Слайд 1
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ В
ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ)
ДЛЯ СИСТЕМЫ ВПО
Специальности:
«Дошкольная педагогика и психология»050703
«Педагогика и методика дошкольного образования»050707
Слайд 2ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВПО
Профессиональные задачи:
Трудовые и образовательные стратегии:
что впереди
-объектно -деятельностные
-многоцелевой характер получения высшего образования (преподаватель СПО, заведующая, инспектор, методист, воспитатель)
Слайд 3СТАТУС КУРСА ДЛЯ СИСТЕМЫ ВПО
Отвечает федеральным государственным требованиям в
сфере дошкольного образования. Статья 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ (о структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиях ее реализации)
Слайд 4
Получены
положительные заключения
по результатам апробации курсов, проведенной в 2009 году в
образовательных учреждениях
профессионального образования,
среди которых:
Слайд 5Дальневосточный государственный гуманитарный университет (г. Хабаровск);
Забайкальский краевой институт повышения квалификации
работников образования (г. Чита);
Челябинский государственный педагогический университет;
Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма;
Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования;
Пермский государственный педагогический университет; ГОУ ВПО Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (г. Самара);
Бокситогорский институт (филиал) АОУ ВПО Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина;
Калужский государственный университет.
Слайд 6СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКТИРОВКИ КУРСОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ
Дополнено:
после каждого модуля задания подразделены
на три блока:
- тесты на репродукцию ( помогут глубже изучить текст);
- упражнения на понимание текста (направлены на осмысленное усвоение изучаемой информации);
- творческие задания (предоставляют возможность применения полученных знаний).
Слайд 7СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКТИРОВКИ КУРСОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АПРОБАЦИИ
Изменение:
Темы: история вопроса создания программ, нормативно-правовая
база сферы дошкольного образования выделены в отдельную тему
Формы практических заданий: выделено составление проектов, выработка методических рекомендаций, разработка планов практической работы и пр.
Предложены разные формы оценивания: промежуточные и итоговые тесты, вопросы устного и письменного контроля.
Слайд 8
СТРУКТУРА ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ДЛЯ СИСТЕМЫ ВПО
Учебно-тематический план учебного курса.
Программа (примерная)
учебного курса.
Методическое пособие.
Список литературы.
Словарь терминов к учебному курсу.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ):
Тест № 1 на понимание
Тест № 2 на репродукцию
№ 3 творческие задания
ИТОГОВЫЙ тест по всему учебному курсу.
Вопросы к зачёту
Контрольные задания к зачету.
Слайд 9СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
пояснительная записка
цели и задачи курса;
типовые задачи;
требования к
уровню освоения курса;
виды учебной работы;
модульное планирование учебного курса;
практические и семинарские занятия;
методические рекомендации для преподавателей;
КИМы (контрольно-измерительные материалы).
Слайд 10ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СОДЕРЖИТ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА:
принцип практикоориентированности,
предполагающий отбор содержания курса и технологий его освоения исходя из практических педагогических задач профессионального обучения в современной высшей школе;
принцип процессуальности;
принцип вариативности, обусловливающий построение содержания курса, предполагающий выбор педагогами, как элементов содержания учебного материала, так и способов его освоения с опорой на заданные в Федеральных государственных требованиях к структуре и условиям основной общеобразовательной программы.
Слайд 11ЦЕЛЬ КУРСА ВПО
расширить представления о процессе управления ДОУ в условиях
реализации Федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования
Слайд 12МОДУЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА
1. Современная система дошкольного образования России
2. Проблемы
программности образования детей в дошкольной педагогике
3. Современные концептуальные подходы к разработке федеральных государственных требований (ФГТ)
4. Оценки результативности освоения основной общеобразовательной программы и качества деятельности на основе ФГТ
5. Пути внедрения ФГТ в дошкольные образовательные учреждения
Слайд 13НАПРИМЕР:
В 3 модуль включены требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и условиям ее реализации.
В структуре выделены:
1) инвариантная - обязательная часть,
2) вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Представлены алгоритмы и схемы.
Слайд 14СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ) В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ
Образовательные области:
Физическая
культура
Здоровье
Чтение художественной литературы
Коммуникация
Познание
Музыка
Художественное творчество
Социализация
Труд
Безопасность
Слайд 15СОДЕРЖАНИЕ ИНВАРИАНТНОЙ ЧАСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ
Основные направления развития детей
Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-личностное развитие
Образовательные области
Физическая культура, Здоровье
Чтение художественной литературы, Коммуникация, Познание
Музыка, Художест
венное творчество
Социализация, Труд, Безопасность
Слайд 16ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
СОПУТСТВУЮЩИЙ КУРСУ ВПО
Учебная и справочная литература
Словарь терминов (глоссарий)
Слайд 17ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ДЛЯ ВПО
Акцент на
правовое обеспечение Основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основные документы:
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (п. 6.2 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» в редакции ФЗ от 01.12.2007г. № 309-ФЗ)
Слайд 18Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666 «Об
утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 года N 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03»
Слайд 19
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Культурно-исторический
Деятельностный
Личностный
Слайд 20НАПРИМЕР:
Все основополагающие понятия культурно-исторического подхода: понятия ведущей деятельности, социальной ситуации развития,
понятия центральной психической функции - закономерно проецируются на материалы курса.
Программа реализует деятельностный подход к поэтапному освоению базовых знаний и развитию умений.
Авторы также придерживаются личностного подхода, предполагающего не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций будущих специалистов сферы дошкольного образования.
Слайд 21СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ НА ОСНОВЕ ФГТ
Нормативно зафиксирована реализация
ООПДО в двух основных моделях организации образовательного процесса :
1) совместной (партнерской) деятельности взрослого и детей,
2) свободной самостоятельной деятельности самих детей.
Появление учебной модели (специально организованных занятий) возможно при осуществлении образовательного процесса с детьми в возрасте от 6 до 7 лет.
Слайд 22ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ (МОДЕЛИ) ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГТ
1 модель – только
инвариантная, обязательная часть (группы общеразвивающей направленности без приоритетных направлений деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также группы кратковременного пребывания)
Слайд 232-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса,
с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (группы общеразвивающей направленности с приоритетными направлениями деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования), дошкольное образовательное учреждение детский сад - центр развития ребенка
Слайд 243-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса,
с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, образовательных учреждениях других типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования)
Слайд 254-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса,
с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (группы оздоровительной направленности во всех типах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования)
Слайд 265-я модель – только обязательная часть для детей с ограниченными возможностями
здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования)
Слайд 276-я модель - обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья
с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, а также по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования)
Слайд 28
ХАРАКТЕРИСТИКА КИМОВ
(КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ)
Соответствие содержания КИМов Федеральным государственным требованиям в
сфере дошкольного образования.
Соотнесенность с оценкой качества
образования: контроль уровня понимания, практической грамотности, проверка уровня владения умениями.
КИМы распределены в соответствии с модулями
Соотнесенность с содержанием ГОСт в высшей профессиональной школе.
Слайд 29НАПРИМЕР:
ТЕСТ на понимание
Инструкция: дописать пропущенный текст:
Федеральный закон от 1 декабря
2007 г. № 309–ФЗ в статье 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливает федеральные государственные требования к _________________основной общеобразовательной программы дошкольного образования и __________________ее реализации.
Слайд 30ТЕСТ НА РЕПРОДУКЦИЮ ЗНАНИЙ
Отметьте правильные ответы.
Наполняемость предметно – развивающей среды
в ДОУ не отвечает федеральным требованиям и не обеспечивает разностороннее развитие детей
Варианты ответов
1) если предметно – развивающая среда чрезмерно наполнена
2) если предметно – развивающая среда одной из образовательных областей выпадает
3) если предметно – развивающая среда недостаточна
Слайд 31ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Образовательная область Познание
Задание: спроектировать содержание работы воспитателя в данной
образовательной области
Перечень материалов для отчета:
Проект по данной образовательной области.
Комплект методик по данной образовательной области для определения результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования (с учетом положения о преемственности обучения детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе)
Слайд 32
ФАКТОРЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА ВНЕДРЕНИЕ КУРСА
соответствие Федеральным государственным требованиям в
области дошкольного образования;
соответствие возрастным и психологическим особенностям студентов ВПО;
соотнесенность с содержанием психолого-педагогической подготовки в высшей профессиональной школе по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» ;
завершенность учебной линии;
программно-методическое обеспечение курса для системы ВПО
Слайд 33
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ОЦЕНИВАНИЯ ПО КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ (КИМ) И ПРИМЕРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО АБСОЛЮТНОМУ ПОКАЗАТЕЛЮ (БАЛЛЫ) В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ:
Количество правильных ответов Баллы
Недопустимый уровень1-3 1 балл
4-6 2 балла
Минимальный уровень 7-9 3 балла
10-12 4 балла
13-15 5 баллов
Базовый уровень 16-18 6 баллов
19-21 7 баллов
Оптимальный уровень 22-24 8 баллов
25-27 9 баллов
28-30 10 баллов.
Баллы успешности переводятся в отметки:
1-2 балла – "2",
3 -5 баллов - "3",
6-7 баллов - "4",
8-10 баллов - "5"
Слайд 34(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Процесс освоения студентами материала предлагаем определять в соответствии с технологией В.П.
Беспалько: сравнение ответов студентов по числу правильно выполненных ими операций (а) теста дает возможность определить коэффициент усвоения (Ка)
При Кa > 0,7 (7 баллов) процесс обучения можно считать завершенным, так как в последующей деятельности будущий воспитатель способен в ходе самообучения совершенствовать свои навыки.
Слайд 35Благодарим участников апробации за плодотворное сотрудничество и активное участие в разработке
учебного курса
«Актуальные проблемы дошкольного образования» (в свете изменений в действующем законодательстве)
для системы ВПО