www.smolin.ru
План лекции
1. Содержание образования:
фундаментальность и (или) функциональная грамотность;
«знаниевый» и (или) компетентностный подходы;
«канон» и (или) модернизация.
2. Соотношение светского и религиозного образования.
3. Управление образованием: проблема дебюрократизации.
4. Развитие сети образовательных организаций: «оптимизация» и качество образования.
5. Современные образовательные технологии: электронное обучение.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Клячко Т. Л. Реформа школьного образования: социально-экономические последствия и риски // Народное образование. 2013. № 10. С. 18–28.
Кравцов С. С. Бюрократизация школы // Народное образование. 2010. № 9.
Кучма В. Р. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболевания детей и подростков // Гигиена и санитария. 2005. № 6. C. 42–45.
Матюшкина М. Д. Социокультурные основания оценки качества современного образования. Монография / М.Д.Матюшкина. СПб.: СПбАППО, 2009.
Онищенко Г. Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений // Гигиена и санитария. 2005. № 3. C. 40–43.
Плаксий С. И. Парадоксы высшего образования. М.: Национальный институт бизнеса, 2005.
Сачкова М. Е. Среднестатусный учащийся в образовательном пространстве. М.: Изд-во СГУ, 2011. 347 с.
Сетевая образовательная среда: электронные ресурсы: учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 44.04.01 «Пед. Образование»/ [Т. Н. Носкова и др.]; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 2015. 114 с.
Смирнов И. П. Нормативное финансирование образования: затянувшиеся противоречия // Научные исследования в образовании: Педагогика. Психология. Экономика. 2014. № 1. С. 22–26.
Субетто А. И. Качество образования как основа инновационного прорыва России в XXI веке // Социология образования. М.: Изд-во СГУ, 2014. № 11. С. 4–13.
Фрумин И. Д., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Как вернуть образованию функцию социального лифта? // В кн.: Развитие человеческого капитала – новая социальная политика / Науч. ред.: В.А. Мау, Т.Л. Клячко. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
«3. ФГОС включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся».
Образовательная политика и законодательство в современной России
3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) содержанию и структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основных образовательных программ, включая условия, обеспечивающие использование электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий;
3) результатам освоения основных образовательных программ, достижение которых необходимо для успешного прохождения обучающимися промежуточных аттестаций и государственной итоговой аттестации.
Образовательная политика и законодательство в современной России
4. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования также включают в себя:
1) базисный учебный план, который определяет максимальный и минимальный показатели объема основной образовательной программы, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, перечень обязательных учебных предметов, курсов, дисциплин, максимальные и минимальные показатели их трудоемкости;
2) базовое содержание основных образовательных программ по обязательным учебным предметам, курсам и дисциплинам, освоение которого является обязательным условием успешного прохождения обучающимися, осваивающими соответствующую образовательную программу, промежуточных и (или) государственной итоговой аттестации.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования также включает в себя результаты освоения основной образовательной программы, достижение которых необходимо для успешного прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Обязательные предметы
Предметы для изучения на факультативной основе
Предметы, подлежащие сокращению
правила дорожного движения (ПДД) – 73%
основы военной подготовки – 63%
финансовая грамотность – 44%
основы мировых религиозных культур – 65%
основы светской этики – 64%
основы православной культуры – 59%
основы семейной жизни – 49%
ИЗО – 7%
музыка – 7%
физическая культура – 5%
иностранные языки – 3%
затруднились с ответом – 67%
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
«Канон» – акцент на изучение, преимущественно, классического наследия гуманитарной культуры. Преобладает в периоды эволюционного развития общества.
«Модернизация» – акцент на изучение, преимущественно, современной гуманитарной культуры. Преобладает в периоды революций и радикальных реформ.
Образовательная политика и законодательство в современной России
35 %
При этом опрошенные верующие, как правило, не соблюдают ограничений, предписываемых церковью во время постов.
53 %
Образовательная политика и законодательство в современной России
в советский период
15 – 20% на уровне мировых лидеров
на рубеже 2010-х годов
7 – 10% вдвое ниже, чем в социальных государствах Европы
Модель № 1. Образование целиком светское, религиозная компонента отсутствует (СССР, Франция, Словения, Голландия, США).
Модель № 2. Образование светское; религия преподается на факультативной основе (Венгрия, постсоветская Россия до введения курса «Основы религиозной культуры и светской этики» – 1 сентября 2012 года).
Модель № 3. Образование светское; религия преподается на элективно-факультативной основе: родители или сам ученик вправе выбрать одну из религиозных дисциплин, либо светский вариант истории мировых религий или этики (современная Россия, Финляндия).
Модель № 4. Образование светское; религия преподается на элективной основе: религиозные курсы избираются из числа обязательных (Хорватия, Чехия, Словакия, Испания, Португалия).
Модель № 5. Религиозное образование в школе обязательно (Бельгия, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Норвегия. В Италии и Швеция в обязательном порядке преподается религиозная культура (не катехизис)).
Образовательная политика и законодательство в современной России
1. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
2. Возможность получения религиозного образования в учреждениях, созданных религиозными организациями (воскресные школы, негосударственные школы и т.п.)
3. Возможность получения религиозного образования на факультативной основе в государственной и муниципальной школе по желанию детей, с согласия родителей и органов управления образованием.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Комментарий: содержание принципа не раскрыто
Образовательная политика и законодательство в современной России
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).
Комментарий: фактически духовно-нравственная культура трактуется как преимущественно религиозная. Светские учебные предметы, курсы, дисциплины трактуются лишь как альтернативные.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Комментарий: фактически закон перевел религиозные курсы в государственной и муниципальной школе из числа факультативных в разряд элективных (избираемых в обязательном порядке).
Образовательная политика и законодательство в современной России
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
3. Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Комментарий: фактическое введение цензуры религиозных организаций над курсами духовно-нравственной культуры в светских школах.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
4. Образовательные организации высшего образования, реализующие имеющие государственную аккредитацию основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии, при разработке этих образовательных программ учитывают примерные основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии, прошедшие экспертизу в соответствии с частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Комментарий: по мнению руководства философского факультета МГУ, теология (в переводе – богословие) не может быть светской, и, следовательно, ее введение в вузовские курсы есть отступление от принципов светского образования, равно как и экспертиза этих курсов со стороны религиозных организаций. Появление кафедры теологии в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» вызвало бурные дискуссии в стране.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
5. Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией.
Комментарий: отбор кадров для преподавания курса теологии (который официально объявлен светским) фактически осуществляется религиозными конфессиями (централизованными религиозными организациями).
Образовательная политика и законодательство в современной России
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
6. К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.
Комментарий: религиозные организации не только экспертируют содержание курсов, но и участвуют в разработке для них учебно-методического обеспечения.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
7. Частные образовательные организации на основании представления соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации вправе включать в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).
Комментарий: право частных образовательных организаций вводить религиозную компоненту образования без согласия родителей (студентов).
Образовательная политика и законодательство в современной России
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
12. Образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации, преподавания ими образовательных программ, предусмотренных частями 1 и 4 настоящей статьи, могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня деятельности образовательных организаций и педагогических работников отвечающим критериям и требованиям, утвержденным централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями. Порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной образовательной организации и педагогическому работнику, устанавливаются проводящей такую аккредитацию централизованной религиозной организацией.
Комментарий: общественная аккредитация образовательных организаций и педагогов централизованными религиозными конфессиями выступает как дополнительный механизм их влияния на отбор кадров для преподавания основ соответствующей духовно-нравственной культуры. При этом от дополнительных финансовых обязательств государство уклоняется.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Статья содержит значительные отступления от принципа светского образования, провозглашенного в статье 3, а именно:
1) духовно-нравственная культура сводится преимущественно к религиозной;
2) централизованные религиозные конфессии получают возможность влияния на содержание образования в светских учебных заведениях;
3) те же конфессии фактически отбирают кадры педагогов в светских учебных заведениях для преподавания соответствующих дисциплин;
4) система формирует не национальную идентичность, но, скорее, сознание принадлежности к определенной конфессии и культуре;
5) система содержит риски возникновения конфликтов между учениками на конфессиональной основе.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
«Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества филиалов вузов в сторону их сокращения (сокращение филиалов до 80%).
Будет сокращено общее число вузов (до 40%) при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах».
Образовательная политика и законодательство в современной России
Количество людей с высшим образованием в различных странах мира
По данным организации Экономического сотрудничества и развития
(данные на 2014 год; возраст - от 25 до 64 лет; в %)
1-2. Россия – 54
1-2. Канада – 54
3. Израиль – 49
Данные на 2014 год
процент людей с высшим образованием в возрасте от 25 до 64 лет
Образовательная политика и законодательство в современной России
январь 2014 –
567
январь 2018 –
484
Филиалы государственных вузов
Сокращение в 2,1 раза
январь 2014 –
908
январь 2018 –
428
Негосударственные вузы
Сокращение в 2,1 раза
январь 2014 –
371
январь 2018 –
178
Филиалы негосударственных вузов
Сокращение в 5,2 раза
январь 2014 –
422
январь 2018 –
81
1. Финансирование образовательных организаций:
а) по нормативам в зависимости от количества обучающихся;
б) по смете расходов, которые не зависят от количества учащихся – не менее 30% всех расходов.
2. Запрет ликвидации учебных заведений без согласия законодательного (представительного) органа власти соответствующего уровня:
федеральных вузов – без согласия Государственной Думы;
учебных заведений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, – без согласия законодательных органов соответствующего субъекта РФ;
образовательных организаций, находящихся в ведении местного самоуправления, – без согласия представительного органа местного самоуправления.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
COURSERA – стартап, инициированный Стэнфордским университетом
25 млн слушателей;
более 1 млн слушателей из России (крупнейший и самый быстрорастущий не англоязычный регион для Coursera);
более 2000 курсов;
149 университетов-партнеров
UDACITY – компания, возникшая в результате расширения программы по информатике Стэнфордского университета
около 2 млн пользователей;
около 50 курсов;
2 университета и 13 компаний-партнеров
EdX – проект Гарвардского университета и Массачусетского технологического института (MIT)
4,5 млн пользователей;
290 курсов;
около 60 партнеров, среди которых университеты и коммерческие организации
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Платформа создана Ассоциацией "Национальная платформа открытого образования", учрежденной ведущими университетами - МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО при поддержке Минобрнауки РФ
365 тыс. пользователей;
214 курсов
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
результаты и последствия
Результат № 1 – ориентация населения страны-конкурента на обучение в вузах страны, предоставляющей MOOCs бесплатно или по очень низким ценам.
Последствия:
потеря национального образовательного рынка;
массовый отток финансов в университеты других стран;
стремительное нарастание «утечки умов»;
качественный рост интеллектуального потенциала в стране, куда перемещаются человеческие ресурсы.
Образовательная политика и законодательство в современной России
результаты и последствия
Результат № 2 – ослабление интеллектуального потенциала или торможение его развития в стране, которая теряет человеческие ресурсы.
Последствие:
разрушение или ослабление национальных систем образования и науки – основного генератора интеллектуальных ресурсов страны.
Образовательная политика и законодательство в современной России
результаты и последствия
Результат № 3 – погружение студента иностранного электронного университета в культуру другой страны.
Последствия:
переориентация на ценности иностранной культуры;
размывание национальной идентичности;
продвижение интересов страны-конкурента в ущерб национальным интересам;
превращение части студентов иностранных онлайн университетов в потенциальных агентов влияния.
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
Из письма Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолина Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву (2014 год):
«В связи с изложенным прошу Вас рассмотреть следующие предложения:
О разработке и принятии, исходя из опыта ведущих стран, государственной межведомственной программы развития индустрии электронного обучения.
О подготовке совместно с Комитетом Государственной Думы по образованию и Межведомственной рабочей группой по развитию электронного обучения и внесению в Государственную Думу проекта федерального закона «Об индустрии электронного обучения». Аналогичные законы приняты в наиболее развитых в этом отношении странах.
В целях координации развития электронного обучения в России, в том числе в целях реализации вышеуказанных предложений прошу Вас рассмотреть вопрос о создании специальной правительственной комиссии по развитию электронного обучения и индустрии электронного обучения в России под Вашим руководством».
Образовательная политика и законодательство в современной России
Образовательная политика и законодательство в современной России
9. Согласны ли Вы со следующими популярными утверждениями:
а) более религиозное общество всегда или как правило является и более нравственным; б) массовое религиозное образование повышает уровень нравственности в обществе?
10. Содержит ли, на Ваш взгляд, статья 87 Федерального закона «Об образовании в РФ» отступления от принципа светского образования? Если да, какие и почему?
11. Проанализируйте динамику выбора гражданами России различных составляющих (модулей) курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Какие два главных вывода позволяет сделать этот анализ?
12. В чем выражается бюрократизация современного российского образования? Приходилось ли Вам ощущать ее на себе в школе или вузе?
13. Является ли, на Ваш взгляд, бюрократизация образования зеркалом бюрократизации общества?
14. Существует ли связь между «Второй русской революцией» начала 1990-х годов и последующей бюрократизацией общественной жизни?
15. Каким по преимуществу, на Ваш взгляд, должен быть характер образовательных отношений: а) юридическим; б) морально-нравственным?
16. Возможна ли, на Ваш взгляд, дебюрократизация образовательных отношений? Если да, каковы ее пути?
17. Какова динамика численности школ в советский и постсоветский периоды? Каковы причины резкого сокращения их численности, особенно после 2005 года? В каких поселениях и почему школы пострадали более всего?
18. Какова динамика численности российских вузов за последние 100 лет? Почему количество вузов в единицу времени быстрее всего росло в 1930-х годах, а сокращалось – в 2010-х?
19. Согласны ли Вы с тезисом: чем крупнее вуз, тем выше качество образования? Аргументируйте ответ.
Образовательная политика и законодательство в современной России
20. Какие законодательные предложения по сохранению сети отечественных образовательных организаций Вам известны? Какие Вы могли бы внести от себя?
21. Во время думской дискуссии 16 сентября 2015 года депутат и один из лидеров парламентской фракции «Единая Россия» Николай Булаев заявил: "Школы закрываются не потому, что так хочется чиновнику, а потому, что в школе, в которой всего двенадцать учеников, невозможно нормально организовать обучение. Если мы хотим кому-то изуродовать судьбу, если мы хотим воспитать интеллектуальных уродов, тогда давайте сохранять эти школы, где пять-шесть учеников! ". Прокомментируйте это высказывание с позиций педагогической науки и, если это возможно, Вашего жизненного опыта.
22. В последнее время отечественные политические лидеры, включая Президента страны, провозгласили курс на развитие цифровой экономики. Как Вы оцениваете состояние цифровых технологий в современной России? Возможно ли развитие цифровой экономики без электронного (цифрового) обучения?
23. Назовите основные признаки электронного обучения, определяемые Федеральным законом «Об образовании в РФ»?
24. Какие страны и организации являются лидерами электронного обучения в мире? Существует ли связь между этим лидерством и уровнем развития цифровых технологий?
25. Каковы возможности и риски развития трансграничного электронного обучения вообще и массовых открытый онлайн курсов, в частности? Справедливо ли в данном случае утверждение о «бесплатном сыре в мышеловке»?
26. Как связана проблема развития электронного обучения в России с другими системными проблемами отечественного образования?
27. Какие предложения в области развития электронного обучения в России Вам известны? Какие предложения в этой области могли бы сделать Вы сами?
Образовательная политика и законодательство в современной России
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть