Тема. Использование компьютерных технологий на уроках истории и обществознания. презентация

Содержание

Компьютерные технологии и методика иконического моделирования. Методика иконического моделирования (знаковое письмо) наиболее эффективна при преподавании истории для учащихся 5-х классов, учитывая их неукротимую подвижность и склонность к рисованию. Моё знакомство с

Слайд 1Тема. Использование компьютерных технологий на уроках истории и обществознания.
Семинар -практикум учителей

истории, обществознания.
16 октября 2008
09.00 - 11.20
МОУ «Гимназия №2»
Ст. Тбилисская.

ММЦ


Слайд 2Компьютерные технологии и методика иконического моделирования.
Методика иконического моделирования (знаковое письмо) наиболее

эффективна при преподавании истории для учащихся 5-х классов, учитывая их неукротимую подвижность и склонность к рисованию. Моё знакомство с методом как определённой системой состоялось на авторских курсах директора Лабинской школы №10 Литвинова Александра Васильевича в г. Ейске ещё в советское время. С тех пор эта методика, безусловно, творчески используемая, стала основной в работе с младшими школьниками.
Рассмотрим, как легко можно выразить содержание стихотворной информации знаками ( знаки выполняются мелом на доске быстро по мере проговаривания стихотворения, ученики за учителем воспроизводят знаковую схему в тетради).

Слайд 3Военный поход.
«Фараон поручил мне войско, Я привёл это войско к славе,

Разгромив страну азиатов Там, где прошло это войско, Только пепел чужих селений, Только корни лоз виноградных… Это войско пришло с победой, Истребив врагов десять тысяч, Захватив десять тысяч в рабство!.»

Слайд 4Достоинства метода.
При изучении нового материала идёт одновременный процесс изложения материала учителем

(или прочтения с учебника) и образно-последовательного рисования… Учащиеся ( подавляющее большинство с удовольствием)
перерисовывают в свои тетради, при этом работают слуховая, зрительная, моторная виды памяти (учащиеся привносят нимало творческой новизны в свои схематические проекты – учитель, поощряя, должен быть деликатно бдительным).
Логически динамичное возникновение знаков рождает восприятие знания в той же последовательности (образность+логика+системность).
Простота знаков при одновременном внешнем сходстве с реальным объектом позволяет достичь высокой скорости конспектирования.

Слайд 5Достоинства метода.
Иконическое письмо в основном передаёт содержание материала учебника, и учащиеся

всегда имеют под рукой текст для прочтения
Знаковое письмо облегчает работу с историческими понятиями и формулировкой вывода, так как каждый собственноручно рисует образ объекта и даёт его словесное определение или объяснение.
К каждому знаку может прилагаться дополнительный материал как учителем, так и учащимися, которые с удовольствие это делают и учатся определять место своего материала в схеме (следовательно в теме). Материал, как правило, должен быть прост для усвоения и пересказа, краток.

Слайд 6Технологическое несовершенство и его преодоление
Метод иконического моделирования многократно использован и безусловно

оправдывает себя, но реализация его технологически: «учителем с мелом у доски», порождает досадные «мелочи»: мел может быть некачественным, доска – «отсвечивает», почерк учителя «неудобный», дети порой увлекаются излишним украшением деталей в схеме, а учитель значительную часть времени находится спиной к классу и своевременно не успевает поправить ребёнка, к тому же «спина» у доски вызывает паузы в воспроизведении материала учащимися. Всё это снижает темп урока и его эффективность.
Вот тут-то и приходят на помощь компьютерные технологии, которые снимают негативные «мелочи», и позволяют более качественно реализовать уже отработанный метод.
Примеры.

Слайд 7Древний Египет (фрагменты уроков)
Задача? используя систему знаков, показать поэтапно формирование новой

системы управления – государства.
1 этап. §.6 ст.3 «Фараон Южного Египта завоевал…»
Египтяне верили, что их правитель – живой бог, который повелевает всем ходом жизни. Царь жил во дворце, который назывался «великим домом». Титул фараон произошёл от этого слова…

Понятия
Белая корона
Красная корона
Фараон – царь в Египте

Слайд 8Древний Египет (продолжение)
§.7 ст.5, §8 ст.2, §9ст.1 Вельможи выполняли волю фараона.

У них в подчинении были писцы (чиновники), которые вели учёт добычи или налогов, также отряды вооружённых воинов («Фараон поручил мне войско…»)
Понятия.
фараон – царь в Египте
вельможи – самые знатные
и богатые люди
чиновники – служащие
государства

Слайд 9Древний Египет (продолжение)
2 этап. §.7 ст.1,2,4 Крестьяне и ремесленники.
На полях, строительстве,

в мастерских трудились
земледельцы и ремесленники.
Они должны были прокормить не
только себя, но и фараона, его
вельмож, писцов, воинов. С них
собирали налоги.
Понятия
фараон, вельможи, писцы
крестьяне – люди,
занимающиеся земледелием
ремесленники – люди,
изготавливающие изделия
налог – сбор в пользу
государства


Слайд 10Древний Египет (продолжение)
§.9 ст. 4. Пленных обращают в рабство. Из завоёванных

стран египетские воины гнали толпы
пленных, которых обращали в
рабов. Многие тысячи рабов
обрабатывали земли фараона,
жрецов, других рабовладельцев.
Понятия
фараон, вельможи, писцы,
крестьяне, ремесленники,
налог
рабы – люди, жизнью и
смертью которых распоряжался
рабовладелец

Слайд 113 этап – подготовка и зачёт по теме: «Управление государством в

Древнем Египте».

План? Рассказать о:
< 1.фараоне §6ст.3

< 2. вельможах §8ст.2

< 3. чиновниках §7ст.5

< 4.крестьянах, §7ст.1,3
ремесленниках (налогах)

< 5.рабах §9ст.4
План дан как понятия, которым в контексте сообщения необходимо дать определения.


Слайд 12Образец ответа (на основе схемы и плана)
Я расскажу тему «Управление государством

в Древнем Египте». В 3118 г до н.э. царь Южного Египта подчинил Северный Египет и объединил всю страну. Царь в Египте назывался фараон. Ему подчинялись вельможи – самые знатные и богатые люди. Вельможи распоряжались работами в каменоломнях, совершали завоевательные походы и выполняли другие поручения фараона. Фараону и вельможам нужны грамотные чиновники-писцы – это служащие государства. Они сосчитают и запишут всё, что им прикажут: в положенное время, вместе с стражниками возьмут налог (сбор в пользу государства) с крестьян зерном, чтобы наполнить амбары фараона; они ведут строгий учёт населения и каждого десятого юношу забирают в войско на многие годы. Грамотные люди пользовались большим уважением, нередко фараонов изображали писцами.

Слайд 13Продолжение…
Нелёгок был труд крестьян, занимающихся земледелием, и ремесленников, изготавливающих различные изделия.

Крестьяне строили каналы и орошали поля, сады и огороды, используя специальные приспособления – шадуфы; выращивали ячмень, пшеницу, виноград, дыни, лук, чеснок, огурцы, горох, бобы… Египет славился ремесленниками: гончарами, которые делали глиняную посуду и обжигали её в печи, строителями, умеющими делать саман и строить дома, выполнять столярные и плотницкие работы, ювелирами, делающих украшения из золота и драгоценных камней. Крестьяне и ремесленники трудились, но большая часть продуктов и изделий шли фараону и вельможам. Но самым тяжёлым было положение рабов, в которых превращали захваченных в войнах пленных. Рабы – это люди, чьей жизнью и смертью распоряжался рабовладелец. Их труд обогащал фараона и вельмож. Таким образом я рассказал о государственном управлении в Египте.

Слайд 14Методика и технологии.
Методика. Используя метод знакового (иконического) письма, можно решать задачу

способом подачи материала ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ (индукции), например, на первом уроке проработать материал учебника §6ст.3 Объединение Египта, §8ст.3 Служба вельмож, §7ст.5 Писцы собирают налоги
§9ст.1 Отряды пеших воинов.
По мере работы с материалом
последовательно моделировать
схему. Поскольку методика для
младших школьников предполагает
чтение и пересказ, на дом статьи
читать, готовить сообщение по схеме
с пересказом только одной статьи,
например, §9 ст.1 +понятия
(фараон, вельможи, чиновники)

Слайд 15Методика и технологии
На втором уроке, работая с §7 «Как жили земледельцы

и ремесленники» выборочно, §9ст.4, воспроизводим повторно уже известную схему и последовательно завершаем её с опорой на новый материал. Домашнее задание: §§7,9 читать, готовить сообщение по схеме с подробным пересказом только ст.4§9 о рабах,понятия.

Слайд 16Методика и технологии
Третий урок можно провести
как зачётный см. слайд 11.

Вполне
узнаваема аппликационная схема,
которую можно предложить для
итогового собеседования с учащимися.
Можно изучать материала темы от ОБЩЕГО
К ЧАСТНОМУ. На одном уроке схема
даётся в полном объёме, при
этом логические части урока
последовательно демонстрируются
знаками на экране с комментариями
учителя. Дети подетально перерисовывают
в свои тетради схему. По заданному учителем
образцу дети рассказывают, как правило,
хорошо.

Слайд 17Методика и технологии.
К схеме прилагаются понятия, и дети обучаются делать сообщение

с опорой на понятия (точно определяются в контексте). Дома дети готовят сообщение по схеме, базирующееся на понятиях и §7ст.1, где перечисляются все социальные группы, за исключением рабов + §9ст.4
о рабах. На следующем уроке с
привлечением конкретного материала
учебника отрабатываются логические
части (нередко привлекается
организованный дополнительный
материал). Затем итоговое
обобщение с обязательным знанием
логического стержня и умением
«привязывать» к нему любую
высказываемую информацию (слайды
11,16).



Слайд 18Методика и технологии
Технологические возможности практически
неограниченны.
1. В любой момент информацию в нужной
форме

(текст, схема, иллюстрация, понятия…),
в определённом порядке, с достаточной
чёткостью изображения можно подать
на экран.
2. Ученик получает возможность не только
слышать, но и видеть комментарий учителя
к схемам, понятиям…
3. Учитель получает возможность постоянного
контакта с классом в целом и индивидуально с
каждым учеником (главное ).
«Египтяне могут быть довольны мною».

Слайд 19Представил


Тимошенко Алексей Анатольевич, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №7».
Октябрь

2008 г.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика