Слайд 126/2. Управление образовательными системами:
принципы, структура управленческого решения, способы его принятия.
Юминова О.Н.
Слайд 2Образовательные системы - это все те социальные институты, чья цель -
образование человека.
Образовательные системы имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой.
Взаимодействие различных элементов образовательной системы направлено на достижение общей для системы цели, общего положительного результата. А именно – обучение, воспитание и развитие личности.
Слайд 3Элементы образовательной системы России:
1. Обучающиеся и научно – педагогические работники;
2. Образовательные учреждения;
3. Государственные образовательные стандарты;
4. Органы управления образованием;
5. Общественное объединение в сфере образования.
Слайд 5Общие принципы управления образовательными системами
(по Конаржевскому Ю. А):
1.Демократизация и
гуманизация;
2. системность и целостность;
3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации;
4. Единство единоначалия и коллегиальности;
5. Объективность и полнота информации.
Слайд 6Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности,
обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.
Слайд 8Структура управленческого решения - это совокупность относительно устойчивых элементов, входящих в
содержание данного решения.
В этой структуре ряд элементов включает в себя специфическое содержание решения (цель, средства, ресурсы, задачи, способы их выполнения). Они составляют содержательную часть решения. Другие элементы отражают организационные вопросы деятельности коллектива управляемой системы
Слайд 9Процесс принятия решений — это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на
разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения. Это организационная часть управленческого решения.
Слайд 10Методы принятия управленческих решений
● Эвристические методы (неформальные) управленческих решений – методы, основанные на
аналитических способностях и интуиции руководителя.
● Методы комплексного принятия решений (обсуждения): метод экспертных оценок. Создаётся целевая группа специалистов, которые принимают решение на основе обсуждения.
● Метод Дельфы – метод, основанный на многоуровневом анкетировании. Анкетирование проводится в несколько этапов, после каждого из которых анкеты обрабатываются и выводится определённое общее мнение. В дальнейшем, кардинальные изменения общего решения должны поясняться каждым экспертом, который их предлагает.
● Количественные методы принятия решений. Эти методы используются для обработки информации, представленной в количественных измерителях. Чаще всего обработка производится с использованием комплексного обеспечения. Но применение только количественных методов не даёт безусловных оснований для принятия решений.
Слайд 11● Индивидуальные стили принятия решений – совокупность приёмов, методов, способов, которыми преимущественно пользуется
руководитель для принятия управленческих решений.
● Матрица оценки результатов реализации решений. Для составления такой матрицы выбирают показатели оценки экономической и социальной эффективности результатов решений.
● Игровые методы. Игра, в данном случае, является моделью развития определённого явления в определённых условиях, а результатам использования метода является выработка стратегии решения проблемы.
● Методы, основанные на построении дерева решений – используются для структурирования сложных проблем с целью разделения их на соподчинённые уровни. Вариантом построения дерева решений является построение вероятностей осуществления определённых событий.
● Методы аналитично – системационные.
Методы позволяют решить 3 основные составляющие: анализ ситуации, анализ проблемы и анализ решения.
Слайд 12Условия принятия решения
1. Условие определённости. Ситуация, в которой руководителю полностью известны
все обстоятельства принятия решений и последствия его реализации.
2. Условия риска, когда известны обстоятельства возникновения проблемы и принятия решения и вероятности развития событий. В условиях риска нет идеально правильного решения, а метод его основания выбирается руководителем исходя из прошлого опыта принятия решений.
3. Ситуация неизвестности и неопределённости. Ситуация, когда у руководителя недостаточно информации о проблеме, об условиях её реализации, о возможных результатах. В такой ситуации возможно 2 направления развития событий:
— увеличить объём имеющейся информации;
— принимать интуитивные решения, если времени или средств недостаточно для увеличения объёма информации.