Система независимой оценки качества профессионального образованияФакторович А.А.,кандидат педагогических наук,Федеральный институт развития образования презентация

Содержание

СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Совокупность организационных и функциональных структур, норм, правил, обеспечивающих основанную на единых принципах оценку общих и профессиональных компетенций обучающихся, эффективности деятельности

Слайд 1Система независимой оценки качества профессионального образования Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития

образования

Слайд 2СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Совокупность организационных
и функциональных структур,
норм,

правил, обеспечивающих основанную
на единых принципах оценку
общих и профессиональных компетенций обучающихся,
эффективности деятельности
образовательных учреждений и их систем,
качества образовательных программ с учетом запросов
основных потребителей образовательных услуг

Слайд 3Объекты и субъекты независимой оценки качества ПО





Образовательные программы:
профессиональное сообщество, личность, государство
Общие

и профессио-нальные компетенции
выпускников:
работодатели, государство

Образова-тельные организации и их системы:
государство

Качество профессионального
образования


Слайд 4Актуальность проблемы оценки профессионального образования
ПРИОРИТЕТНОСТЬ ВОПРОСОВ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ;

НЕОБХОДИМОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ;

ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗВИТИИ ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, К ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ;

ВНЕДРЕНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ;

НЕОБХОДИМОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА, ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИИ

Слайд 5Новые приоритеты развития ПО
Из доклада к совместному заседанию Госсовета и Комиссии

при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России (31 августа 2010 г.)

«… Необходимым фактором развития профессионального образования является объективная, достоверная, публичная, понятная, система мониторинга и контроля качества образования, включающая наряду с государственной внешнюю независимую систему оценки качества образовательных учреждений, программ и результатов образования».

«В рамках Болонского процесса обостряется необходимость формирования прозрачной, информационно открытой и объективной системы экспертного и общественного мониторинга качества реализации образовательных программ»

Слайд 6Особенности ФГОС НПО, СПО нового поколения
Задача: обеспечить соответствие качества подготовки требованиям

рынка труда


Требования
работодателя

Требования
государства

Потребности
и возможности
личности

Компетенции по видам
проф. деятельности

Уровень квалификации
по образованию

Возможность построения ИОТ
(20-30 % вариативная составляющая)


Слайд 7Ф
Г
О
С
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ФГОС

КАК ИСНТРУМЕНТ
НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ

Слайд 8Условия, обеспечивающие независимость оценки качества образования
Дифференциация

Субъектов учения и
оценки
Оценки образовательных
достижений

и
профессиональных
компетенций

Расширение социального
партнерства в
экспертизе качества

Централизованный
независимый
контроль – аналог
ЕГЭ?

Сертификация
квалификаций




гармонизация
государственной и
общественной
аккредитации



Международные
исследования
(проект ОЭСР
AHELO)


Слайд 9Экспертиза и аккредитация программ
Устанавливает качество
«на входе»;

обеспечивает
конкурс программ
Оценивает качество
«на выходе»;

подтверждает
востребованность
программ
П
О
Т
Е
Н
Ц
И
А
Л

Р
Е
З
У
Л
Ь
Т
А
Т


Слайд 10Отличие общественной аккредитации от государственной
Государственная



Подтверждение:
государственного статуса ОУ;
соответствия качества
образования требованиям государства




Официальный

орган управления
образованием


Деятельность ОУ в целом

Общественная



Оценка
качества подготовки специалистов;
способности программы обеспечить
качественную подготовку выпускников




Общественная (профессиональная организация)



Отдельная образовательная программа

цели

субъект

предмет


Слайд 11Особенности общественно-профессиональной аккредитации

ФУНКЦИЯ:
помощь ОУ в
выработке действенных внутренних механизмов совершенствования
качества с

опорой на собственные традиции
и опыт лучших практик отечественного и зарубежного образования



Показатели:

регламент обновления содержания учебных программ и методических материалов;
механизм корректировки целей программ с участием преподавателей и внешних экспертов;
качество оценочных материалов;
соответствие образовательных технологий компетентностному подходу;
степень владения преподавателями современными образовательными технологиями;
качество проводимых занятий;
условия, которые создаются для повышения профессионально-педагогического мастерства


Направленность:
не академическая, а профессиональная



Слайд 12Международный опыт аккредитации: США

Ключевой принцип:
образовательная программа сильна настолько,
насколько сильно ее

самое слабое звено.


Субъекты:
Региональные аккредитационные агентства
Accreditation Board for Engineering and Technology
(ABET)

КРИТЕРИИ – ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА
знание и понимание современных научно-технических, общественных и политических проблем;
умение применять естественнонаучные, математические и инженерные знания на практике;
умение применять изученные методы в инженерной практике;
способность проектировать процессы или системы в соответствии с поставленными задачами;
способность планировать и проводить эксперимент, фиксировать и интерпретировать данные;
способность работать в коллективе по междисциплинарной тематике;
способность эффективно взаимодействовать в коллективе;
профессиональная и этическая ответственность;
понимания глобальных социальных последствий инженерных решений;
понимание необходимости и способность учиться постоянно.



Слайд 13

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ: ЕВРОПА
ПОДХОДЫ
БРИТАНСКИЙ:
более высокая степень
автономии ОУ;
преобладание внутреннего аудита
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ:
преобладание внешних
форм

контроля

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
независимость от государства и ОУ,
привлечение внешних экспертов;
2) первичная оценка о стороны самих ОУ;
3) совместная экспертиза;
4) публикация отчетов.


Слайд 14Международный опыт: Великобритания
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Quality Assurance Agency (QAA)
Типовые критерии
Субъекты оценки,
созданные

университетами:
The Open University (OU)
The Open University Validation Services (OUVS)


ОСОБЕННОСТИ
отсутствие количественных показателей;
поощрение академической, исследовательской, профессиональной
активности преподавателей
в областях, соответствующих преподаваемым курсам;
требования к системе гарантий качества образования,
мониторинг студенческой академической активности и ее результатов
со стороны внутренних и внешних экзаменаторов.



Слайд 15Международный опыт: Германия
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОГРАММ
учет новейших тенденций развития науки и

производства;
эффективность с точки зрения потребностей общества и рационального использования выделяемых государством ресурсов;
оптимальное содержание подготовки, учитывающее общественные и профессиональные требования и потребности личности;
высокий уровень учебно-педагогического процесса, приносящего удовлетворение и преподавателям, и студентам;
обеспечение образовательной среды, мотивирующей на высокое качество деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса.


Аккредитационный совет по оценке программ
подготовки бакалавров и магистров:
минимальные стандарты

Аккредитационные агентства: отраслевые,
территориальные



Слайд 16КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

- соответствие разработанной программы требованиям ФГОС;
- наличие в программе возможности

для формирования студентами индивидуальных образовательных траекторий;
- участие внешних экспертов (в том числе работодателей) в разработке программ дисциплин, модулей, практик;
- технология ежегодного обновления программ, принятая в вузе;
- актуальность и периодичность обновления тематики курсовых и дипломных работ студентов;
- соответствие программ аттестаций, критериев оценивания студентов принципам компетентностного подхода;
- соответствие созданной в вузе образовательной среды требованиям компетентностного подхода;
- качество организации самостоятельной работы студентов;
- оснащенность баз практик;
востребованность выпускников на рынке труда;
степень владения преподавателями современными образовательными технологиями; предоставляемые вузом возможности профессионального развития и повышения квалификации;

Пример показателей для независимой аккредитации программ:
опыт АККОРК


Слайд 17
Пример показателей для профессиональной аккредитации программ (проект ФИРО)


Слайд 18
СЕРТИФИКАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ

Студент может быть сертифицирован по каждому профессиональному модулю (добровольность

+ развитие системы сертификации квалификаций + востребованность сертификата на рынке труда и доверие к нему работодателей)

Слайд 19
Закон РФ «Об образовании» (п. 25 ст. 33 );
Постановление Правительства РФ от

24 декабря 2008 г. N 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России «Об обеспечении выполнения комплекса межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования» от 17.10.2006 №256;
Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утверждено Министерством образования и науки РФ и РСПП № АФ-318/03 от 31.07.2009);
Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах
(утверждено Министерством образования и науки
РФ и РСПП № АФ-317/03 от 31.07.2009).

НОРМАТИВНАЯ БАЗА СЕРТИФИКАЦИИ


Слайд 20Инструменты











Общественно-государственный совет
системы независимой оценки качества
профессионального образования
Региональные центры сертификации
профессиональных

квалификаций
(Самарская область,
республика Татарстан, Красноярский край и др.)

Сложившиеся модели аккредитации
образовательных программ и экспертизы результатов
профессионального образования
с участием социальных партнеров (АИОР, АККОРК).




Слайд 21 Документы Общественно-государственного совета независимой оценки качества образования профессионального образования
Порядок оценки и

сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах;
Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах;
Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах;
Общие требования к экспертам по оценке и сертификации квалификаций системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, а также другие документы.

Протокол № 2 от 15 декабря 2010 г


Слайд 22
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ
Цель:

ОБЪЕКТИНАЯ, ПРИЗНАВАЕМАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА ТРЕБОВАНИЯМ

ПРОИЗВОДСТВА И БИЗНЕСА, УСТАНОВЛЕННЫМ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВА РАБОТНИКА ВЫПОЛНЯТЬ КОНКРЕТНЫЕ ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТА, ВРЕМЕНИ И СПОСОБА ПОЛУЧЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


ЗАДАЧИ:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ ОУ;
ФОРМИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ ОБУЧЕНИЯ
НА ОСНОВЕРЕЗУЛЬТАТОВ СЕРТИФИКАЦИИ;
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ТРАЕКТОРИИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, КАРЬЕРНОГО
И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЕЛОВЕКА;
ОБЛЕГЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ НА
РАБОЧЕМ МЕСТЕ В НОВОМ ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ;
ПОВЫШЕНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКОВ
И ВЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА;
УПРОЩЕНИЕ И СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ;
ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА.


Слайд 23
Доступности
процедур оценки
Добровольности
Постоянного обучение
экспертов
Открытости информации о механизмах и процедурах оценки
Комплексность оценки
компетентности

и достоверности оценок, обеспечиваемых привлечением квалифицированных экспертов, использованием стандартизированного и технологичного инструментария

Независимость и объективность оценки

Совершенствование управленческой деятельности в ОУ

Основные принципы сертификации и оценки квалификаций


Слайд 24


Алгоритм формирования системы
сертификации и оценки квалификаций
Основные мероприятия

Формирование
организационно-
методической базы
Формирование
инфраструктуры
Кадровое
обеспечение
Адаптация
Федеральной


нормативно-
методической базы

Организация
разработки ПС по
приоритетным ВЭД
в соответствии с
процедурой РСПП

Разработка и
реализация
программы
обучения
экспертов



Создание и
организация
сети ЦОСК в
соответствии с
порядком,
определенным ОГС


Ведение базы
данных
экспертов

Разработка
контрольно-
оценочных материалов

Создание единой
информационной
базы





Слайд 25

ТППРБ
МОН РБ


Республиканский общественно-государственный совет (ОГС)
по независимой оценке качества профессионального образования


Функции:
координация разработки
профессиональных стандартов по приоритетным
для региона ВЭД;
взаимодействие с органами госвласти, объединениями
работодателей, профессиональными сообществами;
принятие решений по оптимизации управления качеством
профессионального образования на основе анализа
результатов ОПА и сертификации квалификаций;
координация конкурсного отбора, аудита аккредитующих
и сертифицирующих структур


Объединение работодателей

Региональное МО



Региональный общественно-государственный совет (ОГС)
по независимой оценке качества профессионального образования

Функции:
координация разработки
профессиональных стандартов по приоритетным
для региона ВЭД;
взаимодействие с органами госвласти, объединениями
работодателей, профессиональными сообществами;
принятие решений по оптимизации управления качеством
профессионального образования на основе анализа
результатов сертификации квалификаций;
координация конкурсного отбора, аудита аккредитующих
и сертифицирующих структур


Сертификационный центр профессионального образования
базовая организация ОГС.
Функция
организационное сопровождение деятельности ОГС,
ведение реестра экспертов, консалтинг ЭМЦ

Экспертно-методический
центр(ы): обучение экспертов,
КОМы, методобеспечение

Региональная сеть центров
оценки и сертификации
квалификаций


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика