Слайд 1Развитие гражданского образования для молодых людей на Северном Кавказе
IV Межрегиональная школа
молодого библиотекаря.
г. Железноводск, 19-22 июня 2007 года
Константин Вишневский
Слайд 2Права человека и гражданское образование
Гражданское образование включает в себя обучение и
воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.
И первый шаг на этом пути – осознание себя как личности, осознание своих прав и обязанностей.
Слайд 3Права человека и гражданское образование
Тема прав человека должна стать исходной для
любого курса, посвящённого изучению взаимоотношений человека, общества и государства, отношений граждан между собой, то есть лежать в основе гражданского образования в целом.
Слайд 4Права человека и гражданское образование
Все сложнейшие государственно-правовые явления в конечном счёте
кристаллизуются в правах человека, выступающих основой, центральным звеном государственной и правовой жизни.
Права человека – это ценностный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» не только к государству, праву, закону, законности, правовому порядку, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развития последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объёма этих прав и степени их реализации.
Слайд 5О каком гражданском обществе мы говорим?
Для гражданского общества важна гражданственность,
продвижение общественных интересов;
Зрелое гражданское общество состоит из людей с сильной мотивацией, которая основывается на желании что-либо менять в этой жизни;
Гражданское общество – это социальное пространство для реализации личностью своих интересов.
Слайд 6Роль гражданского общества
Гражданское общество – это система позволяющая реализовать гражданский потенциал
и ресурс общества для увеличения благосостояния страны.
Ответственный гражданин, обладающий критическим мышлением – условие существования демократии.
Слайд 7Что такое гражданское общество?
Совокупность независимых от власти, партий и корпораций, ответственных
и активных граждан, неравнодушных к тому, что происходит в стране, готовых отстаивать свои специфические интересы и с этой целью объединённых в ассоциации различных некоммерческих (НКО) и неправительственных (НПО) организаций, способных воздействовать на власть для решения конкретных задач.
Слайд 8Функции гражданского общества
Есть множество определений функций гражданского общества, но в
основном их можно свести к следующему:
социальная защита и взаимопомощь граждан;
контроль за деятельностью государства (в том числе защита прав человека);
участие в управлении – на местном, национальном, международном уровне;
утверждение гуманистических и демократических ценностей.
Слайд 9Есть ли в России гражданское общество?
По данным из «Доклада Общественной
палаты РФ о состоянии гражданского общества» (2007):
В России 360 000 НКО или 2,5 на 1000 жителей;
10-15% населения страны участвовали в 2006 году в различной добровольческой деятельности;
В деятельность НКО вовлечено 10-15 миллионов человек;
И в то же время:
36% граждан заявили, что им не известны какие-либо общественные организации;
77% ничего не знают о благотворительных организациях (Форум Доноров - 2006).
Слайд 10Почему Россия пытается строить гражданское общество?
Мы хотим, чтобы наша страна была
нормальной, чтобы все граждане чувствовали себя нужными, их способности востребованными, а условия жизни достойными.
ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО?
Прежде всего, чтобы в процесс управления и принятия решений вовлекались граждане. Чтобы у них было право выбора и ответственность за этот выбор.
Слайд 11Гражданское образование для молодых людей в условиях
Северного Кавказа
Формирование гражданственности
является важной составляющей воспитания свободной личности. Оно способствует становлению ценностей, направленных на развитие цивилизованного общества, справедливости, демократии, уважения закона.
Не менее важным для формирования личности являются такие понятия, как долг, ответственность, права каждого гражданина, сообщество, власть и сила, сотрудничество и конфликт.
Слайд 12Гражданское образование для молодых людей в условиях
Северного Кавказа
Гражданин в сложных
ситуациях руководствуется принципом «помоги себе сам», не апеллируя к власти, но в высшей степени способен к сотрудничеству. И, разумеется, ощущает ответственность за других, за общество в целом.
Слайд 13Гражданское образование для молодых людей в условиях
Северного Кавказа
Но, поскольку сейчас
мы говорим о том, как на практике, да ещё в специфических условиях нашего региона привлечь молодых людей к участию в процессах гражданского образования, я хочу поделиться несколькими «ноу-хау», разработанными сотрудниками нашей организации в процессе реализации подобных программ на Ставрополье и в некоторых республиках Северного Кавказа.
Слайд 14Гражданское образование для молодых людей в условиях
Северного Кавказа
Понятно, что привить
нашему народу любовь к соблюдению стандартов прав человека в повседневной жизни, к прелестям проживания в условиях гражданского демократического общества и, что особенно нереально, к стремлению жить в условиях «мифологического» для России правового государства, дело чрезвычайно трудное.
Поэтому надо придумывать что-то особенно привлекательное, тем более что гражданское образование – это не только обучение основам защиты прав человека.
Слайд 15Гражданское образование для молодых людей в условиях
Северного Кавказа
Мы пошли по
пути наименьшего сопротивления, взяв за основу тренинговых программ обучение через опыт. То есть то, когда люди во время тренингового занятия попадают в смоделированную на основе реально произошедшей когда-либо в жизни ситуацию, и, находя пути решения данной проблемы, приобретают опыт разрешения такой и подобных ситуаций, которые могут случиться в повседневной жизни с каждым человеком в нашей стране.
Слайд 16Гражданское образование для молодых людей в условиях
Северного Кавказа
Таким образом, человек
проигрывает, пропускает через себя ситуацию и получает теоретические знания, а также некоторый набор прикладных навыков.
Вторым этапом мы предлагаем набраться практического опыта путём проявления активного гражданского участия или защиты прав человека, приняв непосредственное участие в каком-либо мероприятии или общественной акции, проводимых нашей организацией.
Слайд 17Гражданское образование для молодых людей в условиях
Северного Кавказа
Не буду перечислять
всего, потому что тут важно не копировать, а понять суть для того, чтобы суметь проявить творческий подход в соответствии с возможностями и условиями каждого. Приведу лишь один пример успешного вовлечения граждан любого возраста и социального статуса в процесс активного участия в защите прав человека.
Слайд 18Гражданское образование для молодых людей в условиях
Северного Кавказа
Мы предлагаем слушателям
тренингов перечень прав человека, родившийся в голове у кого-то из членов Международного молодёжного правозащитного движения. Он понятен и близок простому человеку, потому что написан тем языком, на котором люди общаются между собой.
Слайд 19Народный сборник прав человека
Каждый человек имеет право на часть пространства,
равную объёму его тела.
Каждый человек имеет право отбрасывать тень.
Каждый человек имеет право на энергообмен с внешней средой.
Каждый человек имеет право применять и испытывать на себе силу.
Каждый человек имеет право колебаться и волноваться.
Каждый человек имеет право колебать и волновать других.
Слайд 20Народный сборник прав человека
Каждый человек имеет право молчать, а каждый второй
– не пользоваться этим правом.
Каждый человек имеет право на неограниченный информационный ресурс в режиме чтения и записи.
Каждый человек имеет право фильтровать входящие и выходящие информационные потоки.
Каждый человек имеет право шевелить частями тела, которые у него шевелятся, и мозгами, в случае их наличия.
Каждый человек имеет право думать о чём-то, о том о сём, ни о чём и чёрт-те о чём.
Слайд 21Народный сборник прав человека
Каждый человек имеет право думать головой или любым
другим местом, или маршировать.
Каждый человек имеет право рассчитывать на себя или на себя самого или только на себя самого.
Каждый человек имеет право на общение и одиночество.
Каждый человек имеет право неоднократно согреваться и один раз остыть.
Слайд 22Гражданское образование для молодых людей в условиях
Северного Кавказа
Вы знаете, шутка
шуткой, но всегда в аудитории возникают вопросы. И начинается дискуссия. И мы переходим к серьёзному разговору и начинаем разбирать уже права человека, прописанные в международных документах. А потом мы предлагаем провести какую-нибудь полезную акцию из серии «мозготерапия».
Слайд 23Гражданское образование для молодых людей в условиях
Северного Кавказа
Например, однажды в
нескольких ВУЗах города были установлены урны, в которые всем предлагалось выкинуть то, «чем нам засоряют мозги». Это могли быть статьи в различных журналах и газетах, брошюры и книги, листовки, буклеты, реклама, всё, что угодно. Урожай получился потрясающим!!!
После этого число желающих посетить занятия на тему «Ваше право на правдивую и достоверную информацию» резко увеличилось…
Ну и так далее…
внимание!
Константин Вишневский,
директор Центра гражданского просвещения НОО СКЦОИ «Альтер Вита»
Моб. тел.: 89187450354
E-mail: vishnevskiy@inbox.ru