Состояние российского образования в сопоставлении с общемировыми тенденциями презентация

Содержание

Российское образование в контексте международных индикаторов (аналитический доклад-2009) «Международные индикаторы образования» (International Educational Statistics — INES), осуществляемой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «Всемирные индикаторы образования» (World Education Indicators

Слайд 1Наянова М.А.
зав.кафедрой управления и экономики
образования КОИРО

Состояние российского образования в

сопоставлении с общемировыми тенденциями

Слайд 2Российское образование в контексте международных индикаторов (аналитический доклад-2009)

«Международные индикаторы образования» (International Educational

Statistics — INES), осуществляемой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),
«Всемирные индикаторы образования» (World Education Indicators — WEI), реализуемой Институтом статистики ЮНЕСКО (Монреаль, Канада),
Данные, публикуемые Всемирным Банком в ежегодном Докладе о мировом развитии (World Development Report),
Данные программы развития ООН (UNDP), публикуемые в ежегодном Докладе о развитии человеческого потенциала (Human Development Report).

Слайд 3Ступени образования согласно МСКО 1997 г.


Слайд 4Социально-экономические характеристики стран и их влияние на систему образования


Слайд 5Распределение стран – участниц обследования по уровню дохода
I группа — страны

с уровнем годового дохода более 28 тыс. долл. по ППС на душу
(19 стран):

Норвегия, США, Ирландия, Швейцария, Канада, Нидерланды, Австрия, Исландия, Дания, Швеция, Великобритания, Бельгия, Австралия, Германия, Финляндия, Япония, Франция, Испания, Италия.

II группа — страны с уровнем годового дохода 11–28 тыс. долл. по ППС на душу
(20 стран):

Греция, Новая Зеландия, Словения, Израиль, Корея, Чешская Республика, Португалия, Эстония, Венгрия, Словакия, Литва, Латвия, Польша, Хорватия, Мексика, Российская Федерация, Чили, Малайзия, Турция, Аргентина.

III группа — страны с уровнем годового дохода менее 11 тыс. долл. по ППС на душу (16 стран):


Румыния,
Болгария, Уругвай, Бразилия, Таиланд,
Перу, Тунис,
Албания, Ямайка, Египет, Китай, Иордания,
Парагвай,
Индонезия,
Филиппины, Индия.


Слайд 6Социально-экономические характеристики стран по доходным группам


Слайд 7Уровень экономического развития и демографический рост


Слайд 8
В ближайшие 10 лет (2010-2020 гг.) численность и доля населения в

возрасте массового обучения в России будет значительно снижаться, причем основное сокращение будет происходить за счет когорты в возрасте получения профессионального образования.


Слайд 9Общие показатели образовательных систем


Слайд 10Структура населения по полученному уровню образования


Слайд 11
Доля населения со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием в России

составляет 47%.
По этому показателю Россия уступает только Канаде (48%), далеко опережая все остальные страны.


Слайд 12Уровень экономического развития стран и доля населения с третичным образованием


Слайд 13Уровень экономического развития стран и доля населения с высшим профессиональным образованием


Слайд 14Уровень экономического развития стран и масштаб национальных образовательных систем


Слайд 15Социальные эффекты образования


Слайд 16
Чем выше в стране доля населения, имеющего, по крайней мере, полное

среднее образование, тем ниже уровень социально-экономической дифференциации.


Слайд 17Уровень образования населения и социально-экономическое неравенство
Германия


Слайд 18Социальное неравенство и масштабы вовлечения населения в образование
Чем дольше и чем

большая доля населения учится, тем ниже в стране социально-экономическая дифференциация.

Слайд 19Качество образования и социальное неравенство


Слайд 20
Россия, в нарушение сложившихся в мире тенденций, не получает эффекта от

высокого уровня образования населения в форме снижения социально-экономического неравенства, поскольку оно относительно короткое и недостаточно высокого качества.


Слайд 21  
Масштабы образования  

  Участие населения в образовании


Слайд 22Уровень и структура вовлеченности населения в образование
какая доля населения учится,
как долго,


на каких программах,
какая часть поступивших на те или иные программы успешно завершает обучение

Слайд 23Коэффициенты охвата по возрастным группам населения


Слайд 24Коэффициент охвата образованием населения различных возрастных групп
Наивысший уровень охвата образованием населения

всех возрастных групп достигается в странах с высокоразвитой экономикой.

Слайд 25
Наибольшая дифференциация в охватах детей образовательными программами наблюдается на уровне дошкольного

образования.
По этому показателю развивающиеся страны существенно отстают от высокоразвитых: значения коэффициента охвата для 3–4-летних детей различаются более чем в 14 раз.


Слайд 26Коэффициент охвата образованием населения различных возрастных групп
В большинстве стран зачисление на

программы обязательного образования начинается, как минимум, с 6 лет. В некоторых странах этот возраст снижен до 5 лет.

Слайд 27
Позднее начало обязательного школьного образования, а также недостаточная доступность и слабая

вариативность форм предшкольной подготовки способствуют существенному отставанию 5-6-летних детей в России от своих сверстников за рубежом по показателям участия в образовании.


Слайд 28
В России только начиная с 7-летнего возраста более 90% детей посещают

образовательные учреждения.
В то время как в большинстве развитых стран этот возраст равен 4 годам.


Слайд 29Число лет, в течение которых охвачено образованием более 90% населения


Слайд 30Ожидаемая продолжительность обучения
Средняя ожидаемая продолжительность обучения в развитых странах составляет 20

лет. В более бедных странах этот показатель меньше в 1,5–2 раза.

В России средняя ожидаемая продолжительность обучения отстает от усредненного показателя по своей группе. От развитых стран мы отстаем более чем на 2 года.


Слайд 31Средняя ожидаемая продолжительность обучения по уровням образования
Очевидны диспропорции в ожидаемой продолжительности

обучения по уровням образования в России. Наша страна входит в тройку лидеров по продолжительности третичного образования, при этом имеет самое короткое начальное и среднее образование из 48 рассматриваемых стран.

Слайд 32Ожидаемая продолжительность обучения по формам образования
Доля неочных форм в ожидаемой продолжительности

обучения в России превышает усредненное значение по другим странам более чем в 3 раза.

Слайд 33Охват населения образованием по возрасту и уровням образования


Слайд 34
В России значительная часть молодежи в 17-19 лет уже переходит на

уровень третичного образования, в то время как сверстники российских студентов за рубежом в большинстве своем все еще продолжают обучение в учреждениях среднего образования.

Недостаточная продолжительность среднего образования и ранний переход к третичному приводят к тому, что на момент поступления на верхнюю ступень образования абитуриенты из России и из других стран имеют несопоставимый накопленный багаж знаний, умений и жизненного опыта.

На момент поступления в учреждения третичного образования большинство абитуриентов в России не готово к выбору будущей профессии в силу своего молодого возраста. Это является одной из причин массового отказа от работы по полученной специальности в дальнейшем.


Слайд 35Верхняя ступень среднего образования


Слайд 36Доля обучающихся по программам профессиональной подготовки в среднем образовании
Чем богаче страна,

тем большая доля молодых людей в ней по завершении среднего образования получают не только аттестат, но и профессию, подтвержденную профессиональным сертификатом, имеющим вес на рынке труда.

Слайд 37Структура верхней ступени среднего образования по ориентации программ
Международные сравнения выявляют

некоторый перекос российского среднего образования в сторону общеобразователь-ных программ в ущерб профессиональной подготовке по сравнению с богатейшими странами.

Слайд 38Относительное число получивших среднее образование верхнего уровня по ориентации программ


Слайд 39Третичное образование


Слайд 40Коэффициент поступления в учреждения третичного образования
По показателям масштаба третичного образования

Россия занимает одно из лидирующих мест в мире.

Слайд 41Валовой коэффициент охвата населения третичным образованием


Слайд 42Проблемные «точки» российского третичного образования

Проблема качества профессионального образования

Проблема соответствия структуры

системы профессионального образования научно-техническому уровню экономики




Слайд 43Российское третичное образование: «экспорт» и «импорт» студентов
Важнейшая тенденция последнего десятилетия —

увеличение числа студентов как приезжающих получать образование в Россию из других стран, так и уезжающих из нашей страны учиться за границей.

Слайд 44
В богатых странах число иностранных студентов увеличилось как в абсолютном, так

и в относительном выражении.


В России удельный вес студентов из зарубежных стран уменьшается, что отчасти объясняется стремительным ростом приема и охвата населения третичным образованием внутри страны.


Слайд 45Соотношение иностранных студентов в России из стран «дальнего» и «ближнего» зарубежья
Из

года в год Россия утрачивает свои позиции на рынке образователь-ных услуг, в том числе и среди стран «ближнего» зарубежья.

Слайд 46Число российских студентов, обучающихся за границей


Слайд 47Подавляющее большинство стран имеет двухуровневое высшее образование: короткие программы первой ступени

(бакалавриат) и магистерские программы на второй ступени.

В России основная часть студентов получает высшее образование по продолжительным программам подготовки специалистов в рамках первой ступени (93%).

Выпускники программ второго уровня (магистратура) в нашей стране составляют незначительные 0,5%.


Слайд 48Структура выпуска специалистов по третичным программам типа В по укрупненным областям

знаний

Слайд 49
Российские вузы и учреждения среднего профессионального образования существенно опережают общемировые показатели

в подготовке специалистов в таких областях знаний, как «Инженерные, промышленные и строительные дисциплины» и «Социальные науки, бизнес и право», но готовят недостаточно социальных и медицинских работников.

Несоответствие структуры выпуска третичного образования в России общемировым тенденциям указывает на необходимость детального анализа результатов деятельности учреждений профессионального образования в контексте их соразмерности потребностям национальной экономики.


Слайд 50Организационные характеристики образовательного процесса  
  Форма собственности образовательных учреждений


Слайд 51Доля обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях по уровням образования


Слайд 52
Негосударственные формы собственности образовательных учреждений на уровнях, предшествующих высшему образованию, в

России не получили широкого распространения.

Этот факт негативно сказывается на разнообразии предлагаемых образовательных услуг, а значит, и возможности удовлетворения потребностей различных групп населения страны.


Слайд 53Доля обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях по уровням образования


Слайд 54Организация обучения в школах


Слайд 55Зависимость между размером класса и уровнем экономического развития страны
Даже наиболее развитые

страны не стремятся сокращать количество учеников в классе ниже определенного уровня.
С ростом экономического благосостояния страны появляется возможность сокращать размер класса. В то же время даже в начальной школе средний размер класса менее 20 учеников — это скорее исключение из общего правила, чем норма.

Слайд 56Средняя наполняемость класса
В России самый низкий показатель средней наполняемости класса из

всех рассматриваемых стран.

Маленький размер классов в России нельзя объяснить только большой территорией и высокой долей сельского населения. В странах со схожими характеристиками наполняемость классов в целом соответствует общемировому уровню.


Слайд 57Совокупная аудиторная нагрузка в школе для учащихся различных возрастных групп
Годовая аудиторная

нагрузка российских школьников, особенно младших возрастов, существенно ниже общемировых показателей.

Слайд 58Недельная аудиторная нагрузка в школе для учащихся различных возрастных групп
Российские школьники

учатся в неделю не больше, чем их сверстники в других странах, а в течение учебного года даже меньше на 40 – 240 часов.

Продолжительность учебного года в России одна из самых коротких в мире.


Слайд 59Структура учебных планов


Слайд 60Структура учебного плана по образовательным областям в гос. образовательных учреждениях для

учащихся в возрасте 9–11 лет

У российских школьников в возрасте 9–11 лет много времени уделено изучению родного языка и литературы, а также получению практических навыков.
В то же время существенно меньше времени выделено на уроки по естественнонаучным дисциплинам, искусству и физической культуре.


Слайд 61Структура учебного плана по образовательным областям в гос. образовательных учреждениях для

учащихся в возрасте 12–14 лет

В учебных планах для 12–14-летних учеников российских школ сохраняется повышенный удельный вес родного языка и литературы при низкой доле иностранных языков. Но это не обеспечивает соразмерно высокого качества образования.


Слайд 62Соотношение обязательной и вариативной составляющих в структуре учебного плана


Слайд 63Финансирование образования
Финансирование образования 

  Уровень расходов на образование


Слайд 64Уровень экономического развития стран и величина расходов на образование по отношению

к ВВП

Более богатые страны тратят на образование не только абсолютно, но и относительно больше средств.


Слайд 65Уровень экономического развития страны и относительная величина расходов на образование в

расчете на одного учащегося

Чем богаче страна, тем большую долю национальных ресурсов она выделяет на образование. В долгосрочном периоде эта причинно-следственная связь имеет обратный характер — процветания достигают те страны, которые выделяют на образование относительно больше средств.


Слайд 66Расходы на одного учащегося на всех уровнях образования


Слайд 67Источники расходов на образование


Слайд 68Частные расходы на образование и уровень экономического развития стран
Государство в развитых

странах тратит на образование больше не только абсолютно, но и относительно.

Россия по доле и величине государственных расходов на образование ближе к странам с низким уровнем экономического развития.


Слайд 69Структура расходов на начальное и среднее образование по уровням бюджетной системы



Слайд 70Финансирование и результаты обучения


Слайд 71Финансирование образования и уровень учебных достижений учащихся


Слайд 72Качество российского образования по результатам международных исследований  


Слайд 73Международные сравнительные исследования качества общего образования


Слайд 74Распределение учащихся 4 класса по уровню учебных достижений по чтению (PIRLS-2006)
В

2006 году российские школьники 4-х классов (выпускники начальной школы) продемонстрировали самые высокие результаты среди своих сверстников из 40 стран мира по умению читать и понимать тексты.

PIRLS


Слайд 75Распределение учащихся 4-х и 8-х классов по уровням учебных достижений по

математике и естествознанию (TIMSS-2007)

В России в основной школе процент учащихся, имеющих продвинутый уровень образовательных достижений и по математике, и по естествознанию, ниже, чем в начальной школе.

В лидирующих странах процент учащихся, достигших продвинутого уровня подготовки, практически не меняется при переходе учащихся из начальной в основную школу.

TIMSS


Слайд 76

В исследовании PISA оценивается способность выпускников основной школы (учащихся в возрасте

15 лет) применять полученные в школе знания и умения в личностно и социально значимых ситуациях, выходящих за пределы чисто учебных.

По результатам исследования PISA выявлено, что российские учащиеся 15-летнего возраста, заканчивая основную школу, значительно отстают от своих сверстников из большинства развитых стран мира.

PISA

Оцениваются:
читательская компетентность,
математическая грамотность,
естественнонаучная грамотность.


Слайд 77Результаты российских школьников в обследовании PISA
PISA
Преобладают знания о предмете и слабо

представлены знания о методах познания, развитии науки и ее роли в жизни общества;
При изучении нового материала доминирует стратегия запоминания, а не активная работа с учебным материалом;
Низок уровень умения применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных.

Слайд 78

Результаты по всем направлениям исследования PISA


Слайд 79

ОГРАБЛЕНИЯ
В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму

и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999 году резко возросло число ограблений».


Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод на основе данной диаграммы? Запишите объяснение своего ответа.

Верно выполнили это задание в 2000 г. – 6%, в 2003 г. – 3% российских учащихся.

Пример задания теста PISA:



Слайд 80 Верно выполнили это задание – 17% российских учащихся.
Средний балл

по ОЭСР – 36%, max – 49%.

Пример задания теста PISA:


Слайд 81 Верно выполнили это задание – 17% российских учащихся.
Средний балл

по ОЭСР – 29%, max – 43%.

Пример задания теста PISA:


Слайд 82Связь образовательных достижений школьников и социально-экономических факторов


Слайд 83Средний международный балл по естествознанию
PISA


Слайд 84Распределение учащихся по уровням достижений по группам стран
PISA


Слайд 85Влияние уровня образования родителей на результаты учащихся
В России высокий уровень образования

населения не дает эффекта
высоких достижений учащихся, как в других странах.

Слайд 86Связь доли взрослого населения с уровнем образования не ниже полного среднего

и доли учащихся, показавших низкие результаты по естествознанию

В России высокий уровень образования населения значительно меньше, чем в других странах, сказывается на результатах обучения детей, и достижения российских учащихся ниже, чем должны были бы быть в сравнении со сложившимися в мире тенденциями.


Слайд 87Получаемое населением образование относительно короткое и недостаточно высокого качества
ВЫВОДЫ ..? ПРОБЛЕМЫ

..? РЕШЕНИЯ..?

Слайд 88Снижение возраста начала обязательного школьного образования;
Развитие вариативности и повышения доступности образовательных

программ для детей старших дошкольных возрастов

ВЫВОДЫ ..? ПРОБЛЕМЫ ..? РЕШЕНИЯ..?


Слайд 89На пороге учреждений профессионального образования российские студенты имеют недостаточный багаж знаний,

умений и жизненного опыта, и в большинстве случаев еще не готовы к профессиональному самоопределению

ВЫВОДЫ ..? ПРОБЛЕМЫ ..? РЕШЕНИЯ..?


Слайд 90Подавляющая доля выпускников программ среднего образования
готова только к продолжению обучения

и не представляет интереса для работодателей

ВЫВОДЫ ..? ПРОБЛЕМЫ ..? РЕШЕНИЯ..?


Слайд 91Обеспечивая учащихся предметными знаниями, российская система образования не способствует освоению функциональных

знаний (компетентностей)

ВЫВОДЫ ..? ПРОБЛЕМЫ ..? РЕШЕНИЯ..?


Слайд 92ВЫВОДЫ ..? ПРОБЛЕМЫ ..? РЕШЕНИЯ..?
Россия вкладывает в образование средства, недостаточные для

интенсификации развития образования и превращения его в важнейший фактор модернизации экономики



Слайд 93
Состояние российского образования в сопоставлении с общемировыми тенденциями


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика