Слайд 1
Перспективы развития
начального и среднего профессионального образования
Зам. директора Департамента
развития профессионального образования Минобрнауки России, д.э.н., профессор
ГРИНЬКО В.С.
г. Йошкар-Ола
6 июня 2012
Слайд 2
Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы
современности»
Вызовы для системы профессионального образования в условиях модернизации структуры экономики :
Динамичный характер технологических изменений при новом экономическом укладе затрудняет формирование четкого заказа к системе образования.
Актуализируется задача выстраивания, в том числе при активном участии самих образовательных учреждений, системы перспективного прогнозирования подготовки кадров, отвечающей планируемым структурным изменениям экономики и технологий
Нехватка рабочих кадров и специалистов повсеместно становится фактором, сдерживающим экономический рост.
Неэффективность сложившейся системы подготовки кадров делает необходимой «доводку» подготовленных специалистов до уровня профессиональной квалификации, требующегося работодателям.
Слайд 3
Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы
современности»
Дефицит высококвалифицированной рабочей силы объективно усиливается демографическими провалами вследствие снижения рождаемости, и как следствие, общим старением населения.
Усиление интеграции в международное экономическое пространство: усиление перетока рабочей силы; повышение международной конкуренции за кадры.
Демографическая ситуация сделала неизбежным более активное включение всех стран в международные миграционные потоки и, в частности, привлечение в Россию мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья. По отношению к этим группам трудящихся, наряду с необходимой квалификационной подготовкой в рамках развития системы непрерывного образования, требуются адаптационные и социализирующие программы.
Модификация традиционной модели учреждений профессионального образования в результате развития конкурентной среды в профессиональном образовании
Слайд 4Демографические показатели
Выпуск 11 классов (тыс.чел.)
Выпуск 9 классов (тыс.чел.)
Слайд 5
Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы
современности»Всероссийское совещание
Вывод:
Возрастание роли подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в социально-экономическом развитии российского общества
Слайд 6Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы современности»Всероссийское
совещание
III Международный конгресс по профессиональному и техническому образованию и обучению (Шанхай, Китай в мае 2012 г.), в котором приняли участие около 800 представителей из 117 стран-членов ЮНЕСКО и 72-х неправительственных организаций:
роль ПТО, как одного из ключевых факторов развития конкурентоспособной экономики
Слайд 7
Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы
современности»
высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена в структуре производительных сил составляют около 40 процентов, а в сфере услуг до 70 процентов;
возрастают требования рынка труда к качеству рабочей силы;
в условиях сложной демографической ситуации потребность в рабочих кадрах и специалистах среднего звена разной квалификации превышает предложение не менее чем на 50 процентов.
Слайд 8Характеристика системы НПО и СПО: основные количественные показатели
НПО:
СПО:
ОУ - 2 658 2 586
контингент - 1 035, 2 2 026,8
прием 542,5 671,8
выпуск 537,6 535,7
МТБ: замены или кап. ремонта
25% 22%
обеспеченность общежитиями
54% 65,3%
Слайд 9Учреждения начального профессионального образования
Слайд 10Показатели системы СПО
Число ОУ СПО
Число студентов СПО (тыс.чел.)
Прием
Выпуск
Слайд 11
Характеристика состояния начального и среднего профессионального образования
Финансирование
(консолидированный бюджет):
в целом на образование - в 1,5 раза или 55,5% (2006 г.);
на НПО – на 26%;
на СПО – в 2 раза.
Кадровый потенциал: НПО СПО
занято всего (тыс. чел.) 185,5 342,3
педагогические кадры 128,6 (9,4%) 148,0 (10%)
уровень образования (ВПО) 87,7%; 36% практически все с ВПО
возрастной состав –
до 30 лет 13,8
40-59 лет 65% 49,2
свыше 60 лет 11,5% 7%
Соотношение преподаватель/обучающийся
1/10 1/12
Слайд 12В 2010 году среднемесячная заработная плата работников от заработной платы в
экономике в целом составляла :
- в среднем в НПО 65,1 %;
- в среднем в СПО – 84,3 %
Характеристика состояния начального и среднего профессионального образования
Слайд 15Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы современности»
Перспективные направления развития НПО и СПО в контексте государственной образовательной политики:
1. Законодательное обеспечение системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.
2. Оптимизация сети.
3. Обновление содержания профессионального образования.
4. Формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров.
5. Адресная поддержка обучающихся.
6. Формирование нормативного правового обеспечения деятельности образовательных учреждений.
7. Направления международной деятельности
Слайд 16Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы современности»
Законодательное
обеспечение системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Законопроект «Об образовании», устанавливает новую систему уровней профессионального образования:
лицам, успешно освоившим образовательную программу СПО, присваиваются следующие квалификации:
- по результатам освоения программы подготовки квалифицированного рабочего – квалификация по соответствующей профессии рабочего или должности служащего;
- по результатам освоения программы подготовки специалиста среднего звена – квалификации соответствующего специалиста среднего звена.
Слайд 171. Законодательное обеспечение системы подготовки
рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Образовательные программы НПО
- преобразуются в программы подготовки квалифицированных рабочих;
- НПО отнесено к первому уровню среднего профессионального образования.
Слайд 181. Законодательное обеспечение системы подготовки
рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Профессиональное
обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программам переподготовки рабочих и служащих будет осуществляться на базе учебных центров профессиональных квалификаций.
Их цель – обеспечение отраслей экономики в рабочих кадрах с учетом потребностей регионального (местного) рынка труда.
Слайд 20Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы современности»
2.
Оптимизация сети.
Выделение по формам учредительства и источникам финансирования образовательных учреждений двух видов:
входящих в отраслевые кластеры и обеспечивающих подготовку кадров для предприятий атомной, авиационной, транспортной и других отраслей (40% от обучающихся по программам СПО);
обеспечивающих функционирование и развитие региональных рынков труда, готовящих кадры для малого и среднего бизнеса, муниципальных предприятий и т.д. (60% от обучающихся по программам СПО).
Слайд 212. Оптимизация сети.
В рамках ФЦП расширить сеть ресурсных центров, в том
числе для ОПК,приоритетных отраслей экономики (сегодня их 11).
Перераспределение полномочий:
Минздравсоцразвития России - 14
МИД России - 1
Минкультуры России - 17
Минтранс России:
воздушного транспорта - 13
жел/дорожного транспорта - 47
морского и речного - 22
Росрыболовство - 10
Росохрана - 1
Россвязь - 6
Росрезерв - 1
132
Слайд 22Оптимизация сети в проектах ФЦПРО
Слайд 24Источники и объемы финансирования региональных программ модернизации системы профессионального образования
2011 год
2012
год
Всего
более 4,5 млрд. руб.
Всего
более 6,5 млрд. руб.
Увеличение на 29 %
Слайд 25Приоритеты региональных программ
обновление структуры и содержания
профессионального образования
развитие кадрового
потенциала
развитие инфраструктуры системы
профессионального образования
социальная поддержка выпускников
Слайд 27Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы современности»
3.
Обновление содержания профессионального образования
переход на ФГОСы:
327 для НПО, 237 для СПО
В них:
акцент на описание результатов образовательной деятельности. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки рабочих и специалистов различных категорий устанавливаются в компетентностной форме;
существенное расширение академических свобод образовательных учреждений, что позволяет образовательным учреждениям профессионального образования реализовывать инновационные образовательные программы, обеспечивать прикладную, практическую направленность образовательного процесса, оперативно реагировать на запросы работодателей.
Слайд 303. Обновление содержания профессионального образования
эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в ВПО
и СПО:
разработка механизма внедрения результатов
федерального эксперимента по созданию прикладного
бакалавриата в общую практику.
Слайд 31Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы современности»
4.
Формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров.
Характеристика текущего состояния структуры подготовки кадров:
Слайд 324. Формирование профессионально-квалификационной структуры
подготовки кадров.
Технической направленности обучалось т.чел. :
в НПО по 210 профессиям 478,0 (46,2%);
в СПО по 138 спец-тям 689,6 (34%) по 13 УГС:
информационная безопасность,
геодезия и землеустройство;
геология, разведка и разработка полезных ископаемых,
энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника,
металлургия, машиностроение и металлообработка,
авиационная и ракетно-космическая техника,
морская техника,
транспортные средства
Слайд 334. Формирование профессионально-квалификационной структуры
подготовки кадров.
Наиболее массовая подготовка в разрезе УГС:
транспортные средства (29,2%),
информатика и вычислительная техника (17,2%),
металлургия, машиностроение и металлообработка (14,9%).
В разрезе субъектов РФ наибольшие объемы подготовки кадров технической направленности:
Ростовская, Свердловская, Челябинская области;
Республики Башкортостан, Татарстан;
г. Москва
Слайд 354. Формирование профессионально-квалификационной структуры
подготовки кадров.
формирование системы прогнозирования объемов и структуры
подготовки кадров;
ежегодное проведение мониторинга трудоустройства выпускников;
совершенствование системы госзаказа (включая новые подходы к установлению КЦП (конкурсы), переход на дифференцированное нормативное финансирование по направлениям подготовки или УГС);
совершенствование системы целевой контрактной подготовки
(не выполняется план по оборонзаказу (низкая престижность работы). Проработать введение механизмов целевой контрактной подготовки. Рассмотреть возможность вместо введения отсрочки от призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации – обязательное завершение СПО);
профессиональная ориентация старшеклассников и обучающихся ОУ профобразования
Слайд 364. Формирование профессионально-квалификационной структуры
подготовки кадров.
Планируемые институциональные изменения
позволят:
скорректировать диспропорции в подготовке кадров,
увеличить объемы подготовки по программам профессиональной подготовки и начального и среднего профессионального образования
(ориентировочно до 35% от числа выпускников общеобразовательных учреждений).
Слайд 37Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы современности»Всероссийское
совещание
Адресная поддержка обучающихся
5.
Разработка региональной программы формирования
общежитий в целях обеспечения доступности
профессионального образования для жителей села и
малых городов
Приведение уровня стипендиального обеспечения
обучающихся в соответствие с уровнем
стипендиального обеспечения в федеральных
учреждениях
Слайд 38Виды стипендий устанавливаемые на федеральном уровне:
социальная
стипендия – постановление от 27.06.2001 № 487
- полуторакратный размер от гос. академической
стипендии
400+50%=600 руб.
академическая стипендия – постановление тоже
- размер не менее 400 с учетом 9%,
т.е. не менее 436 руб.
Слайд 39Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы современности»Всероссийское
совещание
специальная гос стипендия Правительства РФ для студентов СПО - постановление от 06.04.1995 № 309
840 руб. при квоте 500 чел.;
стипендия Правительства РФ для обучающихся по
соответствующим приоритетным направлениям модернизации и
технологического развития экономики –
постановления от 28.07.2011 № 625,
от 23.12.2011 № 1114
НПО – 2000 руб. при квоте 1500 чел.,
СПО – 4000 руб. при квоте 3500 чел
Слайд 40Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы современности»Всероссийское
совещание
6.Формирование нормативного правового обеспечения деятельности образовательных учреждений:
уставы,
базовый перечень государственных
образовательных услуг,
переход на финансирование госзадания в СПО,
конкурсное распределение КЦП для учреждений
СПО
Слайд 41Межрегиональный форум Приволжского федерального округа
«Инновационные ресурсы профессионального образования
и вызовы современности»Всероссийское
совещание
7. Международная деятельность
Ближайшие задачи в области развития НПО и СПО:
развитие стратегии интернационализации, используя механизмы проектной деятельности, конференций, семинаров, тематических сетевых организаций (структур);
проведение международных конференций по актуальным проблемам в мире;
реализация проектов, направленных на изучение и формирование концепции, стратегии и пилотной апробации новых умений и компетенций в области «зеленой» экономики;
активизация сотрудничества со странами СНГ, мониторинг развития мировых систем, проведение симпозиумов на основе сравнительного анализа.
Слайд 42Проблемы НПО СПО
Подготовить новые стандарты, обеспечить условия проживания и обучения
для инвалидов.
Распространить практику создания малых предприятий при учреждениях СПО по аналогии с ВПО (217 ФЗ).
Низкий уровень заработной платы.