Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДИССЕРТАЦИЙ
Лекция 3
Слайд 2ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема – это намечаемый результат диссертационного исследования, направленный
на решение конкретной проблемы
Слайд 3ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
Научная проблема – это противоречие между знаниями о потребностях общества
и незнанием путей и средств их удовлетворения.
Это совокупность новых, сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям и требующая решения путем научных исследований.
Формулировка проблемы строится на стремлении преодолеть установленные противоречия.
Решить проблему исследования – значит создать условия, при которых противоречия будут устранены.
Таким образом, на основе анализа противоречий исследуемого направления формулируется сама проблема, и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, выделяется тема, устанавливается ее актуальность (противоречие → проблема → актуальность МД )
Тема - часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов исследования.
Слайд 4ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМ
Экономия энергоресурсов, например, в ЖКХ, нефтегазовом комплексе, АПК, экономия топлива
в автомобилестроении.
Снижение энергоемкости технологий.
Низкая точность и производительность оборудования в ряде областей техники.
Низкое быстродействие и надежность некоторых видов продукции электроники.
Недолговечность электрооборудования и с.-х. техники в АПК.
Низкая степень автоматизации производственных процессов.
Низкое качество электроэнергии в сельских сетях.
Слайд 5ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема - это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования.
Тема
базируется на комплексе исследовательских вопросов. Это более мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной области научного исследования.
Тема диссертации должна идти от проблемы, тема - это часть научной проблемы.
Найти проблему значительно сложнее, чем её решить (английский физик и общественный деятель Джон Десмонд Бернал).
Именно в выбранной для изучения проблеме должна содержаться та идея исследования, которую и будет осуществлять соискатель ученой (академической) степени.
Качественный выбор темы является одним из основных условий дальнейшего успешного получения полезных научных и практических результатов.
Слайд 6К ВЫБОРУ ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Выбору темы должен предшествовать анализ того, какие
научные проблемы требуют быстрейшего решения, какова степень их изученности.
При выборе темы необходимо проанализировать практическую значимость результатов решения составных частей проблемы и достаточность методического, материального и информационного обеспечения для выполнения диссертационного исследования. Оценить ориентировочно время, требуемое для выполнения работы.
Выбирая тему, нужно проанализировать накопленный ранее опыт, отдавать предпочтение патентоспособным и перспективным инновационным НИР.
Выбор темы должен являться результатом изучения производственных запросов и состояния научных исследований на данный момент времени.
Слайд 7Тема диссертации становится актуальна, может содержать элементы новизны, если соискателю удается:
1.
Включить в рассмотрение новые результаты исследований в смежных областях других наук, примыкающих к отрасли научных исследований, так как на стыках наук часто выявляются новые важные решения. Наиболее просто это сделать, используя математическое моделирование, или применяя современные информационные системы для представления новых знаний;
2. Создать новые методы исследования, технологические или методические приемы, новые конструкции, схемы, применительно к конкретной области практического применения; методические исследования тоже могут служить основой диссертационной работы, если проводятся на достаточно высоком уровне, экономически обоснованы, имеют прикладное значение;
3. Пересмотреть старые разработки, приемы, способы устройства с новых теоретических позиций, взглядов, с привлечением новых существенных факторов, выявленных автором.
К ВЫБОРУ ТЕМЫ - продолжение
Слайд 8ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
К теме предъявляются ряд требований:
- актуальность, т.е. ее
реализация необходима в данный момент, а поставленные в научной работе по данной теме задачи, требуют скорейшего решения для практики или соответствующей отрасли науки. Если две темы актуальны, то выбирается тема, которая дает больший экономический эффект;
- новизна, т.е. такая тема, которая должна вносить вклад в науку (в данной постановке такая тема еще не разрабатывалась);
экономически эффективная и значимая, т.е. любая тема должна давать экономический эффект для народного хозяйства.
Экономичность, например для теоретических тем, иногда заменяется требованием значимости для России, Республики ...;
реальность внедрения результатов исследования и к тому же в планируемый срок, т.к. может измениться актуальность и снизиться экономическая эффективность, если долго внедрять;
перспективность - определяется на основе экспертных оценок.
Слайд 9АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обосновывается актуальность исследований не целой области, а конкретной выбранной темы.
Для
этого необходимо проанализировать в самом общем конспективном изложении, что сделано Вашими предшественниками, то есть провести критический обзор научно-технической информации.
Тема должна быть актуальна в двух отношениях:
во-первых, её изучение отвечает насущной потребности общества, практики и производства,
во-вторых, полученные результаты заполнят пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой актуальной научной задачи.
Слайд 10НАУЧНАЯ ЗАДАЧА И ИНЖ. РАЗРАБОТКА
Хотя грань между научными и инженерными исследованиями
стирается с каждым годом, при выборе темы желательно , чтобы новизна была не инженерной, а научной.
Различие между научной задачей и инженерной разработкой:
Научная задача предполагает получение научного результата, т.е. неизвестного ранее знания, расширяющего существующие границы знаний в данной отрасли науки,
а инженерная разработка – это техническое решение, полученное на основе или в рамках установленных ранее знаний или закономерностей.
Инженерная задача не может быть предметом диссертационного исследования.
Слайд 11ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект противостоит (в данном случае диссертанту) в его познавательной деятельности.
То есть это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Объект исследования – это то явление (процесс) и др., которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Объект отвечает на вопрос «Что рассматривается?»
Объектом могут быть:
предмет материального мира (например, автомобиль, с.-х. машина, электроустановка, установка по облучению семян растений),
явление (например, процесс сгорания рабочей смеси в цилиндре двигателя, процесс сжигания газа в топке котла, процессы кормоприготовления, обработки семян, деталей какой-либо установки),
связь между явлениями (например, между боковым уводом и заносом автомобиля, между параметрами облучения семян с помощью лазера и получаемым урожаем),
свойство (например, маневренность автомобиля, сохранность картофеля после облучения лазером, надежность электрооборудования).
Слайд 12ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка
зрения, «проекция», с которой исследователь познает объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.
Предмет исследования – наиболее значимые, с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Предмет исследования – это новое научное знание об объекте исследования, полученное в результате исследований.
Предмет исследования определяет тему НИР.
Предмет отвечает на вопрос «Как рассматривается объект?»
Пример:
Объект исследования – облучение лазером биообъектов, предмет исследования – режимы облучения.
Слайд 13ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную
ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
В объекте исследования выделяют ту часть, которая служит предметом исследования.
Объект исследования – общее, предмет исследования – частное.
Например, если объект исследования – микроклимат, то предмет исследования – влияние влажности, скорости движения воздуха, концентрация вредных газов на животных и растений.
ПРИМЕР
Тема: «Исследование и разработка методов построения систем отображения информации для обучающего центра»
Объект исследования: программно-аппаратные комплексы, используемые в новых устройствах отображения информации подвижными источниками света на основе светодиодов.
Предмет исследования: алгоритмы работы, структура и состав программно-аппаратных комплексов.
Слайд 14ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК
ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Технологические отрасли науки:
Объект: Проходимость гусеничных машин
Предмет: методы повышения проходимости особо легких гусеничных машин.
Объект: Энергосберегающие технологии
Предмет: Энергосберегающие технологии в условиях крайнего севера.
Слайд 15Наименование работы должно быть кратким и точно соответствовать ее содержанию -
предмету исследования диссертации, то есть той научно-исследовательской работе, которую выполнил диссертант над объектом исследования диссертации.
В наименовании темы обычно присутствуют:
1. «Угол исследования», другими словами, направленность работы: решение задачи, разработка, обоснование, повышение эффективности, совершенствование, оптимизация, снижение затрат и т.п.;
2. Объект исследования;
3. Предмет исследования.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ НАИМЕНОВАНИЯ ТЕМЫ
Слайд 16ОТРАЖЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ РАБОТЫ В НАИМЕНОВАНИИ ДИССЕРТАЦИИ
Если работа в большей степени теоретическая,
например: исследование математических зависимостей, создание нового подхода и тому подобное, тогда в определении направленности диссертации могут быть слова «моделирование», «исследование», «расчет», «решение», «задача».
Если исследование в основном ориентировано на решение прикладной задачи, полезной для практического использования, его результаты могут быть внедрены и успешно использоваться в практике, то в определении направленности исследования рекомендуется использовать слова «разработка», «способы», «методика», «устройство», «система».
Слайд 17МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
Слайд 18ПРИМЕРЫ НАИМЕНОВАНИЙ ДИССЕРТАЦИЙ
Повышение качества и надежности быстрорежущего инструмента за счет нанесения
покрытия на основе наночастиц и применения эффективных смазывающе-охлаждающих жидкостей.
Повышение качества обрабатываемых деталей при точении и фрезеровании с использованием инструментов с износостойким покрытием.
Рациональный выбор параметров конструкции подшипникового узла как средство повышения долговечности радиальных подшипников качения.
Разработка и реализация диагностической системы для автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии.
Обеспечение технологичности конструкций агрегатов авиационных двигателей в условиях технического перевооружения производства
Слайд 19
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИИ. РЕКОМЕНДАЦИИ
Нельзя начинать наименование словами: «вопросы», «проблемы», «анализ» и
т.п. из-за неопределенности конечного результата. Неизвестно, в какой степени будут разрешены проблемы или чем закончилось изучение, исследование.
Последовательность слов, как правило, не должна нарушать первичность объекта и предмета исследования:
«Улучшение агроклиматических свойств почв на основе разработки специальных отвесных плугов»
«Совершенствование управления персоналом образовательного учреждения на основе современных методов менеджмента».
Не перегружена специальными терминами.
Количество слов 7-16 вместе с предлогами.
Слайд 20ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - что нужно достигнуть в итоге всей работы,
то есть желаемый конечный результат конкретной диссертационной деятельности.
Это то, к чему мысленно стремится исследователь, и что ожидается в итоге после проведенного эксперимента и внедрения результатов исследования.
Примеры
выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий формирования (развития)...
Обоснование методов и средств...
разработка методики (модели, комплекса, системы)
разработка методики применения
разработка технических средств (системы средств)...
разработка теоретической модели чего-либо
разработка требований, критериев
Целью не может быть практический результат НИР. Например такой как : «совершенствование процесса изготовления деталей...»
Слайд 21Целью работы является (решение задачи …, разработка технологии, создание …),
позволяющей
при оптимальных (затратах материала, времени, … ),
выполнить (установить, объяснить, …)
и имеющей существенное значение для… (развития научной дисциплины… , области техники…) … .
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Слайд 22
ПРИМЕРЫ
Тема: «Обоснование и выбор рациональных параметров эксплуатации экскаваторов цикличного действия»
Объект
исследования: «Экскаваторы цикличного действия, эксплуатируемые на горнодобывающих предприятиях»
Предмет исследования: «Влияние условий эксплуатации на нагруженность узлов рабочего оборудования и эффективность эксплуатации экскаваторов».
Цель работы – повышение эффективности эксплуатации экскаваторов на основе применения разработанной методики обоснования и выбора рациональных параметров эксплуатации в зависимости от нагруженности узлов рабочего оборудования.
Д.з. Сформулировать тему, цель, ОИ и ПИ МД
Слайд 23ЗАДАЧИ
Перечень теоретических, методических и экспериментальных задач, последовательное решение которых приводит к
результатам, то есть решение задачи – это результат работы.
Это обычно делается в форме перечисления: изучить..., описать..., установить..., выявить..., разработать...
Количество, содержание и глубина задач выбирается индивидуально, но среди них можно выделить:
экспериментальные задачи подтверждения правильности теории,
практические задачи выявления эффективности решений.
Количество задач должно быть равно количеству результатов.
Слайд 24ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК ЗАДАЧ
Предложить новые технологические разработки по модернизации (оптимизации…), позволяющие достичь
повышения эффективности (качества, производительности) при эксплуатационных ограничениях (экологических, антропометрических, массогабаритных, энергетических, безопасности …)
Задачи должны быть ориентированы на результат: выявить существующее состояние..., установить зависимость..., разработать методику (модель)..., сформулировать рекомендации ..,
а не на процесс: «проанализировать на основе исследуемого материала...», провести исследование...».
Слайд 25ПРИМЕРЫ (ШАБЛОН) ФОРМУЛИРОВОК ЗАДАЧ:
Выполнить системный анализ проблемной ситуации … (по предмету
исследования).
Предложить новые технологические разработки по модернизации (оптимизации…), позволяющие достичь повышения эффективности (качества, производительности) при эксплуатационных ограничениях (экологических, массогабаритных, энергетических, безопасности …)
Разработать методику (модель) описания (расчета) основных показателей эффективности (производительности, быстродействия, информативности …) предмета исследования …
Выполнить обоснование полученных результатов, например, путем сопоставления (сравнения) данных с … (известными решениями, фундаментальными, эмпирическими данными …). Выполнить статистический анализ расчетных и экспериментальных результатов. Сделать выводы об адекватности теоретической и эмпирической интерпретаций.
Сформулировать рекомендации по практическому использованию научных выводов.
Слайд 26ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Объект исследования (поле) характеризуется: функцией
цели Y – выход (урожай).
На объект воздействуют факторы X, варьируемые самим исследователем
(полив, подготовка семян, удобрения).
Неизменные факторы Z - поле, участок, местоположение, состав почвы,
сорт пшеницы).
Неподвластные экспериментатору случайные факторы W (погодные условия).
2. Правило F преобразования входных величин в выходные.
Тогда задача исследования (эксперимента) – нахождение (получение)
зависимости Y = F(X,Z).
Слайд 27ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ОБЪЕКТА
В задаче анализа даны входные воздействия
Х и правило их переработки (внутреннее устройство объекта, схема). Необходимо найти выходные величины Y (вх. сигнал усилителя и его схема, найти вых. сигнал).
В задаче синтеза даны Х и требуемые выходы Y. Необходимо найти правило F – «чёрный ящик» (заданы вх. и вых. сигналы, создать схему усил-ля).
В задаче коррекции даны Y и F. Необходимо определить требующиеся входные воздействия Х (заданы вых. сигнал и схема усилителя, найти вх. сигнал).
Задача устойчивости при действии случайных факторов W (применение кодирования сигнала, экранировки при воздействии внешних факторов-помехи, t°, …).
Задача оптимизации Yextr = F( Xopt) (вх. сигнал и схема усилителя – использование моделирования для подбора элементов схемы; горение газа в котле).
Слайд 28ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
ГИПОТЕЗА является одним из главных методов развития научного знания, который
заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее экспериментальной или теоретической проверкой, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д.
Гипотеза имеет вид: если А, то В, где
А А – совокупность формируемых исследователем условий, основанных на ведущей идее исследования
В В – совокупность результатов, приводящих к цели (или отождествляемых с целью)
Вначале гипотеза формулируется в общих чертах , затем уточняется после теоретического изучения проблемы.
Формулировать гипотезу можно как утверждение: А) Повысить … можно за счет …, (применить…), что объясняется …
Б) Наблюдаемое … объясняется … .
Слайд 29ТРЕБОВАНИЯ К ГИПОТЕЗЕ
При выдвижении гипотез необходимо соблюдать ряд требований. Гипотеза должна:
- быть построена по образу научного объяснения (указаны
- причины, факты, зависимости);
- выходить за пределы тех факторов, на основании анализа которых она выдвинута. Другими словами, экспериментальные данные дают отдельные точки. Гипотеза должна обосновывать кривую, включающую в себя эти отдельные точки и выходящую за их пределы (предсказательная способность гипотезы).
- учитывать известные законы;
- объяснять все факты, характеризующие проблему (задачу );
- быть принципиально проверяемой и максимально простой;
не должна быть очевидной (если хорошо учить, воспитывать, то и результаты обучения, воспитания будут хорошими; внедрение автоматизации … повышает производительность ).
Слайд 30
ПРИМЕР ВЫБОРА ТЕМЫ
Тема: Влияние школьной подготовки на качество учебно-познавательной деятельности студентов
1 курса факультета ЭЭ.
Цель: изучить влияние школьной подготовки на качество учебно-познавательной деятельности студентов 1 курса.
Объект: учебно-познавательная деятельность первокурсников ФЭЭ.
Предмет: готовность первокурсников факультета ЭЭ к обучению в вузе.
Гипотеза: учебно-познавательная деятельность студентов ФЭЭ будет успешной, если своевременно будут выявляться пробелы в школьной подготовке первокурсников и приниматься индивидуальные меры по их устранению.
Задачи:
1) выявить и описать основные факторы, определяющие готовность первокурсников к обучению на факультете ЭЭ;
2) разработать инструментарий измерения выявленных факторов;
3) пользуясь инструментарием, провести необходимые измерения;
4) проанализировать собранный материал, сформулировать некоторые рекомендации. Д.З.
Слайд 31(НАУЧНАЯ) НОВИЗНА
Новизна – одно из главных требований к диссертации.
Три варианта новизны
для МД:
1) поставлена новая задача, которая решена новыми методами (или: новый объект и новый предмет исследований). Это работа скорее «вширь». Надо показать возможности решения нового класса задач этим методом;
2) предложен новый метод решения известной задачи, который лучше предыдущего (или: известный объект, но новый предмет – исследование новой изоляции для известного водонагревателя);
3) известным методом решена новая задача (известные методы применены в новой предметной области, или: известный предмет, но новый объект (разработанная новая изоляция, но применена для холодильника).
Работы по 2 и 3 вариантам скорее «вглубь». Здесь требуется углубленная проработка конкретных задач.
Слайд 32ВЫЯВИТЬ И ОПРЕДЕЛИТЬ НОВИЗНУ ПОЗВОЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Обстоятельное изучение литературы по предмету
исследования, рассмотрение существующих точек зрения, их критический анализ и сопоставление в свете задач диссертации часто приводит к новым решениям;
Вовлечение в рассмотрение нового материала, например, в результате проведения эксперимента - это уже заметная заявка на оригинальность и новизну;
Детализация известного процесса, явления и подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.
Слайд 33ДОСТИЖЕНИЕ НОВИЗНЫ
Новое объяснение фактов (новая концепция).
Новые критерии (оценки эффективности).
Новая технология (патент
на способ).
Новое устройство (патент на устройство)
Новый программный продукт (свидетельство на программу для ЭВМ или базу данных).
Новое взаимодействие объектов исследования (в новых условиях).
Новые эмпирические коэффициенты (например, для новых материалов, сред).
Слайд 34ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ (ЦЕННОСТЬ)
Практическая значимость или полезность результатов диссертационной работы
– новые результаты прикладного характера, которые могут быть использованы на практике:
установки, устройства, методики, информационные технологии, программные средства и т.п.
и что это дает:
экономический эффект, снижение затрат времени и материальных затрат, повышение надежности и т.п.
Практическая значимость часто подтверждается экономическим расчетом и актами использования (внедрения) результатов работы.
Слайд 35
ДОСТОВЕРНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ
Не имеет смысла убеждать оппонентов в актуальности, новизне и полезности
результатов диссертационных исследований, если полученные результаты не являются достоверными!
Обоснованность результатов диссертационного исследования достигается:
- базированием на строго доказанных и корректно используемых выводах фундаментальных и прикладных наук, положения
которых нашли применение в работе;
- проверкой теоретических положений и новых решений, идей,
экспериментальными исследованиями;
- метрологическим обеспечением экспериментальных исследований;
- использованием известных, проверенных практикой теоретических и эмпирических методов исследования;
Слайд 36
ДОСТОВЕРНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ - продолжение
- согласованием новых положений теории с практикой и
экспериментальными данными автора и других авторов;
- обоснованием результатов с помощью известных методов поиска решений, а также физического и математического моделирования;
- сопоставлением, результатов эксперимента и испытаний, проведенных соискателем, с известными экспериментальными данными других исследователей по тем же проблемам;
- публикациями основных результатов работы в рецензируемых
центральных изданиях;
- обсуждением результатов диссертации на конференциях
и симпозиумах;
- использованием результатов в практике с оценкой результатов (акты использования).
Слайд 37ВЫБОР ТЕМЫ
Тему исследования, а также цель, задачи и т.д. на первом
этапе может в существенной мере помочь сформулировать научный руководитель.
Слайд 38ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА
В ДИССЕРТАЦИОННОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Слайд 41НАУЧНАЯ НОВИЗНА
Научная новизна - главное требование к диссертации. Это значит, что
магистерская диссертация должна содержать решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний
Слайд 42
ДОСТОВЕРНОСТЬ НАУЧНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫВОДОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ
Одним из основных разделов введения в
автореферате и диссертации является обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций.
В данном разделе соискатель должен показать, что изложенные в диссертационном исследовании положения, выводы и рекомендации являются достоверными, то есть объективно существуют, а не являются следствием ошибочных построений и умозаключений соискателя.
Для подтверждения достоверности могут использоваться различные способы.
Во-первых, в работе должна быть подтверждена достоверность информации об исследуемом предмете. Это подтверждение базируется на всестороннем анализе выполненных ранее научно-исследовательских работ по предмету исследования, применением в исследованиях апробированного научно-методического аппарата (эти вопросы приведены во введении в автореферате и диссертации в разделах «Степень разработанности проблемы исследования» и «Методы исследования»).
Достоверность может подтверждаться верификацией, то есть при осуществлении аналогичных работ на многих объектах подтверждение того же результата.
Кроме того, существуют следующие методы доказательств достоверности: аналитические, экспериментальные и подтверждение практикой.
Аналитические методы проверки достоверности применяются при наличии в исследованиях математических моделей (экономико-математические, социальные и др.), которые позволяют математически описать исследуемые процессы.
Экспериментальные методы проверки достоверности осуществляются путем сравнения теоретических и экспериментальных результатов.
При подтверждении научных результатов практикой рассматривается совпадение явлений в практике с построенными теоретическими положениями.
Кроме того, достоверность подтверждается наличием и объемом исходного материала и апробацией результатов исследований в практике.
Слайд 43ПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Шифр специальности:
05.20.01 Технологии и средства механизации сельского хозяйства
Формула
специальности:
Область науки по обоснованию закономерностей функционирования механизированных технологий, систем и средств их реализации, позволяющая обеспечить рост эффективности производства продуктов растениеводства и животноводства. Значение научно-технических проблем данной специальности для народного хозяйства состоит в повышении качества и сокращении потерь продукции и энергетических затрат, увеличении производительности и улучшении условий труда, в обеспечении экологической безопасности.
Отрасль науки (техническая)
Слайд 44ПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 05.20.01
Области исследования (часть):
Разработка методов оптимизации конструкционных параметров
и режимов работы технических систем и средств в растениеводстве и животноводстве по критериям эффективности и ресурсосбережения технологических процессов.
Разработка методов повышения надежности и эффективности функционирования производственных процессов.
Разработка и совершенствование методов, средств испытаний, контроля и управления качеством работы средств механизации производственных процессов в растениеводстве и животноводстве.
Разработка инженерных методов и технических средств обеспечения экологической безопасности в сельскохозяйственном производстве.
Разработка технологий и технических средств для обработки продуктов, отходов и сырья в сельскохозяйственном производстве.
Разработка теории и методов технологического воздействия на среду и объекты (почва, растение, животное, зерно, молоко и др.) сельскохозяйственного производства.
Слайд 45ПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Шифр специальности: 05.20.02 Электротехнологии и электрооборудование в сельском хозяйстве
Отрасль науки (техническая)
Формула специальности (часть):
Электротехнологии и электрооборудование в сельском хозяйстве – научная специальность, разрабатывающая теорию, методы и технические средства использования электрических и магнитных процессов в с.-х. производстве, включающая технологические процессы, специальные электротехнические установки…
Области исследования:
Исследование и разработка электротехнологий и энергетических технологий в растениеводстве и животноводстве.
Разработка способов применения, исследования средств электротехнологий и режимов работы электрических осветительных, облучательных, обогревательных, кондиционирующих установок в растениеводстве и животноводстве.
Слайд 46ПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 05.20.02
Области исследования (продолжение):
Обоснование и исследование методов и
средств электротехнологий для экологически чистых технологических процессов с.-х. производства.
Обоснование, исследование и разработка средств и методов повышения надежности и экономичности работы электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.
Обоснование способов, методов и технических средств эксплуатации энергетических систем и установок в сельскохозяйственном производстве с целью повышения долговечности, безотказности и ремонтопригодности этих объектов.
Разработка методологических основ создания надежного и экономичного энерго- и электроснабжения с.-х. потребителей, разработка новых технических средств.
Исследование систем возобновляемых источников энергии для сельскохозяйственного производства.
Разработка ресурсосберегающих и безопасных электрифицированных систем и технических средств для энергоемких процессов в быту сельского населения.
Слайд 48ПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 05.20.02
Области исследований:
Исследование электрофизических свойств с.-х. продуктов и материалов
как объектов электротехнологий. Исследование влияния электрических и магнитных воздействий на свойства продуктов, материалов и биологических объектов в растениеводстве и животноводстве.
Исследование и разработка электротехнологий и энергетических технологий в растениеводстве и животноводстве. Разработка способов применения, исследования средств электротехнологий и режимов работы электрических осветительных, облучательных, обогревательных, кондиционирующих установок в растениеводстве и животноводстве. Исследование и разработка систем и элементов электропривода, технологических машин в растениеводстве и животноводстве, процессах производства, хранения и переработки продуктов. Исследование систем электрооборудования поточных линий в растениеводстве и животноводстве, в процессах производства, хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов и материалов.
Обоснование и исследование методов и средств электротехнологий для экологически чистых технологических процессов с.-х. производства. Обоснование, исследование и разработка средств и методов повышения надежности и экономичности работы электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.
Исследование и обоснование параметров технического состояния элементов электрооборудования в сельском хозяйстве, средств их диагностики и методов прогнозирования долговечности, безотказности и ремонтопригодности этих объектов. Обоснование способов, методов и технических средств эксплуатации энергетических систем и установок в сельскохозяйственном производстве. Разработка методологических основ создания надежного и экономичного энерго- и электроснабжения с.-х. потребителей, разработка новых технических средств.
Исследование систем возобновляемых источников энергии для сельскохозяйственного производства. Разработка ресурсосберегающих и безопасных электрифицированных систем и технических средств для энергоемких процессов в быту сельского населения.
Рациональное использование природных энергоресурсов и биоэнергоресурсов.
Слайд 49ПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 05.20.01
Области исследований:
Разработка теории и методов технологического воздействия на
среду и объекты (почва, растение, животное, зерно, молоко и др.) сельскохозяйственного производства.
Разработка методов повышения надежности и эффективности функционирования производственных процессов.
Исследование условий функционирования с.-х. машин, агрегатов, отдельных рабочих органов и других средств механизации технологических процессов в с.-х. производстве, в т.ч. с применением альтернативных видов топлива
Разработка методов оптимизации конструкционных параметров и режимов работы технических систем и средств в растениеводстве и животноводстве по критериям эффективности и ресурсосбережения технологических процессов.
Разработка технологий и технических средств для обработки продуктов, отходов и сырья в сельскохозяйственном производстве.
Разработка и совершенствование методов, средств испытаний, контроля и управления качеством работы средств механизации производственных процессов в растениеводстве и животноводстве.
Разработка инженерных методов и технических средств обеспечения экологической безопасности в сельскохозяйственном производстве.
Слайд 50ПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 05.20.01
Шифр специальности:
05.20.01 Технологии и средства механизации сельского хозяйства
Формула
специальности:
Технологии и средства механизации сельского хозяйства – область науки по обоснованию закономерностей функционирования механизированных технологий, систем и средств их реализации, позволяющая обеспечить рост эффективности производства продуктов растениеводства и животноводства. Значение научно-технических проблем данной специальности для народного хозяйства состоит в повышении качества и сокращении потерь продукции и энергетических затрат, увеличении производительности и улучшении условий труда, в обеспечении экологической безопасности.
Слайд 52ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИИ КД
Цель и задачи исследования не
обоснованы критическим анализом литературы.
Не показаны в полном объеме конкретные результаты теоретических и экспериментальных исследований.
Отсутствуют данные по оценке достоверности полученных результатов экспериментов (опытов).
Отсутствуют или поверхностные выводы по отдельным главам диссертации.
Не всегда делаются ссылки на источники, из которых взята информация (программа антиплагиат проверяет КД, диссертация должна быть выставлена на сайте академии). Лучше дать лишнюю ссылку.
Отсутствуют ссылки на публикации автора в диссертации.
Небрежное оформление (грамматические и стилистические ошибки, низкое качество иллюстративного материала и др.).
Слайд 53УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ВНЕДРЕНИЮ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И ИЗОБРЕТЕНИЙ
- эффективные методы распространения
и освоения НТИ – участие в НТК, выставках, публикации в наиболее известных журналах, использование интернета.
- Наличие тесных контактов между разработчиком инновации и ее потребителем, что должно обеспечивать взаимную осведомлённость и доверие. Во многих случаях оптимальным является ситуация, когда разработчик и изготовитель предлагаемой продукции совмещаются в одной организации.
- необходима пропаганда современных взглядов на роль науки и экономической жизни общества, на производственный риск, связанный с внедрением ее достижений. С этим связана также необходимость приспособления законодательства к требованиям технического прогресса.
Слайд 54
6
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ НИР
Рабочая программа НИР – это изложение общей концепции
исследования в соответствии с его целями и гипотезами.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А Н И Р
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
РАЗДЕЛ
ПРОЦЕДУРНЫЙ
РАЗДЕЛ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
- ФОРМУЛИРОВКУ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ТЕМЫ;
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ;
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ;
- ИНТЕРПРЕТАЦИЮ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ;
- ФОРМУЛИРОВКУ РАБОЧИХ ГИПОТЕЗ.
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
- РАБОЧИЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ;
- ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕДУР СБОРА И АНАЛИЗА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА.
Слайд 55Формулирование гипотез
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
Простые правила:
1. Формулировать как утверждение
(возможность
проверки).
А) Повысить … можно за счет …, (применить…),
что объясняется … . (но может быть и что-то другое).
Б) Наблюдаемое … объясняется … . (м.б. другие версии).
2. Исключить самоочевидность (кто бы возразил!).
«Автоматизация …повышает производительность…»
«Стабильность … снижает риски …»
3. Иметь потенциальную опровержимость. Допускать отрицательный результат.
(фальсифицируемость, искать опровержение К. Поппер).
Но какой диссертант это будет делать, если ДС не требует?