Слайд 1Современные институты развития качества образования
Р.В. Селюков, зам.директора
ИПОП «Эврика», 16 мая
2012 г.
г.Саров
Слайд 3Миссии образования
в ООП ступеней образования
Что есть образование?
Социальный лифт?
Машина времени?
Способ приспособления?
Механизм
социализации?
Способ вхождения в культуру?
Механизм выращивания «под портрет»?
Механизм выращивания индивидуальности проектировщиков будущего?
Слайд 4Образование - социальный лифт
СОКО:
Результаты образования кореллируют с результатами в жизни
Сквозные результаты
образования
Компетентности снимаются с технологий, а не из типовых программ
Рейтингование
Жесткость итоговой аттестации, высокое доверие ее результатам, независимость итоговой аттестации (например, ЕГЭ)
Жесткость аттестации педагогов
Слайд 5Образование – машина времени
Уклад жизни:
Компетентности снимаются из будущего
Компетентности будущего живут в
школе и воспринимаются уже в настоящем
Финансирование школ под результаты, которые сегодня кажутся неактуальными
СОКО:
Ставка на метапредметные результаты при неснижении требований к ЗУН
Сегодня: индивидуализация оценки, сравнение ученика с самим собой
Электронизация инструментов оценивания, разнообразная визуализация результатов оценивания
Учитель имеет тьюторскую компетентность
Слайд 6Образование - способ приспособления
Вариант «-» - традиционная школа
СОКО:
Жесткое задание образцов и
оценка через сопоставление с образцом
Опора на ЗУН
Приспособленческая субъективная итоговая аттестация
Вариант «+» - Инклюзивное образование
Уклад жизни:
Совместное обучение детей с особыми нуждами и обычных детей
Более высокая индивидуализация образования
Финансирование по нормативу на программу, а не по нормативу на тип или вид ОУ
СОКО:
- Сравнение ученика с самим собой
Слайд 7Образование - механизм социализации
Уклад жизни:
Проектирование норм.
Метаисследования, псевдоисследования
Пространства безопасных проб.
Индивидуальные учебные
планы, нелинейные расписания занятий
НеБУПовские методики расчета норматива финансирования школы
СОКО:
Приоритет - мониторинг, а не контроль
Промежуточные аттестации в школах через интегрированные детские результаты
Ненакопительная отметка, нестатистическое определение достигнутых результатов
Нерекордная логика формирования показателей стимулирования учителей
Разные муниципальные задания школам
Слайд 8Образование - способ вхождения в культуру
Уклад жизни:
Не столько знание культурных образцов,
сколько способность действовать в культуре
Псевдооткрытие культурного образца
СОКО:
Проверка знаний культурных образцов
Проверка способности действовать в культуре
Слайд 9Образование - механизм выращивания «под портрет»
СОКО:
Сопоставление с образцом. Идея Прокрустова ложа
Жесткость
и неэффективность инструментария оценки результатов образования (восприятие портрета субъективно)
Сильная ограниченность рамок социального действия и образовательных результатов, направленность результатов «во вчера»
Слайд 11Образование – механизм
выращивания индивидуальности проектировщиков будущего
Ключевые принципы:
- Индивидуализация образования
при обеспечении его массовости
Проектирование норм (в том числе и норм оценивания) с детьми
Открытое образовательное пространство
Ориентация на компетентности, востребованные в будущем
Выстраивание пространств безопасных проб
Открытое временнОе и пространственное планирование в образовательном пространстве
Обеспечение способности действовать в ситуации высокой неопределенности
И др.
СОКО:
Какой должна быть система оценки качества образования?
Какими должны быть инструменты оценки качества образования?
Какими должны быть внешние эксперты, обеспечивающие оценку качества образования и какие требования предъявляются к оценочным процедурам?
Слайд 14Стратегия развития
Видеть за лесом дерево
Заблудиться в трех соснах
Стратегия
Определять дальний горизонт
Задать
Слайд 15Стратегические принципы в системе образования
Индивидуализация
Массовость
Самостоятельность
Направленность на социально-экономические эффекты