Слайд 1Типологический метод.
Его применение
в книговедении
ДОКЛАД
АСПИРАНТА 1-ГО КУРСА
ЗАЙЦЕВОЙ ЕКАТЕРИНЫ ИГОРЕВНЫ
КАФЕДРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ
КОММУНИКАЦИЙ
Вятский государственный университет
Слайд 2В самом широком смысле понятие «метод» используется для обозначения правильного, рационального
способа деятельности, направленной на достижение заданной цели, на решение поставленной задачи; фиксированные, устойчивые принципы, правила, приемы деятельности, следование которым гарантирует получение адекватного результата.
Слайд 3Типологический метод был применен немецкими гуманитариями еще в XIX в. В.
Дильтей рассматривал тип как представление, базирующееся на совокупности фактов. Но заслуга в разработке и введении в гуманитарную методологию этого понятия принадлежит Максу Веберу. Благодаря М. Веберу типологизирующая методология стала претендовать на универсальное значение для гуманитарного познания.
Слайд 4Типология – это обоснование типологического метода, его познавательных возможностей, его статуса
в системе науки; учение об этом методе.
Слайд 5Процесс типизации, или типологический метод, - это многоступенчатый способ научного мышления,
использующий основные процедуры мышления (абстрагирование, опосредование, обобщение) с целью адекватного отражения исследуемого явления.
Слайд 6Процесс типизации в научном познании:
это выявление, вычленение сущностного признака (или единства
нескольких признаков) абстрагированием, т.е. мысленным отвлечением от действительной совокупности всех признаков, характеризующих системное образование как таковое (восхождение от конкретного к абстрактному);
это исследование и выражение процесса смены форм сущностного признака (или единства нескольких признаков) на разных уровнях организации системы путем такой мыслительной процедуры, как опосредование (каждая последующая форма признака опосредована предыдущей);
это последовательное обобщение сущностных признаков при переходе с одного уровня организации системы на другой в ходе воссоздания целостности развивающегося явления в единстве и разнообразии необходимых и достаточных признаков (восхождение от абстрактного к конкретному).
Слайд 7Задача типологии - выделить некие подмножества из заведомо неизвестного полностью универсума.
В
основе типологии лежит операция взятия подмножества.
Движение в типологии индуктивно-конструктивное, синтетическое.
Функции типологии – функции конструкции, построения, задания объема.
Типология опирается на некоторый исходный материал, который можно назвать патологической базой признаков; при этом признаки, входящие в базу, могут пересматриваться, расширяться, уточняться.
Результат типологии – логически равноуровневые типы.
Слайд 8Одной из актуальных проблем общего книговедения как методологического раздела научного знания
о книге является обоснование, интерпретация и систематическое изложение метода, т.е. разработка теории метода.
Задача общего книговедения - разработка общей теории книговедческого метода, раскрытие сущности, принципов действия этого метода, соотносимого, с одной стороны, с всеобщим диалектическим и с общенаучными методами, а с другой - с системой специально-книговедческих и через них - с системой частнодисциплинарных книговедческих методов.
В общем книговедении сам метод как способ, которым получено и приведено в систему целостное знание о книге, является объектом исследования.
Слайд 9Использование научного книговедческого метода познания на современном этапе опирается на системно-типологическую концепцию,
т.е. на системный подход и типологический метод, или метод типизации.
Слайд 10К раскрытию сущности типологического метода с необходимостью должен быть применен системный
подход, потому что, будучи способом теоретического познания и воспроизведения в теории развивающихся системных явлений «книга в книжном деле» и «книговедческое знание», типологический метод и сам системен.
Слайд 11Система типологического книговедческого метода