Слайд 1Современные проблемы развития образования в муниципалитетах
Слайд 2Индекс развития человеческого потенциала
(ИРЧП)
Учитывает параметры:
- средняя продолжительность жизни,
уровень грамотности, образования
-
уровень жизни, доход на душу населения
Слайд 3PISA 2009
Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году
составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла).
Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран.
Слайд 4PISA 2009
По результатам исследования математической грамотности 15-летних учащихся в 2009 году
российские учащиеся оказались в группе стран, результаты которых существенно ниже результатов стран ОЭСР. Средний балл российских учащихся составил 468 баллов (по странам ОЭСР – 496), что соответствует 38-40 местам среди 65 стран-участниц.
Слайд 5ПРОБЛЕМЫ
Неравенство доступа к качественным условиям обучения
Усиливающаяся дифференциация качества образования
Несбалансированная сеть
Низкая
эффективность расходов (рост вложений не обеспечивает рост качества)
Низкое качество управления
Незавершенный процесс модернизации финансово-экономических механизмов
Слайд 6ЧЕМ ОБЪЯСНЯЮТ НАЛИЧИЕ ПРОБЛЕМ
Проблемы, от того что «мало средств»
Проблемы от
того, что финансисты определяют правила для образования, «хотят сэкономить»
Проблемы от того, что в системе образования архаичная экономика и критически низкий уровень финансового менеджмента
Слайд 7ПРИЧИНЫ
Неэффективные модели финансирования
Низкое качество финансового менеджмента (в т.ч. в
ситуации изменений): планирование, контроль, прозрачность
Слайд 8ЭКОНОМИКА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Как экономические модели (механизмы) могут способствовать обеспечению равенства доступа
к ресурсам и повышению качества образования?
Внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Внедрение инструментов, обеспечивающих выравнивание условий получения образования.
Внедрение инструментов стимулирования качества и эффективности деятельности педагогов и учреждений.
Внедрение новых форм оказания муниципальных услуг.
Слайд 9КАК ОБЕСПЕЧИТЬ:
НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ;
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ?
Внедрение программно-целевых принципов управления образовательными учреждениями.
Обеспечение связи стратегического развития и бюджетного планирования.
Внедрение модели бюджетирования, ориентированного на результат.
Внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг
Повышение качества финансового менеджмента.
Слайд 10ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Развитие самостоятельности:
смещение акцента с внешнего контроля за целевым расходованием
средств на повышение внутренней ответственности и внутреннего контроля за эффективностью расходов
смещение акцента с удовлетворения учредителя на удовлетворение потребителя
расширение возможностей для развития
Слайд 11Государственная политика в области экономики образования
ПЕРЕХОД ОТ ПРИНЦИПА СОДЕРЖАНИЯ ОУ К
ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) ПОДДЕРЖКЕ В РАЗМЕРАХ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ НА НОРМАТИВНОЙ ОСНОВЕ;
РАСШИРЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОУ В РАСПОРЯЖЕНИИ РЕСУРСАМИ;
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ И КРИТЕРИЕВ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ОУ;
БОРЬБА С НЕЭФФЕКТИВНЫМИ РАСХОДАМИ
Слайд 12ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.Создание условий и стимулов для сокращения
внутренних издержек учреждений и привлечения внебюджетных средств
Расширение самостоятельности БУ по аналогии с АУ:
переход на государственное (муниципальное) задание и финансовое обеспечение выполнения задания за счет субсидии;
упразднение субсидиарной ответственности учредителя;
распоряжение полученными доходами из внебюджетных источников.
Изменение типа остальных учреждений на казенные (минимальные права по распоряжению имуществом и доходами)
2.Создание условий и стимулов для органов публичной власти по оптимизации сети учреждений
Расширение возможности выбора оптимального типа для конкретного учреждения
3.Выход бюджетных учреждений и автономных учреждений в конкурентную среду рынка услуг
Результат: повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг при условии сохранения или снижения темпов роста бюджетных расходов на их предоставление
Слайд 13ПРИОРИТЕТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
Для потребителя – качество образования, технологии преподавания.
Для педагогического сообщества –
ресурсное обеспечение.
Для государства – эффективно «купить» образовательные услуги.
Слайд 14Современные тенденции развития экономического положения системы образования:
РАСШИРЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫХ ФОРМ ОУ
РАЗВИТИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВОЙ ФОРМЫ
РАСШИРЕНИЕ ФОРМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ
ВВЕДЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОУ НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ
ВКЛЮЧЕНИЕ В РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
БОРЬБА С НЕЭФФЕКТИВНЫМИ РАСХОДАМИ
Слайд 15ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ (ОТНОШЕНИЯ) В ОУ
Развитие экономических отношений базируется на поиске
альтернативных способов использования ограниченных ресурсов и оптимизации соотношения выгод и издержек
(как в условиях ограниченных средств создать возможности для эффективного функционирования).
Создание экономического механизма должно обеспечить решение трех основных задач функционирования ОУ:-
- для кого делать,
- что делать,
- как делать.
Слайд 16
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
К
ФИНАНСИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
Введение государственного (муниципального) задания и финансирование его реализации на нормативной основе.
Нормативное финансирование в сочетании с государственными и муниципальными инвестициями в формирование новой материально-технической базы и информационной базы учебных заведений.
Поддержка на конкурсной основе реализации программ развития и инновационных проектов учреждений
Слайд 17Менеджмент - Управление
Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для
получения конкретного результата.
Что значит управлять, что включает это понятие?
Слайд 18Управлять – это значит:
предвидеть,
планировать,
организовывать,
распоряжаться,
координировать
контролировать.
Слайд 19Роли менеджеров
Роль принимающего решения (принятие решений, выбор стратегии развития, распределение ресурсов,
осуществление оперативной деятельности и т. п.);
Информационная роль (сбор и анализ информации для принятия управленческих решений);
Роль лидера, за идеями которого люди захотят идти (межличностные роли). Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин".
Слайд 20Основные направления совершенствования управления образованием
Нормативно-правовые (совершенствование законодательной и нормативной базы межбюджетных
отношений и разделение полномочий всех уровней власти за качество и доступность образования)
Организационные (изменение функций управления)
Технологические (управление на основе современных информационных технологий)
Квалификационные (повышение квалификации администраторов, экономистов и финансистов)
Социальные (повышение роли общественных структур в управлении)
Научно-методические (переход на новые модели, методы и структуру управления)
Слайд 21Содержание курса
Государственная политика в области финансово-хозяйственной деятельности ОУ
Законодательные основы
Финансово-хозяйственная самостоятельность ОУ
Организационно-правовые
формы ОУ
Порядок финансирования ОУ
Нормативное финансирование
Государственное (муниципальное) задание и его финансирование
Трудовые отношения в ОУ
Организации заработной платы работников образования
Слайд 22Экономика – совокупность видов деятельности людей, которые позволяют им обеспечивать себе
материальные условия для жизни на Земле.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ - СПОСОБЫ И ФОРМЫ СОЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ ЛЮДЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ИМИ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА СВОЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Слайд 23ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
совокупность организационно-экономических механизмов (форм, методов, инструментов), обеспечивающих функционирование и развитие
системы образования
Слайд 24СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
формирования финансово-экономических механизмов управления в сфере образования
Слайд 25ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
«Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность
взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».
Слайд 26ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
удовлетворение образовательных запросов граждан
воспроизводство главной производительной силы общества
– квалифицированных работников
Слайд 27НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ (МОДЕРНИЗАЦИИ) ОБРАЗОВАНИЯ
Изменение политических и экономических условий требуют адекватного изменения
характера образовательной деятельности, нового уровня знаний у членов общества
Разрыв между конституционными гарантиями в области образования, потребностями новой экономики в квалифицированных кадрах, реальным материально-техническим обеспечением ОУ и качеством образования
Слайд 28СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИТЫХ СТРАН
Увеличение объема общественных ресурсов, направляемых в систему образования,
прежде всего в сферу высшего образования, при стабильности финансирования общего образования
Повышение качества обучения, совершенствование содержания образования, обеспечение доступности высшего образования, в особенности для представителей малообеспеченных слоев населения
Встраивание национальных систем в общеевропейскую и мировую образовательные системы
Слайд 29СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
Стабильное функционирование систем начального и высшего образования в
сложившихся масштабах
Привлечение дополнительных средств в систему среднего образования для ее расширения
Слайд 30СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ
ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН
(ЮЖНАЯ КОРЕЯ, ТАЙВАНЬ, СИНГАПУР И ДР.)
Доступность среднего
образования для всех детей
Высокий уровень подготовки и широкая доступность в сфере начального и среднего профессионального образования
Расширение доступности высшего образования
Высокая доля ВВП, расходуемая на образование
Слайд 31ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ
Особенности:
возможность оказания платных образовательных и других
услуг;
создание хозрасчетных подразделений;
возможности открытия счетов в кредитных организациях;
I Этап налоговые льготы, возможности реинвестирования
90-е годы прибыли;
самостоятельное распоряжение финансовыми средствами,
в т.ч. с размещением временно свободных средств в
коммерческих банках;
возможность получения кредитов.
Возможности:
разработка системы децентрализованного управления
образовательным учреждением;
развитие системы мотивации и стимулирования
структурных подразделений и персонала.
Результат:
увеличение объема привлеченных внебюджетных средств.
Слайд 32ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Особенности:
ужесточение контроля за расходованием денежных средств
в соответствии со сметой, утвержденной учредителем;
закрытие счетов в банках и перевод в казначейство;
запрет на получение кредитов;
II Этап введение в действие 25 главы Налогового кодекса,
приравнивание государственных и муниципальных
учреждений к коммерческим организациям в части
налогообложения,
отмена налоговых льгот по налогу на прибыль;
запрет на участие в уставном капитале юридических лиц,
работающих на финансовом рынке;
ужесточение государственного контроля за закупками
Результат:
потеря значительной части финансовой
самостоятельности.
Слайд 33ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Особенности:
внебюджетные средства ОУ становятся доходом государственного,
муниципального бюджета;
введение в действие закона о конкурсной системе закупок
товаров и оказания услуг;
III Этап введение системы отчетности казначейству по заключенным
контрактам;
увеличение объемов согласовательной и разрешительной
документации;
введение новых типов учреждений (казенное, бюджетное,
автономное )
Результат ?
Особенности:
исключение субсидиарной ответственности учредителя;
финансирование на основе государственного
(муниципального ) задания;
значительное расширение самостоятельности БУ и АУ
Слайд 34ЦЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ -
комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы, кардинальное
обновление содержания образования и кардинальное обновление экономических механизмов деятельности образовательных учреждений
Слайд 35Повышение эффективности использования средств - это
УВЕЛИЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЕ ЕГО КАЧЕСТВА
И ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН
Слайд 36ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Право – нормативная основа существования общества, организованного в
государство, регулятор взаимоотношений людей между собой.
Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
Слайд 37
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Конституция Российской Федерации
Закон РФ «Об образовании»
Законы и
иные нормативные правовые акты РФ
Законы субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в области образования
Устав ОУ, локальные нормативные акты ОУ
Слайд 38Финансово-хозяйственная деятельность ОУ и его взаимоотношения с другими организациями регулируется следующими
основными законодательными актами:
КОНСТИТУЦИЕЙ РФ
ГРАЖДАНСКИМ КОДЕКСОМ РФ (КАК ЮРЛИЦО)
БЮДЖЕТНЫМ КОДЕКСОМ РФ (ВЫДЕЛЯЮТСЯ БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА)
НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РФ (НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИК)
ТРУДОВЫМ КОДЕКСОМ
ЗАКОНОМ РФ «О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» (ЯВЛЯЕТСЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЕ «УЧРЕЖДЕНИЕ»)
ЗАКОНОМ РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ)
Слайд 39Гражданский кодекс
ОПРЕДЕЛЯЕТ И РЕГЛАМЕНТИРУЕТ РАВНОПРАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИМИ ДРУГ С ДРУГОМ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ЧАСТНЫМИ ЛИЦАМИ.
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС
ОПРЕДЕЛЯЕТ И РЕГУЛИРУЕТ ОТНОШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛУЧЕНИЕМ И РАСХОДОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
ОПРЕДЕЛЯЕТ И РЕГУЛИРУЕТ ОТНОШЕНИЯ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, УСТАНАВЛИВАЕТ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕТ НАЛОГОВЫЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 40ТРУДОВОЙ КОДЕКС
определяет необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования интересов сторон
трудовых отношений, интересов государства; регулирует трудовые отношения и связанные с ними отношения по организации и управлению трудом, социальному партнерству, ответственности работодателей и работников в сфере труда и др.
Слайд 41ЗАКОН РФ
«О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации
и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Слайд 42ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
ДОПОЛНЯЕТ И КОНКРЕТИЗИРУЕТ ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО
ЛИЦА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
дает определения системы образования, образовательного процесса, образовательного учреждения; устанавливает типологию образовательных учреждений;
- конкретизирует государственные гарантии прав граждан в области образования;
- устанавливает компетенцию по уровням управления образованием и определяет круг функций и задач, реализуемых на каждом уровне;
- устанавливает общие требования к содержанию образования и организации учебного процесса по каждому типу ОУ;
- характеризует экономические отношения в сфере образования.
Слайд 43РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖДУ РФ, СУБЪЕКТАМИ РФ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ОБРАЗОВАНИЯМИ
Федеральный Закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;
Федеральный Закон от 06.10.1999 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
---------------
Какие вопросы в отношении вашего ОУ решают:
на федеральном уровне,
на уровне субъекта РФ (области),
на муниципальном уровне?
Слайд 44ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«Статус» - означает «положение». Разное положение
определяет разные права и обязанности.
«Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников".
Образовательная организация является юридическим лицом и должна быть зарегистрирована в этом качестве.
Слайд 45ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Образовательные организации могут быть:
Государственными
(федеральными или субъекта РФ)
Муниципальными
(городских
округов и районов)
Частными
(физических и юридических лиц)
Слайд 46Характерные черты ОУ
ОТНОСЯТСЯ К НЕКОММЕРЧЕСКОМУ ТИПУ ОРГАНИЗАЦИЙ;
В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОУ УЧРЕДИТЕЛЕМ ВЫСТУПАЮТ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ : РФ, СУБЪЕКТ РФ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ТОЛЬКО Г.О. И М.Р.); МОГУТ ИМЕТЬ ТОЛЬКО ОДНОГО УЧРЕДИТЕЛЯ;
ФИНАНСИРУЮТСЯ СОБСТВЕННИКОМ (УЧРЕДИТЕЛЕМ) ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО;
ИМЕЮТ В ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ИМУЩЕСТВО, ПЕРЕДАННОЕ УЧРЕДИТЕЛЕМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА;
ИМЕЮТ ПРАВО ЗАНИМАТЬСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОДЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ, НЕ СВЯЗАННОЙ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ЭТОГО ПЕРЕДАННОЕ ИМ ИМУЩЕСТВО.
Слайд 47ВОПРОС:
Назовите своего учредителя.
Какой орган выполняет функции учредителя?
Слайд 48В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩАЯ НАЛИЧИЕ
ТРЕХ ТИПОВ:
Казенное учреждение (организация)
Бюджетное учреждение (организация)
Автономное учреждение (организация)
Типы учреждений установлены Федеральным Законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
Слайд 49ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Образовательные организации
Государственные и муниципальные
Частные
казенное
бюджетное
автономное
Слайд 50Финансово-хозяйственная
самостоятельность
образовательных учреждений
Слайд 51ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
СТ. 2
Одним из принципов, на
которых основывается государственная политика в области образования является:
демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Слайд 52АВТОНОМИЯ ОУ ВЫРАЖАЕТСЯ
в том, что для осуществления образовательного процесса, как основной
цели своего создания, ОУ самостоятельно подбирает и расставляет кадры, осуществляет финансовую, хозяйственную и иную деятельность в пределах, определенных законодательством РФ и уставом ОУ.
Слайд 53ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ВЫРАЖАЕТСЯ:
ОУ является юридическим лицом и в рамках утвержденного
устава и договора с учредителем самостоятельно:
формирует внутреннюю структуру управления, создает структурные подразделения (кроме филиалов);
самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской;
арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем;
привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники;
оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы;
самостоятельно определяет направления использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств;
устанавливает заработную плату работникам, в т.ч. доплаты и надбавки.
Слайд 54ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО
(СТ.48 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ)
Организация, которая имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Слайд 55КОМПЕТЕНЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (СТ.32 ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств
Установление структуры управления деятельностью ОУ, штатного расписания
Прием на работу и установление заработной платы работников
Разработка и принятие Устава ОУ
Самостоятельное осуществление образовательного процесса, использование и совершенствование методик и образовательных технологий
Слайд 56КОМПЕТЕНЦИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Создавать, реорганизовывать, ликвидировать ОУ
Назначать руководителя ОУ
Устанавливать
правила приема граждан в ОУ
Контролировать ОУ по вопросам сохранности и эффективности использования закрепленной за ним собственности
Изымать средства ОУ, если они получены в результате оказания платных услуг взамен деятельности, финансируемой за счет средств бюджета
Приостанавливать предпринимательскую деятельность ОУ, если она идет в ущерб основной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда
Слайд 57ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕДИТЕЛЯ
Обеспечение приема в ОУ всех граждан, проживающих на данной территории
и имеющих право на получение образования
Закрепление за ОУ земельных участков и объектов права собственности
Финансирование ОУ
Обеспечение продолжения обучения детей в случае прекращения деятельности ОУ
Слайд 58САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (АВТОНОМИЯ) ОУ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРИ ПРИДАНИИ ОУ СТАТУСА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Разработка и
утверждение Устава ОУ
Оформление передачи имущества в оперативное управление
Закрепление выделенных земельных участков в бессрочное пользование
Регистрация в качестве некоммерческой организации, регистрация в налоговом органе, органе статистики, внебюджетных фондах
Открытие лицевого счета в органах казначейства или ином кредитном учреждении
Слайд 59ОБЯЗАННОСТИ ОУ
Осуществлять бухгалтерский учет;
Представлять необходимую бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность и нести
ответственность за ее достоверность;
Нести ответственность по принятым обязательствам и заключенным договорам;
Осуществлять финансовое планирование своей деятельности;
Уплачивать установленные налоги, сборы, пошлины, представлять документы для подтверждения налоговых льгот и вычетов
Слайд 60РЕСУРСЫ -ВСЁ, ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КАКОЙ-ЛИБО
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЧЕЛОВЕКОМ, ОРГАНИЗАЦИЕЙ), ДЛЯ
ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕЛАЕМОЙ ЦЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТА.
Ресурсы ОУ
финансовые – средства, поступающие из бюджета учредителя в качестве финансирования, доходы от уставной деятельности, иные денежные средства, полученные в форме дара, пожертвования или по завещанию;
материальные – земельные участки, материальные и нематериальные объекты, закрепленные за образовательным учреждением учредителем (собственником), материальные и нематериальные объекты, переданные образовательному учреждению в форме дара, пожертвования или по завещанию.
Слайд 61ИМУЩЕСТВО ОУ
передается ОУ в оперативное управление
используется в
соответствии с целями деятельности ОУ;
собственник вправе изъять излишнее имущество;
не может быть продано;
не может быть обращено взыскание по обязательствам ОУ
Слайд 62ФИНАНСИРОВАНИЕ ОУ
Текущее финансирование
Субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ
Расходы муниципального бюджета на
содержание собственности
Капитальные вложения
Слайд 63СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
Введение нормативного финансирования.
Нормативное финансирование
в сочетании с государственными и муниципальными инвестициями в формирование новой материально-технической базы и информационной базы учебных заведений.
Поддержка на конкурсной основе реализации программ развития и инновационных проектов учреждений
Слайд 64ВОПРОС
Из каких источников финансируется ваше ОУ
Формы (механизмы) финансирования. Как они соотносятся
с источниками финансирования
Цели финансирования. Их связь с формами финансирования
Слайд 65ИСТОЧНИКИ И МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОУ
Слайд 66ИСТОЧНИКИ И МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОУ
Слайд 67ИСТОЧНИКИ И МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОУ
Слайд 68ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФИНАНСИРОВАНИИ
Численность обучающихся;
Действующая
система оплаты труда;
Социальные гарантии для работников и обучающихся;
Имеющаяся материальная база
Каждый параметр представляет собой комплекс вторичных параметров и функциональных зависимостей, которые необходимо учитывать в расчетах.
Слайд 69РАСХОДЫ ОУ
Выплата заработной платы и начислений на заработную плату
Приобретение учебного оборудования,
пособий
Хозяйственные расходы
Коммунальные услуги
Ремонт (текущий)
Строительство и капитальный ремонт
Слайд 70БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПОЛУЧАТЕЛЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
СТ.162 БК РФ
составляет и
исполняет бюджетную смету;
обеспечивает целевой характер использования бюджетных ассигнований;
вносит предложения по изменению бюджетной росписи;
ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (ЦБ);
представляет бюджетную отчетность и др.
Слайд 71УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ВКЛЮЧАЕТ:
финансовое планирование (бюджетирование и бизнес-планирование),
анализ имеющихся ресурсов,
определение стратегии и тактики по их использованию;
привлечение дополнительных ресурсов для обеспечения выбранных направлений деятельности;
разработка инвестиционной программы (составная часть программы развития),
организация учета и контроля.