Служение и крестный путь Новомученика Священномученика Соловецкого, Бутовского и Московского протоиерея Сергия (Голощапова) презентация

Содержание

Цели исследования: Изучение жизненного пути и служения Новомученика Священномученика Соловецкого, Бутовского и Московского протоиерея Сергия (Голощапова) в культурном пространстве Москвы; Обоснование необходимости создания музея памяти Новомучеников на территории

Слайд 1ГБПОУ «Московский колледж архитектуры и градостроительства» (ГБПОУ «МКАГ»)
Тема исследовательской работы:
Автор исследовательской

работы:
Суровенкова Александра,
студентка группы А-2-15

Москва
2017

Служение в храмах Москвы и Крестный путь Новомученика Священномученика Соловецкого, Бутовского и Московского протоиерея Сергия (Голощапова)


Слайд 2


Цели исследования:
Изучение жизненного пути и служения Новомученика Священномученика Соловецкого, Бутовского и

Московского протоиерея Сергия (Голощапова) в культурном пространстве Москвы;
Обоснование необходимости создания музея памяти Новомучеников на территории прилегающей к Бутовскому полигону.


Задачи исследования:
Проанализировать исторические этапы жизни Священномученика Сергея (Голощапова);
Изучить результаты увековечивания памяти Новомучеников в Москве;
Обосновать необходимость создания в Москве мемориального музей памяти Новомучеников и разработать эскизные предложения проекта музея памяти на территории прилегающей к Бутовскому полигону.

Этапы исследования:
Изучение жития Священномученика Сергия;
Исследование объектов-храмов, в которых служил Священномученик Сергий(фотофиксация объектов и окружающей контекстной застройки);
Изучение процесса и результатов увековечивания Новомучеников в Москве;
Изучение библиографического материала по теме исследования;
Посещение музея истории ГУЛАГа и Бутовского полигона;
Работа с таблицами списка погибших из архива Бутовского полигона.





Гипотеза:
В Москве необходимо создание мемориального музея памяти Новомучеников. Практически в каждом храме Москвы служили священники, ставшие Новомучениками. К сожалению, почитание Новомучеников пока не получило широкого распространения; в современном российском обществе их подвиг практически неизвестен. До сих пор в Москве нет духовно – мемориального центра, увековечивающего их память.
Новомученик Сергий (Голощапов) служивший в храмах Москвы является единственным иереем, ставший мучеником Московским, Соловецким и Бутовским. Его служение и крестный путь отражает мученичества Церкви в годы гонений и подтверждает необходимость создания мемориала памяти Новомучеников, без почитания которых нам не возродить ни свою душу, ни Россию.







На основании изучения и анализа жития Священномученика Сергия ( Голощапова) , а также посещения храмов, в которых он служил и места его расстрела ( Бутовского полигона),

была предложена идея по созданию проекта музея памяти Священномучеников на территории прилегающей к Бутовскому полигону.


Слайд 3Служение и Крестный путь Новомученика Священномученика Соловецкого, Бутовского и Московского протоиерея

Сергия (Голощапова)

ТРОПАРЬ, ГЛАС 3

В ЛЮТУЮ ГОДИНУ ГОНЕНИЙ БЛАГОДАТЬ СВЯЩЕНСТВА ПРИЕМ,
ПРЕБЛАЖЕННЕ ОТЧЕ СЕРГИЕ, ИЕРЕЙ БОГА ВЫШНЯГО ЯВИЛСЯ ЕСИ,
БОГОСЛОВ ЖЕ И БЛАГОЧЕСТИЯ СВЕТЛЫЙ ПРОПОВЕДНИК,
НЫНЕ ЯКО НОВОМУЧЕНИК И ИСПОВЕДНИК ПРЕДСТОИШИ ХРИСТУ,
ЕГОЖЕ МОЛИ ХРАМ СЕЙ И ГРАД СЕЙ СОХРАНИТИ И СПАСТИ ДУШИ НАША.

КОНДАК
НАСТА ДНЕСЬ СЛАВНАЯ ПАМЯТЬ ТВОЯ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИЧЕ СЕРГИЕ,
СОЗЫВАЮЩИ НАС К БЛАГОХВАЛЕНИЮ ПАСТЫРСКИХ ТРУДОВ ТВОИХ.
ТЫ ЖЕ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВОМ СВЯТИТЕЛЯ МИРЛИКИЙСКАГО ХРАНИМЫЙ,
ПАМЯТЬ ЕГО МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНОЙ ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛ ЕСИ,
С НИМ ЖЕ, ПРЕДСТОЯ ХРИСТУ, МОЛИСЯ ДАРОВАТИ НАМ ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ.

ВЕЛИЧАНИЕ
ВЕЛИЧАЕМ ТЯ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИЧЕ СЕРГИЕ,
И ЧТИМ ЧЕСТНАЯ СТРАДАНИЯ ТВОЯ,
ЯЖЕ ЗА ХРИСТА ПРЕТЕРПЕЛ ЕСИ.



Протоиерей Сергий (Голощапов)
канонизирован в соборе новомучеников
и исповедников в земле Российской просиявших
Архиерейским Собором
Русской Православной Церкви,
13-16 августа 2000г. 


Слайд 46 июня 1882 г. в многодетной семье «рисовального мастера» по тканям

Знаменской мануфактуры Поляковых, в подмосковном поселке Баньки (близь Павшино, ныне Красногорский р-н) родился сын Сергий.


Поселок Баньки

Знаменская Мануфактура Поляковых в пос. Баньки

1883 год – переезд семьи Голощаповых в подмосковное село Алексеевское (ныне р-н Москвы – ВДНХ)

Село Алексеевское.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери


Слайд 5Москва,
Никольская ул.
Заиконоспасский монастырь.
В 1891 г. Сергий был определен в Заиконоспассоке

духовное училище. По его успешному окончанию, своей обучение Сергий Голощапов продолжил в Московской духовной семинарии.

Московская
Духовная Семинария.
(б. дом барона
А.И. Остермана)
Ныне – музей декоративно-прикладного искусства.
(Москва, ул. Делегатская, 3)


Слайд 61904 год Сергий Голощапов обучаясь в последнем классе Духовной семинарии сподобился особого

счастья прислуживать в алтаре во время Божественной литургии, которую служил св. праведный Иоанн Кронштадтский

«О, Боже, можно ли описать то состояние, в котором находился я во время этой литургии, совершаемой о. Иоанном! Это было что-то, поистине не обыкновенное, невыразимое, что можно было чувствовать, воспринимать непосредственно душою».

Сергий Голощапов. 1904 г.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский


Слайд 71904 – 1908 гг. Окончание Сергием Голощаповым Духовной семинарии, поступление в 1904

году в Московскую духовную академию, которую закончил в 1908 г. 3-м (после П. А. Флоренского и П. В. Нечаева) магистерским стипендиатом

Ко времени академической учебы относятся несколько публикаций Сергия Голощапова. Первая статья «Радостная песнь Боговоплощения (Размышление пред праздником Рождества Христова)» была напечатана в журнале «Душеполезное чтение» в 1905 г.
После слов праздничного песнопения («Христос с небес, – срящите!») Сергий Голощапов пишет: «Встречать? Господи, Боже наш! С чем и как встречать Тебя? Где поместить Тебя – когда всюду грех и беззаконие? Что принести Тебе в дар, как Царю царствующих и Господу господствующих? Ангелы пели Тебе при рождении Твоем святые песнопения; Небо принесло таинственную звезду; земля – вертеп; бессловесныя дали Тебе ясли; волхвы принесли тебе дары; пастухи – чистое и смиренное сердце. А мы что дадим Тебе, сладчайший Иисусе?»

1908 г. Сергий Голощапов в год окончания
Духовной академии.


Слайд 81908 – 1913 гг.
Защита С.И. Голощаповым кандидатской диссертации по теме «Божественность

христианства»;
Работа С.И. Голощапова в должности помощника инспектора Московской духовной Семинарии;
Работа С.И. Голощапова в должности преподавателя Духовной семинарии на кафедре философии, логики и психологии.
Работа в качестве делопроизводителя во время работы Священного Собора.

1917 – 1920 гг.

Читал лекции на курсах Политпросвета в одной из воинских частей (ВОХРа)


Слайд 9Москва, 1918 – 1920 гг.
С.И. Голощапов принял решение принять духовный сан

и идти к людям со словом Божиим. С этой целью С.И. Голощапов обратился к Святейшему Патриарху Тихону, который благословил его на осуществление задуманного. В феврале 1920 г. С.И. Голощапов был рукоположен в диаконы, а в мае того же года – в иереи. В скором времени ему был предложен приход – церковь Святителя Николая в Покровском.

Москва.
Храм
Св. Николая
в Покровском

О. Сергий организует при храме начальную приходскую школу, где в доступной форме рассказывает и разъясняет Священное Писание, смысл церковных богослужений, учит церковному хоровому пению. Церковь скоро становится общественным центром – на занятия собирались не только прихожане, но и люди со всей Москвы.


Слайд 10Москва, 1922 – 1924 гг. Служение о. Сергия в Никольском единоверческом

монастыре на Преображенской площади

Москва, 1925 – 1928 гг. О. Сергий – настоятель храма
Св. Троицы в Никитниках

Основной храм во имя Св. Троицы к тому времени был закрыт, и богослужения совершались в подклети церкви, где был расположен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери.
Сохранились воспоминания одного из московских священников, который утверждал, что о. Сергий с 1926 г. предоставлял для академических лекций подклеть храма Грузинской иконы Божией Матери в Никитниках.

1926 г.

Москва.
Храм
Св. Троицы
в Никитниках


Слайд 11Храм открыт для всех желающих посетить его
Под куполом главного входа еще

сохранились старинные изображения ликов святых.

Слайд 12Москва, 1928 – 1930 гг.
Лето 1928 г. – после ареста настоятеля

храма Николы «Большой Крест» на Ильинке протоиерея Валентина Свенцицкого о. Сергий Голощапов стал настоятелем этого храма, продолжая руководить православной общиной храма в честь Грузинской иконы Божией Матери, закрытого 30 сентября 1929 года.

Протоиерей
Валентин Свенцицкий

Храм Никола «Большой Крест»


Слайд 13Москва
1877 – 1900 гг.
Москва
1934 – 1954 гг.
Церковь Никола Большой Крест
уничтожена в

1934 году.

Москва
Башня с Ильинскими воротами и прилегающим участком Китайгородской стены была разобрана в 1934 году.

+

+


Слайд 14Москва, ул. Ильинка
+
+
Здесь с 1688 г. до 1934 г. находилась церковь Никола

«Большой Крест», в которой
в 1928 – 1929 гг. служил новомученик о. Сергий (Голощапов)

+

+


Слайд 15Москва, 1929 г. * 30 сентября 1929 г. - закрыт храм

Троицы в Никитниках; * 4 октября 1929 г. – арест о. Сергия (Голощапова) и заключение в Бутырскую тюрьму. О. Сергию предъявлено обвинение по 58 ст. (п. 10)

58.10. Шпионаж, т.е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально - охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контр - революционным организациям или частным лицам, - лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов государства - расстрел.
Передача или собирание с целью передачи экономических сведений, не составляющих по своему содержанию специально - охраняемой государственной тайны, но не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или по распоряжению руководителя ведомства, учреждения и предприятия, за вознаграждение или безвозмездно организациям или лицам, указанным в 1 части настоящей статьи, - лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой на срок до трех лет.

Москва, Бутырская тюрьма


Слайд 161929 год Особым совещанием протоиерей Сергий Голощапов приговорен к 3 годам

заключения в Соловецком лагере особого назначения

Спасо – Преображенский
Соловецкий монастырь.

На Соловках отца Сергия сначала направляют на т.н. командировку, в лагпункт в глубине острова, ведущий разработку леса. Там он через неделю непосильной работы свалился в остром сердечном приступе, а затем заболел сыпным тифом.
Начальник лагпункта отправил отца Сергия в центральную санчасть, которая находилась в Соловецком кремле.
Начальник санчасти, узнав из разговоров в период лечения, что о. Сергий хорошо знает латынь, имеет высшее образование (хотя и богословское) – определил его на время выздоровления в аптеку помощником провизора.
После выздоровления отец Сергий был оставлен работать при санчасти в качестве помощника лекаря.

Большой Соловецкий остров.
Лагпункт в глубине острова


Слайд 17
В санчасти было много верующих, и под большие праздники они совершали

богослужения, что являлось для них большим утешением. Однако службы эти лагерным начальством не разрешались, и время от времени администрация лагеря обыскивала бараки, изымая все вещи и книги, относящиеся к богослужению. Так, в октябре 1930 года у протоиерея Сергия были изъяты богослужебные книги, епитрахиль, поручи, просфоры, запасные Дары, иконки, кадильница и ладан.

О. Сергий Голощапов в Соловецком лагере, 1930 г.

1929 – 1931 гг. Соловецкий лагерь особого назначения

Соловки.
Церковь Св. Онуфрия Великого


Слайд 181932 – 1933 гг. Отец Сергий вместе с большой группой заключенных

был отправлен в г. Мезень Архангельской области в качестве ссыльного поселенца

Г. Мезень


Слайд 19Лето 1934 г. После окончания ссылки, протоиерей Сергий с семьей переселяется

в Муром. 1936 г. Переселение протоиерея Сергия с семьей в Можайск.

Можайск

Можайск


Слайд 207 декабря 1937 г. Арест протоиерея Сергия на квартире, когда он

служил всенощное бдение. Обвинение заключалось в том, что о. Сергий совершал незаконные богослужения и «рассеивал» контрреволюционную пропаганду. Заключение о. Сергия в тюрьму г. Можайска.

Можайская тюрьма


Слайд 21* 16 декабря 1937 г. - приговор Тройки при УНКВД

по Московской обл. – высшая мера наказания – расстрел (Статья ст.58-10 ч.1 УК РСФСР)  * 19 декабря 1937 г. — Расстрел о. Сергия на Бутовском полигоне НКВД и погребение там же в общей могиле

Слайд 22В настоящее время, святые изображения священномученика Сергия (Голощапова) находятся в Московском

подворье Соловецкого монастыря, храме Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово, Покровском храме  Бутырской тюрьмы. 

Слайд 23 В 2007 году на территории храма Святителя Николая в Покровском

возведена часовня, посвященная чести и памяти Новомученика Священномученика Соловецкого, Бутовского и Московского протоиерея Сергия (Голощапова) ,
а также Священномучеников Павла (Ансимова) и протоиерея Александра (Буравцева), которые так же служили в этом храме и были расстреляны в 1937 году на Бутовском полигоне под Москвой.







Слайд 24Протоиерей Ансимов (Анисимов)
Павел Георгиевич
(1891-1937 гг.).
Протоиерей Александр Буравцев
(30 мая

1886 г.- 22 де­каб­ря 1937г.)

Слайд 25


Священномученик Павел (Ансимов)
Священномученик Сергий
(Голощапов)
Священномученик Александр (Буравцев)
Адрес: город Москва, улица Бакунинская,

100 Проезд: Метро «Электрозаводская» Год постройки: 2007

Слайд 26
1937 год
Данные
о числе
расстрелянных
и захороненных
на Бутовском полигоне по дням
в

период
с 8 августа
по 31 декабря.



19 декабря 1937 г. -
расстрелян
протоиерей
Сергий (Голощапов)

22 декабря 1937г. -расстрелян протоиерей Александр (Буравцев)

21 ноября 1937г. -расстрелян протоиерей Павел (Ансимов)



Слайд 27Величание Святых новомучеников исповедников Российских. Величаем вас, святии новомученицы и исповедницы Российстии,

и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

  

Днесь радостно ликует Церковь русская,
яко мати, чада прославляющи,
новомученики и исповедники своя,
святители и иереи, царственные страстотерпцы,
благоверныя князи и княгини,
преподобныя мужи и жены,
и вся православныя христианы,
во дни гонения безбожного
жизнь свою за веру во Христа положившия,
и кровьми истину соблюдшия.
Тех предстательством, долготерпеливе Господи,
страну нашу в Православии сохрани
до скончания века.

Русская Голгофа - Бутово

Соловецкий поклонный крест в Бутово


Слайд 28Икона Новомучеников и Исповедников в земле Российской просиявших
Клеймо иконы
«Убийство Праведников
в

Бутово»

Клеймо иконы
«Страдания новых мучеников
на Соловках»

Память Новомучеников и исповедников в земле Российской просиявших в воскресный день выпадающий на 25 января, или же в ближайшее последующее воскресенье

На 1 января 2017 г.
в Лике Новомучеников
и Исповедников в земле Российской просиявших канонизированы поименно 1976 человек


Слайд 29Проектное предложение
Бутово – это место памяти всех тех, кто был расстрелян

здесь, всех невинно убиенных, репрессированных, погибших в лагерях на территории бывшего СССР, среди которых большое количество священников, ставших священномучениками .

Память о них должна быть увековечена на многие лета, стать образцом высокой духовной праведности этих людей. Поэтому необходимо создать музей-памяти об этих невинно убиенных за веру Христову.

Наш колледж силами студентов и педагогов
может предоставить проект мемориального музея памяти Новомучеников, который возможно размесить на территории, прилегающей к Бутовскому полигону.



Слайд 30Проектное предложение


Слайд 31Результаты исследования и вывод:
Время страшных репрессий, которым были подвержены
в большом

количестве ни в чем неповинные люди, не должно быть забыто нами. Мы должны всегда помнить о тех, кто благодаря своей силе духа и вере во Христа претерпел страшные мучения, и остались преданными Богу. Именно таким человеком, пронесшим до конца своей праведной жизни тяжкий крест,
был Священномученик Сергий(Голощапов).
Его праведная жизнь, должна послужить образцовым примером для каждого из нас и не должна покидать наши сердца. Именно поэтому есть необходимость в создании музея памяти
на территории прилегающей к Бутовскому полигону, который будет являться символом нашей живой памяти о Новомучениках и тех страшных событиях, которые происходили в России
и Москве в эпоху богоборчества.


Слайд 32Информационные источники
Игумен Дамаскин (Орловский) .Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной

Церкви ХХ столетия. Кн. 7. Тверь, 2002. С. 248-256.
Павел Пономарев «Соловецкие святые и подвижники благочестия: жизнеописания, некоторые поучения, чудесные и знаменательные случаи»
Статья Священника Афанасия Гумерова «Житие Священномученика Сергия Иоанновича Голощапова»
Ольга Гришина «Священномученик Сергий Голощапов. Об одном из последних преподавателей Московской духовной академии».-М.: Покров,2013г.
Ссылки на сайты:
http://bessmertnybarak.ru/rubric/butovskiy_poligon/
http://krasnoblag.ru/index/svjashhennomuchenik_sergij/0-31
http://www.nikitniki.ru/
http://retromoscow.livejournal.com/46356.html



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика