СеминарФедеральный государственный стандарт начального общего образования презентация

Содержание

Слайд 1Семинар «Федеральный государственный стандарт начального общего образования»


Слайд 2 Вопросы, предлагаемые

к рассмотрению в ходе семинара: 1. Отличительные особенности ФГОС второго поколения от ГОС первого поколения. /Ланшакова С.В., учитель начальных классов/ 2. Системно-деятельностный подход – основа ФГОС второго поколения. /Клюс Н.И., учитель математики/ 3. Модель выпускника начального общего образования /Плющикова Е.А., учитель начальных классов/ 4. УМК для будущих первоклассников /Мубаракшина А.Р., заместитель директора/

Слайд 3ОТЛИЧИЕ стандартов ВТОРОГО поколения от стандартов ПЕРВОГО поколения


Слайд 4







Т
К структуре основных
образовательных программ
Т
К результатам освоения
основных
образовательных программ
Т
К условиям реализации
основных
образовательных

программ

Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов


Слайд 5
современное общество требует
современную школу –



ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Слайд 6Заказчики проекта
Российская
академия
образования
Росспорт
Министерство
образования и науки
Российской Федерации
МЧС
Минобороны


России

Минсельхоз
России

Минкультуры
России


Слайд 7
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА -


ОСНОВНАЯ ШКОЛА -



СТАРШАЯ ШКОЛА -

научить учиться


научить

общаться



научить социализироваться

(социальная практика
профессиональный выбор)

Слайд 8ФГОС
идеологическая основа

Духовно-нравственное
развитие и воспитание
Личностная Семейная Социальная


КУЛЬТУРА

содержание уроков
воспитательные планы кл.руководителя:
социокультурное пространство
праздники
проекты
социальные проекты
школа для родителей

программа «Истоки»
история школы, города

научная основа

Фундаментальное ядро содержания
(научные знания + УУД )
(научные знания +
системно-деятельностный подход РО)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
требования
структура результаты условия


личностные метапредметные предметные




Развитие «компетентности
к обновлению компетенций»


Слайд 9
Состав фундаментального ядра общего образования

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО


Слайд 10


Традиционная дидактика
Деятельность учителя
Деятельность ученика

Новая дидактика
Совместная деятельность учителя и ученика


Слайд 11УУД
Функция
универсальных учебных действий – обеспечить
ключевую компетенцию обучающихся – умение

учиться

Слайд 12 Личностные результаты – это сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации

выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Метапредметные (компетентностные) результаты представляют собой освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Предметные результаты представляют собой усвоенные учащимися при изучении учебного предмета (истории, обществознания и др.) знания, умения, навыки, а также специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфические для изучаемой области знаний.

Слайд 13К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с

учётом позиций других людей.

Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.


Слайд 14Восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и

личностного результата освоения стандартов.
Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра.
Системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности).
Три группы требований: к результатам, условиям и структуре.
Ориентация на развитие вариативности образования.







Инновационный характер нового стандарта:


Слайд 15Требования к структуре основных образовательных программ
Инвариантная и вариативная части


Слайд 16Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
направления
спортивно-оздоровительное,
художественно-эстетическое,
научно-познавательное,
патриотическое

направление,
общественно-полезная
проектная деятельность

формы:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей


Слайд 17

Требования к УСЛОВИЯМ реализации основных образовательных программ Кадровое обеспечение (создание субъектной развивающей образовательной среды) Учебно-материальное обеспечение (создание предметной развивающей образовательной среды) Материально-информационное обеспечение (создание информационно-методической развивающей образовательной среды) Финансово-экономическое обеспечение (создание условий для формирования сред)

Слайд 18ФГОС
1 поколение

Усвоение знаний, умений, навыков




Базировался на традиционном подходе


2 поколение

Общекультурное, личностное и

познавательное развитие обучающихся

Базируется на деятельностном подходе



Слайд 19Наша задача:
помочь учащимся
принять такие ценности,
развить знания и умения,
которые

позволят им
в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни

Слайд 20
Научиться учиться в течение всей жизни
Учиться переучиваться
Учиться делать
Учиться быть
Учиться жить и

работать в команде
Учиться проектировать свою деятельность


Слайд 21Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС
Идеи Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева


Слайд 22Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:
представить цели образования

в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;

на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;

выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.


Слайд 23ФГОС: Общие положения. п. 7
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который

предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества

Слайд 24Системно- деятельностный подход к образованию
подразумевает как специальную организацию учебного процесса –

организацию учебной деятельности, учебного материала, учебной среды, – так и целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения.

Слайд 25Системно- деятельностный подход к образованию
Психологические способности человека есть результат

преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной.

Слайд 26Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество информации

в мире каждые 10 лет удваивается

Требуется умение отбирать главное в море информации

ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания

Функции мобильного телефона

Набор товаров в магазине

Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.

Инструкция к новой технике


Слайд 27В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому

школа?

Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з учеников

2. Учитель объявляет новую тему

3. Учитель объясняет новую тему

4. Учитель организует закрепление знаний учениками

Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.


Слайд 28КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд:
Основная задача школы - дать

хорошие прочные ЗНАНИЯ


ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности»
Как меняются требования к результату?

Для справки
психологи:
Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.
Развитие – интеллектуальное
Развитие – личностное
Развитие - социальное

ФГОС
«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
В чем принципиально изменились требования к результату?


Слайд 29Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради

чего
учить?
ценности
образования

Чему учить?
обновление
содержания

Системно-деятельностный подход

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий

формирование универсальных способов действий


Слайд 30КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
1. Подробно описать новый результат в виде

конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ)

Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы:
2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)

3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)


Слайд 31Что мешает учителю работать на новый результат?
Разностильные учебники
Методики обучения
Приемы воспитания


Слайд 32ФГОС: Общие положения. п. 7
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который

предполагает:
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

Слайд 33ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
умение

решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)

способность к самоорганизации в решении учебных задач.

прогресс в личностном развитии


Слайд 34 Модель выпускника начального общего образования


Слайд 35Портрет выпускника
дошкольник - начальная школа
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру,
доброжелательный и

отзывчивый

положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах

коммуника-
тивность

навыки самоорганизации и здорового образа жизни

исследова-
тельский
интерес

саморегуляция

ответственность

чувство собственного
достоинства

уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения

УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ


Слайд 36

ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Ценностная

и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем;
оценка своих поступков

Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знака-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
установление аналогий,
подведения под понятие

Основы системы
научных знаний

Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом




Требования к результатам освоения
основной образовательной программы


Слайд 37Личностные результаты младшего школьника в рамках новых образовательных стандартов


Слайд 38 Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;

самоидентификация;

самоуважение и самооценка


Слайд 39 Смыслообразование:
мотивация (учебная,социальная);

границы собственного знания и «незнания»


Слайд 40 Ценностная и морально-этическая ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность

к решению моральных
проблем;
оценка своих поступков


Слайд 41Факторы, влияющие на личностный рост ребенка



Слайд 42В.А. Сухомлинский
«Моральные силы для преодоления своих слабых сторон ребенок черпает в

своих успехах».



Слайд 43Учебная деятельность


Слайд 44Аристотель
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди,

и не ждать тех, кто сзади».

Л.С. Выготский
«Обучение ведет за собой развитие».

Принцип минимакса


Слайд 45 МАТЕМАТИКА
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной

жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
способность характеризовать собственные знания по предмету,
формулировать вопросы,
устанавливать , какие из предложенных математических задач могут им успешно решены.

Слайд 46РУССКИЙ ЯЗЫК
- осознание языка, как основного средства человеческого общения;
восприятие

русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью.

Слайд 47
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

осознание значимости чтения для дальнейшего развития и успешного обучения;

формирование потребности в систематическом чтении как средстве познании мира и самого себя;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
-высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Слайд 48
Окружающий мир
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности

за сохранение ее природы;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм;

установка на безопасный здоровый образ жизни и мотивация к творческому труду.

Слайд 49ИЗО
в ценностно-эстетической сфере:
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине,

природе, людям);
в познавательной сфере:
способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере:
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Слайд 50 Физическая культура
положительное отношение учащихся
к занятиям

двигательной деятельностью,
накопление необходимых знаний,
и умении для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей,
достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Слайд 51Выпускник начальной школы
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Владеющий основами умения учиться
Любящий родной

край и свою страну
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих




Слайд 52Российские школьники-35 место
Российские ученики не умеют работать с информацией. Их ставит

в тупик не только "нешкольная" форма подачи тестов – в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и даже комиксов, но и требование сделать обобщение, оценить текст, выбрать из него предложения, подтверждающие вывод… Школьники привыкли получать четкие задания: решите уравнения, найдите расстояние, вставьте пропущенные буквы… Шаг в сторону – и уже не понимают, что от них требуется.

Слайд 53 Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание

личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Д.А.Медведев

Слайд 54 Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова,

А.М. Кондакова. М., 2009. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. М., 2008. Е.Е. Вяземский. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности Александр Кузнецов: «Степень свободы школы не должна быть критической» Академик РАО Александр Кузнецов: стандарт – это общественный договор. 01.07.2009 Презентация «О разработке Российской академией образования федеральных государственных образовательных стандартов». Авторы: Президент РАО Н.Д. Никандров, вице-президент РАН В.В. Козлов, вице-президент РАО А.А. Кузнецов, член-корр. РАО А.М. Кондаков, академик РАО М.В. Рыжаков, В.Р. Кучма (РАМН), академик РАО В.Д. Шадриков

Слайд 55 УМК для будущих первоклассников - «Школа 21 века» 1. «Проектные задачи

в начальной школе» стандарт второго поколения Контроль и оценка результатов обучения 1-4 классы Под редакцией А.Б.Воронцова М.: Просв. 2010 И.А.Моисеев М.: «Вако» 2010 2. Математика в начальной школе «Проверочные и контрольные работы» В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва М.: «Вентана-Граф» 2010 3. Математика. Методическое пособие. В.Н.Рудницкая М.: «Вентана-Граф» 2004 4. Технология «Ступеньки к мастерству» 1 класс. Методическое пособие. Е.А.Лутцева М.: «Вентана-Граф» 2005 5. Технология: 1-4 классы. Программа. Е.А.Лутцева М.: «Вентана-Граф» 2010 6. Родительские собрания в начальной школе. Методические разработки. Под редакцией С.О.Домбек, Н.В.Лебедевой М.: «ТЦ Сфера» 2008 7. Классные часы в начальной школе В.А.Сапегина Ростов на Дону: Феникс 2010 8. УМК «Работа со словарными словами». 2 класс Л.П.Николаева, И.В.Иванова М.: Экзамен 2008 9. Мини ЭГЭ. Начальная школа. Русский язык. «Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников». 4 класс Л.Ю.Комисарова М.: АСТ: Астрель 2010

Слайд 56

Основные дидактические линии Для курса математики: Арифметика (числа и действия с ними, вычисления, величины); Алгебра (пропедевтика, представлена в неявном виде); Геометрия (элементы стереометрии и планиметрии); Работа с данными (элементы статистики и вероятностей). Для курса русского языка и литературного чтения: Система языка. Коммуникация и способы познания (звуки и буквы, слова, части речи, словосочетания и предложения, правописание, высказывания и тексты, работа с информацией); Читательская компетенция (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними) Для курса окружающего мира: Человек и общество (пропедевтика истории и социальных дисциплин); Человек и природа (пропедевтика естественнонаучных дисциплин). Примеры учебной деятельности: Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, постановка, решение и генерация математических задач

Слайд 57Линукс. Новые возможности и требования ОС. 01.02.2011. Трудности в обучении школьников. 15.02.2011. Формирование

универсальных учебных действий. 22.02.2011.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика