Слайд 1
Тема выступления на педсовете №3
в 2007-2008 учебном году
Метелевой Л.А.
Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников
«… следует не только передавать ученику те или другие познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно без учителя приобретать новые познания. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что конечно составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения».
К.Д.Ушинский
Слайд 2Педагогические технологии и инновации
Педагогические технологии и инновации, вошедшие в школьную жизнь
за последнее время
направлены на повышение продуктивности учебной деятельности
повышение активности учащихся в процессе приобретения знаний, умений и навыков.
Слайд 3Педагогические технологии и инновации
Приемы занимают центральное место в учебной деятельности школьника
и сильно влияют на нее.
Слабый уровень их сформированности создает трудности для учащихся в обучении, особенно при выполнении самостоятельной работы.
Слайд 4Педагогические технологии и инновации
Сформированность приемов учебной деятельности - выполнения определенной задачи
позволяет учащимся интересно сделать самостоятельную работу или творческое задание.
Слайд 5Педагогические технологии и инновации
В программе по ИЗО строго определен объем учебного
материала, количество часов, отводимое в календарно-тематическом планировании на ту или иную тему, в пояснительной записке к программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство художественный труд» дается перечень приемов учебной работы, которые целесообразно формировать в учебном году, но на каком этапе обучения должны быть сформированы те или иные приемы, какое время на это целесообразно отвести, какова должна быть технология их формирования и как отслеживать эффективность этой работы, по каким показателям судить о достижении цели должен распределить и запланировать сам учитель.
Слайд 6Педагогические технологии и инновации
Для того, чтобы требовать от ученика хорошего грамотного
рисунка или написания пейзажа акварельными красками, предварительно ему нужно показать (продемонстрировать) этот прием и его поэтапное выполнение действие за действием, т.е. аргументировано доказать как прийти к определенному результату.
Слайд 7Педагогические технологии и инновации
Прежде чем попросить учащихся составить композицию пейзажа, учитель
должен на каком-то этапе урока, а еще лучше на специальном уроке, отведенном для разъяснения роли и места приемов в изобразительной деятельности, показать учащимся как составляется композиция, и отработать этот прием.
Слайд 8Педагогические технологии и инновации
Приемы учебной работы сравнивают с системой действий, которые
служат для решения ряда задач.
Приемы служат для усвоения знаний, умений, навыков.
Владея приемами, ученик сможет успешно решать учебную задачу, поскольку любой прием состоит из определенных действий и предписаний их последовательного выполнения.
Слайд 9Педагогические технологии и инновации
Вооружить учащихся приемами познавательной деятельности – значит дать
им ключ, с помощью которого они смогут усвоить любой учебный материал.
Поэтому формирование приемов учебной деятельности должно быть обязательным и самостоятельным звеном в работе учителя.
Слайд 10Педагогические технологии и инновации
Ученик хорошо успевающий по математике или истории, не
может успешно сделать задание по изобразительному искусству.
Причиной этого явления может быть отсутствие интереса к предмету.
Но чаще всего это происходит, когда ученик не владеет специфическими приемами учебной работы, которые формируются и проявляются именно на уроках изобразительного искусства.
Слайд 11Педагогические технологии и инновации
Прием сравнения можно использовать на этапе усвоения новых
знаний на уроке «Картина – пейзаж» для 3 класса, когда учитель сравнивает репродукции картин разных художников для демонстрации того, что сравнение помогает не только понять, что хотел рассказать художник в своей картине, но и что сделать ученику для передачи определенного настроения.
Слайд 12Педагогические технологии и инновации
На этапе проверки понимания учащимися нового материала прием
сравнения помогает сделать вывод - задачей искусства, является не слепое копирование жизни, а выражение отношения художника к ней через отбор и отбрасывание случайного.
Самостоятельное сравнение картины «Море» Г.Рейсдала и «Золотая осень» И.Левитан закрепляет прием учебной работы.
Слайд 13 Технология формирования приема сравнения :
Выделение признаков у объекта
Становление общих
и существенных признаков
Выделение оснований для сравнения
Сопоставление объектов по данному основанию
Вывод из сравнения – заключительное действие этого приема
Слайд 14Технология формирования приемов учебной деятельности
Определение роли и функции приемов в учебной
деятельности и разъяснения цели овладения конкретным приемом
Демонстрация учителем образца выполнения приема
Совместное выполнение приема под руководством учителя
Самостоятельное выполнение учащимися на уроке данного приема на другом учебном материале
Самостоятельное выполнение (закрепление) приема в условиях выполнения самостоятельной домашней работы - перенос приема в новые условия.
Способность ученика рассказать словами о составе приема и переносить его в новые условия – показатель его сформированности.
Слайд 15Педагогические технологии и инновации
Технология приемов учебной деятельности жестко задает способ достижения
цели через алгоритмизацию процедур и действий.
Процедуры и действия, направленные на достижения запланированных целей в рамках технологии, должны строго следовать одна за другой.
Особенность технологии – это ее воспроизводимость, переносимость, означающая, что одна и та же технология в руках разных учителей, работающих в разных школах, с разными учащимися, дает одинаково высокие результаты.
Элемент субъективности доведен до минимума, хотя действие личностного субъективного фактора не исключается.
Слайд 16Педагогические технологии и инновации
Технология приемов учебной деятельности разрабатывает определенный алгоритм, конструирует
учебный процесс и строго задает определенную последовательность процедур, шагов, направленных на достижения гарантированного результата.
Освоение приемов учебной деятельности превращает ученика в познавательно активную личность.
А познавательная активность – это одна из форм социальной или трудовой, политической, гражданской активности.
Ученик, освоив приемы учебной деятельности, становится активным участником учебного процесса.
Слайд 17Педагогические технологии и инновации
Современные педагогические технологии и инновации в учебной деятельности
школьников построены на принципе активности ребенка в обучении.
Все, что делается на уроке и в школе только тогда вызовет у ученика активность, когда содержание, формы, приемы соответствуют природным силам самого ученика, потребностям, интересам и согласуются с жизненными планами, т.е. носят личностно-ориентированный, индивидуальный характер.