Слайд 1Семинар-тренинг «Роль РМО в решении задач нового Закона
"Об образовании в
Российской Федерации»
Ведущая: Антонина Александровна Петрова, зав. ИАЦ Управления образования Печорского района
30.08.2013
Слайд 2Аналитическая группа:
Конькова Светлана Владимировна, заместитель директора МБОУ «Печорская лингвистическая гимназия»
Петрова
Наталья Петровна, заместитель директора МБОУ «Новоизборская средняя общеобразовательная школа»
Федорова Эльвира Анатольевна, заместитель директора МБОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа № 3»
Слайд 3«Мозговой штурм» - 5 минут
Проблемный анализ работы РМО:
что в работе
РМО удовлетворяет;
методические находки 2012-2013 учебного года;
какие проблемы не решены;
предложения по решению проблем организации и содержанию работы РМО
Время на выступление для каждой команды
1 минута.
Слайд 4Новое в Законе "Об образовании в Российской Федерации".
Основные особенности нового
закона:
регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса;
Слайд 5Основные особенности нового закона:
права и гарантии, которые предоставлялись гражданам старым законом,
новым законом сохраняются и даже расширяются;
вносит изменения в юридическую терминологию российского права:
вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: "образование", "воспитание", "обучение", "уровень образования", "квалификация", "учебный план", "практика", "направленность (профиль) образования" и т. д.
Слайд 6Основные особенности нового закона:
Закон меняет давно переставший быть адекватным термин "образовательное
учреждение" на термин "образовательная организация»;
В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на:
общее образование;
профессиональное образование;
дополнительное образование;
профессиональное обучение
Слайд 7Основные особенности нового закона:
При этом общее образование и профессиональное образование реализуются
по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
Слайд 8Основные особенности нового закона:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" изменил систему
профессионального образования. Теперь она, как и система общего образования, включает в себя четыре уровня:
среднее профессиональное образование;
высшее образование – бакалавриат;
высшее образование – специалитет, магистратура;
высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации
Слайд 9Основные особенности нового закона:
Меняется также и концепция высшего образования: если в
Законе РФ "Об образовании" употреблялся термин "высшее профессиональное образование", то в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" – просто "высшее образование".
Слайд 10Основные особенности нового закона:
Дополнительное образование в Федеральном законе “Об образовании в
Российской Федерации” регулируется исходя из концепции образования в течение всей жизни и включает в себя три подвида:
дополнительное образование детей;
дополнительное образование взрослых;
дополнительное профессиональное образование
Слайд 11Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических
служб:
Слайд 12Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических
служб:
Слайд 13Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических
служб:
Слайд 14Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических
служб:
Слайд 15Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических
служб:
Слайд 16Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических
служб:
Слайд 17Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических
служб:
Слайд 18Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических
служб:
Слайд 19Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических
служб:
Слайд 20Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических
служб:
Слайд 21Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических
служб:
Слайд 22Основные отличия старого и нового закона об образовании, касающиеся работы методических
служб:
См. «Вестник Образования России», № 11, 2013 год; Администратор образования, № 11, 2013, стр. 8-41
Слайд 23Проект Закона «Об образовании в Псковской области»
Глава 2. Основы системы образования
Псковской области
Статья 8. Принципы развития системы образования в Псковской области
1. Система образования области является частью системы образования Российской Федерации.
2. Развитие системы образования в области основывается на следующих принципах:
1) обеспечение права каждого человека на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, недопустимость дискриминации в сфере образования;
2) обеспечение наилучших интересов детей в системе образования области;
3) доступность качественного образования в различных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории области;
4) обеспечение воспитания, способствующего становлению нравственных идеалов и ценностей, уважению к правам и свободам человека, направленность на развитие индивидуальности человека;
5) обеспечение единства федерального, регионального и муниципального образовательного пространства;
6) защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов, проживающих на территории области;
7) информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций.
Слайд 24Проект Закона «Об образовании в Псковской области»
Статья 11. Экспериментальная и инновационная
деятельность в сфере образования
1. Экспериментальная и инновационная деятельность осуществляется в Псковской области в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.
В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в абзаце первом настоящей части, реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования Псковской области.
2. Орган исполнительной государственной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере образования, определяет порядок признания организаций региональными инновационными площадками, а также утверждает перечень региональных инновационных площадок.
3. Органы исполнительной государственной власти области оказывают в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Псковской области, финансовую, материально-техническую, информационную и иную поддержку организациям, признанным региональными инновационными площадками.
Слайд 25Проект Закона «Об образовании в Псковской области»
Статья 12. Информационная открытость. Мониторинг
в системе образования
1. Орган исполнительной государственной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере образования, обеспечивает открытость и доступность информации о системе образования, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте органа исполнительной власти области, осуществляющего государственное управление в сфере образования, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
2. Орган исполнительной государственной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере образования, обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования на региональном уровне.
3. Результаты мониторинга в виде итогового (годового) отчета о состоянии и перспективах развития образования в Псковской области ежегодно публикуются на официальном сайте органа исполнительной государственной власти области, осуществляющего государственное управление в сфере образования, в сети Интернет.
Слайд 26Проект Закона «Об образовании в Псковской области»
Статья 21. Особенности получения образования
для лиц, проявивших выдающиеся способности
1. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в сфере образования, организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее - конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
2. Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие в региональных олимпиадах и иных конкурсах не допускается.
3. Для лиц, проявивших выдающиеся способности, предусматриваются специальные премии, размер и порядок присвоения которых устанавливается Администрацией области.
Специальными премиями награждаются:
работники образовательных организаций, достигшие высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся, воспитанников, - победители конкурсов педагогических достижений;
педагогические коллективы образовательных организаций - победители конкурсов педагогических достижений;
Слайд 27Проект Закона «Об образовании в Псковской области»
обучающиеся, воспитанники образовательных организаций -
победители всероссийских и международных конкурсов, соревнований, научно-практических конференций, предметных олимпиад, выставок;
детские коллективы - победители всероссийских и международных конкурсов.
4. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в Псковской области создаются государственные образовательные организации Псковской области, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций.
Порядок комплектования указанных образовательных организаций обучающимися устанавливается органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим государственное управление в сфере образования, с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях.
Слайд 28
ФГОС ООО второго поколения: особенности введения
Слайд 29ФГОС ООО второго поколения: особенности введения.
Проект закона «Об образовании в Российской
Федерации»: изменения, поддерживающие ФГОС:
возможность выбора учебных курсов как в ОУ, так и вне его (внешкольные ОУ, учреждения культуры, спорта);
аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов;
нормативно-подушевое финансирование, гибкие финансовые механизмы (целевое финансирование, программы развития, образовательное кредитование и так далее);
учет особенностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
дистанционное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуальных образовательных программ;
оценка качества образования — переход от распределения статусов к содержательной оценке результатов образования;
общественное участие — расширение полномочий, наличие компетенций
Слайд 30Какие системные задачи необходимо решить при введении ФГОС ООО?
новый подход
к системе повышения квалификации учителя;
создания новой образовательной среды (в том числе сетевой, межбюджетной, межведомственной);
создания эффективных систем оценки качества образования, в том числе оценки индивидуальных достижений учащихся;
трансформация механизмов финансирования — эти механизмы еще не запущены в полной мере
Слайд 31Организационное обеспечение введения ФГОС ООО
координация межведомственного и межбюджетного взаимодействия ОУ;
создание региональной
системы электронного мониторинга введения и реализации ФГОС ООО;
создание системы распространения инновационных моделей реализации стандарта;
создание технологий ресурсосберегающего менеджмента в образовании;
создание технологий управления реализацией ФГОС ООО на основе стимулирования саморегулирования;
создание образовательных моделей для обучающихся с особыми потребностями
Слайд 32Из Примерной образовательной программы для основной школы
В числе задач программы, которые
предстоит решать:
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей
Слайд 33Школа должна реализовать четыре междисциплинарные учебные программы:
«Формирование универсальных учебных действий»
«Формирование
ИКТ-компетентности обучающихся»
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Слайд 34Развитие регулятивных универсальных учебных действий:
приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания,
включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;
контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию. (Здесь все навыки проектирования и формирующего оценивания)
Слайд 35Результат междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»:
Выпускник получит возможность
научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта
Слайд 36Коллективное обсуждение в группах:
Единый государственный экзамен:
уровень качества подготовки;
результаты;
формы работы
по устранению недостатков
Для выступления от РМО 1 минута
Слайд 37Коллективное обсуждение в группах:
Роль РМО в работе с одаренными детьми:
формы работы;
результаты;
перспективы
развития данного направления деятельности
Для выступления от РМО 1 минута
Слайд 38О работе классных руководителей в условиях введения Закона "Об образовании в
Российской Федерации".
Будет ли система образования, как и прежде, не только учить, но и воспитывать?
Вторая статья документа гласит, что образование является единым процессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регулирующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
Слайд 39Спасибо за работу, уважаемые коллеги!!!
С новым учебным годом!!!