Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Слайд 2Особенности организации среды
Требования к организации среды (Вариант программы 8.2):
Для обучающихся с
РАС необходимо создавать доступное пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, а именно удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д..
Слайд 3Особенности организации среды
Требования к оснащению кабинета логопеда (Вариант программы 8.3):
печатные
пособия: учебники по русскому языку и чтению; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков
специальное оборудование: логопедические зонды; спирт, вата
игры и игрушки: настольные игры (кубики, мозаики, лото); игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса
Слайд 4Особенности организации среды
Требования к оснащению кабинета логопеда (Вариант программы 8.3):
Технические
средства обучения: CD/DVD –проигрыватели; телевизор;
аудио видео магнитофон; компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран
Слайд 5Особенности организации среды
Требования к оснащению кабинета педагога-психолога (Вариант программы 8.3):
учебный
материал: методики с необходимым стимульным материалом для диагностики познавательной и эмоциональной сфер, личности, поведения; методики с необходимым оснащением для проведения психо-коррекционной работы по отдельным направлениям;
игрушки и игры: мячи, куклы, пирамиды, кубики, доски Сегена
различной модификации; настольные игры
Слайд 6Особенности организации среды
Требования к организации среды (Вариант программы 8.2):
Для обучающихся с
РАС необходимо создавать доступное пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, а именно удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д..
Слайд 7Особенности организации среды
Организация учебного места обучающегося ( АООП УО Вариант 2)
При
организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени. Особенности восприятия обучающихся диктуют необходимость использования большого объема наглядного материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы и др. В случае, если у обучающихся имеется нарушение зрения, то предусматривается материал для тактильного восприятия, аудиозаписи и другие адекватные средства.
Слайд 8Особенности детей с ОВЗ с интеллектуальным снижением, которые учитываются при организации
среды
Необходимость многократных повторов для усвоения материала;
Отвлекаемость, слабое распределение внимания, но часто инертность;
Трудности программирования, регуляции и контроля за деятельностью;
Лучшее усвоение материала со зрительной поддержкой;
Специфика детей с РАС:
Непонимание и трудности усвоения социальных норм и правил;
Грубое недоразвитие коммуникативных навыков;
Часто специфика сенсорной сферы;
Зависимость от помощи взрослого
Слайд 9Специфика организации среды:
Зонирование среды;
Обеднение среды;
Наличие системы зрительной поддержки;
Использование визуального расписания;
Слайд 10Зонирование среды
Предусматриваем зоны для:
-Индивидуальной работы
-Фронтальной работы
-Групповой работы
-Релаксации, свободной игры
Слайд 11Зона индивидуальной работы
Чем труднее ребенку удерживать внимание на задании и педагоге,
тем более ограниченной должна быть зона индивидуальной работы.
Слайд 14Зонирование кабинета. Групповая работа
Слайд 15Зона сонсорной разгрузки/ свободной игры
Игрушки и пособия не должны находиться в
зоне досягаемости для детей с трудностями волевой регуляции
Слайд 16Зона сенсорной разгрузки/ свободной игры
Слайд 17Обеднение среды. Убираем отвлекающие стимулы
Слайд 19Визуальная поддержка
Позволяет детям быть более самостоятельными
Позволяет снизить тревогу
Позволяет лучше усваивать материал
Позволяет
структурировать урок
Помогает даже невербальным детям выражать
свои потребности
Помогает адаптации к незнакомой среде,
принимать правила
Слайд 20Визуальная поддержка. Структурирование среды
Слайд 21Визуальная поддержка. Бытовые навыки
Слайд 22Визуальная поддержка. Самостоятельная работа
Слайд 23Представление о времени и пространстве
Слайд 24Уровни визуализации
Реальные предметы
Реалистичные изображения
Схематические изображения
Надписи
Всегда подписываем картинку (глобальное чтение)
Слайд 25Визуальное расписание. Начало работы
Слайд 28Система поощрения. Жетонная экономика
Позволяет подкреплять наиболее желательные формы подкрепления
Позволяет выдержать паузу
между началом поведения и поощрением
Позволяет избежать эффекта пресыщения (выбирается наиболее значимое подкрепление)
Слайд 29Условия применения
-Ребенок понимает смысл системы
-Поощрение, ради которого ребенок работает, достаточно сильное
-Ребенок
хорошо понимает, за что получает жетоны
Слайд 30Алгоритм ввода
Выбираем поведение, которое будем поощрять
Выбираем сильный стимул
Продумываем график (условия) выдачи
жетона
Начинаем работу с одного недостающего жетона, который выдается за легкий для ребенка способ поведения
Заполненную карточку обмениваем на поощрение
Постепенно усложняем задачи и увеличиваем кол-во недостающих жетонов
Постепенно переходит от конкретного поощрения к естественному подкреплени
Слайд 31Что можно поощрять?
Поведение:
-Ребенок хорошо слушает (невнимательный ребенок)
-Ребенок хорошо сидит (для
убегающих детей)
-Ребенок ведет себя тихо (для детей, которые выкрикивают с места)
-Ребенок хорошо выполняет инструкции (когда ребенок часто демонстрирует негативизм) (не путать с поощрением за конкретное задание!)
-Ребенок быстро выполняет задание (для «застревающих» детей)
-Ребенок правильно ест (ложкой или вилкой)
-Ребенок спокойно едет в транспорте