Слайд 1Ю.Б. Васенев
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Васенев Ю.Б.
Слайд 3
Система дополнительного образования (ДО) является составной частью
системы образования
Слайд 5 · федеральные государственные служащие;
специалисты;
· профессорско - преподавательский состав;
· студенты;
· абитуриенты.
С учетом ДОП и ДОУ в вузе проходят переподготовку и повышают квалификацию следующие категории слушателей дополнительного образования:
Слайд 6Для реализации ДОП устанавливаются следующие формы и сроки обучения:
Для федеральных государственных
служащих:
a) при повышении квалификации
· с отрывом от государственной службы – от двух
до шести недель;
· без отрыва от государственной службы – от
шести недель до шести….месяцев.
b) при профессиональной переподготовке:
· с отрывом от государственной службы – от трех до
шести месяцев;
· без отрыва от государственной службы – от шести
месяцев до одного…года.
Слайд 8Для специалистов повышение квалификации и профессиональная переподготовка осуществляется в следующих формах:
с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
Сроки обучения устанавливаются в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.
Для преподавателей: формы, сроки, программы обучения и контрольные цифры приема определяются ежегодно издаваемыми приказами Минобрнауки РФ.
Слайд 9Для студентов формы и сроки обучения по дополнительной образовательной программе переподготовки
для получения дополнительной квалификации как на бюджетной так и на платной (договорной) основе определяются письмом Минобразования РФ от 15.05.2000 года №14-55-341 ин / 15 “ О Порядке присвоения дополнительных квалификаций студентам вузов”.
Обучение студентов по другим типам ДОП с выдачей документов об образовании государственного образца не предусмотрено существующими нормативными документами.
Абитуриенты обучаются по программам дополнительных образовательных услуг, утвержденных в установленном в вузе порядке.
Слайд 10
Бюджетные средства, направляемые Рособразованием на повышение квалификации кадров
Целевое финансирование приоритетных
направлений
(с
выделением средств на командировки)
Учреждения НПО и СПО
контрольные цифры
или 160 млн. руб.
125 млн. руб.
100 млн. руб.
Сметное финансирование
(статья заработная плата)
Учреждения ВПО
Командировки
4 500 слушателей
33 базовых и
307 линейных
Контрольные цифры
приема
60 000 слушателей
195 вузов и 20 УДПО
Назначение базовых
вузов
для ___
учреждений НПО и СПО
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В 2008 ГОДУ
Слайд 11Приказ № 2270 от 10.12.2007
Приоритетные направления повышения
квалификации профессорско-преподавательского состава:
гуманитарные проблемы современности,
актуальные вопросы модернизации высшего образования в России,
проблемы качества обучения,
информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза,
инновационная деятельность в образовании,
современные технологии в образовании,
русский язык,
правоведение,
проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и критическим технологиям.
Слайд 15
Б) для профессиональной переподготовки
· ДОП для выполнения нового вида профессиональной деятельности с
объемом свыше 500 часов аудиторных занятий.
Целью данного вида профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающих изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
· ДОП для получения дополнительной квалификации с
трудоемкостью*) не менее 1000 часов.
Профессиональная переподготовка данного вида осуществляется для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.
*) В трудоемкость включаются аудиторные занятия, практика и все виды самостоятельной работы слушателей.
Слайд 16В соответствии со статьей 17 ФЗ РФ “О дополнительном образовании”, образовательные
учреждения выдают лицам, завершившим обучение, по их требованию документы об освоении ДОП или о получении дополнительных образовательных услуг.
Освоение программ дополнительных образовательных услуг, а также программ дополнительного профессионального образования объемом менее 72 аудиторных часов в СПбГУ, может заканчиваться выдачей сертификатов СПбГУ установленного образца, форму которых определяет университет. В отдельных случаях аналогичные сертификаты могут выдаваться и по другим типам программ, перечисленным ниже.
Слайд 17Освоение образовательных программ ДПО, подтверждённое государственной аттестацией, завершается выдачей
документа государственного
образца:
удостоверения о повышении квалификации - для лиц, освоивших краткосрочные программы объемом от 72 до 100 ауд. часов
свидетельства о повышении квалификации - для лиц, освоивших среднесрочные программы объемом от 100 до 500 ауд. часов;
- диплома о профессиональной переподготовке – для лиц, прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности объемом свыше 500 ауд. часов
Слайд 18Государственный Герб Российской Федерации
Российская Федерация
УДОСТОВЕРЕНИЕ
о краткосрочном повышении квалификации
Настоящее удостоверение выдано ……………………………………….
…………………………………………………………………………………...
/Фамилия,
имя, отчество/
в том, что он/а/
с …………………………… г. по …………………... г.
прошел/а/ краткосрочное обучение
в /на/ …………………………………………………………………………….
/наименование образовательного учреждения
…………………………………………………………………. ………………..
/подразделения/ дополнительного профессионального образования/
по ……………………………………………………………... ………………..
/наименование проблемы, темы, программы дополнительного
…………………………………………………………………. ………………..
профессионального образования/
…………………………………………………………………. …………. ……
в объеме ………………………..
/количество часов/
Ректор (директор)
Секретарь М.П.
город год
Слайд 20Государственный Герб Российской Федерации
Российская Федерация
ДИПЛОМ
о профессиональной переподготовке
№
Настоящий диплом выдан ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
/Фамилия, имя,
отчество/
в том, что он/а/
с _______________________ г. по ________________________ г.
прошел(а) профессиональную переподготовку
в /на/ ________________________________________________________________________
/наименование образовательного учреждения
_____________________________________________________________________________
/подразделения/ дополнительного профессионального образования/
по ___________________________________________________________________________
/наименование программы дополнительного
_____________________________________________________________________________
профессионального образования/
Государственная аттестационная комиссия решением
от _________ _____________
удостоверяет право /соответствие квалификации/
_____________________________________________________________________________
/фамилия, имя, отчество/
на ведение профессиональной деятельности в сфере _____________________________
_____________________________________________________________________________
/наименование/
Председатель государственной
аттестационной комиссии М.П.
Ректор (директор)
город год
Слайд 22
Обратная сторона приложения к диплому
Слайд 23- диплома о дополнительном (к высшему) образованию (ППК) – для лиц,
прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки для получения дополнительной …квалификации объемом не менее 1000 часов трудоемкости;
- диплом о дополнительном (к высшему) образованию (МВА) – для лиц, прошедших обучение по программе профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации объемом не менее 1000 часов трудоемкости.
Слайд 24
Россия
ДИПЛОМ
о дополнительном (к высшему) образовании
Форма диплома о дополнительном (к высшему) образовании
Слайд 26Приложение
к диплому о дополнительном (к высшему) образовании
Серия___________ №_______, регистрационный №__________
Фамилия, имя,
отчество,__________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Решением Государственной аттестационной комиссии присвоена дополнительная квалификация_______________________________________________________________
(наименование дополнительной ___________________________________________________________________________
квалификации)
__________________________________________________________________________
Нормативная трудоемкость образовательной программы в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации составляет _______часов.
За время обучения освоены следующие дисциплины:
М.П…………….…… Ректор (директор).........................................Секретарь..................................................
Без диплома о дополнительном (к высшему) образовании недействительна
Слайд 28АНКЕТА
Уважаемые коллеги
Насколько Вы удовлетворены содержанием курса в целом?
Насколько Вы удовлетворены общим
стилем преподавания?
Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
Насколько Вы удовлетворены использованием преподавателями активных методов обучения (кейсы, обсуждения, дискуссии)?
Насколько Вы удовлетворены составленным расписанием занятий?
Какова ценность прочитанного курса для Вас?
Какой из тематических блоков программы Вы считаете наиболее полезным и ценным с точки зрения дальнейшего применения полученной информации в своей практике?
Что бы Вы предложили изменить в организационном и содержательном плане для совершенствования программы курса?
Слайд 29Любое структурное подразделение ДПО вуза в соответствии с тем или иным
Типовым положением разрабатывает свое положение и утверждает его у ректора. Примерное Положение о Центре ДПО в СПбГУ приведено на сайте http://www.umu.spbu.ru./).
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляется на основе договоров, заключенных образовательными учреждениями ДПО с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и др. юридическими и физическими лицами (см. инф. бюллетень №42 УМО (на сайте http://www.umu.spbu.ru./).
Слайд 30Содержание дополнительных профессиональных программ определяется следующими
учебно-методическими документами:
Учебный план;
Учебно-тематический план;
Программа учебной дисциплины.
Учебные планы и программы должны быть составлены с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.
Слайд 31Учебно-тематический план реализуется непосредственно на кафедрах Он конкретизирует учебный план путем
детализации описания тем, разделов, видов учебных занятий (лекции, практические, игровые занятия и др.), количества часов, отводимых на различные виды занятий, форм и видов контроля.
Структура и содержание программы учебной дисциплины, строятся в соответствии с рекомендациями для программ учебных дисциплин ООП.
Содержание программы учебной дисциплины должно отражать установленные положения и нормативы по организации различных видов дополнительного профессионального образования.
Слайд 32Образовательное учреждение имеет право перезачитывать обучающимся дисциплины, являющиеся одновременно составной частью
Государственных требований и ГОС ВПО, если эти дисциплины освоены за время обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования и содержание программ по данным дисциплинам соответствует рассматриваемой содержательной части Государственных требований.
Слайд 33Организационные формы реализации Государственных требований образовательное учреждение определяет самостоятельно, осуществляя преподавание
дисциплин, предусмотренных Государственными требованиями, в форме авторских лекционных курсов и разработанных видов коллективных и индивидуальных занятий, заданий и семинаров по рабочим программам, учитывающим направление развития науки и производства, передовые технологии и специфику регионального рынка труда.
Слайд 34ДОП должны и могут быть в большей степени ориентированы на актуальные
запросы рынка труда, нежели ООП, так как они более мобильны и больше пригодны к этому благодаря своему меньшему объему. Их реализация может осуществляться, в том числе и на коммерческой основе.
Обучение студентов по ДОП, сопряженным с основными образовательными программами, значительно расширит возможности студента по формированию им в вузе своей индивидуальной траектории обучения и пополнения «человеческого капитала».
Слайд 35
Деятельность вуза по обеспечению студентам возможностей освоения образовательных программ высшего профессионального
образования, предусматривающих освоение дополнительных квалификаций, осуществляется без увеличения установленного соотношения числа студентов дневной формы обучения на одного преподавателя и объема бюджетного финансирования.
Студенты высших учебных заведений осваивающие на бюджетной основе основные образовательные программы высшего профессионального образования, вправе бесплатно на конкурсной основе за счет бюджетных и (или) внебюджетных средств своего вуза изучать дисциплины, осваивать практикумы и проходить соответствующие практики.
Слайд 36Учреждения получают разрешение на реализацию дополнительной профессиональной образовательной программы для повышения
квалификации «Преподаватель высшей школы» в процессе проведения лицензирования (аттестации, государственной аккредитации) основных образовательных программ магистратуры и (или) аспирантуры, поскольку указанная программа является неотъемлемой частью подготовки магистров и аспирантов (адъюнктов).