Слайд 1 "Создание адаптивной школы - школы равных возможностей для участников образовательного
процесса"
Основополагающая идея – повышение качества образования
Слайд 2Концепция модернизации образования, принятая Правительством РФ, определяет три приоритетные задачи: качество
образования, общедоступность образования, эффективность образования.
Система обучения, воспитания и развития слепых и слабовидящих детей является неотъемлемой частью всего общеобразовательного процесса в стране и решает кроме общих проблем специфические задачи социальной адаптации и трудовой реабилитации детей с нарушениями зрения.
Слайд 3Сегодняшнее время – это пора осознания процессов, происходящих в школе. Если
раньше интересовал сам процесс обновления, то теперь педагогическую общественность больше интересуют результаты.
Слайд 4
Качество образования как основной результат учебно-педагогической деятельности включает в себя четыре
основных компонента:
обученность учащегося, выраженная в сформированности основных компетенций, готовности к творческому освоению мира, к продолжению образования, приобретению специальности и профессии;
воспитанность, предполагающая овладение богатствами культуры, которые накоплены человечеством, способность к эмоционально-ценностному восприятию мира, социума и себя в социуме;
развитие всех сторон личности, высокий уровень её функциональных возможностей;
здоровье, понимаемое как физиологическое, психическое, интеллектуальное и нравственное благополучие.
Слайд 5Задачи:
обеспечение качества образования на основе обновления содержания образования, разработки средств поддержки
и сопровождения продвижения учащихся с нарушениями зрения (ПОШАГОВАЯ СИСТЕМА ОБНОВЛЕНИЯ);
подготовка педагогических кадров, способных использовать в учебном процессе современные педагогические технологии, ВЫСТРАИВАТЬ СОБСТВЕННУЮ ТРАЕКТОРИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ;
предоставление ребенку равных реальных возможностей для самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности;
Слайд 6Задачи:
создание и внедрение в образовательный процесс современных учебно-методических комплексов, учебных пособий;
создание
образовательной модели, обеспечивающей духовно-нравственные компоненты в содержании образования и воспитания;
развитие системы коррекционной помощи учащимся, строящейся на принципах комплексного подхода с учетом законов, закономерностей и принципов целостности тифлопедагогического процесса
Слайд 7Приоритетными являются следующие проблемы:
1. Создание системы предпрофильной подготовки на третьей ступени
школы.
2. Проблема отбора и внедрения в образовательный процесс эффективных технологий, обеспечивающих высокий образовательный уровень обучающихся и воспитанников при адекватной охране и укреплении здоровья.
3. Проблема отсутствия целостной системы, направленной на сохранение и укрепление здоровья ученика, формирование у него потребности в здоровом образе жизни, здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей грамотности по отношению к себе и к окружающим.
Слайд 8 4. Проблема формирования компетентности социального взаимодействия как способности адекватного ситуациям установления
взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия и успешной социальной адаптации и трудовой реабилитации учащихся с нарушением зрения.
5. Проблема духовного возрождения личности и России. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
6. Проблема обновления методической работы в школе с целью создания условий, обеспечивающих повышение профессионализма педагогов, способных реализовывать инновационные преобразования в образовании.
Слайд 9Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий
для личностного роста учащегося, для духовно-нравственного воспитания учащихся, для формирования эстетически развитой личности, для формирования социально грамотной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, способы реализации себя в социуме, для подготовки к полноценному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.
Слайд 10Основное направление образования в школе – адаптация учащихся с нарушениями зрения
к жизни в современном обществе на основе общего основного и полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности.
Слайд 11Содержание социальной компетентности учащихся
с нарушениями зрения:
усвоение системы знаний об
общечеловеческих гуманистических ценностях, восприятие их как важнейших жизненных критериев;
активная гражданская позиция,
соблюдение правил, норм поведения и законов общества;
ориентация в мире профессий, знание своих профессиональных возможностей;
умение применять полученные знания в повседневной жизни (выбор витаминно-минеральных комплексов и лекарственных препаратов, продуктов питания, обращение с химическими веществами, выбор косметических средств и т.д.);
способность брать на себя ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих,
Слайд 12 эстетическая культура тела,
саморегулирование своего физического состояния,
знания о современном
информационном обществе,
владение технологией обработки различных видов информации с помощью компьютера,
толерантное отношение к действительности (в суждениях, поведении, оценке событий);
способность к самооценке,
умение работать в компьютерных сетях и владеть Интернет-технологиями,
умение выбрать адекватную модель своего поведения.
Слайд 13I этап
2008-2013 г.
Организация и внедрение
в образовательный процесс школы-интерната предпрофильной подготовки
учащихся
с нарушениями зрения
Слайд 14Предпрофильная подготовка – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за
счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Слайд 151.1. Элективные учебные курсы выполняют три основные функции:
1) надстройка профильного
учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленный.
2) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена.
3) удовлетворение познавательных интересов
Слайд 16 Курсы по выбору в предпрофильной подготовке:
-
предметно-ориентированные курсы.
Задачи курсов данного вида:
-создать условия школьнику для реализации личных познавательных интересов,
-уточнить готовность и способности осваивать предмет на повышенном уровне,
-создать условия для сдачи экзаменов по выбору.
-межпредметные (ориентационные) курсы.
Задачи курсов данного вида:
-формировать у школьников способности и умения ориентации в мире современных профессий,
-поддерживать мотивацию к тому или иному профилю.
Слайд 171.2. Предпрофильная подготовка
В 2007/2008 учебном году была пересмотрена действующая программа.
С 2009 г. – использование измененной программы «Общий гигиенический (оздоровительный) массаж» в образовательном процессе с целью предпрофильной специализации обучения по основной содержательной линии: углубленное изучение анатомии (9, 10 классы, 1 час в базисном учебном плане) и массаж (11, 12 классы, 2 часа в базисном учебном плане).
Слайд 181.3. Проект:
«Информационно- коммуникационные технологии в образовательном процессе. IT- подготовка учащихся
9-12 классов в области информатики в форме предпрофильной подготовки и профильного обучения»
2008/2009 г.- внедрение.
2009-2013 г.- систематизация работы IT-классов.
(на основе отслеживания процесса внедрения, наблюдений, рейтинга, результатов обучения (административные срезы), анализа, выявления проблем и корректировки).
Слайд 19Организация совместного учебного процесса
-Организация набора -УМК для учащегося
-Организация обучения -УМК для учителя
-Сопровождение -Сопровождение
учебного
процесса учебного процесса
-Промежуточная -Сертификация
и итоговая аттестация учащихся
-Участие в конкурсах -Внеучебная
и мероприятиях ОЦ деятельность
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ШКОЛЬНЫЙ
УЧРЕЖДЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТ
УЧАЩИЙСЯ
ШКОЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
-Получение УМК
-Обучение в IT- классе
-Получение сертификатов: «Пользователь ПК», «Оператор ПК», «Программист»
-Участие в конкурсах и мероприятиях ОЦ
Слайд 20II этап
2008/2013 г.
Качество обучения.
Внедрение в образовательный процесс новых моделей преподавания учебных
дисциплин, интерактивных и интеллектуальных технологий.
2.1 В системе образования России сегодня происходит активное внедрение интерактивных досок в учебный процесс.
С их использованием преподавание действительно становится креативным и увлекательным.
Слайд 212.2 Проект: Внедрение инновационных разработок в области учебной техники в
образовательный процесс школы-интерната.
2008/2009 г. - наша школа, изучив предложения, остановила свой выбор на комплекте специализированной учебной мебели и оборудования для создания здоровьеразвивающей среды обучения.
Этот комплект учебной мебели и оборудования обеспечивает успешное внедрение здоровьеразвивающих технологий в учебных классах, которые предусматривают:
- организацию учебного процесса на основе телесной вертикали,
- активизацию учебного процесса,
профилактику нарушений в развитии позвоночника, зрения и нервно-психических процессов,
улучшение здоровья учащихся в целом.
2010-2013 – внедрение специализированной учебной мебели, мониторинговые исследования эффективности использования специализированной мебели в процессе обучения детей с нарушениями зрения.
Слайд 222.3 Развитие творческих способностей учащихся:
- привлекать учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам,
выставкам вне стен школы;
- продолжать работу по созданию творческой атмосферы в школе (кружки, музейно-экскурсионная работа, танцевальный коллектив, хоровое пение);
- модулировать учебно-воспитательный процесс как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности,
- проводить диагностику склонностей учащихся 4, 10 классов,
- мониторинг уровня обученности, мотивации, тревожности в 9, 10 ; 5, 7 классах,
- привести в систему работу с одаренными детьми,
-осуществить перевод итоговой аттестации в 4, 10, 12 классах в условия независимой оценки знаний наряду с существующей традиционной формой итоговой аттестации,
-обеспечить уверенное участие учащихся в ЕГЭ по русскому языку, математике, предметах по выбору
Слайд 232.4 Создание условий в процессе обучения для непрерывного развития личности на
всех ступенях образовательного процесса.
При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания, развития.
2008/2009 учебный год - апробация проекта «Я – исследователь!». Возможные презентации: «Мы хотим жить в здоровом мире! А вы?», «Земля – наш общий дом. Будьте аккуратными хозяевами!»
2010-2013 г. – внедрение в процесс обучения и воспитания инновационной педагогической технологии «Проектная деятельность учащихся»
Слайд 24III этап
Учебно-воспитательный блок
Воспитательный процесс в школе
3.1 Внедрение новых моделей сохранения и
укрепления здоровья субъектов образовательного процесса.
2008/2013 г.
Слайд 253.2 Проект «Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности, воспитание патриота
и гражданина».
2008/2009 г. – разработка программы «Духовно-нравственное развитие учащихся». (Разработать методические рекомендации по формированию духовно-нравственной культуры учащихся в классе, сформировать пакет материалов по изучению уровня воспитанности учащихся; изучить степень сотрудничества воспитателя с классом, уровень взаимного доверия и взаимодействия; степень включенности родителей учащихся в дела класса).
2009/2011 г. – внедрение программы «Духовно-нравственное развитие учащихся».
2011/2013 г. – мониторинговые исследования по результатам внедрения программы «Духовно-нравственное развитие учащихся».
Слайд 26IV ЭТАП
Коррекционный блок
образовательного процесса
В школе-интернате выявлена следующая потребность в
проведении индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися начальной школы, среднего и старшего звена:
- коррекционные занятия по формированию навыков игровой и коммуникативной деятельности,
- коррекционные занятия по формированию социально-коммуникативных навыков общения,
- коррекционные занятия по коррекции речевого развития,
- коррекционные занятия по развитию мелкой моторики,
- коррекционные занятия по развитию общей моторики,
- коррекционные занятия по социально-бытовому обучению,
- коррекционные занятия по физическому развитию и укреплению здоровья,
- коррекционные занятия по формированию навыков пространственной ориентировки,
- коррекционные занятия по формированию и развитию зрительного восприятия.