Слайд 1Развитие биологического образования школьников и методики преподавания биологии в ХХ веке
План
лекции:
Особенности преподавания естествознания в начале ХХ века.
Преподавание естествознания по «общежитиям природы».
Вклад В. В. Половцова в развитие биологического направления в развитии методики естествознания.
Слайд 2Особенности преподавания естествознания в начале ХХ века
Естествознание как школьный предмет
было возвращено в российские гимназии в 1901 году (не преподавалось с 1890 года).
Организация первой педагогической экскурсионной станции в 1910 году в Павловске (Мольденгауэр и И.И. Полянский).
На уроках чаще стали применяться практические методы обучения (лабораторные работы) и натуральная наглядность – в коммерческих училищах.
Слайд 3В частных гимназиях и коммерческих училищах естествознание преподавалось в достаточно большом
объеме и на высоком уровне.
В программах этих училищ стояли не только курсы зоологии, ботаники, анатомии человека, но и заключительный курс биологии, включавший элементы эволюционного учения.
Слайд 4Коммерческие училища имели хорошую материальную базу, в них устраивались отлично оборудованные
кабинеты естествознания.
Отличительной особенностью методики преподавания естествознания в коммерческих училищах являлось проведение экскурсий, постановка экспериментов, практические занятия.
Впоследствии передовой опыт педагогов училищ был оформлен в виде пособий и рекомендаций для учителей.
Слайд 7Преподавание естествознания по «общежитиям природы»
Д. Н. Кайгородовым была разработана программа для
трехлетнего преподавания естествознания (1901), простроенная на идее изучения естествознания по «общежитиям природы»
Слайд 10Д.Н. Кайгородов основной целью изучения естествознания в школе считал формирование у
школьников понимания причинно-следственных отношений в природе, взаимной зависимости между живыми организмами.
Всего изучалось 6 общежитий природы: лес, луг, пруд, река, поле, сад.
Изучение каждого общежития происходило по следующей схеме: мир растений и мир животных во взаимосвязи с условиями среды.
В программу входило проведение большого количества экскурсий (12 в год). В рамках программы за три предполагалось изучение 353 видов растений и животных.
Слайд 11Краснолесье
Мир растений
1. Древесные породы (сосна, ель, пихта, сибирский кедр, лиственница, можжевельник).
2.
Живой почвенный покров: черника, брусника, вереск, папоротники (орляк, щитник, папоротники леса и каменный уголь), плауны, мхи (кукушкин лен и торфяной мох, образование мха), лишайники, грибы (белый, масленник, рыжик, мухомор, рост грибов и их значение).
3. Мертвый почвенный покров (хвоя, ветки, сучья и др.).
Мир животных
1. Охранители краснолесья: дятлы, синицы, королек, кукушка, совы, лисица, наездники, жужелицы и др.
2. Вредители краснолесья: сосновый шелкопряд, бабочка-монашенка, еловый короед.
3. Животные краснолесья: заяц-беляк, волк, медведь, лось, рысь, ласка, клест, глухарь, тетерев, гадюка, веретеница, муравьи.
Слайд 12Во время кровопролитной кавказской войны в XIX в. случилось зловещее и
таинственное происшествие. В крепости Адлер – мрачном, окружённом болотами месте – погиб целый гарнизон русских солдат. За пять лет крепость потеряла 922 защитника, но ни один из них не был убит горцами. Что могло послужить причиной этой трагедии?
Слайд 14
Несмотря на огромные размеры, киты очень быстроходны. Один кашалот, в тело
которого вонзился привязанный к тросу гарпун, протащил за собой китобойное судно водоизмещением в 600 тонн, словно буксир, несмотря на то, что корабельная машина работала полным ходом. Какие особенности внешнего строения китов являются причиной высокой скорости передвижения в воде? Как эти сведения используют люди в кораблестроении?
Слайд 15Вклад В. В. Половцова в развитие биологического направления в развитии методики
Слайд 16Важной заслугой В.В. Половцова стало методическое обоснование «биологического метода», который, по
сути, является экологическим подходом к отбору учебного содержания.
Обосновал три основных принципа отбора содержания учебного предмета
1. формы должны изучаться в связи с их отправлениями;
2. образ жизни животного или растения нужно изучать в связи со средой его обитания;
3. для изучения в школе следует отбирать те организмы, которые дают богатый биологический материал.
Слайд 17В.В. Половцов пропагандировал проведение практических занятий при изучении ботаники и подготовил
методическое пособие для преподавателей «Руководство к практическим занятиям по ботанике» (1909).
В.В. Половцовым создан первый в России учебник для студентов «Основы общей методики естествознания» (в 1907 году).
Участвовал в организации общества педагогов-натуралистов - ОРЕО (1907).