2 имеется 3 символьных фасета, позволяющих в машинном варианте подставить любые комбинации допустимых значений силы тока, сопротивления и времени для проверки умения применять закон Джоуля-Ленца. Такие же фасеты можно сделать для проверки знаний всех физических законов и умений их применять для выполнения лабораторных и практических работ.
Слайд 13Принцип параллельности
Принцип параллельности включает в себя 3 понятия,связанных между собой отношением
кумулятивности:
параллельность заданий (или вариантов заданий) по содержанию;
параллельность по содержанию и форме;
параллельность по содержанию, форме и по трудности заданий.
Параллельность заданий по содержанию достигается использованием принципа фасетности и применением 4 принципа – обратимости.
Слайд 14Принцип обратимости
Принцип обратимости на примере:
ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ_____
Обратное:
ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ
ОПЕРАЦИЯ НАХОЖДЕНИЯ_____
ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЮТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ _____ ФУНКЦИИ НА ПРИРАЩЕНИЕ АРГУМЕНТА.
Обратное:
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ НА ПРИРАЩЕНИЕ АРГУМЕНТА НАЗЫВАЕТСЯ _____ ФУНКЦИИ.
Слайд 15Принцип обратимости (продолжение)
Задания, построенные по принципу обратимости, можно использовать в текущем
и итоговом контроле знаний. При применении обратимых заданий возникает вопрос выбора лучшего варианта для итогового тестирования. При осуществлении такого выбора полезно обсудить педагогические и психологические соображения и аргументы, опробовать все варианты на параллельных выборках и только после этого выбирается то задание, которое в большей степени обладает свойствами тестового задания для данного теста.
Если обратимые утверждения находятся в одном тесте, нередко возникает тавтология.
Если испытуемые хотя бы немного ориентируются в учебном материале, то в случае тавтологии ответ для одного задания они найдут из содержания другого. Этого можно избежать, если представить одно из заданий в другой форме, сохраняя в неприкосновенности его содержание. Например:
Слайд 16Принцип обратимости (продолжение)
1. ВОЛГА ВПАДАЕТ В _____ МОРЕ.
2. ВОЛГА ВПАДАЕТ В
… МОРЕ
– Каспийское
– Балтийское
– Черное
– Азовское
– Белое
Если есть необходимость проверить несколько подобных фактов, то лучше использовать задание на установление соответствия (например, перечислив несколько рек – Волга, Нева, Днепр и задав другое множество – перечень морей и т. п.)
3. СОСТАВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ПАРЫ
Волга Каспийское
Нева Балтийское
Дон Белое
Днепр Азовское
Черное
Слайд 17Принцип краткости
Точность и легкость понимания растут по мере уменьшения словесного состава
фразы и увеличения ее бессловесной подпочвы. Чем меньше слов, тем меньше недоразумений. Зачастую из вопроса опускаются слова «называется», «является» и т. п., что не затрудняет понимания.
Слайд 18Принцип неотрицательности
В основе задания не рекомендуется использование отрицательных частиц, а также
определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него. Характерные примеры приводит В.С. Аванесов:
БАНКИ НЕ СТАВЯТСЯ НА _______. (позвоночник). Однако банки не ставятся не только на позвоночник, но и на многие другие части тела.
ТОЧКОЙ НАЗЫВАЕТСЯ ТО, ЧТО НЕ ИМЕЕТ _____. По определению Евклида «Точкой называется то, что не имеет частей».
В этом задании нарушено логическое правило: определение не должно быть отрицательным. Испытуемые будут правы, если напишут, что точка не имеет длины, ширины, высоты, веса, запаха, вкуса и много чего еще.
Иногда в задании открытой формы используется пропуск двух и более слов (или символов). При этом возможность правильно ответить уменьшается, например:
3. УСКОРЕНИЕ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ____ , И ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ______ ДАННОГО ТЕЛА.
4. СИЛЫ, С КОТОРЫМИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ДВА ТЕЛА, РАВНЫ ПО____ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫ ПО____.
5. ВИРУСЫ БЫЛИ ОТКРЫТЫ УЧЕНЫМ ____ В _____ ГОДУ.
Здесь возможны 4 случая:
правильно дополняются фамилия и дата;
правильно – фамилия, неправильно – дата;
неправильно фамилия, правильно – дата;
неправильно и фамилия и дата.
Как видно – три из четырех вариантов при тестировании будут считаться неверными, т. е. у тестируемого больше возможности ошибиться, чем ответить правильно. Таким образом, встает вопрос о допустимости и целесообразности большого числа пропусков в заданиях открытого типа.
Слайд 19Принцип логической соразмерности объема определяющего понятия объему определяемого
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ВСЕ
СТОРОНЫ РАВНЫ, НАЗЫВАЕТСЯ______ (ромб).
ПРЯМОУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ, НАЗЫВАЕТСЯ______ (квадрат).
Если на первое задание дается ответ «квадрат», то этим допускается ошибка несоразмерности: объем определяющего – четырехугольника – больше объема определяемого – квадрата.
Для сравнения приведем пример вопроса закрытой формы:
3. СРЕДИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ ВСЕ РАВНЫЕ СТОРОНЫ ИМЕЮТ
– квадрат
– ромб
– прямоугольник
– трапеция
– параллелограмм
Слайд 20Принцип логической соразмерности объема определяющего понятия объему определяемого
(продолжение)
В данном случае закрытая
форма вопроса несет меньше информации, чем вопросы открытой формы, в которых кроме равенства сторон подразумевается знание взаимосвязей между группами элементов.
Характерная особенность содержания заданий открытой формы в том, что они иногда порождают несколько правильных, но логически несоразмерных ответов, что нежелательно с точки зрения однозначной оценки и технологичности контроля, например, ПЕРВЫМ КОСМОНАВТОМ БЫЛ _____
Автор ожидал ответ «Гагарин», но наряду с этим от некоторых испытуемых получил ответы «русский человек», «мужчина», «советский гражданин» и другие, которые с разных сторон характеризуют Гагарина. Полученные ответы нельзя оценить как неправильные, но их трудно приравнять к ожидавшемуся правильному ответу. Такие ситуации недопустимы, так как при компьютерном тестировании ответ сравнивается с эталоном посимвольно.
Выход из подобной ситуации подсказывает логика. Для сужения объема искомого понятия задание лучше сформулировать: «ФАМИЛИЯ ПЕРВОГО КОСМОНАВТА». Таким образом, в задание вносится необходимое уточнение, что позволяет уменьшить объем понятия за счет уточнения содержания, после чего испытуемый дает только один правильный ответ
Слайд 21Тестовые задания закрытого типа
лучше использовать при проверке следующих видов действий
учащихся:
припоминает употребляемые термины, сведения о конкретных фактах, методах и процедурах (знание);
припоминает конкретный случай, рассмотренный ранее (знание);
преобразует материал из одной формы выражения в другую (понимание);
приводит конкретный случай в пояснение изученного материала (понимание);
осознаёт смысл, сущность изученного материала, объясняет отличия, указывает на преимущества ( понимание );
описывает последствия, вытекающие из имеющихся данных (понимание).
Слайд 22Тестовые задания закрытого типа
(продолжение)
Тестовые задания закрытого типа – предусматривают различные
варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Это задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.
Слайд 23Тестовые задания закрытого типа
(продолжение)
В содержании всех учебных дисциплин имеется много
таких элементов знаний, которые называются дихотомическими. Это знания, которые позволяют разделить мир надвое: определить правильность или неправильность фактов, методов, процессов; знания о том, что хорошо, что плохо, что можно, а чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Для проверки именно таких знаний применяются задания в тестовой форме с двумя ответами.
К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – «да – нет», «правильно – неправильно» и пр.
Примеры:
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПЕРЕВОЗОК ДАВАТЬ ОПЕРАТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ Р ДВИЖЕНИИ ПОЕЗДОВ
– имеет право
– не имеет права
СЛЕДОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ, ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ И ПОЖАРНЫХ ПОЕЗДОВ ВАГОНАМИ ВПЕРЕД
– допускается
– не допускается
. АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЛОКИРОВКА К СРЕДСТВАМ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
– относится
– не относится
. ПООЩРЕНИЯ В ТРУДОВУЮ КНИЖКУ
– записываются
– не записываются
Слайд 24Тестовые задания закрытого типа
(продолжение)
Задания множественного выбора
Задачи с множественным выбором предполагают
наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.
Обычный вопрос состоит из введения, самого вопроса и ряда альтернатив, каждая из которых представляет собой ответ на вопрос. Обычно трудно найти более 4 интересных и оригинальных альтернатив и к тому же на их чтение уйдет больше времени экзаменуемого. Вероятно, минимальное количество возможных альтернатив – это 3, максимальное количество альтернатив будет зависеть от объема теста. В том случае, если это цифровые выражения, то 5-6 вариантов не могут оказаться слишком длинными для чтения. Оптимальной можно считать 5 альтернативных ответов, при этом необходимо учитывать, что не всегда это возможно.
В заданиях множественного выбора количество правильных ответов объективными причинами не ограничивается. Необходимость испытуемому самому определять количество правильных ответов значительно усложняет само задание.
Поиск правдоподобных однородных ответов составляет основную трудность для разработчиков заданий множественного выбора.
Слайд 25Задания множественного выбора
(продолжение)
При составлении заданий множественного выбора следует руководствоваться принципом однородности:
Принцип
однородности.
Подбираются такие ответы, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления. Этот принцип применяется в заданиях с различным числом ответов.
При создании заданий по принципу однородности существенным фактором усиления их эффективности является использование сходных по написанию или звучанию букв, цифр, знаков, слов или словосочетаний. Это позволяет делать ответы правдоподобными, логически безупречными. Очень характерный пример приводит В.С.Аванесов:
1. НАНОСЫ НА СКЛОНАХ, ВЫЗВАННЫЕ ДОЖДЕВЫМИ И ТАЛЫМИ ВОДАМИ, НАЗЫВАЮТСЯ
– делювий
– аллювий
– иллювий
– элювий
Принцип однородности часто дает возможность создать полную систему ответов, в которой нечего добавить:
ТЕЛО, ПАДАЮЩЕЕ НА ЗЕМЛЮ В СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ, ОТКЛОНЯЕТСЯ К
– югу
– северу
– западу
– востоку
При формировании заданий с выбором особое внимание уделяется подбору неправильных ответов. Например:
3. АБСОЛЮТНУЮ ВЛАЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЮТ
– гигрометром
– психрометром
– барометром
– термометром
Слайд 26Задания с выбором нескольких правильных ответов
Кроме заданий, где имеется только один
правильный ответ, а остальные – неправильные, есть и такие задания, в которых нужно выбрать несколько правильных ответов из числа предложенных. Особенность заданий с выбором нескольких правильных ответов является то, что испытуемому надо не только найти правильные ответы, но и определить полноту своего ответа. Следовательно, эти задания по форме труднее, чем задания с выбором одного правильного ответа.
К ФИЛОСОФСКИМ ПОНЯТИЯМ ОТНОСЯТСЯ
– атом
– бытие
– развитие
– знание
– свобода
– качество
– революция
– количество
ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
– Гойя
– Рафаэль
– Шарден
– Боттичелли
– Сикейрос
– Леонардо да Винчи
– Рублев
АКЦИЗНЫЕ ТОВАРЫ
– табак
– зерно
– бензин
– хлеб
– драгоценности
– автомобили
– колбасные изделия
– спиртные напитки
В этих заданиях используется только один принцип композиции – это принцип однородности ответов. Все приведенные примеры связаны с идеей проверки знаний о принадлежности к тому или иному роду, виду, классу.
Не рекомендуется отрицательная формулировка заданий, т. е. когда спрашивается о том, что не используется, не относится, не делается и т. д.
Слайд 27Тестовые задания на установление правильной последовательности
Тестовые задания на установление правильной последовательности
лучше всего использовать в ситуациях, когда необходимо проверить следующие виды конкретных действий:
осознаёт смысл, сущность изученного материала, объясняет отличия, указывает на преимущества (понимание);
объясняет, как производится вычисление (понимание).
Слайд 28Тестовые задания на установление правильной последовательности
Используется в тех случаях, когда целью
задания является выяснить - умеет ли ученик находить связи, ассоциации между явлениями, событиями, процессами, структурными единицами и т.д.
К заданиям дается стандартная инструкция: «Установите соответствие».
Элементы для сопоставления записываются в два столбца: слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы, а справа - элементы, подлежащие выбору. В самой нижней части задания приводится место для ответов -
«Ответы: 1___, 2___ , 3___, 4___, ….». Рядом с номером элемента из левой колонки, ученик должен вписать букву соответствующего элемента из правой колонки.
Слайд 29Тестовые задания на установление правильной последовательности
Существует и другая (вторая) модификация заданий
на установление соответствия - с многократным выбором. В этих заданиях каждому элементу левого столбца могут соответствовать несколько элементов правого столбца.
При оценивании задания поступают, так же как и в заданиях с выбором нескольких правильных ответов - либо давать 1 балл за полностью выполненное задание и 0 баллов за хотя бы одну ошибку, либо присваивать и снимать баллы за правильно и неправильно установленные соответствия. Можно также использовать метод «частичного балла».
Слайд 30Тестовые задания на установление правильной последовательности
Тестовые задания на ранжирование (задания на
установления правильной последовательности).
Учащемуся необходимо указать порядок действий, процессов или объектов , перечисленных в задании.
Основные требования к тестам на ранжирование:
в качестве условия подбираются задания, имеющие четкий алгоритм действия или строгую последовательность;
формулировка утверждений должна быть четкой и предельно краткой.
Кроме перечисленных требований, при составлении заданий на упорядочивание элементов следует отметить обязательность инструкции для учащихся - в какой именно последовательности располагать элементы - от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т. п.
К минусам данной формы тестирования можно отнести сложность оценивая.
Слайд 31Тестовые задания на установление правильной последовательности
Слайд 32Задания на восстановление последовательности
Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант
задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда. Поскольку эта форма заданий требует особой инструкции, мы выделили ее в отдельный подраздел.
Задания на восстановление последовательности незаслуженно редко используются в тестах. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью и простотой проверки. Оно подходит для любого предмета, там, где присутствует алгоритмическая деятельность или временные события. Для технологий это может быть порядок технологических операций, для гуманитарных дисциплин – восстановление временных последовательностей событий, для точных наук – алгоритмы решения задач и этот список практически бесконечен.
Слайд 33Задания на восстановление последовательности
Кроме перечисленных принципов, при составлении заданий на упорядочивание
элементов следует отметить обязательность инструкции для испытуемых – в какой именно последовательности располагать элементы – от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т. п.
Следующее задание содержит неопределенность, так как «Определить последовательность лет жизни» подразумевает внесение каких-то дат, которые в компьютерном варианте вносить некуда. Автор имел в виду хронологический порядок.
1. ОПРЕДЕЛИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛЕТ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВЕЛИКИХ МИРОВЫХ СОЦИОЛОГОВ
1: Огюст Конт
2: Карл Маркс
3: Эмиль Дюргейм
Если в задании подразумевается иерархия, то следует указать с чего начинать отсчет – от младшего или старшего (высшего) элемента. При проведении тестирования испытуемые обязательно требовали пояснений к следующим заданиям (с чего начинать?), хотя порядок не вызывал трудностей.
2. ПЕРЕЧИСЛИТЕ В ПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ФРГ
1: Бундестаг
2: Бундесрат
3: Федеральный президент
4: Федеральный канцлер
Слайд 34Тестовые задания на соответствие
Использование тестовых заданий на соответствие наиболее эффективно при
проверке следующих видов конкретных действий ученика:
перечисляет правила и принципы (знание);
предположительно описывает последствия, определённые имеющимися данными (понимание);
воспринимает написанное, произнося или воспроизводя про себя; объясняет изученный материал (понимание);
преобразует материал из одной форма выражения в другую (понимание).
Слайд 35Задания на восстановление соответствия
В заданиях соответствия (восстановления соответствия) необходимо найти соответствие
(или приравнять части, элементы, понятия) – между элементами двух списков (множеств).
Эта форма заданий достаточно разнообразна и может быть с успехом использована по всем учебным предметам и предметным областям. Практически в каждом предмете существует широкая возможность их использования. Задачи соответствия требуют подбора подходящего ответа.
Задания на установление соответствия особенно полезны для ассоциирования физических, математических и других формул со сферами их практического применения. В любом учебном предмете встречается учебная информация, в которой изучаемые объекты (понятия, величины и т. п.) разбиваются на виды, классы, типы и т. д. Для каждого из этих видов существует множество свойств и характеристик, принципов, правил и норм использования, так что есть возможность составления вопросов на установление соответствия этих терминов их характеристикам. Причем, вопросы на установление соответствия в этом случае будут более рациональны, чем вопросы с выбором правильного ответа из перечня.
Слайд 36Задания на восстановление соответствия
Обычно задание соответствия состоит из двух столбцов: в
первом – вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором идет список утверждений или свойств, объектов, которые надо поставить в соответствие.
Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте.
Например, из нескольких однообразных заданий с выбором одного правильного ответа, который в следующих примерах выделен, рациональнее сделать один вопрос на установление соответствия (здесь и далее выделен правильный ответ):
1. ТЕРМОЭЛЕКТРОННАЯ ЭМИССИЯ – ЭТО
– испускание телом электронов под воздействием тепла
– испускание телом электронов под воздействием радиации
– испускание телом электронов под воздействием освещения
2. ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКАЯ ЭМИССИЯ – ЭТО
– испускание телом электронов под воздействием нагревания тела
– испускание телом электронов под воздействием большой напряженности
– испускание телом электронов под воздействием фотонов света
3. ФОТОЭЛЕКТРОННАЯ ЭМИССИЯ – ЭТО
– испускание телом электронов под воздействием тепла
– испускание телом электронов под воздействием большой напряженности электрического поля
– испускание телом электронов под воздействием освещения
Слайд 37Достоинства тестовой формы контроля
1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся,
а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.
2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.
5. Активизирует мышление школьников.
6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.