Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Щербаков Андрей Викторович, зав.кафедрой управления, экономики и
права, к.п.н., доцент
Слайд 2Основные направления социально-экономической политики
Правительства РФ
В социальной политике необходимо завершить переход
от патерналистской к субсидиарной модели государства.
Это означает:
доступность и бесплатность образования для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения;
перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям;
сокращения социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.
(Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу)
Слайд 3Основные направления социально-экономической политики
Правительства РФ
На рубеже третьего тысячелетия Россия утратила
положение страны-сверхдержавы и столкнулась с угрозой оказаться на периферии формирующего нового мира…
Утрата мирового политического влияния, отсутствие адекватной позиции в международном разделении труда – это не только проигрыш на уровне страны в целом. Для каждого отдельного гражданина это оборачивается существенным снижение уровня и качества жизни…
Слайд 4Образовательная политика на современном этапе
Принципы государственной политики в области
образования. Система образования в России.
Демократизация управления системой образования, государственно-общественный характер управления образованием.
3. Модернизация образования в Российской Федерации.
Слайд 5Образовательная политика на современном этапе
Модернизация государства, формирование гражданского общества требует, чтобы
система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе
Слайд 6Приоритетные ориентиры для образования личности
Способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права,
участвовать в деятельности и создании общественных объединений;
Толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
Правовая культура: знание основополагающих правовых норм и умений использовать возможности правовой системы государства
Слайд 7Государственная политика в области образования
Статья 1. Государственная политика в области образования
1.
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.
3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
Слайд 8Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования
основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. (Закон «Об образовании», Ст. 2)
Слайд 9Система образования в России
Основа образовательной системы - содержание школьного образования =>
оно является основным объектом реформирования и обновления. Решение задачи предполагает:
тщательное планирование,
хорошо разработанная стратегия,
внимание к ресурсам,
обеспечение переподготовки
разработка соответствующей процедуры оценки.
Слайд 10Система образования в России
Советская образовательная система:
жесткие единые учебные планы для всех
школ;
Государственная монополия на производство учебников;
отсутствие структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе.
Современная образовательная система:
гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования;
многообразие типов общеобразовательных заведений ;
вариативность образовательных программ;
развитие сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.
Слайд 11Система образования в России
1) Дошкольное образование, дает детям элементарные знания, но,
все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования.
2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). Начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.
3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.
4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ.
5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.
Слайд 12Типы и виды ОУ
Образовательное учреждение — учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то
есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В соответствии с законодательством РФ образовательное учреждение является юридическим лицом.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Федеральное государственное образовательное учреждение - образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Слайд 13Типы ОУ
Общеобразовательные учреждения
Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения
Кадетские школы и кадетские школы-интернаты
Общеобразовательные школы-интернаты
Образовательные
учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (кроме специальных (коррекционных) профессиональных училищ)
Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (специальные общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы)
Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
Общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой
Слайд 14Основные документы, задающие целевые ориентиры государственной образовательной политики
Концепция модернизации российского образования
на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р*);
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года (одобрены 9 декабря 2004 г. на заседании Правительства Российской Федерации)
Слайд 15Основные положения Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года
Зеленина
И.Г.
Слайд 16
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в
Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.
Слайд 17Российское образование и тенденции мирового развития
Общие тенденции мирового развития:
динамичное развитие экономики,
рост конкуренции,
сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,
структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.
Новые социальные требования к системе российского образования:
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны
Слайд 18Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
состояние внутренней замкнутости
и самодостаточности;
устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права);
неравный доступ к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
Слайд 19Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
предстоит обеспечить опережающий рост
затрат на образование,
существенное увеличение заработной платы работникам образования;
усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда;
повышение инвестиционной привлекательности образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан;
модернизация действующих в образовании организационно-экономические механизмов, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.
Слайд 20Цели и основные задачи модернизации образования
Цель модернизации образования - создание
механизма устойчивого развития системы образования.
Задачи:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
повышение социального статуса и профессионализма работников образования;
развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.
Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью.
Слайд 21Приоритеты образовательной политики
создание правовых и экономических условий для бесплатного полного
среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования предстоит осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена;
Одновременно будет отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Слайд 22Комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования
передача оплаты труда и
обеспечения учебного процесса в муниципальных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Федерации и придание им статуса государственных образовательных учреждений;
введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся и создание на региональном и муниципальном уровнях других механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите;
создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональное образование;
использование возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства;
нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования;
обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг;
последовательное увеличение суммарной величины
стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем.
Слайд 23Создание условий для повышения качества общего образования
Общеобразовательная школа должна формировать
целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования;
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития
Слайд 24Создание условий для повышения качества общего образования
обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования
при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;
более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности;
отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;
усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков;
улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;
создать эффективную государственно-общественную систему экспертизы и контроля качества учебной литературы;
обеспечить государственную поддержку образовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования;
создать независимую от органов управления образованием государственную систему оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.
Слайд 25Формирование эффективных экономических отношений в образовании
введение нормативного бюджетного финансирования общего
среднего и начального профессионального образования;
выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;
развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;
обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;
стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;
нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;
последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;
создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;
расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных программ
Слайд 26Кадровая политика
1. Повышение статуса педагогического работника.
Все педагогические работники должны получить возможность
реализовать право на участие в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики;
свободное получение профессиональной информации, связанной с образованием;
бесплатное пользование фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек;
льготное первоочередное обеспечение жилой площадью в пределах социальных норм, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации
Слайд 27Кадровая политика
2. Усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих
работников образования
введение финансирования расходов по оплате труда работников общеобразовательных учреждений из бюджетов субъектов Российской Федерации; при этом за счет введения нормативного финансирования должен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность образовательному учреждению гибко устанавливать надбавки и доплаты в целях стимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом на рынке труда;
осуществление на основе модернизации ETC перехода на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли; доведение к 2006 году средней заработной платы учителей до уровня средней по промышленности;
введение надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической деятельности, надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической деятельности;
совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников;
совершенствование системы медицинского и социального страхования работников образования;
формирование отраслевой системы ипотечного кредитования приобретения жилья;
закрепление нормативно-правовыми актами Российской Федерации льгот педагогическим работникам в области оплаты жилья и коммунальных услуг в сельской местности.
Слайд 28Кадровая политика
3. Повышение профессионализма педагогических кадров:
разработка и экспериментальная апробация моделей реформирования
системы подготовки педагогических кадров
реорганизация системы учреждений повышения квалификации работников образования, перевод их финансирования на конкурсную основу и введение персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога на основе его собственного выбора места дополнительного профессионального образования;
оплачиваемое государством повышение квалификации или переподготовка в установленных государством объемах не реже, чем один раз в пять лет;
организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров;
реорганизация методической службы органов управления образованием; построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга;
Слайд 29Базовые принципы развития системы российского образования
Открытость к общественным запросам и требованиям
времени;
Привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием;
Переход на современные образовательные технологии;
Обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России.
Слайд 30Создание адекватной оценки качества образования
Завершение федерального эксперимента по введению единого государственного
экзамена;
Апробация новых форм государственной (итоговой) аттестации по окончании основной школы;
Использование результатов и разработок международных исследований качества образования.
Слайд 31Внедрение современных информационных образовательных технологий
Обеспечить централизованное подключение к Интернету всех школ,
не имеющих такого доступа
~45.000 школ
Финансирование в рамках
предусмотренных средств в размере
3 млрд. руб., включая оплату трафика для доступа к образовательным ресурсам.
Осуществить централизованную поставку компьютерных классов во все школы, не имеющие кабинетов информатики
~22.000 школ
Дополнительное финансирование из федерального бюджета 4,1 млрд. руб. (2006 г. – 1,6 млрд.; 2007 г. – 2,5 млрд.)
Слайд 32Создание эффективных экономических управленческих механизмов
Завершение перехода на нормативное подушевое финансирование
образовательного процесса;
Переход к новой отраслевой системе оплаты труда
Слайд 33Формирование новых подходов к оценке квалификации и качества труда педагогов
Разработка новых
моделей аттестации руководящих и педагогических работников в условиях введения новой системы оплаты труда;
Формирование и отработка открытых конкурсных процедур при отборе лучших учителей в рамках ПНПО
Слайд 34Ресурсное обеспечение модернизации образования
Наращивание объемов бюджетного финансирования (со 121 млрд. руб.
в 2004 г. до 200 млрд. руб. в 2006 г.);
Создание новых механизмов управления ресурсами (создание между ОУ конкуренции; организация конкурсов)