Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
2015
Слайд 2
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, может и непременно должно
стать обучение, ориентированное
на саморазвитие и самореализацию личности школьника.
Слайд 3Четыре основания образования
Учиться знать
Учиться делать
Учиться жить
Учиться быть
Слайд 4
Современные образовательные технологии
во-первых, позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся по освоению содержания
Слайд 5 во-вторых , включают учащихся в различные виды деятельности
(
приоритет отдается исследовательской, творческой и проектной деятельности)
Слайд 6
в-третьих, это технологии работы с различными источниками информации, так
как информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения (информационные технологии, включая технологию дистанционного обучения, технологию проблемного обучения )
Слайд 7 в-четвертых, это технологии организации группового взаимодействия, поскольку отношения партнерства
и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности
Слайд 8
в-пятых, это технологии метапознавательной деятельности учащихся, так как субъектная
позиция ученика становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
Слайд 9Практика показывает, что на формирование этих компетентностей у учащихся в наибольшей
степени нацелены следующие современные образовательные технологии:
1. Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка.
2. Внедрение ИКТ как мощного средства добычи и переработки информации.
3. Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности.
4. Разноуровневое обучение как формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, интереса к учению.
Слайд 10Современные технологии
5. Проблемное обучение как созданиие условий для развития у учащихся
видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.
6. Технология обучения в сотрудничестве как выработка навыков групповой учебно-поисковой деятельности, совместный поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта
7. Технология учебно-поисковой деятельности как развитие исследовательских навыков в процессе обучения с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада, сообщения, отчета
Слайд 11Современные технологии
8.Здоровьесберегающие технологии как создание и укрепление психического здоровья детей: создание
благоприятного психологического фона на уроке, создание условий для самовыражения учащихся, инициация разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии.
9. Тестовая технология как повышение эффективности контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля. Развитие внимательности, логического мышления учащихся. Подготовка к ЕГЭ.
Слайд 12
Современные образовательные
технологии
Развивающее обучение
Технология
«дебаты»
Разноуровневое обучение
Технология использования игровых методов
Исследовательские методы
обучения
Предпрофильное обучения
Профильное обучение
Лекционно-семинарско-зачётная система обучения
Проектные методы обучения
Информационно-
коммуникационные технологии
Здоровье-сберегающие технологии
Слайд 13
. С тревогой отмечаем, что все меньше остается детей, берущих в
руки книгу не по требованию учителя, не потому, что это задано, а по велению души. Ни для кого не секрет, что в последние годы происходит снижение уровня читательской, речевой культуры школьников.
Как переломить эту ситуацию?
Как преодолеть этот барьер, воздвигнутый телевидением, видео?
Как помочь ребенку сохранить себя, свою душу?
О речевой культуре школьников.
Слайд 14
Очень хочется вырастить из ученика истинного Читателя – понимающего, умного, зрелого,
эстетически развитого. Убеждена, что средствами нашего предмета можно открыть ученику путь к нравственному совершенствованию, к самопознанию, помочь ему стать духовно богатой Личностью.
Помните, у Пушкина:
«Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно»?
Вырастим истинного читателя.
Слайд 15
В зависимости от поставленных целей и задач можно использовать следующие виды
дебатов.
1. Классические дебаты (по формату игры – с правилами, судьей, регламентом). Однако, задействовать всех учащихся трудно: играют всего шесть человек, остальные – зрители. Чаще всего эти дебаты – итоговые уроки, уроки контроля знаний, обобщения.
Например, это могут быть уроки по темам: «Молчалин – мерзавец по всему», «Молчалины блаженствуют на свете» (по комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова), «В трагедии Раскольникова виноват сам герой» (по роману Ф.М.Достоевского) и др.
Где, когда, с какой целью можно применять дебаты?
Слайд 16
Подготовка сведена к минимуму, главное здесь – хорошее знание материала. Дебаты
возникают непосредственно на уроке по учебнику, по рассказу учителя или по главе произведения; их можно эффективно использовать либо при закреплении учебного материала, либо как форму активизации познавательной деятельности учащихся.
Возможны экспресс- дебаты по темам: «Разрыв Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова неизбежен», «Нужны ли Базаровы России?», «Базаров – примитивный человек» и др.
2. Эспресс-дебаты.
Слайд 17
(по типу ролевой игры). Здесь допускаются некоторые изменения правил:
- сокращается время,
увеличивается число игроков,
- организуются группы поддержки,
- допускаются вопросы из аудитории.
3. Модифицированные дебаты
Слайд 18
Для словесника дебаты - возможность расширить рамки традиционного урока за счет
включения в него игры или ее элементов. Где, как не на уроках литературы, мы учим ребят умению анализировать: определять сюжетные линии, систему образов, проблематику, стиль произведения, истолковывать его смысл (интерпретировать), давать оценку и т.д.?
А дебаты или элементы дебатов на уроках позволяют привлечь внимание учащихся к тексту произведения, т.к. текст – основа всех интерпретаций. Только на основе понимания текста, через сопереживание становятся возможными размышления Читателя, его эмоциональный отклик, формирование собственной нравственной позиции по отношению к произведению, духовный рост личности.
Расширяем рамки традиционного урока.
Слайд 19
Трудным является для десятиклассников постижение споров нигилиста Базарова и аристократа П.П.Кирсанова.
Во время модифицированных дебатов по теме «Антагонисты» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») главным становится выявление позиции автора, выяснение вопросов о ценностях человеческой жизни, о преемственности поколений или их разобщенности. Во время выступления двух оппонентов остальные учащиеся фиксируют в тетрадях основные моменты спора, формулируют вопросы для уяснения позиций каждой из сторон. В результате у старшеклассников возникает интерес к тексту, концентрируется внимание на основных моментах спора, прослеживается логическая выстроенность выступлений. Эти дебаты еще можно назвать «текстовыми», т.к. доказательная система строится на материале текста.
Примеры уроков по технологии «Дебаты».
Слайд 20Задания ЕГЭ по русскому языку
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте
одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
Слайд 21Привлекаем внимание к литературоведческому материалу.
Урок литературы невозможен без знания специфических особенностей,
языка художественного текста, ведь «особый смысл» состоит не в том, что автор описывает, о чем повествует, а в том, как он это делает. Дебаты можно применять и для привлечения внимания учащихся к литературоведческому материалу. В 11 классе по теме «Серебряный век» можно организовать «расширенные дебаты». Формируются три команды: символисты, акмеисты, футуристы. Каждая доказывает преимущество своего литературного направления. Группами поддержки во время игры создается «атмосфера эпохи», разрешается задавать вопросы присутствующим на игре. Обязательно фиксируются основные тезисы выступлений.
Слайд 22Игра как средство обучения
Игра как средство обучения помогает решить, казалось бы,
неразрешимую задачу – «вернуть» ребенка к книге. Урок литературы становится уроком спора, доверительной беседы, дружеского обмена мнениями. Учащиеся учатся самостоятельно обрабатывать информацию, создавать «банк» идей, аргументировать. Дебаты способствуют совершенствованию речи детей, росту их духовного, интеллектуального потенциала.
Слайд 23
Нельзя, конечно, искусственно насаждать дебаты в учебный процесс, но когда тема
проблематична, интересна, современна, уместно создать ситуацию, требующую аналитической работы.
Слайд 24
1. Печорин не способен любить.
2. В трагедии Раскольникова виноват сам герой.
3.
Гамлет – не борец, а созерцатель.
4. Маяковский – «голос тоталитарного режима».
5. Счастливая жизнь Базарова и Одинцовой возможна.
6. «А счастье было так возможно».
7. Базаров – примитивный человек.
8. Раскольников – жертва.
9. Базаров – герой своего времени.
10. Будущее России – за Лопахиными.
11. Ложь во спасение оправданна (по пьесе «На дне» Горького)
12. «Религия старца лукавого» есть религия лжи (Д. Мережковский)
13. «Нет величия там, где нет простоты, добра, правды» (По роману «Война и мир»).
14. Базаровы не нужны России .
Темы, предлагаемые для дебатов.
Слайд 25Обновление теории и практики русского языка в современной школе.
Обновление и модернизация-
это не ломка всего и вся и замена его чем-то новым и неординарным.
Это новый взгляд на всю систему профессионально-методической работы учителя, предполагающий:
Слайд 26
Новый подход к системе традиционных средств и методов с учётом запросов
современного общества;
Использование новых технологий и инноваций.
Слайд 27Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.
Слайд 28Преимущества ИКТ:
Организация процесса познания, поддерживающего деятельностный подход;
Индивидуализация образования;
Организация процесса познания путем
смещения в сторону системного мышления;
Построение открытой системы образования;
Эффективная система информационно-методического обеспечения образования
(новый тип мышления учителя)
Слайд 29Информационные технологии (ИТ) -
представляют собой создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических
и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения.
Слайд 30Информационные образовательные технологии -
все технологии в сфере образования, использующие специальные технические
средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей
Слайд 31Новые информационные технологии (НИТ) – технологии активного использования компьютера в процессе
обучения.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – активное использование компьютера + телекоммуникация
Слайд 32Компьютерные технологии обучения -
процессы подготовки и передачи информации обучаемому, главным
средством осуществления которых является компьютер.
Слайд 33
Компьютерный урок (медиаурок);
Технология использования Интернета в учебном процессе; Телекоммуникационные проекты;
Технология ТОГИС
(технология образования в глобальной информационной сети).
Основные направления компьютерного обучения:
Слайд 34Интернет-ресурсы
http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);
http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);
http://www.step-into-the-future.ru/ (программа
«Шаг в будущее);
http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).
Слайд 35
Однако следует отметить, что чрезмерное насыщение компьютерными технологиями может дать и
обратный эффект. Возникнет элементарная усталость и «аллергия» на компьютер. Слишком частое и навязчивое использование компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения приведёт к тому, что просто станет неинтересно, скучно.
Поэтому использование современных информационно-коммуникационных образовательных технологий должно быть тщательно продумано, взвешено и хорошо отработано. Только в этом случае эффективность будет достаточно высокой и принесёт удовлетворение и учителю, и ученикам.
Слайд 36
Пока Земля еще вертится,
Учителя не заменит никто!
Да здравствуют творческие учителя!
Творческих
Вам успехов!