Юлия Кристева о наших ощущениях при первом знакомстве с лицом с ограниченными возможностями
Через реформы – к школе для всех в Норвегии
Поворот к нормализации и возрождению школы для всех
Между принципами и практикой
Юлия Кристева о наших ощущениях при первом знакомстве с лицом с ограниченными возможностями
Через реформы – к школе для всех в Норвегии
Поворот к нормализации и возрождению школы для всех
Между принципами и практикой
Юлия Кристева о наших ощущениях при первом знакомстве
с лицом с ограниченными возможностями
Наша встреча с чем-то странным и непривычным ─
это встреча со странным и непривычным в нас самих
Встречаясь с ограниченными возможностями
Встречаясь с интеллектуальным вызовом
Нам необходимо осознать, что в нас самих есть нечто
странное и непривычное, для того чтобы признать
в ком-то, кто кажется странным и непривычным,
такое же уникальное и ранимое человеческое существо
и гражданина
Норвежская школа в культурно-историческом контексте
Европейские корни: древние греки – Коменский – Франке
Норвежская бесплатная школа для всех с 1739 года
Париж ─ колыбель образования для лиц с особыми потребностями
Три закона о специальной школе: 1881–1951 годы
Давняя традиция организации для неуспевающих
и отстающих в обычной школе специальных классов
Структурные реформы в норвежской школе:
поворот к нормализации и возрождению
школы для всех
от мега-институтов к нормализации
от специальных школ к интеграции и школе для всех
Нормализация означает " сущеcтвование вместе со всеми в нормальном ритме дня, включая личное пространство, деятельность и взаимные обязанности;
в нормальном ритме недели, включая дом, где ты живешь, учебу или работу, куда ходишь, и свободное время с некоторой долей социального взаимодействия; а также в нормальном ритме года с его изменениями режимов и образа жизни, семейных и общественных обычаев, происходящими в рамках того или иного времени года " (Nirje, 1980:32-33).
Доклад Блома (1970 год) об интеграции:
Чувство принадлежности к социальной группе
Пользование общественными благами
Совместная ответственность за выполнение задач и обязательств
1975 год: Поворот от сегрегации к школе для всех и инклюзии в рамках норвежских реформ в области образования произошел, когда был отменен последний закон о "специальной школе", а вопросы специального образования перенесены в обычный Закон
об образовании
С тех пор все законы в области образования и национальные учебные программы охватывают обучение всех детей, как с особыми образовательными потребностями или ограниченными возможностями,
так и без таковых
Три основных принципа поворота к инклюзии:
1) В школе должно быть место для всех, и учителя поэтому должны уделять внимание каждому отдельному учащемуся. Методика преподавания должна быть адаптирована не только к предмету и содержанию
уроков, но также к возрасту и уровню зрелости,
личности учащегося и различающимся способностям
всего класса (L, 1997:35)
Три основных принципа поворота к инклюзии:
2) Преподавание должно быть адаптировано к способностям
и склонностям отдельных учащихся общеобразовательных, ремесленных и профессионально-технических учебных заведений (Закон об образовании 1999/05 года, раздел 1–2)
3) Учащиеся, которые либо не извлекают, либо не способны
в удовлетворительной мере извлечь пользу из обучения
по обычной школьной программе, имеют право
на специальное (с учетом особых потребностей) образование
(Закон об образовании 1999/05 года, раздел 5–1).
Действующий Закон об образовании (1999/05 года) касается дошкольного, начального образования, низшей и высшей ступени среднего образования, а также образования для взрослых в пределах уровня начального и неполного среднего образования.
В рамках действующего законодательства в области образования предприняты основополагающие шаги
к осуществлению равных прав на получение содержательного и адаптированного к индивидуальным потребностям образования в коллективе обычной местной школы; и, соответственно, к инклюзивному образованию
Структура системы образования в Норвегии
Детский сад: с одного года до шести лет
Начальная и низшая ступени средней школы: с шести
до шестнадцати лет
Высшая ступень средней школы: с шестнадцати до девятнадцати лет (двадцати одного года)
Образование в колледже и высшем учебном заведении
Образование для взрослых (на всех уровнях обучения)
Местная образовательно-психологическая служба (ОПС) – национальная система поддержки образования для лиц с особыми образовательными потребностями – медицинская, социальная и психиатрическая службы
Между принципами и практикой
Несомненно, быть ребенком с ограниченными возможностями в норвежской системе образования
сегодня ─ это совсем не то, что было до произошедшего поворота к инклюзии
Все важные изменения в системе образования требуют времени, и на их пути встречаются различные препятствия
Страшно становится, когда видишь, с какой невероятной изобретательностью многие муниципалитеты ищут способы обойти официальные замыслы в отношении инклюзивных школ
Между принципами и практикой ─ 2:
Кристева предупреждает против мировоззренческих ловушек в рамках нынешних усилий в поддержку лиц
с ограниченными возможностями – превратное толкование инклюзии предполагает возникновение новой редукционистской идеологии:
Об инвалидности уже почти не идет речи, когда в отношении лица с ограниченными возможностями возникает то, что можно назвать "повышенная социальная ответственность"
Образование для лиц с особыми потребностями не является атрибутом инклюзивной школы
Роль преподавателей и специалистов по обучению лиц с особыми потребностями в инклюзивной школе
Присутствие представителей обеих профессий и качество сотрудничества между ними имеют основополагающее значение для создания инклюзивных методик: обмен знаниями – разделение ответственности
Два ключа к значимому для личности образованию, адаптированному к уровню успеваемости и внутренним способностям каждого учащегося в многоуровневом классе: индивидуальная и классная учебные программы
Официальная политика не статична, а динамична
и постоянно претерпевает изменения
Поэтому защитникам прав лиц с ограниченными возможностями и сторонникам инклюзивной школы необходимо быть настороже
Сторонниками образования для лиц с особыми потребностями и инклюзии являются: специалисты, представители сфер высшего образования и научных исследований, правительственные (ЮНИСЕФ)
и неправительственные организации (НПО), особенно представляющие лиц с ограниченными
возможностями, политики и рядовые граждане
В ходе работы по развитию инклюзивного образования приходится рассматривать множество возможных вари-антов, а также препятствий.
Однако в дополнение к достаточному числу квалифицированных специалистов, соответствующей экономической и материально-технической базы, законодательству и инфраструктуре, при том, что все эти компоненты имеют оптимальные параметры, школа нуждается, в понимании Кристевой, в одобрительном гуманистическом признании всех учащихся, как
с ограниченными возможностями, так и здоровых,
в качестве наших равных партнеров и сограждан.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть