Слайд 1Семинар
«Федеральный государственный стандарт начального общего образования»
Слайд 2 Вопросы, предлагаемые
к рассмотрению в ходе семинара:
1. Отличительные особенности ФГОС второго поколения от ГОС первого поколения. /Ланшакова С.В., учитель начальных классов/
2. Системно-деятельностный подход – основа ФГОС второго поколения. /Клюс Н.И., учитель математики/
3. Модель выпускника начального общего образования /Плющикова Е.А., учитель начальных классов/
4. УМК для будущих первоклассников /Мубаракшина А.Р., заместитель директора/
Слайд 3ОТЛИЧИЕ
стандартов
ВТОРОГО поколения
от стандартов
ПЕРВОГО поколения
Слайд 4
Т
К структуре основных
образовательных программ
Т
К результатам освоения
основных
образовательных программ
Т
К условиям реализации
основных
образовательных
программ
Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
Слайд 5
современное общество требует
современную школу –
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Слайд 6Заказчики проекта
Российская
академия
образования
Росспорт
Министерство
образования и науки
Российской Федерации
МЧС
Минобороны
России
Минсельхоз
России
Минкультуры
России
Слайд 7
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА -
ОСНОВНАЯ ШКОЛА -
СТАРШАЯ ШКОЛА -
научить учиться
научить
общаться
научить социализироваться
(социальная практика
профессиональный выбор)
Слайд 8ФГОС
идеологическая основа
Духовно-нравственное
развитие и воспитание
Личностная Семейная Социальная
КУЛЬТУРА
содержание уроков
воспитательные планы кл.руководителя:
социокультурное пространство
праздники
проекты
социальные проекты
школа для родителей
программа «Истоки»
история школы, города
научная основа
Фундаментальное ядро содержания
(научные знания + УУД )
(научные знания +
системно-деятельностный подход РО)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
требования
структура результаты условия
личностные метапредметные предметные
Развитие «компетентности
к обновлению компетенций»
Слайд 9
Состав фундаментального ядра общего образования
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Слайд 10
Традиционная дидактика
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Новая дидактика
Совместная деятельность учителя и ученика
Слайд 11УУД
Функция
универсальных учебных действий –
обеспечить
ключевую компетенцию обучающихся –
умение
учиться
Слайд 12 Личностные результаты – это сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации
выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Метапредметные (компетентностные) результаты представляют собой освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Предметные результаты представляют собой усвоенные учащимися при изучении учебного предмета (истории, обществознания и др.) знания, умения, навыки, а также специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфические для изучаемой области знаний.
Слайд 13К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с
учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Слайд 14Восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и
личностного результата освоения стандартов.
Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра.
Системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности).
Три группы требований: к результатам, условиям и структуре.
Ориентация на развитие вариативности образования.
Инновационный характер нового стандарта:
Слайд 15Требования к структуре основных образовательных программ
Инвариантная и вариативная части
Слайд 16Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
направления
спортивно-оздоровительное,
художественно-эстетическое,
научно-познавательное,
патриотическое
направление,
общественно-полезная
проектная деятельность
формы:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей
Требования к УСЛОВИЯМ реализации
основных образовательных программ
Кадровое обеспечение
(создание субъектной развивающей образовательной среды)
Учебно-материальное обеспечение
(создание предметной развивающей образовательной среды)
Материально-информационное
обеспечение
(создание информационно-методической развивающей образовательной
среды)
Финансово-экономическое обеспечение
(создание условий для формирования сред)
Слайд 18ФГОС
1 поколение
Усвоение знаний, умений, навыков
Базировался на традиционном подходе
2 поколение
Общекультурное, личностное и
познавательное развитие обучающихся
Базируется на деятельностном подходе
Слайд 19Наша задача:
помочь учащимся
принять такие ценности,
развить знания и умения,
которые
позволят им
в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни
Слайд 20
Научиться учиться в течение всей жизни
Учиться переучиваться
Учиться делать
Учиться быть
Учиться жить и
работать в команде
Учиться проектировать свою деятельность
Слайд 21Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС
Идеи Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева
Слайд 22Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:
представить цели образования
в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;
на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
Слайд 23ФГОС: Общие положения. п. 7
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества
Слайд 24Системно- деятельностный подход к образованию
подразумевает как специальную организацию учебного процесса –
организацию учебной деятельности, учебного материала, учебной среды, – так и целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения.
Слайд 25Системно- деятельностный подход к образованию
Психологические способности человека есть результат
преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной.
Слайд 26Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество информации
в мире каждые 10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике
Слайд 27В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому
школа?
Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з учеников
2. Учитель объявляет новую тему
3. Учитель объясняет новую тему
4. Учитель организует закрепление знаний учениками
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Слайд 28КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд:
Основная задача школы - дать
хорошие прочные ЗНАНИЯ
ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности»
Как меняются требования к результату?
Для справки
психологи:
Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.
Развитие – интеллектуальное
Развитие – личностное
Развитие - социальное
ФГОС
«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
В чем принципиально изменились требования к результату?
Слайд 29Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради
чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
формирование универсальных способов действий
Слайд 30КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
1. Подробно описать новый результат в виде
конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ)
Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы:
2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)
3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)
Слайд 31Что мешает учителю работать на новый результат?
Разностильные учебники
Методики обучения
Приемы воспитания
Слайд 32ФГОС: Общие положения. п. 7
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает:
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
Слайд 33ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
умение
решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)
способность к самоорганизации в решении учебных задач.
прогресс в личностном развитии
Слайд 34
Модель выпускника
начального общего образования
Слайд 35Портрет выпускника
дошкольник - начальная школа
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру,
доброжелательный и
отзывчивый
положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
коммуника-
тивность
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
исследова-
тельский
интерес
саморегуляция
ответственность
чувство собственного
достоинства
уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Слайд 36
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Ценностная
и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знака-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
установление аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Слайд 37Личностные результаты младшего школьника
в рамках новых образовательных стандартов
Слайд 38
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Слайд 39
Смыслообразование:
мотивация (учебная,социальная);
границы собственного знания и «незнания»
Слайд 40
Ценностная и
морально-этическая ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность
к решению моральных
проблем;
оценка своих поступков
Слайд 41Факторы, влияющие на личностный рост ребенка
Слайд 42В.А. Сухомлинский
«Моральные силы для преодоления своих слабых сторон ребенок черпает в
своих успехах».
Слайд 44Аристотель
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди,
и не ждать тех, кто сзади».
Л.С. Выготский
«Обучение ведет за собой развитие».
Принцип минимакса
Слайд 45 МАТЕМАТИКА
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной
жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
способность характеризовать собственные знания по предмету,
формулировать вопросы,
устанавливать , какие из предложенных математических задач могут им успешно решены.
Слайд 46РУССКИЙ ЯЗЫК
- осознание языка, как основного средства человеческого общения;
восприятие
русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью.
Слайд 47
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
осознание значимости чтения для дальнейшего развития и успешного обучения;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познании мира и самого себя;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
-высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
Слайд 48
Окружающий мир
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности
за сохранение ее природы;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм;
установка на безопасный здоровый образ жизни и мотивация к творческому труду.
Слайд 49ИЗО
в ценностно-эстетической сфере:
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине,
природе, людям);
в познавательной сфере:
способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере:
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Слайд 50 Физическая культура
положительное отношение учащихся
к занятиям
двигательной деятельностью,
накопление необходимых знаний,
и умении для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей,
достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Слайд 51Выпускник начальной школы
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Владеющий основами умения учиться
Любящий родной
край и свою страну
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Слайд 52Российские школьники-35 место
Российские ученики не умеют работать с информацией. Их ставит
в тупик не только "нешкольная" форма подачи тестов – в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и даже комиксов, но и требование сделать обобщение, оценить текст, выбрать из него предложения, подтверждающие вывод… Школьники привыкли получать четкие задания: решите уравнения, найдите расстояние, вставьте пропущенные буквы… Шаг в сторону – и уже не понимают, что от них требуется.
Слайд 53 Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание
личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Д.А.Медведев
Слайд 54
Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова,
А.М. Кондакова. М., 2009.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. М., 2008.
Е.Е. Вяземский. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности
Александр Кузнецов: «Степень свободы школы не должна быть критической»
Академик РАО Александр Кузнецов: стандарт – это общественный договор. 01.07.2009
Презентация «О разработке Российской академией образования федеральных государственных образовательных стандартов». Авторы: Президент РАО Н.Д. Никандров, вице-президент РАН В.В. Козлов, вице-президент РАО А.А. Кузнецов, член-корр. РАО А.М. Кондаков, академик РАО М.В. Рыжаков, В.Р. Кучма (РАМН), академик РАО В.Д. Шадриков
Слайд 55
УМК для будущих первоклассников -
«Школа 21 века»
1. «Проектные задачи
в начальной школе» стандарт второго поколения Контроль и оценка результатов обучения 1-4 классы Под редакцией А.Б.Воронцова М.: Просв. 2010 И.А.Моисеев М.: «Вако» 2010
2. Математика в начальной школе «Проверочные и контрольные работы» В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва М.: «Вентана-Граф» 2010
3. Математика. Методическое пособие. В.Н.Рудницкая М.: «Вентана-Граф» 2004
4. Технология «Ступеньки к мастерству» 1 класс. Методическое пособие. Е.А.Лутцева М.: «Вентана-Граф» 2005
5. Технология: 1-4 классы. Программа. Е.А.Лутцева М.: «Вентана-Граф» 2010
6. Родительские собрания в начальной школе. Методические разработки. Под редакцией С.О.Домбек, Н.В.Лебедевой М.: «ТЦ Сфера» 2008
7. Классные часы в начальной школе В.А.Сапегина Ростов на Дону: Феникс 2010
8. УМК «Работа со словарными словами». 2 класс Л.П.Николаева, И.В.Иванова М.: Экзамен 2008
9. Мини ЭГЭ. Начальная школа. Русский язык. «Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников». 4 класс Л.Ю.Комисарова М.: АСТ: Астрель 2010
Основные дидактические линии
Для курса математики:
Арифметика (числа и действия с ними, вычисления, величины);
Алгебра (пропедевтика, представлена в неявном виде);
Геометрия (элементы стереометрии и планиметрии);
Работа с данными (элементы статистики и вероятностей).
Для курса русского языка и литературного чтения:
Система языка. Коммуникация и способы познания (звуки и буквы, слова, части речи, словосочетания и предложения, правописание, высказывания и тексты, работа с информацией);
Читательская компетенция (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними)
Для курса окружающего мира:
Человек и общество (пропедевтика истории и социальных дисциплин);
Человек и природа (пропедевтика естественнонаучных дисциплин).
Примеры учебной деятельности: Математика
Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.)
Ежедневный счет, вычисления, постановка, решение и генерация математических задач
Слайд 57Линукс. Новые возможности и требования ОС. 01.02.2011.
Трудности в обучении школьников.
15.02.2011.
Формирование
универсальных учебных действий. 22.02.2011.