Слайд 1Тема: Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной
активности школьников
Плюгина Наталья Семёновна
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Волоконовка»
Слайд 2
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Ведущая идея опыта:
Одним из средств эффективности
учебно-воспитательного процесса является изучение и внедрение в практику игровых технологий. Игровые технологии как одна из составляющих инновационных технологий делают деятельность детей интересной, творческой. Игровые приемы обучения разнообразят формы проведения урока, делают урок более занимательным и интересным, поддерживают дух соревновательности, который присущ учащимся всех возрастов, активизируют познавательную деятельность.
Слайд 4Цель работы:
Способствовать внедрению игровых технологий на уроках русского
языка в учебно-воспитательный процесс как одного из средств развития познавательной активности школьников и создания условий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Слайд 5Задачи создания опыта:
Изучить особенности игровых технологий;
Показать возможную методику организации уроков с
использованием игровых технологий;
Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;
Выявить эффективность результативности игровых технологий
Слайд 6Использование игровой деятельности:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного предмета;
Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Как технологии внеклассной работы.
Слайд 7Классификация педагогических игр:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
По
характеру педагогического процесса:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Слайд 8Виды игр на уроках русского языка
Учебные
Комбинаторные
Аналитические
Ассоциативные
Контекстные
Творческие задания
Слайд 9Условия создания игровых технологий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным
целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Слайд 10Виды уроков и использованием игровых технологий:
1) ролевые
игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Слайд 11Требования к созданию игр:
1. Игра – форма деятельности
учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Слайд 12Требования к подбору игр:
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным
требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Слайд 13Результативность опыта
с 2006 по 2009 учебные годы: