Слайд 1Технологии жилищного просвещения
г. Саратов, 23 апреля 2013
Шишка К.П.
ОАО «Мой коммунальный
стандарт»
Слайд 2
Жилищное просвещение
Образование в жилищной сфере
Информатизация жилищно-коммунального хозяйства РФ (мониторинг состояния
жилищно-коммунального хозяйства на территории субъектов Российской Федерации)
Место жилищного просвещения
Слайд 3Что такое жилищное просвещение?
Распространение идей и ценностей
Ликвидация безграмотности
Оказание социальных услуг
Обмен опытом
Воспитание
Слайд 4Определение
жилищное просвещение понимается как общественно-государственная, социально-ориентированная некоммерческая система, направленная на
формирование компетентности в жилищной сфере для удовлетворения жилищных потребностей и воспитание жителей
Слайд 5Уровни системы жилищного просвещения
Инфраструктурный:
организации и люди
Институциональный:
правовые институты и драйверы
Технологический:
инструменты
Слайд 6Принципы
непрерывность
актуальность информации
доступность
адресность
комплексность
технологичность
Слайд 7Функции жилищного просвещения
Просветительская
Коммуникативная
Превентивная
Объединяющая
Охранительная
Мониторинговая
Экспертная
От протестного движения к конструктивному действию через информированное согласие
Слайд 8Текущее состояние
Отсутствие федеральных программ поддержки
Не сформирован комплекс ресурсного, нормативно-правового и организационно-методического
обеспечения
Конфликт интересов
Отсутствие системного финансирования
Отсутствуют горизонтальные связи взаимодействия
Незаинтересованности СМИ
Каждый занимается
жилищным просвещением по-своему
Слайд 9Технологии жилищного просвещения
Технологии жилищного просвещения – это способ организации практической деятельности,
совокупность приемов, процедур с использованием специальных технических, организационных, информационных средств, направленных на повышение жилищной культуры
Слайд 10технологии работы с населением;
технологии взаимодействия с органами власти;
технологии, обеспечивающие развитие специализированных
НКО;
технологии работы со СМИ.
Технологии жилищного просвещения
Слайд 11Каждая технология включает:
Механизм реализации (образование, краудсорсинг)
Необходимые организационно-технические условия
Прогнозируемые результаты
Слайд 121. ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ
1.1 Жилищный консалтинг
1.2. Жилищное диспетчирование
1.3 Технологии
защиты общественных интересов
1.4. Технологии разрешения споров
1.5. Жилищные уроки
1.6. Жилищные праздники
Слайд 132. ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
2.1. Гражданский контроль
2.2. Гражданская экспертиза
2.3.
Общественные советы
2.4. Содействие в реализации муниципальных программ поддержки собственников жилья
2.5. «Гражданский диалог в жилищной сфере»
Слайд 143. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНЫХ НКО
3.1. Создание региональной школы жилищного просвещения
3.2 Летние
школы для жилищных НКО
3.3 Клубы председателей ТСЖ, собственников жилья
3.4. Ассоциации поддержки и защиты прав жилищных сообществ (ТСЖ, ЖСК, РАНЖ)
3.5. Ярмарка ТСЖ
3.6. Форумы жилищного просвещения
3.7. Специализированные сайты
Слайд 154. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Результатом реализации технологии работы со
СМИ должно стать:
Разработка информационных кампаний реформы ЖКХ на региональном уровне.
Обеспечение адресной индивидуальной и групповой информационно-консультационной поддержки представителей СМИ.
Организация образовательно-просветительской деятельности по информационной политике и технологиям в сфере ЖКХ для СМИ.
Слайд 16РЕКОМЕНДАЦИИ
Разработать стандарты жилищного просвещения в рамках ФЦП «Жилищное просвещение»
Стимулировать
развитие жилищного просвещения через механизм 185 ФЗ, правовые институты (объединения ТСЖ), отрасвлевое жилищное просвещение (энергоэффективность, финансовая грамотность); целевые программы; наличие необходимых разделов в планах реформирования ЖКХ (ФЦП «Жилище»).
Способствовать развитию института жилищного просвещения в регионах
На постоянной основе организовывать конкурсные программы для НКО по жилищному просвещению населения
Наладить взаимодействие инфраструктуры жилищного просвещения с профильными ФОИВами
Изучить региональный опыт
Сформировать библиотеку лучших практик.
Слайд 18технология, позволяющая гражданам, получать комплексные знания, умения, навыки по вопросам, связанным
с распоряжения недвижимым имуществом, с жилищным правом, защитой прав и законных интересов
1.1 Жилищный консалтинг
Слайд 19Задачи жилищного консалтинга:
выбор оптимальных способов, решений для решения проблемы, в том
числе получение инструкции по этапам деятельности;
получение экспертной оценки;
получение основных навыков работы с нормативной документацией, касающейся выбора способа управления и управления домовладением;
Слайд 20МОДЕЛИ
Модель 1. Индивидуальный прием граждан, собственников жилья.
Модель 2. Жилищный консалтинг
с организационно-техническим сопровождением инициативных групп собственников (не менее 3 чел.).
Модель 3. Жилищное консультирование граждан с сопровождением в суде.
Модель 4. Заочный консалтинг. Посредством IP-телефонии.
Модель 5. Юридическая клиника или студенческое правовое бюро.
Слайд 21
жилищный консалтинг должен стремиться к тому, чтобы посетитель не столько получал
исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу, сколько приобретал стимулы к самопознанию и самообразованию.
Слайд 22посредническая роль профильных жилищных НКО по передаче гражданам, органам местного самоуправления,
органам территориального местного самоуправления, представителям СМИ, бизнеса, НКО актуальной информации о значимых мероприятиях, услугах, институтах (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях) в жилищной сфере.
1.2.Технология жилищного диспетчирования
Слайд 231.2.Технология жилищного диспетчирования
Жилищное диспетчирование включает:
Горячие телефонные линии (например «Все о ЖКХ»,
«Качество коммунальных услуг», «Все о регистрации ТСЖ» и пр.). В ходе работы «горячих телефонных линий» жилищные НКО формируют представления о деятельности системы ЖКХ, предоставляют справочную информацию о деятельности специализированных государственных и негосударственных служб
Информационные уведомительные письма и рассылки о предстоящих событиях, проектах, мероприятиях, программах, изменениях в законодательстве на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Жилищный паспорт региона.
Слайд 241.3 Технологии информационного обеспечения и защиты интересов:
Технологии работы с собственниками,
в первую очередь, затрагивают вопросы обучения и информирования - три модели образовательных программ
Технологии работы со средствами массовой информации – создание региональной/муниципальной медиа-модели информирования и просвещения граждан о жилищной реформе (семинары, конференции, консультирование, жилищный ликбез)
Слайд 251.5. Жилищный урок»
это инструмент повышения жилищной культуры среди школьников.
Задачи «жилищных
уроков»:
способствовать пониманию учащимися своего статуса Жильца, Потребителя и Заказчика жилищно-коммунальных услуг, необходимости по-хозяйски бережно и ответственно относиться к своему дому, двору, квартире..
Слайд 261.6. Жилищные праздники
это праздники, направленные на общение, сближение, понимание, развитие
добрососедства и толерантности.
направлены сегодня на решение нескольких важных проблем:
на объединение жителей;
на формирование новой модели взаимоотношений с жителями;
на улучшение имиджа управляющих компаний.
Слайд 27Март – День работника ЖКХ - профессиональный праздник
Май – День
Соседей – укрепление добрососедства
Октябрь - День Жилья – День Жителя – день защиты жилищных прав
Слайд 282. ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
2.1. Гражданский контроль
2.2. Гражданская экспертиза
2.3.
Общественные советы
2.4. Содействие в реализации муниципальных программ поддержки собственников жилья
2.5. «Гражданский диалог в жилищной сфере»
Слайд 292.1. Гражданский контроль в сфере ЖКХ
организация деятельности граждан с целью
улучшения их качества жизни, оптимизации затрат на услуги в сфере ЖКХ, ответственное наблюдение граждан за соблюдением властями прав и законных интересов граждан
Слайд 30Контроль в деятельности тарифообразования
Контроль в области принятия и утверждения нормативов потребления
коммунальных услуг
Контроль в образовании тарифов на коммунальные услуги стоимость предоставляемых услуг
Контроль за деятельностью Управляющих организаций
Контроль за соблюдением минимально необходимых норм ( стандартов) обслуживания и содержания общего имущества и территорий
Контроль за соблюдением соглашений о совместном содержании объектов и территорий.
Контроль за проведением и реализацией муниципальных, региональных программ капитального ремонта.
Слайд 312.2. Гражданская экспертиза
Оценка качества проработки НПА, в том числе модельных правовых
актов для муниципальных образований, учета и согласования в них интересов разных групп граждан.
Слайд 322.3. Общественный совет
площадка для обсуждения актуальных проблем в жилищной сфере.
Формы:
Тематические
заседания ОС, подготовленные рабочими группами в рамках проектных семинаров
Создание постоянно действующих комиссий
Совещания по проблематике жилищной сферы
Выездные заседания ОС на проблемные территории
Слайд 332.5. «Гражданский диалог в жилищной сфере»
создание диалогового пространства для:
Объединение усилий региональных
органов власти, НКО, СМИ, бизнес-структур в развитии жилищного просвещения;
Выявление и обобщение позиций в различных группах в отношении жилищного просвещения, готовности к взаимодействию;
Обсуждение программ региональных органов власти по жилищному просвещению;
Изучение практики общественного участия в жилищной сфере на региональном уровне;
Формирование гражданской позиции общественных организаций и граждан в части возложения ответственности за принимаемую часть поставленных задач.
Слайд 343. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНЫХ НКО
3.1. Создание региональной школы жилищного просвещения
3.2 Летние
школы для жилищных НКО
3.3 Клубы председателей ТСЖ, собственников жилья
3.4. Ассоциации поддержки и защиты прав жилищных сообществ (ТСЖ, ЖСК, РАНЖ)
3.5. Ярмарка ТСЖ
3.6 Форумы жилищного просвещения
3.7 Специализированные сайты
Слайд 353.5. Технологии «Ярмарка ТСЖ», «Ярмарка управления жильем»
информирование горожан о разных видах
форм управления жильем, о существующих управляющих компаниях, сформировавшихся с богатым опытом ТСЖ и ЖСК, а также знакомство участников рынка жилищно-коммунальных услуг.
Слайд 363.2 Технологии «Ярмарка ТСЖ», «Ярмарка управления жильем»
Задачи:
Создание каналов информирования широкой
аудитории о формах и методах управления жильем
Организация обмена опытом руководителей организаций собственников жилья по решению проблем
Обеспечение адресной индивидуальной и групповой информационно-консультационной поддержки граждан, заинтересованных в реализации жилищных прав;
Предоставление целевым группам проекта информации о целях и задачах проекта через взаимодействие со СМИ, распространение информационных материалов о себе, организацию публичного обсуждения важных для регионального сообщества проблем.
Объединение ресурсов местных некоммерческих объединений (НКО), специализирующихся в области жилищного просвещения, путем привлечения их к совместной деятельности на партнерской основе.
Слайд 374. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Результатом реализации технологии работы со
СМИ должно стать:
Разработка информационных кампаний реформы ЖКХ на региональном уровне.
Обеспечение адресной индивидуальной и групповой информационно-консультационной поддержки представителей СМИ.
Организация образовательно-просветительской деятельности по информационной политике и технологиям в сфере ЖКХ для СМИ.
Слайд 38РЕКОМЕНДАЦИИ
Разработать стандарты жилищного просвещения в рамках ФЦП «Жилищное просвещение»
Стимулировать
развитие жилищного просвещения через 185-ФЗ – механизм: целевые программы; наличие необходимых разделов в планах реформирования ЖКХ (ФЦП «Жилище»).
Способствовать развитию института жилищного просвещения в регионах
На постоянной основе организовывать конкурсные программы для НКО по жилищному просвещению населения
Наладить взаимодействие инфраструктуры жилищного просвещения с профильными ФОИВами
Изучить региональный опыт
Сформировать библиотеку лучших практик.