Слайд 1Технологии обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
В.М.Дрофа, доцент кафедры
педагогики и психологии, к.п.н.
Слайд 2Классификация педагогических технологий по наиболее существенным признакам (по Г.К.Селевко)
/…/
преобладающие методы и
способы;
организационные формы;
средства обучения;
подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия;
направления модернизации;
категория педагогических объектов
Слайд 3По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий
ПТ на основе
усиления социально-воспи-тательных функций образовательных учреждений
ПТ на основе современных информацион-но-телекоммуникационных средств и СМК
ПТ на основе усиления социально-воспи-тательных функций педагогических про-цессов
ПТ развивающего образования (альтерна-тивные, радикальные)
Слайд 4По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий
ПТ на основе
гуманизации и демокра-тизации педагогических отношений
ПТ на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
ПТ на основе эффективности органи-зации и управления процессом обучения
ПТ на основе методического усовер-шенствования и дидактического ре-конструирования учебного материала
Слайд 5Технологии обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технология
современного проектного обучения (+ комплексный метод обучения, "Дальтон-план" Е.Парк-херст и пр.)
Интерактивные технологии
Технологии коммуникативного обучения иноязыч-ной культуре (Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, суггестивное обучение, интенсивное обучение и пр.)
Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов, С.Д.Шевченко, В.М.Шейман и др.)
Технологии формирования субъектной актив-ности человека (лидерства, социальной активности, самозащитных качеств личности и пр.)
Слайд 6Игровые технологии
Игровые технологии (интеллектуально-творческого развития детей, игровые технологии Б.П.Никитина; «Сам Самыч»
В.В.Репкина и др.)
Деловые игры
Организационно-деятельностные игры
Школа-театр
Внеклассные ролевые игры
Финансово-экономические деловые игры
Слайд 7Технология учебно-деловой игры
Относится к активным методам обучения
с моделированием различных
учебных
и производственных ситуаций
Слайд 8ДЕЛОВАЯ ИГРА
активный метод группового обучения
совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества при
решении общих задач. Предусматривает имитацию реальной проблемной ситуации, которую необходимо разрешить посредством скоординированных действий.
Каждый из участников решает определенную задачу соответственно отведенной ему роли; отдельные ролевые действия и их совокупности должны сложиться в единый процесс достижения общей цели. Игровой метод широко используется для поиска путей разрешения управленческих, социально-экономических, социально-психологических проблем
(Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб. - Воронеж, 1995)
Слайд 9Деловые игры
Деловая игра (по Г.П.Щедровицкому) - это:
педагогический метод моделирования различных управленческих
и производственных ситуаций, цель которых - обучение отдельных личностей и их групп принятию решения;
особое отношение к окружающему миру;
субъективная деятельность участников;
социально заданный вид деятельности;
особое содержание усвоения;
социально-педагогическая "форма организации деятельности".
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций
Слайд 10Деловые игры
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:
имитационные
операционные
ролевые игры
деловой театр
психо-
и социодрама
Слайд 11Имитационные игры
На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его
подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.).
Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов
Слайд 12Операционные игры
помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения,
решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные
Слайд 13"Деловой театр"
В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.
Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи
Слайд 14Психодрама и социодрама
Они близки к "исполнению ролей" и "деловому театру".
Это тоже
"театр", но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Слайд 15Интерактивные технологии
технологии организации межличностной коммуникации
Слайд 16Интерактивные технологии
Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП)
Технология проведения
дискуссий
Технология "Дебаты"
Тренинговые технологии
Дискурсия
Урок-проблемный семинар (В.В.Гузеев)
Психолого-педагогическое консультирование
Слайд 17Активность
всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания
ими жизненно значимых связей с окружающим миром
Слайд 18Активность
личностное качество,
выраженное в сознательном стремлении к участию в той или иной
деятельности, внешнее проявление ценностных ориентаций, взглядов и убеждений
(Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб. - Воронеж, 1995)
Слайд 19Активность
Позитивная
Негативная
Позитивная активность порождает высокие социально значимые результаты лишь в сочетании с
глубокой компетентностью
Слайд 20Компоненты активности
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
осознание выполняемых действий;
устойчивость внимания
к предмету активности;
стремление повысить свой личный уровень
Слайд 21Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:
самостоятельно
объяснять окружающие явления и процессы;
отстаивать своё мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
задавать вопросы своим товарищам и учителям;
рецензировать ответы товарищей;
рецензировать ответы и письменные работы товарищей;
заниматься обучением отстающих;
объяснять более слабым ученикам непонятные места;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;
решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения
Слайд 22САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
личное качество, выраженное в способности мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать собственное мнение,
принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов и способов решения тех или иных проблем. Самостоятельные действия эффективны при наличии высокой компетентности
(Онушкин В.Г., Огарев Е.И.)
Слайд 23Активные методы обучения
методы и формы организации обучения, побуждавшие учащихся к активной
мыслительной и практической деятельности, к которым относились проблемные, поисковые методы, деловые игры, тренинги, групповые дискуссии и другие, связанные с активностью обучаемых
Слайд 24АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
методы, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых.
Строятся на диалоге, предполагающем свободный
обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
К числу наиболее характерных относятся: беседа, диспут, тематические семинары, деловые игры, тренинг
(Онушкин В.Г., Огарев Е.И.)
Слайд 25Активные методы обучения
Неимитационные
Имитационные
Проблемные
лекции
Семинары
Тематические
дискуссии
Мозговая атака
Круглый стол
Мастер-классы
Стажировки
Неигровые:
Анализ конкретной
ситуации
(кейс-технологии)
Тренинги
(имитационные
упражнения)
Игровые:
Деловые игры
Учебные игры
Производственные
игры
Исследовательские
игры
Блиц и мини игры
Игровое
проектирование
Индивидуальные
занятия на ПК
Слайд 26ДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
формы, построенные на основе активного взаимодействия и устойчивой
обратной связи между передающим знания специалистом и тем, кто их воспринимает.
К их числу относятся: беседа, диспут, семинар и т.д.
(Онушкин В.Г., Огарев Е.И.)
Слайд 27Технология проведения
учебных дискуссий
Формирование коммуникативной
и дискуссионной культуры
Слайд 28ДИСКУССИЯ
метод группового обучения. Члены группы высказывают и отстаивают идеи и соображения
о способах разрешения какой-либо проблемы или свое понимание заданной темы.
Для успешного применения метода дискуссии необходимо, чтобы участники обладали знаниями или опытом относительно предмета обсуждения
(Онушкин В.Г., Огарев Е.И.)
Слайд 29«круглый стол»;
«заседание экспертной группы» («панельная дискуссия»);
«форум»;
«симпозиум»;
«дебаты» (вариант - «британские дебаты»);
«судебное заседание»
(слушание дела)
Формы дискуссии
Слайд 30ФОРУМ -
открытая широкая дискуссия между учебной группой и профессионалом или профессионалами,
располагающими специальными знаниями об обсуждаемом предмете
Слайд 31Модели технологии "Дебаты"
Свободные дебаты (дискуссии) в больших аудиториях.
Панельные дебаты (Panel Debate)
Симпозиум
"Экспресс-дебаты"
"Модифицированные
дебаты"
"Круглый стол"
"Аквариум"
Подсчитывающая дискуссия.
Слайд 33Модели технологии "Дебаты"
"Экспресс-дебаты". Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки
сведены к минимуму. Готовятся непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может рассматриваться как элемент "обратной связи", закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности
Слайд 34Модели технологии "Дебаты"
"Модифицированные дебаты". Используются отдельные элементы технологии дебатов, изменяются некоторые
правила дебатов. Например:
сокращается регламент выступлений;
увеличивается число игроков в командах;
допускаются вопросы из аудитории;
организуются "группы поддержки", к помощи которых команды могут обращаться вовремя тайм-аутов;
осуществляется ролевая игра, т.е. учащиеся исполняют какую-либо роль;
создаётся "группа экспертов", которая может либо осущест-влять функции судейства, либо подводить итог игры, демон-стрируя столкновение позиций, или вырабатывать компромис-сное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;
изменяется (появляется) роль ведущего игры - учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников