Специфика научного познания. Научное познание человека презентация

Содержание

Методология и методы научного исследования Лекция №1 Специфика научного познания Научное познание человека Преподаватель К.пс.н., доцент М.Л.Кубышкина

Слайд 1 САФУ им. М.В.Ломоносова ВШПиПО, магистратура 1 курс Методология и методы научного исследования


Слайд 2Методология и методы научного исследования
Лекция №1
Специфика научного познания
Научное познание человека


Преподаватель
К.пс.н., доцент М.Л.Кубышкина


Слайд 3Что такое наука?
Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая

систематизация объективных знаний о действительности
Система познания (или сумма знаний) естественного мира и его свойств, основанная на беспристрастных наблюдениях и систематическом экспериментировании. … Наука открывает всеобщие истины или фундаментальные законы, образующие основу научного знания
Три значения науки:
знание, полученное в результате систематического применения научного метода
Область исследований или отрасль дисциплины, образовавшаяся в результате применения базовых принципов и общих законов
Система методов и процедур для исследования естественных явлений на основе научных принципов



Слайд 4 Способы познания


?
Упорство
(tenacity)
Авторитет
(authority)
Apriori метод
(рассуждение,
логика)
эмпиризм
Чарльз Пирс « Становление убеждений»
Charles Pearce The

Fixation of Belief (1877)

Слайд 5Упорство

Сильное убеждение, что некоторое знание является истинным,
что порождает предиспозицию

(установку) видеть только те факты,
которые его подтверждают

знание

Установки
предрассудки

Игнорирование
альтернатив

Игнорирование
фактов, подтверждённых
наукой, если они
противоречат убеждению



Не валидный способ познания
Не способен дать истинную картину мира


Слайд 6Авторитет

знание
Слабый
критицизм
Опора на
традицию
Игнорирование
фактов, если они
исходят от
слабых

авторитетов



Не валидный способ познания
Не достаточен для создания
истинной картины мира


Слайд 7Apriori метод

«Априори» (изначально, без доказательств) допущение
как исходная точка для построения

рассуждения (доказательства)

знание

дискуссия

Логика
Рассуждения

Научные
предпочтения
данного периода
времени



Не валидный способ познания
не достаточен для построения
истинной картины мира


Слайд 8Эмпиризм (научный метод с опорой на практический опыт)

исследование
знание
Теоретический
анализ
Эмпирическая
Проверка
(исследование)
критицизм


Валидный способ познания

позволяет создать истинную картину мира

метод


Слайд 9Научный метод
Научный метод – это совокупность специальных правил и процедур, направленных

на получение знаний о мире – таком, какой он существует, и в той степени, в какой учёные способны его изучить и понять
Научный метод:
Способы построения и обоснования эмпирического исследования
Процедуры и приёмы добывания фактов
Правила интерпретации фактов и построения концепции


Слайд 10Развитие научного знания
Научная парадигма - научная теория, принятая научным сообществом за

общий образец решения исследовательских задач
Г.Бергман
Т.Кун «Структура научных революций»



Слайд 11Теории роста научных идей
«традиционная» теория
Теория Т.Куна
Теория Поппера-Лакатоса
Теория П.Фейерабенда


Слайд 12Развитие научных идей
Парадигмальный период - период развития познания (построения научной картины

мира) в рамках действующей научной парадигмы
Аномалия – знание, опровергающее методологические основания парадигмы, парадигмальную картину мира


Прогресс

движение к истине

Регресс

возврат к старому, видимость нового

Застой
«мягкий» регресс
Остановка перед «рывком» в новую парадигму


Слайд 14Индивидуальная научная деятельность
Ограничение деятельности в рамках цели
Исследование в рамках конкретной методологии


Овладение категориальным аппаратом и следование ему (часто деятельность с позиции какой-то научной школы)
Оформление результата в письменном виде, обсуждение в кругу научного сообщества



Слайд 15Коллективная научная деятельность
Плюрализм научного мнения
Коммуникации в науке
Внедрение результатов исследования


Слайд 16Средства научного познания
Материальные (оборудование)
Информационные (программное обеспечение)
Математические (процедуры математической статистики)
Логические (законы логики)
Языковые

(понимание построения дефиниций)

Слайд 17Научное исследование
это один из циклов научной деятельности
Завершив очередной цикл, ученый приступает

к следующему исследованию

Слайд 18Методы научного исследования
Теоретические
– методы – познавательные действия: выявление и

разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы, доказательство и т.д.;
– методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение и т.д.
Эмпирические методы:
Организации исследования
Сбора эмпирических данных (наблюдение, опрос, измерение, т.д.)

Слайд 19Проблема научного изучения человека
Человек – природное существо
Человек – социальное существо, личность

(сколько Я мы имеем?)
Человек – духовное существо, стремящееся к самореализации
Человек – саморегулирующаяся система

Слайд 20Парадигмы в науках, изучающих человека

Естественно-научная
Парадигма объяснения
Количественная
Гуманитарная
Парадигма понимания
Качественная

Теоретико-методологическая база
Фокус анализа
Цели

и задачи
Обеспечение валидности знания
Логика анализа
Характер анализа

Слайд 21Современные тенденции научного познания человека
Мультидисциплинарность и интеграция
Системный подход, синергетика
Попытки объединения преимуществ

двух полярных парадигм в практике эмпирических исследований




Слайд 22Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика