Технология формирования критического мышления является результатом реализации международного образовательного проекта Чтение и письмо для развития критического мышления ( авторы Дж. Л.Стилл, К.С. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер), презентация

Содержание

Цель технологии - научить такой работе с текстом, в процессе которой информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы

Слайд 1 Технология формирования критического мышления является результатом реализации международного образовательного проекта «Чтение

и письмо для развития критического мышления» ( авторы Дж. Л.Стилл, К.С. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер),

Критическое мышление представляет собой такой тип мышления, который помогает человеку находить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, а также соотносить их с актуальными нормами.
Критическое мышление предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор.
Критическое мышление – это сложный процесс, позволяющий развивать культуру «диалога» в совместной деятельности.
Критическое мышление повышает уровень культуры индивидуальной работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них.
Критическое мышление – это активный и интерактивный процесс познания.


Слайд 2Цель технологии - научить такой работе с текстом, в процессе которой

информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Основные положения технологии предполагают следующие задачи обучения школьников:
научить учиться и мыслить критически;
научить умению работать с текстом – научным, художественным, а также создавать собственные творческие письменные работы;
при встрече с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво и критически; представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.


Слайд 3Большинство приемов, представленных в технологии, существовали разрозненно в рамках традиционной отечественной

методики ( маркировка текста, систематизация материала, работа в группах и др.). Объединение и структурирование таких приемов для формирования критического мышления, как это представлено в технологии ЧПКМ, дает, безусловно, высокие результаты в процессе обучения.

Слайд 4 В технологическом аспекте основу составляет модель из трех стадий:
вызов

– актуализация знаний учащихся перед изучением новой темы, которая призвана заинтересовать (показать предметную и жизненную важность изучаемой темы для ребенка);
осмысление – поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова;
рефлексия – размышление о том, что школьники узнали в процессе поиска изучения нового материала.

Слайд 5На этапе вызова из памяти учеников «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и

представления об изучаемом. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, роль учеников в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы, создаются условия для совершенствования навыков общения.

Слайд 6На стадии осмысления учащийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит

ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает ученикам самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Слайд 7Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и

активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

Слайд 8
ИНСЕРТ - звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает:

интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления ( авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
Знакомство с текстом может осуществляться «на слух». Подробнее смотри описание приема «Продвинутая лекция».
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Примечание: предложенные значки могут быть изменены по усмотрению учителя. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии.


Слайд 9Прием «Корзина» или «Мозговая атака»:на стадии «вызова» при работе с фактологическим

материалом.
Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1.     Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2.     Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3.     Обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4.     Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5.     Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Слайд 10Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или

иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Слайд 11Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее

из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.

Слайд 12Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1.     Объясняются правила написания синквейна.

2.    

В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3.     Задается тема синквейна.

4.     Фиксируется время на данный вид работы.

5.     Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Слайд 13. Чтение с остановками и Вопросы Блума


Чтение с остановками и Вопросы

Блума – условное название методического приема организации чтения текста с использованием разных типов вопросов.
Подготовительная работа:
Учитель выбирает текст для чтения

Критерии отбора:
Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории ( в противном случае теряется смысл и методика приема);
Динамичный, событийный сюжет;
Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т.д.


Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Слайд 14Учитель дает инструкции и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя

за соблюдением правил работы с текстом.
(Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении текста учащимися, но и при восприятии текста «на слух».)
типы вопросов:
«перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);
память ( формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;
оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно- следственных связей;
анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;
применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.
Примечание: чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

Слайд 15Эссе
Эссе – это жанр критики и публицистики ( от франц.”Essai”, англ.

“essai” или ”assay” – опыт, очерк, от латинского “exagium” – взвешивание), свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса.
Целесообразно использовать обычно на стадии рефлексии. Различают 5-минутные эссе, 10-минутные эссе .
10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе ( по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.
Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
написать, что они узнали по новой теме;
задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Слайд 16Ключевые термины

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их

на доску.

Вариант «а»: парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версию и версию «оригинального текста».
Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудит обнаруженные совпадения и выявленные разногласия.
Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

Слайд 17Перепутанные логические цепочки

Вариант «а»: Модификация приема «Ключевые термины» дополнительным моментом является

расположение на доске ключевых слов в «специально» перепутанной логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста ( как правило, историко-хронологического или естественнонаучного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи.


После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

Слайд 18Таблица «З-Х-У»
(Знаю – Хочу знать – Узнал)


Один из способов графической

организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу знать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление граф.
Дополнительно можно предложить детям еще две графы – «источники информации» , «что осталось не раскрыто».

Слайд 19«Взаимоопрос»

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления».

Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика