Слайд 1UX Russia
2-й онлайн семинар
4 декабря 2008
Слайд 2Новости
Нам исполнился месяц
Нас стало 732
Более 500 сообщений
На 2-й семинар зарегистрировалось 42
1-й
семинар в записи посмотрело 445
Вышел 26-й Юзабилити Бюллетень
Слайд 3Программа семинаров на декабрь
4.12 User-Centered Design: основы процесса
Андрей Сикорский
11.12 Оптимизируем интерфейсы инфокиосков
Анна Галахова
и Валентина Третьякова
18.12 Теория деятельности
Анастасия Якубова
25.12 Юзабилити-экспертиза в прямом эфире
Юрий Ветров
Хотите выступить? Задавайте вопрос Евгении Жадяевой
Слайд 4User-Centered Design: основы процесса
ISO 13407 как методологическая основа для разработки продуктов:
Cпособы
сбора данных;
Этапы проектирования;
Виды тестирования.
Семинар ведет
Андрей Сикорский
Слайд 5UCD: основы процесса
Андрей Сикорский
Слайд 6Любые технологии нужны, чтобы решать задачи людей
Слайд 7User Centered Design: какой он?
Слайд 9Foolproof
www.foolproof.co.uk/user_design/ucd_explained.php
Слайд 10Michigan State University
http://usability.msu.edu/approach.aspx
Слайд 11SAXSO
http://www.saxso.com/portfolio.html
Слайд 12Scott Weiss
Определение аудитории
Сбор требований
Цикличное проектирование
Реализация
Поставка (внедрение)
Слайд 13Uday Gajendar
http://www.udanium.com/html/thoughts.html
Слайд 14Leisa Reichelt
http://www.disambiguity.com/what-is-this-thing-you-call-ucd/
Слайд 16SAP
http://www.sapdesignguild.org/editions/edition10/ucd_overview.asp
Слайд 17UCD: 13407
Ориентированный на пользователя дизайн характеризуется активным вовлечением пользователя в процесс
разработки для достижения прозрачного понимания пользовательских требований и надлежащего распределения функций между пользователями и технологиями, а также итеративным характером подхода и его мультидисциплинарностью.
Слайд 19Несколько сценариев
«я все время думаю о пользователях, когда разрабатываю продукт»
«я хороший
дизайнер, я знаю предметную область. Я сделаю что-то, а потом протестирую – и не буду проводить начальные исследования»
«у меня нет времени на все эти ваши циклы»
«мы знаем, чего хотят наши пользователи, так что делайте то, что мы вам говорим»
...
Слайд 20Да, это надо делать все!
Все активности UCD обязательны. Но каждая из
них может быть адаптирована под существующие требования, свойства и ресурсы конкретного проекта.
Deborah Mayhew, The Usability Engineering Lifecycle.
Слайд 23Методы сбора информации
Интервью
Сбор мнений (опрос)
Фокус-группы
Полевые исследования (наблюдение)
Журналирование
Слайд 25Кто? Зачем? Как?
Профили пользователей
Профили задач
Профили контекстов использования
Слайд 28Профиль контекста использования
Расположение рабочего места
Рабочее место
Освещение
Компьютерная техника (Разрешения мониторов)
Программное обеспечение
(Браузеры)
Слайд 29Кто? Зачем? Как? И что со всем этим делать?
?
Слайд 30Персонажи
«Модель» пользователя, опирающаяся на результаты анализа и исследования;
Оживляет пользователей Продукта;
Инструмент коммуникации;
…
Слайд 32Пример персонажа
Борис
30 лет, руководитель отдела дизайна. Водит машину 6 лет (права
не покупал, а самостоятельно и настойчиво сдавал – с 5ой попытки).
Поклонник джазовой музыки.
Борис – владелец красного Opel Astra, которому два года.
Пробки не любит – много времени уходит на них, а не на семью.
На этой неделе отогнал машину в автосервис на плановое обслуживание – дня три-четыре, как ему сказали. И сейчас ему нужна машина для регулярных поездок на работу и домой. C арендой он связываться не хочет , т.к. там нужно оформлять много бумажек. Такси пользоваться не хочет (там слушают Шансон и вообще некомфортно). На ближайшие выходные у него запланирована поездка с ребенком на детский спектакль. Он готов оплатить помощь в поездке.
Борис не курит, и не очень любит курящих водителей. Для него важен комфорт, поэтому он внимателен как к выбору водителя, таки попутчика.
Борис сам не станет искать попутчика, но как человек отзывчивый, готов подвезти.
Слайд 34С чего начать – необходимые документы
Стратегия с бизнес-требованиями
Персонажи
Сценарии
Слайд 35Стратегия
Документ, кратко описывающий бизнес-требования к системе и измеримые цели проектирования
Небольшой объем
Описываемые
требования должны быть верифицируемыми
Слайд 36Сценарии
Сценарии – конкретные описания действий, которые совершает пользователь, при этом в
описаниях видны причины этих действий.
Сценарии представляют собой «истории»: что пользователь хочет делать, почему, каковы его ожидания.
Сценарии помогаю понять, как пользователи принимают решения, какие факторы на это влияют, мотивацию пользователей.
Слайд 37Сценарии: пример
Отвезя машину в автосервис, Борис сталкивается с проблемой – надо
добираться на работу. В метро он ездить не любит, и потому решает воспользоваться сервисом поиска попутчиков.
Он заходит на сервис, указывает маршрут и время приезда-отъезда, находит водителей. Изучает информацию о них (не хочет попасть к курящему водителю). Найдя пару подходящих, связывается с ними через сайт и договаривается о цене и о времени встречи.
Слайд 38И как это поможет в проектировании?
К этому моменту есть:
Сценарии
Персонажи
Стратегия
Слайд 39Концепция
Дает представление об интерфейсе
Позволяет оценивать реализуемость
Дает возможность валидации
Дополнительная инорфмация в Дополнительная
инорфмация в http://wud.ru/wud2007/kopylov.pdf
Слайд 40Концепция: вход
Персонажи
Результаты сбора данных
Мозговые штурмы
Встречи/общение с заказчиком
Слайд 41Концепция: выход
Информационная архитектура
Навигация
Внутримодульная структура
Компоновка ключевых экранов
Концепция контента
Предметная область
Идеи
План работ
Слайд 42Взаимосвязь составляющих концепции
Автор схемы: Алексей Копылов
Слайд 43Прототирование
Прототип – макет сайта, визуальное отображение пользовательских сценариев.
Прототипировать можно экраны сайта.
Это горизонтальное прототипирование.
Прототипировать можно взаимодействие. Это вертикальное прототипирование.
Слайд 44Сравнение видов прототипирования
Вид
Достоинства
Недостатки
Низкая детализация
Меньше времени на разработку
Дешевле
Можно проверить несколько концепций
Удобны для
коммуникации
Выявляют проблемы конкретных экранов
Ограниченное юзабилити тестирование
Трудно оценивать навигацию и поток задач
Мало деталей для спецификаций
Высокая детализация
Частично функциональны
Интерактивны
Управляемы пользователем
Прозрачной понимание навигации
Можно использовать ненаправленное тестирование
Можно использовать для задач маркетинга и рекламы
Время на разработку может превышать время использования
Неэффективно для проверки концепции
Может отвлекать пользователей от основного предназначения продукта
Пользователи могут воспринимать прототип как реальный продукт
Слайд 46Прототипы: инструменты
DENIM
Axure
Fireworks
Acrobat
Photoshop
HTML
Image Maps
Бумага
Visual Basic (и подобное)
Flash/Director
Специальные средства
Слайд 48Цель тестирования
Определить степень эффективности, продуктивности и удовлетворенности, с которой пользователь может
использовать продукт.
Слайд 49Юзабилити-тестирование это:
Процесс получения опыта использования сайта, программы или продукта конечными или
потенциальными пользователями
Оценка, основанная на выполнении задач
Процесс, сопровождающий разработку
Слайд 50Что можно делать тестированием?
Подходит ли дизайн?
Какие есть проблемы у продукта?
Сравнение альтернатив
Соответствует
ли дизайн целям?
Слайд 51Что тестировать?
Навигацию
Содержание
Представление
Взаимодействие
Слайд 52Таким образом:
ЮТ вовлекает реальных пользователей в выполнение заданий
ЮТ – это форма
обратной связи, позволяющей двигаться дальше
ЮТ начинается, когда появляется первый набросок
ЮТ отличается от других техник оценки
Слайд 53Что нужно для тестирования?
Продукт или прототип
Респонденты, которые будут тестировать
Сценарий, по которому
будем тестировать
Фасилитатор, проводящий тест
Наблюдатели
Слайд 54Схема лаборатории
камера 2
камера 1
зеркало Гизела
Слайд 55Сценарий тестирования:
Ситуация, основанная на какой-то истории
Участники выполняют задание
Используется терминология пользователей
Однозначность трактовки
Обеспечиваются
необходимые детали выполнения задания
Не содержит шагов выполнения задания
Слайд 56На выходе:
Проблемы
Рекомендации
Лучшее понимание продукта
Видение глазами пользователя
Слайд 58Спасибо за внимание!
Вопросы можно задать в обсуждении вебинара