Слайд 1Ценностные ориентации иноязычного образования в начальной школе и их реализация в
УМК
З.Н.Никитенко,
лауреат Премии Правительства России в области образования,
автор федеральных УМК по английскому языку для 1-4 классов и Европейского Языкового Портфеля для начальной школы.
Слайд 2Новая государственная политика, зафиксированная в стандартах нового поколения
требует
расстановки новых акцентов в образовательном процессе по ИЯ.
Приоритетным следует признать РАЗВИТИЕ младшего школьника, овладевающего ИЯ как средством межкультурного общения : духовно-нравственное и интеллектуальное развитие
Слайд 3ФГОС общего начального образования второго поколения
развитие личности младшего школьника, его творческих
способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
Слайд 4Нужно искать разумный баланс между прагматическим и духовным: любая образовательная система
должна иметь нравственное измерение
Патриарх Кирилл:
«Интеллект без нравственности бесполезен»
Андрей Вознесенский:
«Любой прогресс реакционен, если рушится человек»
Слайд 5«Иностранный язык» как предмет начальной школы призван реализовать цели общего начального
образования
развития и воспитания личности младшего школьника
охраны и укрепления психического здоровья детей
подготовки к освоению содержания образования средней школы: формирование основных компонентов учебной деятельности и связанных с ними универсальных действий.
Слайд 6Начальная ступень – самая значимая из все школьных ступеней
Здесь формируются :
интересы
младшего школьника;
все виды способностей;
и, самое важное, ценностные ориентации
Здесь закладываются основы учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение оценивать процесс и результаты своей деятельности по овладению ИЯ.
Слайд 7Ценностные приоритеты общего начального образования
должны найти свою реализацию в
УМК по ИЯ всех уровнях:
целевом
содержательном
и технологическом.
Слайд 8Ориентируясь на требования нового ФГОС для начальной школы
2 (3)
часа Иностранного языка в неделю нужно использовать максимально благоприятно для
развития младшего щкольника
душевного и духовного здоровья детей
Слайд 9Ситуация неблагополучная
дети сталкиваются с большим количеством трудностей, с которыми сами не
могут справиться;
интерес у многих детей пропадает уже во 2 классе;
родителям приходиться обращаться к репетирам уже в начальной школе
Слайд 10Три группы трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники
Слухового восприятия иноязычной речи
Техники
чтения на ИЯ
Письменной речи
Трудности самостоятельного выполнения домашних заданий
Слайд 11
Эти и трудные трудности коренятся в организации деятельности школьников и связаны
во многом с тем, что
не учитываются:
- психолингвистические особенности овладения языком, которые носят универсальный характер;
психофизиологические особенности деятельности мозга младшего школьника- возможности и готовность ребенка к тому, что ему предлагается в УМК;
опыт младшего школьника в овладении родным языком.
Слайд 12С этими трудностями можно справиться, если в начальной школе
Будет не «обучение»
иностранному языку, а иноязычное «образование»:
Воспитание – обретение духовно-нравственных ценностей;
Развитие- комплекса способностей к использованию ИЯ как средства межкультурного общения
Учение- учебная деятельность, в процессе которой познается новый язык и культура народа-носителя языка
Слайд 13Стратегическая цель иноязычного образования
Развитие личности младшего школьника, способного к межкультурному общению
на
иностранном языке.
«Образование» происходит от слова «Образ»-
Образ получает свою конкретизацию в личностных качествах. которые определяют его духовно-нравственное развитие и которые необходимы нашим детям для участия в диалоге культур на ИЯ
Слайд 14Личностные качества, определяющие духовно-нравственное развитие младшего школьника и необходимые для его
участия в диалоге культур на ИЯ
Слайд 15Интеллектуальное развитие младшего школьника
связано с его когнитивным развитием, то есть
с развитием способности к иноязычной речи (речевой способности)
с развитием способности к учебной деятельности (учебно-познавательная способности) – умение и желание учиться.
Специфика предмета: Одновременное овладение иноязычной речевой деятельностью и учебной деятельностью посредством иноязычного общения.
Слайд 16Интеллектуальное развитие младшего школьника происходит
если целенаправленно развиваются речевая и учебно-познавательные способности.
Речь, в первую очередь, явление нейрофизиологическое (поскольку базируется на определенной организации деятельности мозга) и может быть развита на определенной анатомо-физиологической основе;
Слайд 17Младший школьный возраст
-особый возраст
со своими психофизиологическими и нейрофизиологическими особенностями (то
есть особенностями деятельности мозга), которые нужно учитывать, выстраивая технологию овладения детьми иноязычной речью.
Слайд 18Речь явление нейрофизиологиеское
Форсирование развития тех функций мозга (несовершенство зрительной функции, отсутствие
опыта слухового восприятия иноязычной речи), которые к этому не готовы, наносят вред психическому здоровью детей;
Нагрузка на левое полушарие (заучивание слов и текстов, многократные повторения за учителем, репродуктивное овладение языком) вызывает психическое утомление и ведет к эмоциональному нездоровью
Слайд 19Следует признать не полезным для здоровья младших школьников использование на уроках
ИЯ компъютерных программ и интерактивной доски
Врачи бьют тревогу и жестко призывают отказываться от просмотра любых программ. Когда младший школьник много смотрит на экран и дома, и в классе, происходит расфокусировка сознания связанная с нагрузкой на левополушарную деятельность (интеллект) (сканирование информации), происходит замещение реального общения на виртуальное(«У тебя есть друзья?» «Нет, мне нравятся роботы!!!) – ведет ребенка к самоизоляции, дети не хотят и не умеют общаться, а потом старшеклассникам устраивают тренинги общения –наверстывают упущенное, и самые популярные детские лагеря те, где учат общению.
Слайд 20Речь – это творческая функция человеческой психики
Самостоятельная иноязычная речь развивается не
тогда, когда дети повторяют хором за учителем речевые образцы, а когда
формируют и формулируют свои мысли и выражают их на ИЯ;
есть мотив, побуждающий такую речь;
дети осознанно овладевают языковыми средствами общения
Слайд 21Иноязычная речь- это процесс создания и восприятия смысла
Для того, чтобы ученик
овладел такой речью, в УМК созданных по нашим руководством, используются технологии (технология овладения устной речью, технология овладения чтением и др.), учитывающие психолингвистические закономерности, которые носят универсальный характер и не зависят от конкретного языка.
Слайд 22самостоятельная иноязычная речь младшего школьника развивается
когда есть мотив
(зачем, ради чего?), побуждающий эту речь.
Мотивация, от которой зависит успешность становления речи, лежит вне языка в начальной школе (даже студентам лингвистического вуза неинтересно изучать грамматику или лексику) и создается за счет включения процесса овладения иностранным языком в контекст других видов деятельности: игровой деятельности ( для стимулирования устного иноязычного общения) и в контекст познавательной деятельности (для стимулирования чтения и письма на ИЯ).
Слайд 23Для того, чтобы иноязычная речь младшего школьника была самостоятельной, необходимо развитие
языковой способности
через сознательное усвоение детьми языковых средств иноязычного общения (лексических и грамматических), что достигается путем сравнения различных способов решения задач общения средствами родного и изучаемого языков, и что предполагает
осознание содержания задач общения (включая осознание коммуникативного намерения), которые сначала формулируются на родном языке (задачи, сформулированные на иностранном языке будут непонятны детям и заинтересовать их не смогут) ;
выявление языковых средств решения этих задач на родном языке;
ознакомление с соответствующими иноязычными средствами;
немедленное использование иноязычных средств для решения данного класса задач общения в иноязычной речевой деятельности
Слайд 24Соотношение устной и письменной речи
Ведущей для второклассника, начинающего изучать предмет
«ИЯ» является устная речь – непосредственное взаимодействие и общение с учителем, сказочными персонажами и одноклассниками.
Умения устной речи (аудирования и говорения) являются необходимым условием для формирования техники чтения и способности к письменной речи в целом.
Слайд 25Важнейшая задача начальной школы- развитие умения читать на ИЯ
Природосообразная технология, развивающая
способность к самостоятельному иноязычному чтению -
«ОТ ЗВУКА (через транскрипцию как зрительной опоре) К БУКВЕ»:
бережно развивается зрительное восприятие детей и облегчается процесс овладения чтением.
Слайд 26Развивающий эффект и результативность раннего школьного иноязычного образования
во многом зависит
от того, как построено начало первого года овладения языком – развитие каких видов РД является здесь приоритетным.
Основными предпосылками для развития не только устной речи, но и чтения и письма являются фонематический слух и хорошо функционирующая система слухового восприятия.
Слайд 27Психофизиологами и психологами доказано, что
несформированность способности различать звуки
приводит к нарушениям в чтении и письме и понимании содержания предложений и текстов
Слайд 28Нарушение способности различать звуки
отрицательно сказывается на письме, поскольку кинестетическая
и слуховая деятельность тесно связаны между собой и нарушения одной из них вызывает недостатки другой - это выдвигает задачу формирования слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков как одну из главных задач начального иноязычного образования
Слайд 29Комплекс умений, составляющих способность младших школьников к фонологическому осознанию аутентичной иноязычной
речи
1. умение выделить и правильно произнести звук в начале слова (window – [w]);
2. умение “прохлопать» ритмический рисунок фразы (My dog can run);
3. умение осуществить звуковой синтез - соединить звуки в одно слово ([t – e – n] – ten)
4. умение распознать рифму – одинаково звуащие слова (например, прослушать четыре слова Hare – fox - duck – bear и назвать два, которые рифмуются друг с другом hare – bear).
От уровня сформированности данных умений зависит развитие иноязычного фонологического сознания
Слайд 30Поэтапное овладение детьми иноязычной речевой деятельностью
На первом этапе (1 и 2
классы) устное начало с первых уроков создает естественные условия для раскрытия коммуникативной функции языка, позволяет сосредоточить внимание детей на его звуковой (чувственной) стороне, и отодвигает графические трудности. Овладение ИЯ одновременно в двух формах – устной и письменной – возможно, но это замедляет продвижение учащихся в овладении иноязычной речью и создает детям дополнительные трудности.
На втором этапе (3 и 4 классы) способности учащихся к иноязычной речи получают свое дальнейшее развитие – здесь используется принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности, который вступает в действие во втором полугодии второго класса.
Слайд 31Природосообразное построение процесса овладения школьниками иноязычной речью диктуется психофизиологическими закономерностями речемыслительной
деятельности
для правильного функционирования которой сначала необходимо развивать правополушарную деятельность – образное мышление и слуховое восприятие, а затем левополушарную деятельность – логическое мышление, а затем нагрузка ложится на оба полушария: так формируется совершенно иной тип мышления – целостное мышление (способность и к анализу и к синтезу), а это основа творческой активности мозга и основа самостоятельной, творческой речи, а, следовательно, и основа когнитивного развития младших школьников в процессе овладения ИЯ.
Слайд 32Фонологическое осознание иноязычной речи,
в центре которого фонематический слух, и слуховая
кратковременная память – это основные механизмы аудирования как вида речевой деятельности, следовательно,
и с нейрофизиологической точки зрения природосообразным следует считать такое построение иноязычного образования младшего школьника, которое начинается с чувственного восприятия нового языка, с развития его правополушарной деятельности - с овладения им устной иноязычной речью без опоры на письменный текст, но с обязательной опорой на «образную» наглядность.
Слайд 33Цель иноязычного образования в начальной школе: развитие личности младшего школьника, способного
к диалогу культур на иностранном языке.
Способность к диалогу культур на ИЯ
!
- духовная способность, то есть способность к добродетельным поступкам на основе духовно-нравственной ориентации («что такое хорошо и что такое плохо») в окружающем поликультурном и многоязычном мире;
- речевая способность, то есть способность к иноязычной речи (к самостоятельному, а не на основе имитации и репродукции, построению и пониманию высказываний в устной и письменной речи);
- коммуникативная способность, то есть способность к иноязычному общению;
-учебно-познавательная способность, то есть способность к продуктивной учебной деятельности и универсальным учебным действиям по овладению ИЯ.
Слайд 34Изложенная концепция развивающего иноязычного образования
не является чисто теоретическим построением
проверена
многолетней и успешной практикой использования федеральных УМК по АЯ созданных под нашим руководством
Слайд 35УМК по английскому языку для начальной школы
Авторы Никитенко З. Н.,
Негневицкая Е.И. и др.
Слайд 36Главные характеристики УМК
по английскому языку
ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ
Дети овладевают языковыми средствами общения осознанно, а
не на основе имитации;
У них формируется речевая способность творчески пользоваться английским языком как средством общения в устной и письменной речи;
Они способны достойно представить зарубежному сверстнику свою культуру на ИЯ
Слайд 37Учитывая вариативность начального образования по ИЯ (свободу выбора средств и способов
достижения целей начального образования), а также пожелания учителей (во многих школах обучение языку начинается с 1 класса) вышеобозначенная цель получает свою реализацию в двух вариантах УМК
для начальной школы. (8)
Слайд 38Новый УМК для 5 класса
Доступен и понятен ученику и учителю
Обеспечивает естественный
переход от начального к среднему иноязычному образованию
Реализован полилог культур
Освоение лингвокультурного содержания с опорой на родную культуру: сначала – «как у нас», а потом – «как них», акцент на поиск общего, а не различного, на поиск того, что нас объединяет, а не разъединяет.
Сохраняет здоровье маленького ученика –
и нравственное и психическое
Слайд 39
Подробно особенности начального иноязычного образования - в книге:
З.Н.Никитенко
Развивающее иноязычное образование в начальной школе.
МОНОГРАФИЯ.
М., Издательство ГЛОССА-ПРЕСС, 2010.
Слайд 40 Уважаемые коллеги!
Спасибо за внимание!
Слайд 41Никитенко Зинаида Николаевна
Дом.телефон 8-499-738-01-94
Моб.телефон 8-905-722-94-37
E-mail zinaida-nikitenko@yandex.ru
Дом.адрес
124683 Москва, Зеленоград, ул.Логвиненко, кор.1504, кв.161
Сайт в Интернете
http://www.prosv.ru/umk/nikitenko