Слайд 1Таксономия Блума
Сначала понимание –
потом правильность
Слайд 2Таксономия Блума
(от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos –
закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение.
Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия учебных целей.
При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели обучения на три области:
когнитивную (требования к освоению содержания предмета),
психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности)
аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).
Слайд 3
Когнитивные цели.
Идет от простейшего к наиболее сложному
Предполагает, что в «основании пирамиды»
находятся знания.
Слайд 4Таксономия когнитивных целей
Слайд 5Мыслительные операции, входящих в состав каждого уровня. (2001. Андерсон и Красвол).
1.
Знания.
Слайд 6Понимание – представление собственного мнения об изучаемом материале
Слайд 7Применение – использование полученной информации
Слайд 9
Оценка – высказывание мнения, базирующегося на критериях и стандартах
Слайд 10Вопросы для оценки уровня достижения целей обучения.
Слайд 11Умение видеть и решать проблемы
Создание проекта – интеграция частей в новое
целое, представление аргументов в новую структуру
Слайд 13Аффективные цели (5 основных):
1.Принятие: “я прислушиваюсь” знать и обращать внимание на
что-либо.
2.Появление отдельных инициативных действий в данной сфере (читает, напевает мелодию, пошёл в библиотеку).
3.Позитивная установка, оценка: “это интересно”, показ заинтересованности.
4.Появление систематических целенаправленных действий в данной сфере.
5.Признание: включение в систему ценностей личности: прочно полюбит деятельность и открыто признается в этом.
Слайд 14Психомоторные цели (6 основных).
Слайд 15Психомоторные цели (6 основных).
1.Простые действия в ответ на стимул.
2.Сложные действия: образцы
движений, сформированные из комбинаций простых движений (бег, прыжки, произнесение иноязычного слова…).
3.Осознаваемые действия: умение следовать словесным инструкциям (увернуться от мяча, равновесие, коррекция собственных движений.)
4.Двигательные умения и навыки. Усвоены базовые действия в определённой сфере (бег на дистанцию, поднятие тяжестей, балетные движения… ).
5.Комплексные действия: объединение сложных движений в осознаваемые комплексы
6.Творческие действия: самовыражение действиями, использование умений для создания творческого продукта, умение общаться с помощью “языка тела”, экспрессия.
Слайд 16Классификация результатов обучения Р. Ганье
1. Отношения, установки - благоприятная или
неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. Отношения усваиваются в процессе приобретения положительного и отрицательного жизненного опыта и путём подражания.
2. Двигательные умения – развитая координация движений. У двигательных умений два компонента: знание того, что делать, включая последовательные шаги, и использование движений на практике, что делает движения постоянно меняющимися.
3. Устная информация - понимание значений слов и высказываний, ответ на вопрос - что это? В эту категорию входит содержание большинства уроков - факты, имена, описание, даты, характеристики.
4. Интеллектуальные умения - умения преобразовать и использовать информацию. Интеллектуальные умения бывают нескольких типов. Каждое умение является предпосылкой следующего. Умение разобраться, или различить знаки - предпосылка следующего умения - формирования понятий. Следующая ступень иерархии - установление связей различных понятий посредством правил. Например, правило нахождения площади основано на связи понятий длины, ширины и площади. Наконец, правила могут быть организованы в более сложные алгоритмы.
5. Метапознавательные умения - умения управлять собственной познавательной деятельностью. Это умения работать с информацией - направлять внимание; решить, как организовать работу памяти, навыки критического мышления, умение работать с литературой и т.п.
Слайд 17Соотнесение с нашими традиционными подходами.
В нашей педагогической науке традиционно
цели урока подразделяются на учебные, воспитательные, методические и т.п.
Учебные цели рассматриваются как приобретение учеником на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).
При сопоставлении классификаций легко обнаружить, что в классификации Блума когнитивные цели представляют знания и умения по их применению.
Аффективные цели можно отнести к воспитательным целям.
Психомоторные описывают процесс приобретения двигательных навыков (уроки труда, физкультуры) и использование навыков как элементов самовыражения.
Изменение системы оценивания. От личного мнения учителя о знаниях ученика к тестированию, оцениванию основанном на учебном плане, в котором пункты текста относятся с определенным набором задач учебного плана, а количество очков определяется уровнем владения этими задачами, требует постановки и чёткого формулирования конкретных целей.