Слайд 1Хабаровский краевой институт развития образования
Региональная нормативно-правовая база диссеминации инновационного опыта. Критерии
инновационного педагогического опыта
Слайд 2Хабаровский краевой институт развития образования
Из доклада А.Г. Кузнецовой «Итоги и перспективы
развития деятельности ХК ИППК ПК в контексте стратегических задач социально-экономического развития Хабаровского края»:
Стратегические перспективы развития России как страны, которой предстоит сделать качественный скачок от сырьевой экономики сразу к инновационной за 12 лет, превращают сферу образования в стратегическую с приоритетной функцией подготовки и развития человеческого ресурса для экономики, основанной на знаниях.
Слайд 3Хабаровский краевой институт развития образования
Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края
на период до 2025 года предусматривает в качестве одной из главных задач развития социальной сферы в рамках инновационного сценария: повышение качества образования на основе
- внедрения новых структур и содержания,
- развития современных информационных образовательных технологий, в том числе дистанционного образования,
- повышения эффективности учебного процесса,
- внедрения разнообразных моделей организации профильного обучения,
- внедрения современных информационных систем,
- качественного обновления учебно-лабораторной и материально-технической базы учреждений образования.
Слайд 4Хабаровский краевой институт развития образования
Чего не хватает педагогу для того, чтобы
справиться с новыми задачами?
- инновационного поведения как стремления к непрерывному улучшению своей деятельности – не только ее процесса, но и ее результата,
- ориентации на результат деятельности (преобладает ориентация на процесс),
- ориентации на продукт деятельности – на оформление результатов деятельности в отчуждаемый востребуемый рынком образования продукт,
- персональной ответственности за качество своей деятельности в контексте общих задач отрасли по формированию человеческого капитала для инновационной экономики.
Слайд 5Хабаровский краевой институт развития образования
Что отличает педагога, стремящегося к профессиональному развитию?
-
Способность выйти за пределы повседневной педагогической практики
- Осознание, оценка, конструктивное разрешение профессиональных трудностей и противоречий в соответствии со своими ценностными ориентациями
- Восприятие трудностей как стимула для развития, как способ преодоления «собственных пределов»
- Стремление к экспериментированию
- Способность и готовность делать выбор
- Ответственность за все происходящее
- Способность планировать и ставить цели профессиональной деятельности
Слайд 6Хабаровский краевой институт развития образования
Основные способы профессионального развития педагога
- Изучение психолого-педагогической
литературы
- Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
- Участие в инновационной деятельности, итогом которой является создание новых образцов педагогической деятельности - инновационный педагогический опыт
- Участие в системе методической работы на разных уровнях
- Участие в профессиональных конкурсах разного уровня
- Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне образовательного учреждения
- Руководство повышением квалификации других педагогов
- Работа в составе органов управления образовательным учреждением
Слайд 7Хабаровский краевой институт развития образования
Обобщение опыта: зачем это нужно?
- педагогическая наука
не всегда вовремя реагирует на потребности практики, а передовой опыт оказывается наиболее оперативным способом решения возникающих в практической деятельности проблем, одним из самых доступных источников новых идей, подходов и технологий;
- передовой опыт рассматривается как ресурс для эффективной реализации задач государственной образовательной политики, как потенциальные «точки роста» системы образования;
- являясь способом профессиональной рефлексии, обобщение опыта служит развитию методологической культуры педагога, выводит его на новый уровень прогнозирования и моделирования собственной деятельности;
- наличие инновационной практики, авторских разработок, активная деятельность по их распространению заложены в квалификационных требованиях к педагогическим работникам в новой модели аттестации.
Слайд 8Хабаровский краевой институт развития образования
Какие существуют проблемы?
- отсутствует или недостаточно эффективна
нормативно-правовая база, регулирующая процессы обобщения и диссеминации инновационного опыта;
- руководители всех уровней инновационный педагогический и управленческий опыт не рассматривают как способ развития профессиональных компетентностей работников, как ресурс повышения качества образования и развития образовательного учреждения;
- управленцы и педагоги не всегда видят прямую взаимосвязь и обусловленность между наличием инновационного опыта и аттестацией на высшую квалификационную;
Слайд 9Хабаровский краевой институт развития образования
Какие существуют проблемы?
- тематика обобщенного опыта представляет
собой опыт применения давно апробированных, всем известных средств и способов работы, не имеющих инновационной ценности для педагогической практики;
- это направление методической работы воспринимается методическими службами учреждений и муниципалитетов как второстепенное, необязательное, потому что для педагогов обобщение опыта является делом добровольным, материально не подкрепляемым. Методисту же нужно не только мотивировать педагога на обобщение опыта, но и вместе с ним сделать анализ, описать на уровне технологических решений и рекомендаций эффективный опыт. А это требует времени, усилий и знания технологии обобщения опыта;
Слайд 10Хабаровский краевой институт развития образования
Какие существуют проблемы?
- не всегда творчески работающий
учитель готов к осознанию своего опыта на уровне теории, самоанализу и структурированию своей педагогической практики, представлению деятельности коллегам и экспертным комиссиям разных уровней, а без участия самого педагога обобщение опыта будет неэффективным;
- на обучение по вопросам обобщения педагогического опыта направляются специалисты, не имеющие установки на дальнейшее применение на практике полученных знаний и навыков, и как следствие чаще всего они не организуют в своих ОУ корпоративное обучение по данной проблеме а руководители ОУ и муниципальных органов управления образованием не контролируют, как на практике обученными специалистами реализуются полученные знания и навыки, как в целом организована и осуществляется методическая работы по выявлению и обобщению эффективного педагогического и управленческого опыта.
Слайд 11Хабаровский краевой институт развития образования
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной системе формирования, обобщения и диссеминации
опыта
инновационной педагогической/управленческой деятельности
Слайд 12Хабаровский краевой институт развития образования
Цели:
- оптимизация инновационных процессов в образовании края,
своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в крае;
- получение объективной информации об инновационных процессах в образовательных учреждениях края;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
- повышение эффективности принятия обоснованных управленческих решений представителями органов управления образованием;
- развитие многообразия форм, видов, уровней повышения квалификации педагогов, его индивидуализация и специализация, доступность при активном участии лучших учителей и школ-победителей конкурса.
Слайд 13Хабаровский краевой институт развития образования
Какие функции выполняет ОУ, организуя работу по
обобщению и диссеминации инновационного опыта?
- определяет области, в которых будет осуществляться инновационная деятельность (сектор образования, масштаб изменений, предмет изменений);
- принимает решение о формировании, обобщении и диссеминации инновационного опыта, определив глубину предстоящих изменений, их тип (локальные, модульные и системные нововведения), какие для этого потребуются затраты (временные, трудовые, материальные), какие результаты могут быть получены, насколько эти результаты обоснованы;
Слайд 14Хабаровский краевой институт развития образования
Какие функции выполняет ОУ, организуя работу по
обобщению и диссеминации инновационного опыта?
- на уровне методического совета и методических объединений организует процесс обобщения и диссеминации инновационного педагогического опыта в ОУ: разрабатывает нормативно-правовую базу (положение, приказы, локальные акты); составляет план работы (открытые уроки, мастер-классы, семинары, выставки, презентации передового педагогического опыта);
- определяет алгоритм выявления и методы изучения инновационного педагогического опыта;
Слайд 15Хабаровский краевой институт развития образования
Какие функции выполняет ОУ, организуя работу по
обобщению и диссеминации инновационного опыта?
- определяет взаимосвязь организационных единиц (методические объединения, научно-педагогический семинар, проблемная лаборатория, школа передового опыта, школа педагогического мастерства и др.), форм (открытые занятия, научно-практическая конференция, педагогические чтения) и методов (наблюдения, беседы, анкетирование, анализ документации и т.д.) обобщения и диссеминации инновационного педагогического опыта;
- на заседании методического объединения (методического совета) принимает решение о направлении материалов по обобщению опыта в муниципальную методическую службу для дальнейшей экспертизы и решения о диссеминации на уровне муниципального района.
Слайд 16Хабаровский краевой институт развития образования
VI. Поддержка участников процесса формирования, обобщения и
диссеминации опыта инновационной педагогической/управленческой деятельности
6.1. Для педагогических работников
6.1.2. Наличие обобщенного опыта инновационной деятельности является основанием для присвоения первой квалификационной категории, активная диссеминация обобщенного опыта инновационной деятельности – основанием для присвоения высшей квалификационной категории.
6.2. Для образовательных учреждений
6.2.1.Преимущественное право на получение нового оборудования.
6.2.2.Упрощение процедуры экспертизы деятельности учреждения в процессе его аттестации.
Слайд 17Хабаровский краевой институт развития образования
Порядок внесения опыта инновационной педагогической/управленческой деятельности
в краевую базу данных определяет:
- цели создания краевой базы данных опыта инновационной педагогической деятельности;
- критерии инновационного педагогического опыта;
- порядок внесения опыта в краевую базу данных
Слайд 18Хабаровский краевой институт развития образования
Внесение опыта инновационной педагогической/управленческой деятельности в
базу данных (образовательного учреждения, муниципальную, краевую) - это:
- логическое завершение работы по обобщению данного опыта на определенном уровне;
- свидетельство признания его ценности и практической значимости;
- основание для его активной диссеминации;
- подтверждение одной из квалификационных характеристик (наличие и распространение инновационного опыта) для аттестуемых на 1 и высшую категории (согласно новой модели аттестации)
Слайд 19Хабаровский краевой институт развития образования
Заявители:
- министерство образования Хабаровского края;
- краевой экспертный совет;
- жюри (экспертная комиссия) различных краевых
профессиональных конкурсов;
- экспертная комиссия по первому направлению
аттестации, Главная аттестационная комиссия;
- специалист КГОУ ДПО «ХК ИРО»;
- орган местного самоуправления, осуществляющий
управление в сфере образования, районная
(городская) методическая служба после внесения его в
муниципальную базу данных.
Слайд 20Хабаровский краевой институт развития образования
Разберемся в терминах
Передовой педагогический опыт – возникает
из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличающийся от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов.
Инновационный педагогический опыт – высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса и дальнейшее развитие системы образования.
Под инновационным опытом следует понимать педагогический опыт, уровень новизны которого определяется как эвристика или открытие.
Слайд 21Хабаровский краевой институт развития образования
Диссеминация – лат. - «сеяние», «распространение». Распространение
возбудителя болезни из первичного очага болезни по кровеносным или лимфатическим путям, серозным оболочкам (Большой энциклопедический словарь 1991 г.)
Диссеминация – (лат. disseminare - рассеивать, рассыпать; распространять) – 1. Распространение из изолированного источника процесса по всей системе. 2. Процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы их реализации, а также продукты и результаты инновационной деятельности школ-победителей ПНПО до школ, стремящихся эти результаты использовать.
Слайд 22Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
- актуальность;
- высокая результативность;
- новизна;
- научность;
- стабильность;
- оптимальность;
- технологичность (воспроизводимость);
- востребованность
Слайд 23Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
Актуальность - степень соответствия опыта:
- потребностям образовательного учреждения;
- социальному заказу;
- региональной и федеральной образовательной политике;
- тенденциям общественного развития.
Слайд 24Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
Высокая результативность - устойчивый конечный
результат учебно-воспитательной деятельности:
- сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- положительная динамика в общем и специальном развитии детей;
- высокое качество знаний;
- уровень воспитанности;
- сформированность ключевых компетентностей.
Слайд 25Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
Высокая результативность
Социальная среда предъявляет
вызовы сфере образования в части подготовки выпускников,
- способных к самоопределению в изменяющейся обстановке и проектированию собственной деятельности в разных сферах;
- владеющих высокой адаптивностью к быстро меняющейся социокультурной ситуации, толерантностью в отношениях с другими людьми, явлениями общественной жизни;
- умеющих видеть проблемы, не боясь их новизны и сложности, принимать оригинальные решения;
- обладающих теоретическим мышлением и владеющих универсальными способами деятельности;
- способных нестандартно мыслить;
- умеющих осуществлять поиск и обработку информации;
др.
Слайд 26Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
Новизна
В зависимости от степени новизны
выделяют уровни педагогического опыта :
- усовершенствование;
- комбинация;
- эвристика;
- открытие.
Слайд 27Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
Уровни новизны инновационного опыта:
Усовершенствование (видоизменение,
адаптация, модификация, модернизация) - модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных педагогических средств обучения и воспитания (адаптация чужого опыта к своей практике ):
- адаптация к конкретным условиям программ учебных предметов, элективных, факультативных курсов;
- усовершенствование правил использования в новых условиях деятельности педагогических средств: методик, алгоритмов, дидактических средств и т.д.
- усовершенствование педагогических средств: методик, приемов, дидактических материалов и т.д.
Слайд 28Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
Уровни новизны инновационного опыта:
Комбинация (комбинаторное
нововведение) – новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании прежде не использовались; комбинирование известных педагогических средств, правил, обеспечивающее эффективное решение педагогических задач
Слайд 29Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
Уровни новизны инновационного опыта:
Эвристика –
преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания; внесение в практику обучения и воспитания и в педагогическую теорию существенно нового; новые педагогические средства, не выходящие за пределы существующей образовательной парадигмы:
- разработка новых педагогических средств, правил и последовательности их использования;
- новый метод или прием (комплекс приемов) обучения и воспитания;
- система изучения учебного предмета или его раздела;
- принципиально новые типы пособий и т.п.
Слайд 30Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
Уровни новизны инновационного опыта:
Открытие –
уровень преобразования связан с решением абсолютно новых педагогических задач, не имеющих решения ни в теории, ни на практике.
Такие преобразования требуют изменения учебных планов, программ, общепринятых методик, утвержденных учебников и пособий, новой организации труда и жизни учащихся.
Слайд 31Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
Научность – соответствие основополагающим достижениям
педагогической науки, научным закономерностям, принципам, концепциям, идеям.
Слайд 32Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
Стабильность:
- подтверждение эффективности опыта при
некотором изменении условий;
- достижение устойчивых положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
Слайд 33Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
Оптимальность опыта в целостном педагогическом
процессе - достижение возможно более высоких результатов при относительно экономной затрате времени, сил педагога и учащихся на основе использования здоровьесберегающих технологий, экологизации образовательного пространства
Слайд 34Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
Технологичность (воспроизводимость) - описание универсальных
способов внедрения результатов инновационного опыта в образовательную практику, возможность его творческого применения.
Слайд 35Хабаровский краевой институт развития образования
Критерии инновационного опыта
Востребованность - кооперативные соглашения в
сфере передачи опыта инновационной педагогической деятельности.
Слайд 36Хабаровский краевой институт развития образования
Анализ и обобщение всего накопленного материала по
теме
Анализ опыта - мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы, которые оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности (по М. Н.Скаткину) .
Элементы образовательного процесса:
- педагогические цели и задачи;
- педагогические средства;
- правила и последовательность их применения;
- условия деятельности (среда);
- результат
Слайд 37Хабаровский краевой институт развития образования
Обобщение педагогического опыта -
– выводы или
мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений.
Уровни обобщения:
- практический,
- методический,
- научный.
Практический уровень обобщения педагогического опыта осуществляют сами педагоги, руководители образовательных учреждений, их заместители. Он включает в себя три основных элемента:
- конкретное описание определенной системы педагогических или управленческих действий;
- показ результативности данного опыта;
- раскрытие его преимуществ и перспектив использования.
Слайд 38Хабаровский краевой институт развития образования
Описание педагогического опыта
Характеристики опыта, определяющие модели,
формы и методы его обобщения и распространения:
- цель обобщения;
- трудоемкость опыта;
- готовность к распространению;
- уникальность и воспроизводимость опыта;
- масштаб преобразований, который можно с его помощью осуществить
Слайд 39Хабаровский краевой институт развития образования
Письменные формы обобщения педагогического
Доклад – оформленное письменно,
но предназначенное для зачитывания вслух изложение сущности опыта и его результатов. Отсюда живой разговорный стиль изложения. Как правило, публикуются не доклады, а только тезисы – краткое изложение основных идей доклада.
Статья – предназначенное для публикации описание опыта. Обычно содержит вводные замечания о значении темы, задачах, краткие данные о сущности опыта, анализ и обобщение его результатов.
Брошюра – более или менее подробное и последовательное рассмотрение одной проблемы, включающее раскрытие ее значения, истории развития, изложение результатов работы, выводы и рекомендации.
Слайд 40Хабаровский краевой институт развития образования
Письменные формы обобщения педагогического
Методические рекомендации – очень
краткое изложение современных научных данных и более развернутое – практических рекомендаций в какой-либо области, методик исследования или практической деятельности, рекомендуемых процедур, имеющее своим назначением прежде всего помощь в практическом использовании определенных методик и технологий.
Научно-методическая разработка – аналитическое описание эффективного педагогического опыта, сопровождаемое обоснованием его актуальности, новизны, изложением теоретических основ исследования, представлением результатов и продуктов для подтверждения выводов; является одной из вариативных форм прохождения первого направления аттестации для педагогических работников на высшую категорию.
Слайд 41Хабаровский краевой институт развития образования
Письменные формы обобщения педагогического
Информационная карта – структурированный
документ, включающий информационные сведения о носителе опыта, масштабах и содержании инновационной деятельности, полученных результатах и тиражируемых продуктах, экспертное заключение, предназначенный для внесения инновационного педагогического и управленческого опыта в краевую базу данных.
Слайд 42Хабаровский краевой институт развития образования
Два основных метода написания текстов:
- конструктивно-синтетический -
служит для создания первоначального варианта документа (продуманный план, весь накопленный материал, основные мысли, примеры важно зафиксировать на бумаге, не теряя общей логики изложения);
- критико-аналитический – применяется для уточнения отдельных фрагментов текста, полноты и логики изложения содержания.
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
Слайд 43Хабаровский краевой институт развития образования
1) Почему я это делаю?
Источником изменений
могут быть:
- противоречия (пример: между необходимостью развития информационной компетентности обучающихся и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний);
- появление новых средств обучения (пример: интерактивная доска, цифровые образовательные ресурсы, электронные средства обучения, др.);
- новые условия образовательной деятельности (пример: новый статус учебного заведения);
- новые потребности и запросы учащихся, родителей, общества;
- другое.
Слайд 44Хабаровский краевой институт развития образования
2) Для чего я это делаю?
«Смысл
- в результате. Не суетись бесцельно»
«Правильное формулирование задачи – это проблема
не менее сложная, чем само решение задачи, и не нужно
надеяться, что кто-то другой целиком сделает это за вас»
Анвар Бакиров
Цели – ожидаемые результаты деятельности, достижимые за определенный период времени (изменения в личностных структурах учащихся, которые предполагает увидеть педагог в результате реализации авторской методики).
Педагогические задачи (3-4) определяют, что надо сделать для достижения цели, указывают на пути реализации цели (формулируя задачи, следует исходить из содержания основных понятий, заложенных в теме и цели)
Слайд 45Хабаровский краевой институт развития образования
Пример:
Цель: «Развитие информационной компетентности учащихся»
Задачи в этом
случае могут быть связаны с формированием следующих умений учащихся:
- пользоваться различными видами каталогов и поисковых систем Интернет;
- самостоятельно планировать, организовывать сбор информации разными способами и систематизировать ее;
- делать аргументированные выводы на основе полученной информации;
- др.
Слайд 46Хабаровский краевой институт развития образования
3) Что я предлагаю?
-
идея изменений, сущность инновации, преобразования, эффективного способа обучения (например, в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования; в организации учебного или воспитательного процесса, др.), как они соотносятся со стратегическими принципами, заложенными в концепции образовательного учреждения.
- теоретические основы опыта, то есть социально-психологическое и педагогическое его истолкование (проанализировать ведущие идеи, концепции и положения, имеющие существенное значение для данной работы, выделив из них те, что легли в основу опыта)
Слайд 47Хабаровский краевой институт развития образования
4) Что, как и почему я это
делаю? (способ решения проблемы, или технология реализации идеи)
Педагогический опыт может быть связан с разными составляющими учебно-воспитательного процесса:
- с содержанием образования;
- с технологиями обучения и воспитания;
с организацией учебно-воспитательного процесса.
По масштабу изменений это может быть:
- целостная система, включающая принципы, методы, средства, алгоритмы действий, правила, приемы, формы педагогической деятельности; как системообразующие компоненты опыта могут выступать также содержание обучения и воспитания, показатели и критерии эффективности педагогического процесса, условия его проведения и другие виды педагогического творчества, отражаемые в категориях педагогической науки;
Слайд 48Хабаровский краевой институт развития образования
- система работы педагога по
какой-либо одной проблеме, авторская методика (например, система работы по развитию информационной компетентности учащихся);
- отдельные эффективные методы, средства, формы и др. (например, использование авторского электронного учебного пособия);
- опыт освоения новых (например, технология критического мышления) или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод)
Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы. // Методист. – 2005. - № 2. – С. 29 - 33
Слайд 49Хабаровский краевой институт развития образования
Если опыт представляет собой систему, то следует:
- выделить ее компоненты,
- установить причинно-следственные связи между ними и полученными результатами.
ВАЖНО!
Не просто описать, что учитель делает, а объяснить, почему он делает именно это, почему в такой последовательности, а не другой, почему это дает результат и т.д.
Слайд 50Хабаровский краевой институт развития образования
5) В чем особенность, оригинальность авторского подхода?
Это можно сформулировать так:
- автором разработана (модифицирована, адаптирована…)
программа (тетрадь для учащихся, комплект дидактических материалов, обучающее электронное пособие ...) применительно к условиям … (назвать, к каким);
автором усовершенствованы приемы (средства, формы …, указать, какие конкретно) применительно к условиям … (назвать, к каким);
- автором систематизированы (классифицированы…) и сопровождены рекомендациями для учителя (учащихся…) задания (задачи, упражнения …);
- др.
Слайд 51Хабаровский краевой институт развития образования
6) Что дает это?
-
результаты должны напрямую соотноситься с целью и задачами педагогического опыта,
- цель и задачи определяют выбор критериев и показателей.
Система показателей (то есть фактов, позволяющих выявить и оценить результат по каждому из критериев) и индикаторов (показателей, которые можно изменять) должна позволять оценить достижения и результаты учащихся:
- в динамике («прирост» за 2-3 года)
- или в сопоставлении (например, с результатами учащихся, в работе с которыми не применялась авторская методика, или в сравнении со средними значениями по школе, району, благодаря чему оценка приобретает более обоснованный характер).
Слайд 52Хабаровский краевой институт развития образования
Подбор или разработка адекватных контрольно-измерительных заданий (например,
компетентностно-ориентированных), средств диагностики.
Представлять результаты рекомендуется:
- в диаграммах, графиках, таблицах с обязательными комментариями к ним,
- в виде аналитического описания.
Слайд 53Хабаровский краевой институт развития образования
7) За счет чего достигается результат?
Каковы ограничения и риски?
- трудоемкость опыта – условия, (нормативно-правовые, материально-технические, финансовые, программно-методические, организационные, личностные и другие), которые требуются для введения, освоения и внедрения инновационного опыта на другую почву;
- ограничения – те тенденции изменения внешней среды, которые необходимо обязательно учитывать в процессе внедрения данного опыта, чтобы обеспечить его воспроизводимость и максимальную эффективность в других условиях;
- риски – угрозы внедрения предлагаемого опыта, которые создаются во внешней среде и которые должны быть устранены или минимизированы на этапе проектирования его диссеминации
Слайд 54Хабаровский краевой институт развития образования
Формулировка темы должна быть конкретной, то есть
отражать:
- на каких личностных новообразованиях учащихся акцентировано внимание (развитие …, воспитание …, формирование …);
- какими способами это достигается (методы, технологии, средства …);
- к каким этапам и условиям педагогического процесса, конкретным объектам она привязана (на … ступени обучения, в условиях городской/сельской /малокомплектной … школы, в процессе изучения …, во внеурочной деятельности по предмету и т.д.).
Примеры: «Развитие коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания»; «Развитие детской одаренности методами исследовательской деятельности на занятиях биологического кружка»
Слайд 55Хабаровский краевой институт развития образования
Приложения (продукты деятельности педагога):
- разработки
открытых уроков, сценарии мероприятий …,
- наглядный, дидактический, диагностический материал,
рекомендации по его использованию,
- авторские программы, пособия, цифровые и другие образовательные ресурсы
Слайд 56Хабаровский краевой институт развития образования
Стиль изложения педагогического опыта –
учебно-педагогический, в
котором особое внимание уделяется сочетанию научности и доступности.
Основные требования к языковому оформлению работы:
- точность, строгость, четкость;
- логичность;
- объективность;
- краткость;
- ясность.
Слайд 57Хабаровский краевой институт развития образования
Список использованной литературы согласно правилам библиографического описания
публикаций:
- литературные источники,
- Интернет-ресурсы