www.smolin.ru
План лекции
1. Статус учащегося.
2. Здоровье учащихся.
3. Воспитание (формирование) личности.
4. Идеология (ценности) образовательной политики.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Клячко Т. Л. Реформа школьного образования: социально-экономические последствия и риски // Народное образование. 2013. № 10. С. 18–28.
Кравцов С. С. Бюрократизация школы // Народное образование. 2010. № 9.
Кучма В. Р. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболевания детей и подростков // Гигиена и санитария. 2005. № 6. C. 42–45.
Матюшкина М. Д. Социокультурные основания оценки качества современного образования. Монография / М.Д.Матюшкина. СПб.: СПбАППО, 2009.
Онищенко Г. Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений // Гигиена и санитария. 2005. № 3. C. 40–43.
Плаксий С. И. Парадоксы высшего образования. М.: Национальный институт бизнеса, 2005.
Сачкова М. Е. Среднестатусный учащийся в образовательном пространстве. М.: Изд-во СГУ, 2011. 347 с.
Сетевая образовательная среда: электронные ресурсы: учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 44.04.01 «Пед. Образование»/ [Т. Н. Носкова и др.]; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 2015. 114 с.
Смирнов И. П. Нормативное финансирование образования: затянувшиеся противоречия // Научные исследования в образовании: Педагогика. Психология. Экономика. 2014. № 1. С. 22–26.
Субетто А. И. Качество образования как основа инновационного прорыва России в XXI веке // Социология образования. М.: Изд-во СГУ, 2014. № 11. С. 4–13.
Фрумин И. Д., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Как вернуть образованию функцию социального лифта? // В кн.: Развитие человеческого капитала – новая социальная политика / Науч. ред.: В.А. Мау, Т.Л. Клячко. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);
Образовательная политика и законодательство в современной России
6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке,
а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
12) академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования,
а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;
Образовательная политика и законодательство в современной России
14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;
20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
Образовательная политика и законодательство в современной России
23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией…;
24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;
27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;
28) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки.
Образовательная политика и законодательство в современной России
«Учащиеся гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом, а также на свободное посещение лекционных занятий» (ст. 33 п.8).
Образовательная политика и законодательство в современной России
«1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации»
Образовательная политика и законодательство в современной России
Расчетная академическая стипендия
по действующему законодательству
(ст. 36 п. 8-10 ФЗ № 273, Постановление Правительства РФ от 17.12.2016 № 1390)
– в средних специальных учебных заведениях – 487 руб., или менее 5% от прожиточного минимума (10680 руб. для трудоспособного населения в среднем по РФ на 1 января 2017 г.)
– в высших учебных заведениях – 1484 руб., или менее 14% от прожиточного минимума
Образовательная политика и законодательство в современной России
по проекту ФЗ «Об образовании для всех»
не менее двух размеров прожиточного минимума, или в расчете на 1 января 2017 года – 21350 руб.
Образовательная политика и законодательство в современной России
по проекту ФЗ «Об образовании для всех»
в средних специальных учебных заведениях – не ниже прожиточного минимума, или на 1 января 2017 года – 10680 руб.
в высших учебных заведениях – не меньше прожиточного минимума, или на 1 января 2017 года – 10680 руб.
Образовательная политика и законодательство в современной России
В среднем специальном учебном заведении:
в 2016 году – 487 рублей, или менее 5% от прожиточного минимума
в советский период – около 60% прожиточного минимума, или в 12 раз больше
В вузе:
в 2016 году – 1484 рублей, или менее 14% от прожиточного минимума
в советский период:
– в обычном вузе – 80% от прожиточного минимума, или почти в 6 раз больше
– в вузе, готовящем специалистов для оборонного комплекса – выше прожиточного минимума
В аспирантуре:
в настоящее время – чуть более 27% прожиточного минимума
в советский период – 1,8 прожиточного минимума, или в 6 раз больше.
Образовательная политика и законодательство в современной России
по проекту ФЗ
«Об образовании для всех»
право на общежитие – всем нуждающимся студентам при наличии мест
оплата общежитий, включая коммунальные услуги, не может превышать 5% размера социальной стипендии, то есть на 1 января 2017 года при социальной стипендии не ниже прожиточного минимума – 534 руб.
При современной расчетной стипендии – приблизительно 75 руб.
Образовательная политика и законодательство в современной России
по проекту ФЗ
«Об образовании для всех»
Основной образовательный кредит – на оплату обучения и сопутствующий образовательный кредит – на бытовые нужды в период обучения.
Процентная ставка по кредиту
Проценты по образовательным кредитам не могут превышать половины ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком России. Комиссионные платежи за совершение операций по договорам образовательного кредита не взимаются.
8,25% / 2 = 4,13%
Образовательная политика и законодательство в современной России
по проекту ФЗ
«Об образовании для всех»
Условия возвращение кредита
Для выплаты основного долга устанавливается рассрочка не менее 20 лет. Заемщик имеет право досрочно выплатить основной долг без дополнительных условий со стороны кредитной организации.
Договор образовательного кредита должен содержать условия об отсрочке погашения основного долга и выплаты процентов на период обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения, а также до момента, когда месячный денежный доход заемщика после окончания им высшего учебного заведения не достигнет пяти размеров прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Отсрочка продлевается на время нахождения заемщика в академическом отпуске, в отпуске по уходу за ребенком и на время военной службы по призыву.
Образовательная политика и законодательство в современной России
по проекту ФЗ
«Об образовании для всех»
В целях оказания помощи субъектам Российской Федерации по обеспечению питанием учащихся общеобразовательных учреждений федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год (финансовый период) предусматриваются средства для соответствующих субсидий субъектам Российской Федерации из расчета не менее одного процента размера прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в день на одного учащегося.
Образовательная политика и законодательство в современной России
по проекту ФЗ
«Об образовании для всех»
Учащиеся государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждений обеспечиваются учредителем питанием из расчета не менее двух процентов размера прожиточного минимума в Российской Федерации в целом в день.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Примечание: при этом самые здоровые страны находятся в нижней части рейтинга продолжительности жизни. В процессе исследования использовались данные Всемирной организации здравоохранения, Всемирной ассоциации здоровья легких, а также World Factbook CIA о 179 странах.
Критерии: потребление спирта и табака на душу населения в год, неправильное питание и избыточный вес, заболевания не инфекционной природы (болезни сердечно-сосудистой системы, диабет, онкопатологии)
Самые здоровые страны: Афганистан, Гвинея, Нигер и Непал
По данным министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, за последние 10 лет здоровье школьников значительно улучшилось.
По данным диспансеризации, 85% всех детей от 0 до 18 лет – практически здоровые дети или дети, имеющие обратимые функциональные изменения. Количество тяжелых «хроников» среди детей – всего 4,5%.
По оценкам доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, который занимается проблемами детского здоровья несколько десятилетий, практически здоровые школьники составляют около 3 – 5%.
По заявлению В.Р. Кучмы, директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, лишь 4% детей приходят в школу здоровыми, а более половины уже имеют хронические заболевания. Абсолютно здоровых детей в школах нет уже ко 2 – 3 классу, а в целом 60% школьников страдают неврозами, болезнями желудка и проблемами с позвоночником.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Статистика нападений и случаев использования холодного или огнестрельного оружия учениками в российских школах с 2013 года
количество случаев
(по данным информационного агентства ТАСС)
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Русскому народу в мировой истории принадлежит особая роль:
1992 год – 13 %
2017 год – 64 %
Русский народ такой же, как и другие:
1992 год – 80 %
2017 год – 32 %
Образовательная политика и законодательство в современной России
Некоторые предложения в части воспитания:
Статья 6:
«12. Государство создает общедоступные электронные средства массовой информации, осуществляющие реализацию образовательных программ и просветительскую деятельность, оказывающие гражданам содействие в освоении ими образовательных программ, в повышении их образовательного уровня.
Государство поощряет путем установления льгот, преференций, учреждения специальных грантов негосударственные средства массовой информации, осуществляющие просветительскую деятельность, оказывающие гражданам содействие в освоении ими образовательных программ и повышении их образовательного уровня».
Статья 28:
«5. Педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений выплачивается ежемесячная надбавка за классное руководство и кураторство студенческих групп в размере 3000 рублей».
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
9. Как оценивает состояние здоровья школьников современной России Министерство здравоохранения и независимые эксперты? В чем причина столь значительных расхождений?
10. Как оценивается экспертами состояние психического здоровья детей? Существует ли, на Ваш взгляд, связь между этим состоянием и актами публичного насилия в школе?
11. Как Вы думаете, почему акты публичного насилия значительно чаще встречаются в США и современной России, чем в Канаде и социальных государствах Европы?
12. Каковы, на Ваш взгляд, главные негативные факторы, влияющие на здоровье современных детей? Как можно было бы улучшить состояние их здоровья?
13. Как оценивали соотношение обучения и воспитания российские педагоги, ученые и общественные деятели? Чему и почему отдавали приоритет?
14. В чем совпадали взгляды на цели воспитания Гегеля и Пушкина? Почему?
15. Каково соотношение образовательной политики и политики в области образования с пониманием воспитания в широком и узком смысле слова?
16. Покажите связь проблем воспитания с другими системными проблемами отечественного образования.
Образовательная политика и законодательство в современной России
17. Какими нормативными правовыми актами и государственными документами регулируются вопросы воспитания? В чем их достоинства и недостатки?
18. Какие законодательные предложения в области решения проблем воспитания Вам известны? Какие могли бы предложить Вы сами?
19. Какие два основных направления можно выделить в образовательной политике современных государств? Какое из них, на Ваш взгляд, является преобладающим?
20. Чем, с точки зрения идеологии, социальное направление в образовательной политике отличается от элитарного?
21. Как Вы оцениваете, с точки зрения ценностей образования, формирование в России «пирамидальной» системы вузов: Московский государственный, Санкт-Петербургский государственный университеты стрелка федеральные университеты стрелка национальные исследовательские университеты стрелка опорные университеты стрелка все остальные вузы?
22. Должно ли современное образование формировать квалифицированного потребителя и может ли это быть признано его главной целью и главным отличием от советской системы образования?
23. Существует ли, на Ваш взгляд, связь между системными проблемами образования и молодежными несанкционированными протестами?
24. Какое из двух направлений образовательной политики, на Ваш взгляд, более соответствует задачам обеспечения модернизации страны? Почему?
Образовательная политика и законодательство в современной России
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть