Слайд 1Современные тенденции развития образования
Слайд 2«Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся
основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны…»(Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020г)
Слайд 3Документы, определяющие стратегию развития российского образования:
Концепция развития РФ до 2020 г.
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании»
Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 гг.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;
Образовательная инициатива «Наша новая школа»
Слайд 4Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего
требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Слайд 5
Задачи:
1.обеспечение инновационного характера базового образования:
обновление структуры сети ОУ в соответствии с задачами инновационного
развития;
обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;
развитие вариативности образовательных программ;
обновление механизмов финансирования ОУ в соответствии с задачами инновационного развития;
обеспечение увеличения оплаты труда работникам ОУ в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
Слайд 6
2. модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития:
создание системы
образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.
Слайд 73. создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров :
создание
системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;
создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;
формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.
Слайд 8
4.формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных
сопоставительных исследованиях путем создания:
прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;
условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;
прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Слайд 9Статья 43 Конституции РФ (12.12.1993, с изм.30.12.2008)
1. Каждый имеет право на
образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных ОУ и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном ОУ и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. РФ устанавливает ФГОС, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Слайд 10
Закон «Об образовании»
Статья 1. Государственная политика в области образования
1. Российская Федерация
провозглашает область образования приоритетной.
2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122ФЗ)
Слайд 11Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области
образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
Слайд 123) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственнообщественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Слайд 13
Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 годы
Цель: обеспечение
доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ.
Задачи:
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Слайд 14В результате выполнения Программы в системе образования будут обеспечены:
-создание и внедрение
новых познавательных программ на всех уровнях системы образования;
-развитие существующих аппаратно-программных средств;
-внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
-внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов;
-создание ресурсов и программ для одаренных детей.
Слайд 15Проблемы, требующие решения:
невключенность значительной части ОУ в процессы инновационного развития, а
также в информационное пространство российского общества;
недостаточное использование современных образовательных технологий;
низкую динамику кадрового обновления в системе образования;
крайне неоднородный охват граждан дошкольным, дополнительным и непрерывным образованием в различных субъектах РФ;
Слайд 16отсутствие действенных механизмов продвижения отечественного образования за рубежом;
отсутствие конкурентных механизмов и
обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.
Слайд 17В ходе реализации Программы сформируется вектор на инновационное развитие образования.
Обеспечено
внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование образования;
внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности ОУ.
Слайд 18Мероприятия Программы
Для решения 1 задачи «Модернизация общего и дошкольного образования
как института социального развития»:
-достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
-распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей.
Слайд 19Будут распространены:
современные модели доступного и качественного дошкольного и общего образования;
модели региональных
и муниципальных образовательных систем, обеспечивающие
государственно-общественный характер управления образованием.
Слайд 20Будут созданы стажировочные площадки для тиражирования опыта и повышения квалификации педагогических
и руководящих работников системы образования, ориентированные на удовлетворение образовательных потребностей городского и сельского населения.
Слайд 21Повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования будет включать повышение
квалификации специалистов для реализации ФГОС общего образования и предполагать внедрение персонифицированных моделей повышения квалификации.
Слайд 22В рамках мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей
успешной социализации детей» во всех субъектах Российской Федерации будут распространены следующие интегрированные модели общего и дополнительного образования:
инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества.
Слайд 23современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов;
современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей;
Слайд 24модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической,
конструкторской направленности;
модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
Слайд 25Будут созданы стажировочные площадки для повышения квалификации управленческих кадров и специалистов,
обеспечивающих распространение указанных выше моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов.
Слайд 26Мероприятие предусматривает:
развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в
регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах;
Слайд 27создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников,
олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи;
разработку и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.
Слайд 28Для решения задачи «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных
услуг» будут проведены следующие мероприятия:
-создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования;
Слайд 29-развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения
механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов;
создание единой информационной системы сферы образования;
-создание условий для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, повышения эффективности общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.
Слайд 30Под общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ понимается аккредитация, которая проводится силами общественно-профессиональных
объединений (организаций работодателей, профсоюзов, саморегулируемыми и иными общественными организациями).
Слайд 31В рамках мероприятия «Создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования
на всех уровнях системы образования» будут:
разработана новая модель общероссийской системы оценки качества общего образования, охватывающая федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также создан инструментарий ее реализации с обеспечением комплексного электронного мониторинга качества образования;
Слайд 32-созданы механизмы комплексной оценки академических достижений обучающегося, его компетенций и способностей.
Для ступеней и уровней образования, обучение на которых не заканчивается выдачей документа государственного образца, указанные выше механизмы будут носить мониторинговый характер;
-отработаны механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
Слайд 33В рамках мероприятия «Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе
создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов» планируется:
-создание сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций (далее - центры), в том числе ориентированная на стимулирование развития трудовой мобильности;
Слайд 34-обеспечение центров необходимыми технологиями и инструментарием;
-проведение обучения персонала центров, апробация технологий
и инструментария, мониторинг деятельности и аккредитация центров.
Слайд 35В рамках мероприятия «Создание единой информационной системы сферы образования» будет создана
единая информационная система, агрегирующая данные о сфере образования, начиная с уровня учащегося.
Слайд 36Будут разработаны и реализованы механизмы обеспечения комплексного электронного мониторинга с использованием
электронного паспорта общеобразовательных учреждений. Предусматриваются формирование и поддержка в актуальном состоянии банка данных электронных паспортов общеобразовательных учреждений, а также разработка и внедрение системы, обеспечивающей распределенное планирование, доведение и контроль достижения показателей реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Слайд 37Будут созданы условия для минимизации отчетности при одновременном повышении ответственности посредством
внедрения электронного документооборота, развития системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений.
Слайд 38 5 пунктов президентской инициативы
1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни.
Обновленное содержание образования.
Новое поколение образовательных стандартов
2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей,
их сопровождения в течение всего периода становления личности
3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей
4. Новые принципы работы школ,
порядок их проектирования,
строительства и формирования
материально-технической базы.
Находиться в школе должно быть
комфортно
5. К каждому ученику –
индивидуальный подход,
минимизирующий риски для
здоровья в процессе обучения
Слайд 39борьба с «ветхостью школ»
Индивидуальные и
здоровьесберегающие
методики работы
со школьниками
повышение роли
педагога
расширенная работа
с одаренными детьми
Переход
средней школы
на новые стандарты
образования
Слайд 41
Образовательная программа
Обязательные занятия
Занятия по выбору
учащихся
кружки, спортивные секции,
различного рода творческие
занятия,
занятия в творческих объединениях системы ДОД
Слайд 42
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Основное
образование
Дополнительное
образование
Внеурочная
деятельность
Учебная
деятельность
Раскрытие
и развитие
потенциала
каждого
ребенка
Слайд 43содержание
образования
детско-взрослая
общность
Инфраструктура
обеспечения
образовательной
деятельности
статус
учителя;
культура
управления
преобразованиями
Изменения
в
направлениях
деятельности
Слайд 47Инструменты и механизмы обновления школьного образования
В ближайшие годы в рамках национального
проекта в системе общего образования предстоит:
продолжить практику поддержки лучших учителей и талантливой молодежи;
развивать инструменты финансирования воспитательной деятельности, механизмы подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;
поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях;
Слайд 48стимулировать усилия и поддерживать инициативы регионов по развитию систем дошкольного образования,
обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу;
обеспечить доступ к получению общего образования детям-инвалидам;
продолжить работу по обновлению современной школьной инфраструктуры, как решая частные задачи, например, совершенствования организации школьного питания, так и обеспечивая комплексное обновление условий реализации образовательных программ;
Слайд 49разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации
параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Слайд 50В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных
органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, образовательной инициативы «Наша новая школа» предстоит разработать и внедрить:
1. В направлении обновления образовательных стандартов:
новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ;
Слайд 51систему оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для
перехода с одной ступени обучения на другую, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, участие России в международных сопоставительных исследованиях качества образования, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации.
Слайд 522. В направлении поддержки талантливых детей:
практику деятельности специализированных учреждений для одаренных
ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста;
обновленную практику деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся;
Слайд 53модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся;
расширенную систему олимпиад, соревнований и
иных творческих испытаний школьников;
систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
Слайд 543. В направлении развития учительского потенциала:
практику привлечения в школы учителей, имеющих
базовое непедагогическое образование;
новые технологии организации и финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая развитие служб консультационно-методического сопровождения и сертификации квалификаций с координацией их деятельности на федеральном уровне;
модели использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
Слайд 55практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания
образования и взаимную методическую поддержку;
новую модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования, предполагающую обязательное периодическое подтверждение уровня квалификации.
Слайд 564. В направлении развития школьной инфраструктуры:
модельные методики нормативного подушевого финансирования и
новой системы оплаты труда;
практику деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями;
модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников;
модели деятельности автономных учреждений общего образования.
Слайд 575. В направлении обеспечения здоровья школьников:
новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения,
обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.
Слайд 58Т.о.современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира:
вместо относительной стабильности - перманентные изменения; географическая удаленность не является более препятствием для общения; локальные практики впитывают глобальные и, утрачивая свою самобытность, рождают новые поликультурные традиции; происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств; экономика ориентируется на знания и информационные технологии.
Слайд 59
Смена парадигмы «образование-обучение» парадигмой «образование-становление»
Превращение знаний в основной общественный капитал
Развитие концепции непрерывного образования
Постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту с обучающимися – индивидуализация обучения
Слайд 60Диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов
к преподаванию, так и самих методов преподавания,
активизации процесса использования Интернет -технологий и других новых технологий в современном школьном образовании,
интернационализация образования в соответствии со всемирными процессами глобализации
Развитие дистанционного обучения
Слайд 61С уважением, ректор РИКУиО
В.М. Бадмаев