Слайд 1Современные педагогические технологии
Педагогический совет подготовлен заместителем директора по УВР: Григорьевой Ириной
Валерьевной
30.03.2012г.
Слайд 2План
Технологический подход в образовании. Понятие «педагогическая технология»
Классификация педагогических технологий
Основные характеристики современных
педагогических технологий
Слайд 3Педагогическая технология
(гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) –
область педагогических знаний, отражающая характеристики глубинных процессов педагогической деятельности
(С. А. Днепров, В. М. Кадневский)
Слайд 4Базовое определение
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса,
построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Слайд 5Для чего нужен технологический подход в образовании?
с большей определенностью предсказывать результаты
и управлять педагогическим процессом;
анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
комплексно решать образовательные и социально-воспитательные задачи;
обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
Слайд 6Педагогическая технология и методика преподавания предмета
Технология
Методика
Как учить? Как учить результативно?
Чему
учить? Зачем учить?
целевая, процессуальная, количественная и расчетная стороны
содержательная, качественная и вариативная стороны
Слайд 7Основные характеристики современных образовательных технологий
Современные педагогические технологии
Педагогические технологии на основе активизации
и интенсификации деятельности учащихся
Педагогические технологии на основе эффективной организации и управления процессом обучения
Слайд 8Основные качества педагогических технологий (критерии технологичности педагогического процесса)
системность (комплексность, целостность)
научность (концептуальность,
развивающий характер)
структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность)
управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость)
Слайд 9Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технология
современного проектного обучения
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
Интерактивные технологии
Технология развития критического мышления
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты»
Тренинговые технологии и т.п.
Слайд 10Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Технология программированного
обучения
Технология уровневой дифференциации
Технология дифференцированного обучения по интересам детей
Технология индивидуализации обучения
Коллективный способ обучения
Слайд 11
Технология модульного обучения
Исследовательская технология обучения
Технология педагогической мастерской
Обучение в сотрудничестве
Кейс-технология
ИКТ-технологии и т.д.
Слайд 13Дж. Дьюи
Э. Л. Торндайк
2-я половина XIX века, США
У.Х. Килпатрик
«Метод проектов. Применение
целевой установки в педагогическом процессе», (1925).
«Как мистер Мозер разводит таких прекрасных кур?»
Проектное обучение
Слайд 14Исследовательские
Творческие
Ролевые или игровые
Ознакомительно-ориентировочные (информационные)
Практико-ориентировочные
Типы проектов
Слайд 15Разработка проектного задания
Разработка проекта
Оформление результатов
Презентация
Рефлексия
Стадии разработки проекта
Слайд 16По времени:
краткосрочные (2—6 ч)
среднесрочные (12—15 ч)
долгосрочные, требующие значительного времени для
поиска материала, его анализа и обработки
По комплексности:
монопроекты (в рамках одного предмета)
межпредметные проекты
По характеру контактов между участниками:
внутриклассные
внутришкольные
региональные
межрегиональные (в рамках одного государства)
международные
Классификации учебных проектов
Слайд 17Технология развития
критического мышления
Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер
(90-е гг. XX века)
Работа с текстом, информацией
Вызов – осмысление – рефлексия
Слайд 18Технология развития
критического мышления
Вызов
Подсказка
Знаете ли Вы, что…?
Верите ли Вы?
Ключевые термины
Кластер
Свободное
письменное задание
Выглядит как… Звучит как…
Слайд 19Технология развития
критического мышления
Осмысление
Зигзаг
INSERT (маркировка текста)
Знаю – Хочу узнать –
узнал
Бортовой журнал
Кроссворд
«Толстые» и «тонкие» вопросы
Взаимоопрос
Двойной дневник
Тезирование
ТАСК-анализ
Слайд 20Технология развития
критического мышления
Рефлексия
Возвращение к ключевым терминам
Предсказание
Мой эпиграф
Синквейн
Рефлексивные вопросы
Закончи предложение
Письмо
к самому себе
Слайд 21Эссе
Эссе – это литературное произведение (связный текст), написанное на спорную тему,
в котором автор защищает некий тезис, приводя доводы «за» и «против»
Цели эссе:
убедить аудиторию в определенной точке зрения и склонить ее на свою сторону (при этом большое внимание уделяется противоположной позиции)
ясно сформулировать, почему предпочтительна именно эта позиция, а не другая
Слайд 22Кейс-технология
Метод анализа конкретных ситуаций – название большой группы методов, которые активно
используются в образовательной практике
Ситуационные задания позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных предметов
Конкретные ситуации (кейсы) базируются на привлечении школьников к активному разрешению учебных проблем, тождественных реальным жизненным
Слайд 23Приемы
Гипотеза
Плюс, Минус, Интересно
ИДЕАЛ
Мозговой штурм
Софт-анализ
SWOT-анализ
Как?
Слайд 24Обучение
в сотрудничестве
Основные идеи – общность цели и задач, индивидуальная ответственность
и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе
Слайд 25Обучение
в сотрудничестве
Основные формы общения:
«Я-я»
«Я-он» («пара»)
«Я-они»
Размеры групп:
Микро-группа
Группа от 3 до
9 человек (лучше 5-9)
Большая группа (фронт, нечто общее)
Слайд 27Информационно-коммуникационные
технологии
Слайд 28Информационо-коммуникационные технологии обучения – совокупность методов и технических средств сбора, организации,
хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами
Слайд 29Классификация ИКТ
ИКТ
Технологии работы с текстовой информацией
Технологии хранения, поиска и сортировки информации
Мультимедиа
технологии
Технологии
работы с графической информацией
Технологии числовых расчетов
Сетевые информационные технологии
ТАБЛИЦА
Слайд 31Главной задачей организации обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среде является не
просто овладение компьютерными навыками, НО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ их в учебно-воспитательном процессе, интеграция с современными педагогическими технологиями
Слайд 32
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ
www.google.ru
www.yahoo.ru
www.rambler.ru
www.mail.ru
www.yandex.ru
www.aport.ru
Слайд 33
ЗАЧЕМ ИНТЕРНЕТ УЧИТЕЛЮ
Самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в
сети.
Повышение квалификации с использованием дистанционного обучения, проводимого в Интернет множеством коммерческих и некоммерческих организаций.
Поиск материалов в сети Интернет для проведения уроков.
Получение нормативных документов с сервера министерства.
Слайд 34
ЗАЧЕМ ИНТЕРНЕТ УЧИТЕЛЮ
5. Получение информации о новых педагогических технологиях.
6. Получение информации
о конференциях, конкурсах и грантах, отправка заявок, докладов и выступление на конференциях.
7. Получение программного обеспечения.
8. Публикация своих работ и сообщение о своих разработках.
Слайд 359. Переписка с коллегами и друзьями. Поиск единомышленников и коллег в
других городах и странах.
10. Выбор и заказ книг в Интернет-магазинах.
11. Поиск работы.
ЗАЧЕМ ИНТЕРНЕТ УЧИТЕЛЮ
Слайд 36полноцветное мышление
в шесть красок
Метод «Шесть шляп мышления»
Эдварда де Боно
Слайд 37Надень свою мыслительную шляпу
«Put on your thinking hat»
Эдвард де Боно
Слайд 45Игра «Классические дебаты К. Поппера».
Обсуждение строится на заранее спланированных
выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.
Подготовка к игре начинается с определения её темы (тезиса).
При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатёров проблемы;
быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
иметь чёткую формулировку;
стимулировать исследовательскую работу;
иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Слайд 46Задача команд в дебатах —
склонить судей и зрителей (но не
противоположную команду) к своей точке зрения.
Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая контраргументы на высказывание противников.