Слайд 1Удовлетворенность населения Санкт-Петербурга
общим образованием:
2009 год
Аналитическая справка
по заказу
Комитета по образованию
Мониторинг
удовлетворенности населения Санкт-Петербурга
дошкольным, общим, начальным и средним профессиональным образованием
Слайд 2Целью мониторинга является обеспечение Комитета по образованию социологической информацией об уровне
удовлетворенности дошкольным, общим, начальным и средним профессиональным образованием в соответствующих социальных группах, а также о спектре мнений в данных группах по поводу состояния образования перечисленных уровней.
определение уровня удовлетворенности соответствующих групп населения:
дошкольным,
общим,
начальным профессиональным
и средним профессиональным образованием.
Задачи мониторинга:
оценка состояния и динамики ситуации в вышеперечисленных аспектах.
Данные для мониторинга получены по итогам серии опросов населения соответствующих групп. Опросы проведены Санкт-Петербургским государственным университетом по заказу Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра с последующей аналитической обработкой полученных данных в рамках ИС ИАО с помощью программного комплекса STATISTICA 6.1. Данные для исследования удовлетворенности общим образованием получены по итогам:
опроса, проведенного 21 – 26 сентября 2009 г. Метод исследования: стандартизованное телефонное интервью с использованием системы CATI; выборка: 617 чел., имеющих детей либо внуков школьного возраста;
опроса, проведенного 9 – 12 июня 2008 г. Метод: стандартизованное телефонное интервью с использованием системы CATI; выборка: 602 чел., имеющих детей либо внуков школьного возраста;
опроса, проведенного 17-23 октября 2009 г. Метод: стандартизованное телефонное интервью с использованием системы CATI; выборка: население Санкт-Петербурга в возрасте 18 лет и старше, 1200 чел., квотная (по полу и возрасту), статистическая погрешность на уровне 95% составляет 2,9%.
Слайд 3Задачи текущего исследования
рассмотреть общую оценку горожанами состояния системы школьного образования в
Санкт-Петербурге
проанализировать динамику количества и структуры дневных общеобразовательных учреждений и отношение горожан к появлению негосударственных школ
рассмотреть в динамике основные характеристики общеобразовательных учреждений, такие как выпуск учащихся, уровень образования педагогических работников, нагрузка на одного учителя
проанализировать оценки родителей в отношении таких характеристик средней школы, как квалификация педагогов, уровень материально-технического обеспечения школ, уровень организации учебного процесса, качество учебников, морально-психологический климат
рассмотреть недостатки и проблемы средней школы (расходы родителей на нужды школы, проблемы с организацией питания медицинским сопровождением, факты преступности и наркомании в школе)
изучить отношение петербуржцев к подключению школ к Интернету
исследовать отношение петербуржцев к Единому государственному экзамену (ЕГЭ)
проанализировать оценку горожанами качества школьного образования и спрогнозировать его изменение
исследовать информированность и отношение горожан к национальному проекту «Образование»
изучить динамику оценки родителями школьников политики государства в сфере общего среднего образования
Источники информации, помимо опросов целевых групп:
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – Петростат);
Комитет по образованию;
данные мониторинга социально-экономического развития районов Санкт-Петербурга, проводимого в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 июня 2008 г. № 737 и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 декабря 2007 г. № 1659;
данные Управления информации – Пресс-службы Администрации Губернатора Санкт-Петербурга;
доклад Губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко на Городском педагогическом совете 27 августа 2009 г.
Слайд 4До 2001/2002 учебного года наблюдался рост числа дневных общеобразовательных учреждений, затем
происходит его сокращение. В 2008/2009 учебном году были закрыты 4 негосударственные школы, число государственных школ не изменилось.
На начало 2008/2009 учебного года негосударственные школы составили 7,6% от общего количества дневных общеобразовательных учреждений.
За период с 1993/1994 по начало 2008/2009 учебного года численность учащихся дневных негосударственных учреждений увеличилась в 2,2 раза. Однако их доля в общей численности учащихся на начало 2008/2009 учебного года остается незначительной (1,5%).
С 1997/1998 учебного года наблюдается сокращение численности учащихся дневных государственных учреждений, за это период сокращение составило 40%.
По данным опроса, проведенного в сентябре 2009 г., более половины (54%) петербуржцев, имеющих детей либо внуков школьного возраста, относятся к появлению частных школ положительно, около трети (31,3%) – отрицательно. По сравнению с данными опроса, проведенного в июне 2008 г., увеличилось число определившихся в этом вопросе; баланс положительных и отрицательных ответов сохранился.
* Распределения ответов даны по результатам опросов по целевой выборке. Респондентами выступили петербуржцы, в семьях которых воспитываются дети школьного возраста, в основном родители, а также бабушки и дедушки. Далее в тексте все они обозначены как «родители школьников».
Дневные общеобразовательные учреждения
Слайд 5За период с 2000 г. сокращение выпуска учащихся государственными школами наблюдается
по основным образовательным учреждениям начиная с 2003 г., по средним (полным) – с 2005 г., по негосударственным – с 2004 г. и по основным, и по средним (полным).
Выпуск их государственных школ сокращается быстрыми темпами: в 2008 г. он составил 83,7% от предыдущего года по основным школам и 91% - по полным, от уровня 2000 г. эти показатели составляют соответственно 54% и 84%.
В 2008 г. число учащихся, окончивших основные и полные государственные школы практически сравнялось; в негосударственных образовательных учреждениях ситуация обратная: число учащихся, окончивших основную школу, в 1,4 раза меньше числа окончивших среднюю (полную) и в 2008 г. по сравнению с прошлым годом ситуация не изменилась.
Выпуск учащихся из дневных общеобразовательных учреждений
Слайд 6Уровень образования педагогических работников как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений
по сравнению с серединой 1990-х гг. повысился.
В негосударственных школах уровень образования учителей несколько выше.
* Данные приведены по дневным общеобразовательным учреждениям Министерства образования и науки РФ.
Уровень образования педагогических работников образовательных учреждений*
негосударственные
Слайд 7В связи с уменьшением численности учащихся дневных государственных учреждений количество учащихся,
приходящихся на одного учителя, сокращается, и несколько выросло лишь в начале 2001/2002 и 2007/2008 учебных годов из-за значительного уменьшения в этом году числа учителей.
Количество учащихся, приходящихся на одного учителя, в негосударственных учреждениях вне зависимости от численности учащихся в основном остается постоянным – 3 ученика на одного учителя.
Наблюдается резкое несоответствие количества учащихся на одного учителя в государственных и негосударственных учреждениях – 11 человек против 3-х на начало 2008/2009 учебного года.
По данным опроса, проведенного в сентябре 2009 г., около пятой части (20,9%) горожан, имеющих детей либо внуков школьного возраста, считают, что качество образования выше в частных школах, около четверти (25,8%) считают,
что качество образования выше в государственных школах, 33,7% отмечают,
что и в частных, и в государственных школах качество образования примерно одинаковое.
По сравнению с июнем 2008 г., доля определившихся в этом вопросе возросла, а баланс оценок остался практически без изменений.
Нагрузка на учителей в дневных общеобразовательных учреждениях различных типов
Слайд 8По сравнению с серединой 1990-х гг. заметно вырос уровень образования учителей
1-х – 4-х классов: если ранее среди них преобладали учителя со средним образованием, то в 2007/2008 учебном году большинство составили учителя, имеющие высшее образование.
По данным опроса, проведенного в сентябре 2009 г., более половины (53,5%) горожан, имеющих детей либо внуков школьного возраста, считают, что квалификация педагогов в школах является высокой, 30,6% оценили ее как среднюю, 4,1% считают ее низкой. По сравнению с июнем 2008 г. существенно увеличилась доля горожан, высоко оценивших квалификацию педагогов, а доля тех, кто считает ее средней, существенно сократилась.
* Данные приведены по дневным общеобразовательным учреждениям Министерства образования и науки РФ.
Уровень образования учителей государственных образовательных учреждений
Учителя 5-х – 11-х классов*
Слайд 9За год зарплата петербургских учителей выросла в среднем в 1,3 раза
– с 15599 руб. до 20596 руб., что на 0,7% ниже гарантируемого значения стандарта проживания по этому показателю, установленного на 2009 год. Гарантируемое значение достигнуто в тринадцати районах города.
В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 г. 14,5 тысячи классных руководителей получили за счет субсидий федерального бюджета 231,9 млн. руб.*
В 2008 г. победителями конкурса лучших учителей стали 192 педагога, каждый из которых получил по 100 тыс. рублей из средств федерального бюджета. Впервые проведен конкурс на лучшего руководителя образовательного учреждения. По итогам определены 10 директоров-победителей, которые получили премию в размере 100 тыс. рублей*.
Несмотря на принимаемые меры, средняя начисленная заработная плата по отрасли «Образование» сохраняется значительный разрыв со среднем уровнем по Санкт-Петербургу. Во всех районах Санкт-Петербурга среднемесячная заработная плата работников государственных учреждений образования ниже, чем в целом по занятым в экономике. В первом полугодии 2009 г. гарантируемое значение стандарта проживания, установленное на 2009 год, не достигнуто ни в одном районе.
Уровень заработной платы учителей
* По данным Управления информации – Пресс-службы Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
Слайд 10«Золотая десятка» директоров
Школы, в которых директора-победители конкурса получили Грант Правительства
Санкт-Петербурга
в размере 100 тыс. руб.
Слайд 11На нормативное подушевое финансирование в среднем переведено 97% школ города, в
шести районах Санкт-Петербурга все школы переведены на подушевое финансирование.
В 2008 г. на одного обучающегося в образовательных учреждениях города израсходовано 66,18 тыс. рублей, наибольшее значение по данному показателю в Курортном районе – 99,4 тыс. руб., наименьшее – в Красносельском – 53,6 тыс. руб. По показателю «Расходы бюджета Санкт-Петербурга администрации района на одного обучающегося» во всех районах достигнуто целевое значение стандарта проживания, установленное на 2008 г. В среднем по районам в 2008 г. рост по данному показателю составил 15,3%.
В 2008 г. после комплексного капитального ремонта и модернизации вошли в строй 13 школ, а также новая школа в Пушкине. К 1 сентября 2009 г. после капитального ремонта откроют 15 школ, оснащенных самым лучшим оборудованием – от классов до спортзалов и школьных столовых. Вновь построенные школы откроются в Красногвардейском районе (школа №531) и Приморском районе (школа №320)*.
Оценки горожен, имеющих детей либо внуков школьного возраста, в отношении состояния здания и помещений школы, в которой учится их ребенок, разделились примерно поровну между «хорошим» и «средним»; в 2009 г. по сравнению с 2008 г. мнение горожан по данному вопросу стало более позитивным – значительно увеличилась доля тех, кто оценил это состояние как «хорошее».
Развитие сферы образования
Уровень материально-технического обеспечения школы
* Из доклада Губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко на Городском педагогическом совете 27 августа 2009 г.
Слайд 12В ходе опроса, проведенного в сентябре 2009 г., 27,6% петербуржцев, имеющих
детей (внуков) школьного возраста, оценили уровень обеспечения школы компьютерами как высокий, и практически сколько же (29,2%) – как средний, низким его считают 14,7% горожан. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. существенных изменений мнений по данному вопросу не произошло.
44,9% горожан, имеющих детей либо внуков школьного возраста, оценили уровень обеспечения школы, в которой учится их ребенок, учебно-наглядным и лабораторным оборудованием как средний, 16,2% – как высокий, 15,9% – как низкий. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. по данному вопросу мнение горожан также существенно не изменилось.
В 2008 г. во все общеобразовательные учреждения Санкт-Петербурга Федеральным агентством по образованию поставлены комплекты лицензионных программных продуктов, а также оборудование для 14 кабинетов химии, 14 – биологии, 14 – физики, 13 – географии и 34 электронные доски*.
В рамках софинансирования в 2008 г. в общеобразовательные учреждения Санкт-Петербурга поставлены: 198 компьютерных классов, 1144 отдельных компьютера, 218 мультимедийных проекторов, 69 цифровых лабораторий по физике, химии, биологии, 246 интерактивных аппаратно-программных комплексов*.
* По данным Управления информации – Пресс-службы Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
Уровень материально-технического обеспечения школы
Слайд 13Уровень материально-технического обеспечения школы
По состоянию на 1 июля 2009 г. в
среднем по городу 84% школ имеют официальные Интернет-сайты и за первое полугодие 2009 г. в двенадцати районах число школ, имеющих официальный Интернет-сайт, увеличилось, самый значительный рост произошел в Центральном, Выборгском и Московском районах.
Все школы города имеют компьютерные классы, подключенные к сети Интернет*. Обеспечен высокоскоростной доступ для 650 школ. До конца года будут подключены еще 24, и до следующих летних каникул все школы будут иметь выделенную оптоволоконную линию**.
По данным опроса, проведенного в сентябре 2009 г., около трети (29,2%) горожан, ответивших, что школа, в которой учится их ребенок, подключена к Интернету, считают,
что подключение школы к Интернету повысило качество образования учащихся; в то же время, 39,8% считают, что подключение школы к Интернету не повлияло на качество образования и небольшая доля (1,8%) горожан заявили, что из-за подключения к Интернету качество образования в школе снизилось. Существенных изменений мнения горожан по этому вопросу по сравнению с июнем 2008 г. не произошло.
* По данным Управления информации – Пресс-службы Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
** Из доклада Губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко на Городском педагогическом совете 27 августа 2009 г.
Слайд 14Только в четырех районах города на конец 2008 г. были благоустроены
территории всех общеобразовательных учреждений: в Адмиралтейском, Московском, Приморском и Центральном.
Только в Петроградском районе отремонтированы все пришкольные стадионы и спортивные площадки, наименьший процент отремонтированных спортивных объектов – в Центральном районе, за первое полугодие 2009 г. ситуация в лучшую сторону значительно изменилась в Курортном районе.
Развитие сферы образования
Уровень материально-технического обеспечения школы
Слайд 15С 2006/2007 учебного года занятия в школах города проводятся только в
одну смену.
В ходе опроса, проведенного в сентябре 2009 г., 43,8% петербуржцев, имеющих детей либо внуков школьного возраста, оценили уровень организации учебного процесса в школе (расписание занятий и т.п.) как высокий, 42,9% – как средний, 5,7% – как низкий. По сравнению с июнем 2008 г., существенных изменений в оценке уровня организации учебного процесса не произошло.
Сменность занятий в школах и оценка уровня организации учебного процесса родителями школьников
Слайд 16Мнение родителей по вопросу о роли школы,
школьные мероприятия, проводимые во
внеурочное время
Подавляющее большинство (84,6%) петербуржцев, имеющих детей либо внуков школьного возраста, считают, что школа должна давать не только образование, но и воспитывать учащихся. По сравнению с результатами опросов, проведенных в 2008 г., мнение горожан практически не изменилось, существенно сократилась доля тех, кто затруднился с ответом.
Во внеучебное время школьники чаще всего ходят на экскурсии, посещают театры, музеи и выставки (87,2%)
и участвуют в праздничных мероприятиях (83,3%), именно они были отмечены респондентами и в 2008 г., и в 2009 г.
Менее половины опрошенных отметили, что в школе, где учатся их дети (внуки) во внеучебное время проводятся бесплатные факультативы и дополнительные занятия.
По сравнению с результатами опросов 2008 г., в 2009 г. по всем мероприятиям, проводимым в школе, наблюдается значительный рост их количества улучшение, это в основном достигается за счет их разнообразия, однако, доля тех, кто отметил, что в их школе никакие из вышеперечисленных мероприятий не проводятся, практически не изменилась.
Большая часть (55,6%) респондентов считают, что проводимых мероприятий вполне достаточно, около трети (31,4%) считают, что их недостаточно, 4,1% отметили, что внеклассных мероприятий слишком много.
* Сумма превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.
Слайд 17
В 2009 г. более половины горожан, имеющих детей либо внуков школьного
возраста, оценивают морально-психологический климат в школе как хороший (52,5%) или средний (31,6%), 10,5% считают его плохим.
По сравнению июнем 2008 г. существенно увеличилась доля тех, кто положительно оценивает морально-психологический климат в школе («хорошие» оценки) за счет тех, кто отметил его как «средний»; доля «плохих» оценок не изменилась.
Большинство горожан отметили, что их дети (внуки) не сталкиваться в школе с проблемой преступности или наркомании, и за год их доля значительно возросла; однако, 11% школьников все же сталкиваются с такими проблемами, хотя по сравнению с 2008 г. их доля значительно сократилась.
Морально-психологический климат в школе
глазами родителей школьников
Слайд 18
Расходы на нужды школы
По данным опроса, проведенного в сентябре 2009 г.,
подавляющему большинству (82%) родителей приходилось оплачивать какие-либо нужды школы, при этом большинство оплачивали охрану (82,6%) и ремонт (72,5%) школы, 66,2% – учебно-методические материалы, 63,8% – подарки учителям, 33% – дополнительные занятия по основным предметам; менее трети оплачивали техническое оснащение школы (27,5%) и уборку класса (25,3%).
По сравнению с июнем 2008 г. доля родителей, которым приходилось оплачивать нужды школы незначительно возросла (на 2 процентных пункта). Относительно типов перечислений значительный рост наблюдался по выплатам на подарки учителям и учебно-методические материалы ( в 1,3-1,4 раза); значительно возросли траты родителей также на охрану школы.
Слайд 19
Отношение к расходам на нужды школы
По данным опроса, проведенного в сентябре
2009 г., у 44,9% горожан, которым приходилось оплачивать какие-либо нужды школы, расходы на нужды школы не вызывают затруднений и у такой же доли (44,7%) горожан данные расходы вызывают затруднения, но они могут платить, для 6,3% расходы слишком велики. По сравнению с 2008 г. у большего числа горожан оплата на нужды школы вызывает затруднения, но с другой стороны, сократилась доля тех, для кого она становится слишком высокой.
Численность горожан, для которых расходы на нужды школы слишком велики, колеблется от 53% в группе с минимальным уровнем дохода до 7% в группе с максимальным уровнем дохода.
Мнения по поводу расходов на нужды школы разделились: более половины горожан, которым приходилось оплачивать какие-либо нужды школы (54,9%), считает, что это вынужденная необходимость и таких расходов, конечно, не должно быть, 39,5% горожан считают, что это вполне нормальное явление и что школе нужно помогать; по сравнению с 2008 г. возросла доля негативно настроенных горожан.
Во многом мнение по поводу данного явления зависит от того, какую долю в семейном бюджете занимают расходы на нужды школы: чем больше данная доля, тем больше численность горожан, считающих, что таких расходов быть не должно .
Группы населения по уровню дохода:
1 – «Денег не хватает даже на продукты питания»
2 – «На продукты питания денег хватает, но покупка одежды уже вызывает затруднения»
3 – «Денег хватает на продукты и одежду, однако покупка вещей длительного пользования для нас является проблемой»
4 – «Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования, но нам сложно приобретать дорогие вещи»
5 – «Мы можем позволить себе приобретать такие дорогие вещи, как машина, квартира, дача»
Слайд 20
Оценка родителями школьников организации питания учащихся
В 2008 г. к ранее реализуемым
направлениям приоритетного национального проекта «Образование» было добавлено новое: совершенствование организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях. Санкт-Петербург стал победителем конкурса и получил на реализацию проекта в 2008-2009 гг., включающую переоборудование школьных столовых, финансирование из федеральных средств в размере 78 млн. рублей*.
85 школ Санкт-Петербурга принимают участие в пилотном проекте Министерства образования и науки РФ по модернизации системы школьного питания, в рамках которого старые распределительные буфеты будут замены на новые технологические комплексы со всей линейкой оборудования, которые позволят не только разогревать пищу, но и готовить полноценно и вкусно**.
Половина петербургских школьников получают бесплатное горячее питание (57,2%), наилучшие показатели в Кировском и Колпинском районах, наихудшие –
в Пушкинском; в среднем по городу горячим питанием охвачено 85,6% школьников.
В Пушкинском и Фрунзенском районах не достигнуто гарантируемое значение стандарта проживания, установленное на 2009 г. в размере 53,1%, в остальных районах процент охвата горячим питанием школьников за счет средств бюджета Санкт-Петербурга превысил целевое значение на 2009 г.
В Курортном и Приморском районах не достигнуто гарантируемое значение стандарта проживания, установленное на 2009 г. в размере 77,3%, в остальных районах, кроме указанных выше, а также Кронштадтского, процент охвата горячим питанием школьников превысил целевое значение на 2009 г.
По данным опроса, проведенного в 2009 г., четверть горожан, имеющих детей либо внуков школьного возраста, оценили уровень организации питания в школе
как высокий (26,3%), 41,5% – как средний, 21,6% – как низкий. По сравнению
2008 г. мнение горожан по данному вопросу не изменилось.
Качество приготовления пищи в школьной столовой 25,1% родителей, оценили как высокое, 36,6% – как среднее, 20,1% - как низкое; по сравнению с 2008 г. оценки качества приготовления пищи в школьных столовых не изменились.
* По данным Управления информации - Пресс-службы Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
** Из доклада Губернатора В.И. Матвиенко на Городском педагогическом совете 27 августа 2009 г.
Слайд 21Уровень медицинского сопровождения (обслуживания) в школе
В городе есть 5 ресурсных
центров по теме «Служба здоровья образовательного учреждения». 32 школы в 9 районах уже создали аналогичные службы. 4 школы Выборгского района с 2009 г. начнут эксперимент по ведению электронных паспортов здоровья учащихся на основе постоянного мониторинга. В случае успеха эта практика будет распространена на все районы города. Однако пока заботе о здоровье ученика уделяется недостаточно внимания. Даже среди школ-инноваторов только 21% реализуют программы по сохранению здоровья учеников и учителей и всего 11% считают здоровье приоритетом своей инновационной деятельности. С 1 сентября 2009 г. в 152 школах вводится третий урок физкультуры в ноделю. В дальнейшем планируется создать первую в городе школу с углубленным изучением физической культуры*.
Более трети (42,1%) петербуржцев, имеющих детей либо внуков-школьников, считают уровень медицинского обслуживания в школе средним; 27,1% считают его высоким и несколько меньшая часть горожан (18%) – низким.
Наибольший коэффициент травматизма в образовательных учреждениях в 2008 г. был в Колпинском и Адмиралтейском районах, наименьший – в Кронштадтском и Московском районах. По сравнению с результатами 2007 г. в 2008 г. значительный рост коэффициента травматизма в школах произошел в Василеостровском (в 2,4 раза) и Адмиралтейском (в 1,6 раза) районах.
* Из доклада Губернатора Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко на Городском педагогическом совете 27 августа 2009.
Слайд 22
Отношение родителей школьников к введению обязательного полного
11-летнего образования и идее
выделения начальной школы
в отдельные образовательные учреждения
Большинство (66,8%) петербуржцев, имеющих детей либо внуков-школьников, относятся к введению 11-летнего образования положительно, 26,1% его не поддерживают. По сравнению с 2008 г. в 2009 г. существенно возросла доля положительных отзывов по данному вопросу и сократилась доля тех, кто затруднился с ответом.
Большинство родителей школьников (60%) относятся к идее выделения начальной школы в отдельные образовательные учреждения положительно, только 29,5% ее не поддерживают; при этом среди горожан, имеющих детей либо внуков младшего школьного возраста (1-4 классы), оценки практически такие же: положительных – 64,3%, отрицательных – 29,1%. В 2009 г. за счет сокращения доли затруднившихся с ответом значительно возросла как доля тех, кто положительно относится к данному вопросу, так и доля тех, кто высказался отрицательно.
Слайд 23
Введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ)
Система Единого государственного экзамена (ЕГЭ) продолжает развиваться;
в 2009 г. обязательная государственная аттестация в формате ЕГЭ проводилась по русскому языку и математике. По девяти другим общеобразовательным предметам – литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранному языку (английскому, немецкому, французскому, испанскому), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (информатике и ИКТ) экзамен сдавался на добровольной основе по выбору.
В 2009 г., более половины (59,3%) родителей заявили об отрицательном отношении к ЕГЭ, одобрили его 23,7%. По сравнению с 2008 г. горожане настроены более негативно: существенно сократилась доля положительных оценок и возросла доля отрицательных.
Большая часть горожан (55,4%), имеющих детей либо внуков-одиннадцатиклассников, к введению ЕГЭ относятся отрицательно, поддерживают его введение 28,6%.
41,2% опрошенных считают, что введение в школах ЕГЭ усложняет дальнейшее поступление в ВУЗ, более четверти (26,4%) считают, что ЕГЭ его упрощает; по сравнению с 2008 г. значительного возросла доля определившихся в этом вопросе и давших как положительные, так и отрицательные ответы на него.
Около половины (48,2%) горожан, имеющих детей либо внуков-одиннадцатиклассников, считают, что при введении ЕГЭ поступление в ВУЗ усложняется, у 32,1% мнение противоположное.
34,8% горожан, имеющих детей либо внуков школьного возраста, считают, что введение ЕГЭ приводит к росту коррупции и меньшая часть (22,2%) считает, что оно снижает коррупцию
в учебных заведениях, значительная часть горожан (42,9%) не определились по данному вопросу; по сравнению с 2008 г. за счет значительного сокращения затруднившихся с ответом увеличилась доля положительных и отрицательных ответов, однако доля тех, кто считает, что введение ЕГЭ приводит к росту коррупции, в 1,6 раза превышает уровень 2008 г. Среди горожан, имеющих детей либо внуков-одиннадцатиклассников, ситуация аналогичная. Мнение по поводу влияния ЕГЭ на уровень коррупции в школах практически не зависит ни от возраста респондента (кроме самых молодых родителей, у которых дети еще не перешли в класс выпускников и для которых вследствие этого актуальность вопроса заметно меньше), ни от уровня дохода в семье.
В 3,8 раза больше доля респондентов, считающих результаты ЕГЭ менее объективными по сравнению с традиционной формой сдачи выпускных экзаменов: такое мнение выразили 61,8% родителей против 16,2% оценок в пользу ЕГЭ, по сравнению с 2008 г. этот разрыв значительно увеличился; за счет значительного роста доли респондентов, считающих, что результаты ЕГЭ менее объективны по сравнению с обычными экзаменами.
Слайд 24Общий уровень удовлетворенности населения качеством образования, получаемого в средней школе, в
сравнении с образованием других уровней. Население в целом
Петербуржцы в разной степени знакомы с работой образовательных учреждений разных уровней образования, т.к. имеют разные объемы личного опыта, разное количество других источников информации об этих сферах, и уровень актуальности такой информации также различен. Поэтому оценку качеству их услуг смогли дать разное количество опрошенных: знакомых с деятельностью средних школ естественным образом оказалось больше, т.к. школьников и их родителей в населении больше, чем посещающих другие образовательные учреждения; несколько меньше – с работой детских садов и меньше всего – с учреждениями начального и среднего профобразования. Как показывают данные, качество общего образования, получаемого в петербургских школах, оказались в состоянии оценить 52,2% населения.
Те, кто имеет какое-либо мнение по поводу работы образовательных учреждений, качество образования, получаемого детьми в петербургских школах оценили ниже, чем качество образования, получаемого в учреждениях начального и среднего профессионального образования*.
* Кроме значимого отличия оценки работы средних школ от оценки работы учреждений НПО и СПО, статистически значимых различий в приведенных оценках нет.
Слайд 25
Качество школьного образования глазами родителей школьников
Почти половина (44,2%) родителей оценивают качество
учебников, по которым учится их ребенок, как среднее, четверть (27,1%) – как высокое, 17,5% – как низкое, и по сравнению с 2008 г. оценка ситуации по данному вопросу практически не изменилась.
В целом же качество образования, которое получает их ребенок в школе, большинство (53%) родителей считают средним, треть (33,1%) – высоким, 7,9% – низким, по сравнению с 2008 г. оценка ситуации по данному вопросу также практически не изменилась.
Средняя оценка качества школьного образования довольно высока: 2,27 балла по трехбалльной шкале, где «1» соответствует низкому качеству, «3» – высокому; средняя оценка качества школьного образования в 2009 г. осталась на прежнем уровне (в 2006 г. – 2,24 балла, в 2008 г. – 2,25 балла).
Выше среднего по трехбалльной шкале родители оценили квалификацию педагогов (2,56 балла), состояние здания и помещений школы (2,45 балла), морально-психологический климат в школе (2,44 балла), уровень организации учебного процесса (2,41 балла), уровень обеспечения школы компьютерами (2,18 балла), качество учебников (2,11 балла), уровень медицинского сопровождения в школе (2,1 балла), качество приготовления пищи в школьной столовой (2,06 балла) и уровень организации питания учащихся (2,05 балла).
Как средний горожане оценили обеспечения школы учебно-наглядным и лабораторным оборудованием (2 балла).
Средняя оценка по сравнению с 2008 г. несколько снизилась по таким показателям, как уровень обеспечения школы учебно-наглядным и лабораторным оборудованием, уровень обеспечения компьютерами и качество учебников, по остальным показателям наблюдается рост средней оценки.
Слайд 26
Прогноз изменения оценки качества школьного образования родителями школьников
Цель проведенного анализа
(метод множественной регрессии) заключалась в том, чтобы выяснить, как может повысить оценку качества среднего образования в глазах родителей школьников улучшение с их точки зрения таких параметров, как состояние здания и помещений школы, уровень ее обеспечения учебно-наглядным и лабораторным оборудованием, обеспечение компьютерами, организация питания учащихся в школе, качество приготовления пищи в школьной столовой, уровень медицинского сопровождения (обслуживания) в школе, квалификация педагогов, уровень организации учебного процесса в школе, качество учебников и морально-психологический климат в школе. Построенная в 2009 г. модель позволила выявить увеличение зависимости качества образования, в том числе от состояния здания и помещений школы:
проведенный анализ зависимости субъективной оценки родителями школьников качества школьного образования от оценки ими данных параметров показал, что более всего на оценку качества школьного образования по-прежнему влияет оценка ими квалификации педагогов; следующие по значимости параметры – уровень организации учебного процесса, морально-психологический климат в школе и состояние здания и помещений школы;
квалификация педагогов в настоящее время оценивается на 2,56 балла по трехбалльной шкале, где «1» соответствует низкому уровню, «3» – высокому; однако даже если эта оценка достигнет максимально высокого уровня (3 балла), этого будет достаточно только для того, чтобы оценка качества школьного образования превысила средний уровень и достигла 2,44 балла (см. прогноз 2);
для дальнейшего повышения оценки горожанами качества школьного образования (как минимум, до 2,5 балла) необходимо комплексное улучшение всех значимых в данном случае параметров: повышение квалификации педагогов, улучшение организации учебного процесса, морально-психологического климата в школе и улучшения состояния здания и помещений школы (см. прогноз 3). При сохранении существующего состояния этих параметров оценка петербуржцами качества школьного образования останется на уровне несколько выше среднего (2,27 балла по 3-балльной шкале, где «1» соответствует низкому уровню, «3» - высокому) (см. прогноз 1).
Построенная в 2008 г. модель, включавшая несколько иной набор показателей («квалификация педагогов», «уровень организации учебного процесса в школе», «морально-психологический климат в школе», «обеспечение учебно-наглядным и лабораторным оборудованием» и «качество учебников»), показала свою состоятельность: при подстановке в модель значений, полученных по перечисленным показателям в 2009 г., прогноз оценки качества образования отличается от реального значения менее чем на 1%, что крайне незначительно.
Слайд 27Качество среднего образования «тогда» и «теперь»
глазами родителей школьников
46% родителей школьников,
сравнивая качество современного среднего образования с тем, которое было, когда они сами учились в средней школе, сделали выбор в пользу последнего, 28,5% отдали предпочтение современному образованию. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. несколько увеличилась доля тех, кто считает, что в настоящее время качество образования выше.
Лидерство первой точки зрения наблюдается во всех возрастных группах, за исключением, естественно, молодежи (18-29 лет), где доля тех, кто считает, что раньше качество образования было выше, минимальна (33,9%), среди горожан в возрасте от 60 лет и старше – максимальна (56,3%).
В группе 40-49-летних горожан и горожан в возрасте 60 лет и старше доля тех, кто считает, что в настоящее время качество образования выше, меньше,
чем среди всех опрошенных (соответственно 24,6% и 25% против 28,5%), в группе 50-59-летних – совпадает со средним значением.
Слайд 28
Оценка состояния системы школьного образования
в Санкт-Петербурге в настоящее время
В целом
по сравнению с 2008 г. оценка системы школьного образования в Санкт-Петербурге не изменилась: в ходе опроса, проведенного в сентябре 2009 г., большая часть (55,8%) горожан, имеющих детей либо внуков школьного возраста, оценили уровень, на котором она находится в настоящее время, как средний, и по сравнению с 2008 г. их доля возросла.
Позитивно состояние системы школьного образования в Санкт-Петербурге в настоящее время оценивают 13,6% петербуржцев, в семьях которых есть школьники, и практически столько же (13,3 %) – негативно.
Слайд 29
Восприятие политики государства в сфере
общего среднего образования
В 2008 г. мероприятия
в рамках приоритетного национального проекта «Образование» проводились по следующим направлениям: денежное поощрение лучших учителей; дополнительное вознаграждение за классное руководство; государственная поддержка талантливой молодежи; стимулирование образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; внедрение современных образовательных технологий и оснащение общеобразовательных учреждений учебным и учебно-наглядным оборудованием. В 2009 г. к ним было добавлено: совершенствование организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях*.
Среди горожан, имеющих детей либо внуков школьного возраста, 45,7% заявили, что политика государства в сфере общего среднего образования является в целом правильной (против 30,6% отрицательных оценок); в 2009 г. по сравнению с 2008 г. ситуация улучшилась: значительно увеличилась доля положительных оценок и уменьшилась доля тех, кто затруднился дать какую-либо оценку политике государства в сфере общего среднего образования, доля отрицательных оценок незначительно возросла.
О национальном проекте «Образование» среди родителей школьников, большинство (71,5%) ничего не знают; только 4,4% знают о проекте и мероприятиях, которые планируются в его рамках, и по сравнению с прошлым годом их доля значительно сократилась.
По сравнению с 2008 г. информированность горожан о национальном проекте «Образование» уменьшилась.
Среди горожан, в семьях которых есть школьники и которые знают о национальном проекте
и его мероприятиях или просто слышали, что существует такой проект, менее четверти (22,2%) считают, что после выполнения национального проекта ситуация в сфере школьного образования улучшилась; 42% считают, что она не изменилась, а 9,7% – что она ухудшилась.
В целом можно констатировать незначительное ухудшение оценки родителями результатов реализации национального проекта «Образование».
* По данным Управления информации – Пресс-службы Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
Распределение ответов на вопрос: "Как, на ваш взгляд, изменилась ситуация в сфере школьного образования с начала реализации национального проекта "Образование"?"
в зависимости от информированности о проекте
% от числа респондентов
Слайд 30
Общие выводы
Большинство (53%) горожан оценили качество образования, которое получает их ребенок
в школе, как среднее, треть – как высокое, 8% – как низкое. Среди всех петербуржцев, средняя оценка качества образования, которое дает петербургская школа, ниже, чем средние оценки качества услуг учреждений начального и среднего профобразования.
В Санкт-Петербурге на начало 2008/2009 учебного года в 701 государственной школе обучаются 338 тыс. учащихся, в 58 негосударственных школах – 5,1 тыс.; с 2002/2003 учебного года наблюдается сокращение числа дневных общеобразовательных учреждений.
На негосударственные школы приходится только 8% дневных общеобразовательных учреждений; более половины петербуржцев, имеющих детей либо внуков школьного возраста, относятся к появлению негосударственных школ положительно, около трети – отрицательно, и по сравнению с 2008 г. мнение горожан по данному вопросу практически не изменилось.
26% горожан, имеющих детей либо внуков школьного возраста, считают, что качество образования выше в государственных школах, 21% – в частных, 34% – что в государственных и частных школах качество образования примерно одинаково. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. мнение горожан по рассматриваемому вопросу практически не изменилось.
Подавляющему большинству (82%) родителей, приходилось оплачивать нужды школы, при этом наиболее распространенными тратами остаются охрана и ремонт школы; по сравнению с 2008 г. возросли траты на учебные материалы и подарки учителям.
Мнения родителей, по поводу расходов на нужды школы разделились: половина горожан, которым приходилось оплачивать какие-либо нужды школы, считает, что таких расходов быть не должно, несколько меньше – что это нормальное явление; по сравнению с 2008 г. доля негативно настроенных горожан увеличилась.
Качеством приготовления пищи в школьной столовой полностью удовлетворены только четверть родителей школьников; 20% оценили его как низкое; по сравнению с 2008 г. ситуация не изменилась.
Большинство петербуржцев, имеющих детей либо внуков школьного возраста, положительно относятся к идее введения обязательного полного 11-летнего образования, и по сравнению с 2008 г. существенно возросла доля положительных отзывов; против настроены 26% опрошенных.
Большинство (67%) петербуржцев положительно относятся к идее выделения начальной школы в отдельные образовательные учреждения, 29% ее не поддерживают.
К введению ЕГЭ отрицательно относятся 59% родителей школьников (среди родителей одиннадцатиклассников – 55%), положительно – 24%; по сравнению с 2008 г. неприятие ЕГЭ усилилось.
11% горожан, имеющих детей либо внуков школьного возраста, отметили, что их детям (внукам) приходилось сталкиваться в школе с проблемами преступности, наркомании; за год эта доля уменьшилась; 11% петербуржцев заявили о плохом морально-психологическом климате в школе.
В качестве основных достоинств средней школы родители школьников называют высокую квалификацию педагогов; доля горожан, считающих квалификацию педагогов высокой, существенно увеличилась (до 54%).
Оценка квалификации педагогов более всего влияет на оценку качества школьного образования, однако даже если эта оценка достигнет максимально высокого уровня, этого будет достаточно только для того, чтобы оценка качества школьного образования превысила средний уровень; для дальнейшего ее повышения необходимо комплексное улучшение в глазах родителей, помимо квалификации педагогов, таких параметров, как организация учебного процесса, морально-психологический климат в школе и улучшение состояния здания и помещений школы.
Менее трети горожан, в чьих семьях есть школьники, знают или слышали о национальном проекте «Образование», при этом только 22% из них считает, что после выполнения данного проекта ситуация в сфере школьного образования улучшилась.
Среди горожан, имеющих детей либо внуков школьного возраста, 46% считают, что политика государства в сфере общего среднего образования является в целом правильной (против 31% утверждавших обратное); по сравнению с 2008 г. оценка государственной политики в данной сфере улучшилась.