Слайд 1
Технология создания
модульных программ
МБОУ ДО «ДХТД «Гармония» г. Калуги
Белокопытова
Ирина Александровна ,
методист,
педагог дополнительного образования
Слайд 2Классификация программ по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности
Думать легко,
действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете.
И. Гете
Слайд 3Комплексные программы
соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое
Пример: комплексно представлены все
основные содержательные линии воспитания,
обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет .
Развитие в единстве познавательной,
эмоциональной и практической сферы
личности ребенка.
Программы профильных школ системы дополнительного образования (художественные, спортивные, музыкальные) либо групп развития дошкольников, существующих при многих школах, гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это программы с многоступенчатым обучением и набором различных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик.
Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности или профессии. Например, комплексная образовательная программа театрально-музыкальной студии позволяет учащимся получить знания и практические навыки не только по основам актерского мастерства — основному профилю обучения в студии, но и по музыке, сценическому движению, способам изготовления декораций, театральной этике, психологии общения.
Программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающих по разным образовательным направлениям.
Слайд 4Интегрированные программы
Объединяют в целое отдельные образовательные области на основе того или
иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки ее содержания и эффективности функционирования.
В термин интеграция в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.
Дополнительные образовательные программы, взаимосвязанные с общеобразовательными предметами.
Пример: «Эстетическая экология» (изучение красоты родной природы, экологических особенностей, истории края)
Слайд 5Сквозные программы
"Сквозные" программы - это комплексные, доступные любому ребенку и педагогу
виды деятельности, направленные на реализацию социальных функций дополнительного образования и развития учреждения в целом.
Программа «Интеллектуал»
"День науки"
(для младших школьников)
Интеллектуальные игры и конкурсы
Научно-практическая конференция учащихся (для старшеклассников).
http://www.yarcdu.ru/soprov/project
Пример: программа «Будь здоров!», «Одаренный ребенок»
Слайд 6Модульные программы
Составлены из самостоятельных целостных блоков.
Образовательный процесс делится на отдельные
модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.
Слайд 7Практическое задание
Используя такую геометрическую фигуру, как круг,
нарисуйте макет
комплексной,
интегрированной,
сквозной,
модульной программы
с учетом формы организации содержания и процесса педагогической деятельности.
Слайд 8Макеты образовательных программ
Комплексная программа
Модульная программа
Сквозная программа
Интегрированная программа
Слайд 9
одна из современных и перспективных педагогических технологий, хорошо обеспечивающих индивидуализацию
образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов обучаемых.
Модульное обучение
Зарубежная концепция единиц содержания обучения
Микрокурсы
Мини-курсы
Модули
Слайд 10«…сближение и гармонизация систем высшего образования стран Европы с целью создания
единого европейского пространства высшего образования»
Модули в британских вузах –
это самостоятельные, независимые обучающие единицы, срок освоения которых, как правило, длится один семестр.
Каждый модуль оценивается индивидуально после его освоения.
Методы оценки включают письменные и устные экзамены, курсовые работы, подготовку проектов, экзамены по практике.
Присоединение России к Болонской декларации в 2003 году
Слайд 11.
Модульная образовательная программа – это совокупность и последовательность модулей, направленная на
овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации или,
в нашем случае, необходимыми для достижения определенного уровня обученности по данной программе
Слайд 12Модульная программа в ДО
В Словаре русских синонимов «модуль»
(лат. моdulе) - часть, устройство, узел
Слайд 13Характерные особенности модуля
Модулем может быть и раздел дисциплины, и отдельная дисциплина,
и комплекс дисциплин одной направленности, и единый комплекс, включающий в себя совокупность разных дисциплин и практик, ведущих к достижению определенных компетенций.
Модули могут быть обязательными для изучения, обязательными по выбору, не обязательными по выбору.
В модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень обучаемых.
В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения, а также определены компетенции обучающегося.
Слайд 14 Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, формируется набор справочных
и иллюстративных материалов.
Обучаемые при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала.
Отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.
Содержание каждого модуля может легко изменяться или дополняться.
Продолжительность модуля может быть разной с учетом того, что оптимальный объем модуля логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины и не должен быть слишком мелким или продолжительным.
Слайд 15Возможности модульного обучения в ДО
Слайд 16
Варианты использования модульных программ в учреждениях ДО
1. Модульная программа для одного объединения,
имеющего разные направления в своей работе
Например, программа «Ступени мастерства» (автор-составитель Борисова М.И.): «Аппликация», «Оригами», «Изонить», «Объемная бумагопластика», «Природный и подручный материал», «Техническое конструирование», «Основы авиамоделизма»
2. Модульная программа, включающая работу нескольких объединений
Например, программа для 6-леток, которая может содержать модули по рукоделию, решению логических задач, занятия с логопедом, изо, хореографию и т. д.
3. Модульная программа для всего учреждения
Например, программа семейного клуба, или программа по профориентации, или по ПДД и т.д.
Слайд 17
Образовательная программа
«От слова к делу»
Направленность: культурологическая
Область: журналистика
Срок обучения: 3 года
Возраст
-11-16 лет
Состав группы - постоянный, вид-профильный
Цель: способствовать пробуждению личности в каждом ребенке, убедить его в собственной самоценности через формирование коммуникативной и информационной компетентностей на занятиях клуба «Пресс-центр»
Слайд 18Модули программы
Основы
информационной
культуры
Студия
REC
Тележурналистика
Основы
кинорежиссуры
Основы риторики
Лаборатория
делового
человека
Личный кабинет
Газета
«Пресс-центр
сообщает…»
«От слова
К
делу»
Проба пера
Мульти-пульти
МакулатУРА
Слайд 20Для каждого модуля определены свои задачи, содержание, названы навыки и умения,
которые формируют определенные компетентенции, разработана Программа аттестации, которая позволяет проверить уровни обученности
Слайд 23Внедрение модульных программ в ДО непосредственным образом связано с повышением качества
образования
обучение по модульной программе позволяет в полной мере использовать творческий потенциал педагога и возможности всего учебного заведения
вносит разнообразие в учебный процесс, делая его динамичным, гибким, современным
обеспечивает эффективный контроль за усвоением знаний
позволяет более полно удовлетворить потребности учащихся в образовательной деятельности, т.е. индивидуализировать процесс обучения и в значительной мере повысить эффективность и качество подготовки учащихся
Слайд 24Практикум
Проанализируйте общеобразовательную программу.
Определите связующую идею.
Разделите программу на обособленные элементы (модули). Озаглавьте
их.
Определите цель и задачи по каждому модулю.
Определите уровень обучения и продолжительность каждого модуля.
Назовите конечный результат по каждому модулю.
7. Продумайте оценочные материалы модулей (стартовый, промежуточный и итоговый уровень обучения). По одному модулю на выбор.
8. Разработайте учебные материалы модулей.
Слайд 25Примерная структура МП
Титульный лист
Пояснительная записка (Программа является модульной..., содержит следующие модули...Универсальность
данной программы состоит (обеспечивается) в том (тем),… Уникальность данной программы состоит в том, что все модули абсолютно автономны… Данная программа при необходимости может дополняться другими модулями… Каждый модуль программы подразумевает создание конечного продукта, отвечающего целям и задачам конкретного модуля, а также соответствующего возрастным особенностям учащихся…)
Слайд 26Учебно-тематический план (на весь период обучения с указанием того, какие модули
изучаются в какой год)
Примерный учебно-тематический план на каждый год
по всем модулям)
1 год обучения, 144 часа
Общее количество часов по всем модулям не совпадает с рекомендованным, т. к. не все модули могут изучаться в текущем учебном году
Слайд 27Содержание программы по годам обучения.
Прописываются цель и задачи по каждому
модулю, его содержание, ожидаемые результаты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Модуль «Основы риторики»
Цель и задачи:………..
Содержание модуля
Тема 1. Введение в риторику.
Для чего люди общаются. Понятие о риторике.
Как люди общаются. Речевая ситуация: кто говорит (пишет) – кому (адресат) - с какой целью. Твои речевые роли. Твой адресат (кому ты говоришь-пишешь). Общение-общительность - общительный человек. Твоя общительность.
Практика. Написание письма сказочному герою. Деловая игра « У меня зазвонил телефон». И т. д.
Ожидаемые результаты
Слайд 28Методическое обеспечение всей программы
Методическое обеспечение по модулям
Система диагностики результативности программы дополнительного
образования
(входящий, промежуточный, итоговый контроль)
Список литературы (для педагогов, для учащихся)
Слайд 29Телефон: (8) 4842 478-391
Сайт http://nsportal.ru/site/mkou-dod-dhtd-garmoniya
Эл. почта: garmoniya@uo.kaluga.ru
Никифорова С.Ю. Модульно-информационная технология в
дополнительном профессиональном образовании. – URL: www.superinf.ru Дата обращения: 27.08.2013
Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования. – URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-201652.html Дата обращения: 27.08.2013
А.З. Харин, И.Н. Мутылина. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
– URL: http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/1.htm. Дата обращения: 31.08.2013
Технология модульного обучения – URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node15.html Дата обращения: 31.08.2013
Модульные технологии обучения. КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу «Педагогика» – URL: http://www.allbest.ru/ Дата обращения: 31.08.2013
Модульная технология – URL: http://prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html Дата обращения: 31.08.2013